Минанкари - Грузинская перегородчатая эмаль. Ювелирные украшения грузия


Украшения, которые стоит привезти из Тбилиси, Buro 24/7

Рассказываем во всех подробностях где охотиться за украшениями в Тбилиси, и на какие из драгоценных трофеев стоит обратить особое внимание

Думая над этим списком, мы сразу хотели в числе первых упомянуть Eshvi — марку, основанную в Лондоне двумя девушками из Грузии, Натией Чхартишвили и Тамар Сванидзе. Но, хотя украшения их совершенно замечательны, дизайнеры все-таки не живут в Тбилиси и свой бренд по праву называют не грузинским, а британским. Так что в нашем сегодняшнем списке Eshvi не будет. И все же, если до этого о марке вы ничего не слышали, обязательно поищите их украшения в сети — и, конечно, почитайте о них на Buro. А мы пока расскажем о восьми интересных грузинских марках, специализирующихся на украшениях.

 

Sofio Gongli  @sophogongliashvili

Прекрасные эмалевые кольца и броши Софо Гонглиашвили — практически лицо Грузии, когда речь заходит о дизайне украшений. Во-первых, что совершенно очевидно, это красиво. Во-вторых, Софо стала главным грузинским дизайнером, выведшим старинную технику эмали из учебников по истории прямо на прилавки самых передовых концепт-сторов. Созданием украшений она занимается уже около 17 лет, а первую полную коллекцию выпустила в 2000 году. При всем этом за столько лет в бизнесе суровой бизнес-леди дизайнер так и не стала — ее по-прежнему хочется назвать в первую очередь художницей, да и сама о себе она говорит именно так.Во всех украшениях, которые делает Софо, так или иначе всплывает тема природы. Где-то закручиваются традиционные цветочные орнаменты, где-то на стилизованный цветок — а иногда и на морковь! — по форме похожи сами украшения. Но в новой коллекции тот же мотив воплощен особенно буквально. Героями сюжетных росписей стали пары животных, которых сама Софо называет даже не обитателями знаменитого ковчега, а Адамом и Евой. В ролях библейских героев предстают леопарды и лошади, собаки и петушки, кролики и зебры. Некоторые — даже на фоне той самой яблони, из-за которой Адам и Ева были изгнаны из Эдема. Так художница задается вопросом, почему сами люди всегда ставят в центр мироздания именно себя, воспринимая окружающий их мир и населяющих его живых существ как фон и забывая о ценности их жизней.

Sidonia [email protected]

За красивыми украшениями Sidonia Nun стоит удивительная женщина — сестра Сидония, монахиня из греческого монастыря Святого Георгия. Там она провела 12 лет, успев и поступить в университет, где изучала историю, археологию и антропологию, и научиться рукоделию, — это, по ее словам, традиционный монастырский труд. Так что учительницами сестры Сидонии в этой сфере стали другие монахини. Хотя базу заложил еще ее родной отец — он был художником и дочери оставил в наследство свое чувство цвета. «То, что мой осознанный выбор, — говорит она сама, — одежда черного цвета, не значит, что вся колористика мира для меня умерла. Меня восторгает вселенная и ее разнообразие. Я, так же как вы, остро чувствую красоту — может, даже острее».Такую биографию, безусловно, не назовешь типичной — тем более для дизайнера украшений. Но именно этот необычный опыт ее основательницы и дал марке ту самобытность, которая выделяет ее среди остальных. Украшения сестра Сидония начала делать всего три года назад, но они непохожи ни на чьи другие — в них смешиваются самые разные техники и материалы: традиционная грузинская вышивка, эмаль и филигрань, серебро и жемчуг. Она первой стала делать и украшения-перевязи, оплетающие голову. Сегодня сестра Сидония большую часть времени проводит в своей мастерской в Тбилиси. У нее обнаружили злокачественную опухоль, и она уже долгое время борется с болезнью — один курс химиотерапии позади, но лечение продолжается. Это не мешает дизайнеру строить большие планы — хотя сама сестра Сидония не относится к своему делу как к бизнесу, называя его в первую очередь способом самовыражения и следствием своей тяги к красоте, уже сейчас ее украшения продаются в нескольких магазинах в столице Грузии: в Canape и Roberto Bravo. А скоро должны появиться и в России. Один из российских дизайнеров, с которыми сестра Сидония сейчас ведет переговоры, как раз и показал нам ее работы. Имени его мы пока, пожалуй, называть не будем — не портить же чужие сюрпризы!

[email protected]

В какой бы местный концепт-стор вы ни пришли, будь это просторный Dots или крохотная винтажная лавка при кафе O, Moda, Moda, разглядывая стенд с украшениями, вы непременно наткнетесь на Khoshtrik. Хотя марка эта совсем молодая — грузинка Тамара Хоштария открыла ее всего 2 года назад, познакомившись с основательницей More is Love Нино Элиавой. К тому моменту Тамара успела побыть журналисткой и художником-графиком и уже занималась украшениями, но ни полноценного бренда, ни даже названия у ее небольшого дела не было. Знакомство с Нино, ставшей для дизайнера первым байером, ее подстегнуло. Название сложилось быстро: как говорит сама Тамара, Хоштрик — ее детское прозвище.Ювелирному делу она не училась. И поначалу для своих изделий дизайнер часто использовала разные металлические детали, пользуясь словарем художника, «найденные объекты». Но сейчас, по собственным словам, от этого отошла — дохновение Тамара теперь находит не в окружающем мире, а в собственной голове. И старается не следить за тем, что делают другие дизайнеры украшений, чтобы даже ненамеренно ничего и ни за кем не повторить. Первыми хитами Khoshtrik стали браслеты и чокеры из согнутых металлических брусков с крупными шариками на концах. Саму Тамару Хоштарию их успех уже утомил — сейчас акцент она делает на другие вещи. Например, объемные браслеты из вложенных друг в друга геометрических фигур. Или кольца из плоских пластин, вырезанных в форме больших кругов и сердец. Или квадратные серьги, которые не крепятся на мочке, как мы привыкли, а словно проходят ее насквозь, так, что один угол располагается у виска, а другой — за ухом. Или огромные каффы из сплошных металлических пластин, отполированных до почти зеркального блеска. Минимализм — главный принцип Тамары в работе, но в ее украшениях он выглядит совсем не так, как у других.В Москве Khoshtrik, как и большинство грузинских марок, ищите в INDEXflat — Анка Цицишвили, его владелица, знает все. 

Materiel by Aleksandre [email protected]

У Materiel, как вы можете помнить из нашего предыдущего «грузинского» материала, сразу четыре модные линии, разрабатываемые под руководством четырех разных дизайнеров. Каждый из них делает для своей линии и аксессуары. В линейке Ладо Бокучавы, например, особенно хороша обувь. А вот серьги лучше всех удаются Александру Ахалкацишвили. Для своей весенней коллекции грузинский дизайнер сделал украшения столь же простые, сколь и эффектные: кто бы мог подумать, что обычные деревянные квадраты и круги, раскрашенные в черный или красный цвет, могут производить такое впечатление? Причем тот вариант, который кажется самым неочевидным, — то есть как раз красные квадраты — на деле оказывается самым интересным. И идут эти серьги тоже, как ни странно, решительно ко всему. Единственный недостаток серии — вес украшений. Если вы не привыкли носить тяжелые серьги, то продержаться с этими супрематическими шедеврами в ушах сможете не больше 2-3 часов. А вот в осенней коллекции эта проблема, кажется, была исправлена: новые серьги, «проволочная» вязь грузинских слов, выглядят совершенно невесомо. Чтобы купить их, осени ждать необязательно — уже через неделю после показа украшения привезли в магазин Materiel.

 

George [email protected]

О Джордже Кебурии мы уже, как и о Materiel, упоминали в предыдущем материале из Тбилиси, посвященном лучшим коллекциям местной недели моды Mercedes-Benz. Но не обойтись нам без него и здесь. Потому что еще заочно, сидя в московской редакции, с тем, что делает Джордж, мы познакомились как раз через его деревянные серьги-звезды, замеченные на сайте More is Love. Украшения, сложенные из черно-белых звезд, месяцев и кометных хвостов, — из его второй коллекции аксессуаров, созданной специально к «космической» коллекции одежды S/S 2016. В ней смешались русский авангард и американский «Звездный путь», и серьги в виде небесных тел стали логичным продолжением темы. Они, впрочем, очень быстро зажили своей собственной жизнью и предсказуемо стали большим хитом. Еще один важный плюс, помимо самого дизайна, — их легкость. Такие точно даже к концу дня не заставят вас проклинать себя за необдуманное желание сыграть в street style-диву.Особенно популярны оказались те, в которых ведущую роль играют крупные месяцы, увенчанные маленькими звездами, — может быть, потому, что напоминают узнаваемые мусульманские символы. Но утверждать с уверенностью не возьмемся — сам дизайнер говорит, что ничего специального он в этом случае не подразумевал.Серьги из первой коллекции Кебурии, тоже из дерева, но сложенные из геометрических фигур вместо небесных тел, еще можно купить в сети. А вот третью он решил пока не делать, оставив последний показ без авторских аксессуаров. Почему? Просто потому, что ему в голову, по собственным словам, пока не пришло ни одной столь же стоящей идеи, — звезды с месяцами оказались так популярны, что переплюнуть их успех будет нелегко. Но, надеемся, к следующему сезону Джордж Кебурия все-таки соберется с силами и, по крайней мере, попытается.

LiliЭта марка — самая загадочная из всех в нашем списке. И вовсе не потому, что украшения похожи на магические амулеты и имеют мистический тайный смысл. Совсем наоборот: так хороши вещи Lili как раз потому, что подчеркнуто нежны и наивны, словно детские медальоны дружбы. Или закопанные в песке, под стеклом, «секретики». Просто найти про марку хоть что-то в интернете — миссия практически невыполнимая.Зато офлайн это несложно — когда будете в Тбилиси, искать отправляйтесь в Dots. Это магазин (итак, пришло время для небольшого экскурса в тбилисские модные реалии), где представлены вещи самой демократичной линии все того же дома Materiel, название которой совпадает с названием концепт-стора. И как раз PR-менеджер Materiel, Саломе Микашавидзе, Lili и нашла. Новое имя отыскалось на местном flea market — но не на барахолке, а на встрече для более или менее своих, наподобие российского «Ламбада-маркета». И, как рассказывает Саломе, на кого бы она там ни посмотрела, у всех на шеях висели кулоны с вложенными между стеклянными пластинами цветочными лепестками и пушинками одуванчиков. Так что, когда Dots запустился (а произошло это совсем недавно) и его команда находилась в поиске новых дизайнеров аксессуаров, девушка сразу вспомнила про ту марку. Занималась Lili — и занимается по сей день — Лилиан Бучукури, которая к известности и славе не стремится. Но ее украшения и без дополнительной рекламы в Dots расходятся на ура.

Украшения, которые стоит привезти из Тбилиси (фото 1)

[email protected]_jewelry

Марку Silhouette придумали и запустили сразу три девушки: Теко Урушадзе, Натия Лагидзе и Тамта Лазишвили — подруги детства, неразлучные с начальной школы. Все они до ее запуска были заняты в разных сферах, которые, по счастливому совпадению, идеально дополняют друг друга, когда решаешь ступить на опасный модный путь. Теко всегда интересовалась дизайном, Натия работала в сфере телекоммуникаций, а Тамта (которая, кстати, и стала подругой редакции Buro 24/7 по переписке в ходе работы над материалом) занималась маркетингом и пиаром.Командная работа дала свои плоды — хотя Silhouette всего полгода, внутри Тбилиси марку уже прекрасно знают. Их эмалевые украшения с силуэтами изящных дамских головок и серьги-ананасы можно найти практически в любом тбилисском концепт-сторе — то же мы чуть выше говорили и о Khoshtrik, и в обоих случаях это вовсе не преувеличение.Как описывают собственный бренд сами основательницы Silhouette? По их словам, они используют исключительно материалы, традиционные для грузинской культуры: эмаль, серебро, рог, латунь, — комбинируя их и создавая украшения, гармонично вписывающиеся в стиль современных девушек. Особенно, как говорит Тамта, в последнее время популярны их изделия из рога: «В Грузии этот материал издревле использовали для изготовления сосудов для пития вина. Мы стали использовать его в неожиданном формате — и надо сказать, что результат получился исключительным. Наши украшения из рога в сочетании с серебром и эмалью — роскошны». И мы с такой нескромной оценкой, пожалуй, согласимся.

Ketevan [email protected]_saqareli

Да, эмаль в Тбилиси теперь популярна: а вот и еще одна марка, для которой эта техника стала специализацией, — Ketevan Saqareli. Это, впрочем, далеко не единственный прием из репертуара Кетеван Сакарели. Она занимается созданием украшений уже 13 лет, со студенческих времен, — а училась будущий дизайнер на театроведа, то есть именно профильного образования, как и большинство героев нашего списка, не получала. Если в России все стремятся попасть как минимум в Британку, то здесь все больше предпочитают учиться самостоятельно, методом проб и ошибок. И этот подход, судя по всему, для многих прекрасно работает.За все то время, что Кетеван занимается ювелирным дизайном, она, по собственным словам, создала множество коллекций - каждая со своей индивидуальной историей и концепцией. Но самой популярной по-прежнему остается «мондриановская». Это заметно даже в Instagram — даже там большие серьги-квадраты (но не такие большие, как у Materiel!), сложенные из квадратов поменьше и прямоугольников, всегда оказываются в центре внимания.Сейчас украшения Ketevan Saqareli продаются в тбилисских Dots, Chardin One Concept и O, Moda, Moda. А в другие страны заказать их можно через соцсети. 

Украшения, которые стоит привезти из Тбилиси (фото 2)

www.buro247.ru

Минанкари - Грузинская перегородчатая эмаль: ochendaje

Искусство Грузии славится своим колоритом и неиссякаемой энергией. На протяжении многих веков она являлась удивительным симбиозом грузинских, европейских и восточных традиций.

На XIX век приходится особый подъем и развитие культуры Грузии, когда воссоздаются неповторимые техники прошлого и развиваются новые.

Это произошло и со знаменитой ювелирной техникой грузинской перегородчатой эмали.

Слева: Работы современной художницы Теа Гургенидзе узнаваемы благодаря необычной форме и строгому декоруСправа: «Рыба», работа художника Михаила Цалкаламанидзе, начало 1990-х.

Эти удивительной красоты ювелирные изделия поражают тонкостью работы и невероятными цветовыми решениями.

Сам метод изготовления подобных украшений неизменен уже двенадцать столетий, а по стоимости они не уступают ювелирным изделиям из драгоценных металлов и камней.Перегородчатая эмаль — трудозатратная и сложная эмальерная техника, не поддающаяся механизации.

Согласно самым ранним сохранившимся образцам искусство Грузинской перегородчатой эмали насчитывает не меньше 1 200 лет существования.

Сегодня некогда заброшенные традиции приобретают огромную важность, люди вновь и вновь обращаются к старинным работам, находят новые пути, которые со временем обязательно определят достойное место в процессе развития грузинской культуры.

Использование эмальерных технологий применялось еще в Древнем Египте и Греции, где специальными составами покрывали золотые украшения.

Родину эмальерного искусства историками принято считать Кипр (X вв. до н.э.), где еще примитивные техники начинали использоваться в ювелирном деле и завоёвывать популярность.

Икона Спаса из Гелатского монастыря (слева), XII век, Государственный музей искусств Грузии. Нимб Спаса и медальоны в окладе выполнены в технике минанкари — перегородчатой эмали.

Методы и техники нанесения эмали на металл развивались, и уже у древних кельтов появляется так называемая выемчатая эмаль, которая позднее будет называна перегородчатой. Грузинская эмаль – возрождение традицийЭмаль – тонкое стекловидное покрытие, получаемое путем расплавления стеклянных порошков с примесями различных металлов, которые дают разные цвета, непосредственно на изделии.

Расцвет ювелирного искусства перегородчатой эмали приходится на средневековье. Центром этой техники становится Византия, а Грузия, которая являясь соседом, испытывает сильное влияние византийской культуры и перенимает эту удивительную технику.

Уже на тот момент мастера придают эмальерным изделиям неповторимый грузинский подчерк, который можно наблюдать и в наши дни.

Хахульский триптих из Гелати

В течение веков земли Грузии опустошали войны, разрушались памятники раннего христианского искусства, в том числе и выдающиеся шедевры перегородчатой эмали. То, чему удалось сохраниться, находится в золотом фонде Государственного Музея Изобразительных искусств,  некоторые старинные работы можно увидеть на территории Западной Грузии (в Сванетии,  Кутаиси), но главная коллекция, состоящая из более чем 200 предметов находится в  Государственном музее искусств  в Тбилиси.

Безусловно, это совершенно не то  количество, которое способно описать производство прекрасных произведений на протяжении многих веков. Примеры перегородчатой эмали были рассеяны в разных церквях и монастырях Грузии, а когда их грабили и поджигали, многие и многие вещи пропадали без следов. Некоторые образцы сохраняются в Эрмитаже, в  Метрополитен-музее,  частных коллекциях.

Большинство из существующих памятников перегородчатой эмали датировано восьмым-двенадцатым веками, но, несмотря на столь почтенный возраст, очарование изделий ничуть не потеряно. Более поздний период датируется 15-17 веками. Грузинская коллекция перегородчатой эмали занимает достойнейшее место среди мировых сокровищ благодаря своей невероятно высокой художественной ценности. Согласно  исследователям грузинская перегородчатая эмаль – достойный конкурент Пала д'Оро, золотого алтарного образа в базилике Святого Марка  (Венеция).

Хахульский триптих в деталях

Своеобразным средоточием перегородчатой эмали специалисты называют икону Хахульской Божьей Матери. Икона выполнена в синтезе нескольких видов ювелирных техник — чеканки по золоту, ювелирного дела и перегородчатой эмали. В ней 115 пластин эмалей небольшого размера. Из образа Божьей Матери сохранились лицо и руки. С VIII по XII век мастера украшали икону драгоценными камнями. Этот шедевр— самая большая в мире перегородчатая эмаль (116×95 см), созданная в золотой век грузинской истории.

Хахульский триптих  сохранялся в монастыре Гелати, который был ограблен в 1859 году, как предполагают, не без помощи губернатора Кутаиси графа Левашова. Большая часть ювелирных украшений и золота была снята с триптиха и продана в России. Позже Левашов уполномочил московского  ювелира воспроизвести металлический триптих, который передали в монастырь Гелати в 1863 году.

Оригинальная икона, так же как и многие из украшений находились в частной коллекции русского живописца Михаила Боткина, потом в Эрмитаже, а в Грузию триптих вернулся в 1923 году, правда, во фрагментированном состоянии. Хахульский триптих – исключительный пример золотого века грузинской истории и культуры, представляющий богатство и величие эпохи. Медальоны (115 медальонов) имеют небольшой размер, кроме центрального изображения Девы Марии, очень сильно поврежденной (остались только руки и лицо святой). Кроме того, Хахульский триптих, самый большой пример перегородчатой эмали (116 см x 95 см).

Работа Заза Лодия

Как уже было сказано, изготовление ювелирных изделий производится согласно методу, который не менялся уже более двенадцати столетий. Также остаётся неизменным и рецепт клея, который скрепляет перегородки с металлической основой – он изготавливается по старинному рецепту из кожуры айвы.

Сама эмаль, закупается за границей. Существуют фирмы, которые занимаются производством эмальерных красок более двух веков. Краски крайне разнообразны в своей палитре и насчитывают около 200 оттенков.

Работы Нино Буркадзе

Эмальерные краски крайне сложны в применении, каждому цвету нужна определенная температура.«Для мастера, владеющего технологией изготовления перегородчатой эмали на первый план выходит создание и затем уже высоко художественное произведение»Тея Гургинидзе Что касается основ, на которые крепятся перегородки, то они, по закону техники перегородчатой эмали, должны быть сделаны из ювелирного металла. Но в сегодня существует многочисленное количество сплавов, которые по своим свойствам подходят для этой работы.

Грузинская эмаль всегда отличалась своими традиционными, красочными орнаментами. Зачастую отличительной черной грузинской эмали является использование таких цветов как болотный и винный, оттенки зеленого и красного цветов.

Теа Гургенидзе в своей галерее «Орнамент» учит делать минанкари всех желающих. И уверена, что художественные наклонности не главное.

Приятно, что в настоящий момент возрождаются такие красивые и необычные техники наших предков. Появляется большое количество мастеров, которые продолжают это благородное дело, а грузинская эмаль становится крайне популярна и признаётся во всем мире.

Одно из лучших мест в Тбилиси, где можно купить эмали и другие украшения и аксессуары  из серебра, золота, драгоценных и полудрагоценных камней,  старинные вещи  -  Субботний Блошиный Рынок – Рынок на  Сухом Мосту  и в его окрестностях. Одна из причин, почему иностранные туристы приезжают в Грузию -  уникальные, очень самобытные ювелирные изделия   высочайшего качества, которые продают по низкой цене.

Upd. от g_i_n_k_g_o: Наверное, все же, на Блошке украшений не так много, там больше именно товаров из разряда блошиных, пионерские галстуки, бюсты Ленина, мельхиоровые ложки. Нужно идти в золотые ряды у вокзала, предположим.

Минанкари можно встретить в Тбилиси и в художественных галереях, и на сувенирных развалах, как, например, на ступеньках Президиума Академии наук на проспекте Шота Руставелли.

Источники: (1), (2), (3), (4), (5)

Неделя Грузии в блоге:

ochendaje.livejournal.com

Золотая биржа в Тбилиси | Отдых в Грузии

золотая биржа в Тбилиси, ювелирка в Тбилиси, золото в ТбилисиЧто купить в Тбилиси? Какой подарок сделать любимой? Может ювелирное украшение из Грузии привезти?

«Золотая биржа» в Тбилиси зародилась в тяжелые годы постсоветского развала. Возле железнодорожного вокзала собирались одни, чтобы продать нажитое, а другие, чтобы купить.

Так и образовалась эта «биржа», по сути, большой ювелирный рынок. Каких-то пару лет назад в дешевых витринах были разложены килограммы ювелирной безвкусицы советской эпохи.

Ювелирные украшения в Грузии ценили издавна, особенно, изделия высшей 999 пробы. Традиционно такое золото пользуется спросом в виде обручальных колец.

Сегодня в зале с половину футбольного поля симпатичные, главным образом золотые дутые кольца и серьги красуются на фоне бесчисленных крестов, цепей и браслетов.золото в Тбилиси, золотая биржа в Тбилиси, что купить в Тбилиси

Ассортимент ювелирных изделий на золотой бирже в Тбилиси довольно однообразен, но отличается от российского. На вопрос о происхождении золотишка дается один ответ, что золото, мол, итальянское 750 пробы. Так или иначе, но говорят так специально, чтобы привлечь покупателя. В действительности, здесь продается много золота турецкого и местного производства.

Стоимость золота в Тбилиси

Стоимость золота в ломе в Тбилиси на ноябрь 2016 года составляет 56 лари за грамм (курс доллара к лари 1:2,44). Стоимость золота в изделии около 70 лари за грамм.

Цены разные и надо торговаться. Для начала стоит пройтись по всем прилавкам и прицениться. Для углубленного изучения ассортимента понадобится часа три, и что-то интересное вы обязательно купите.

Приобрести ювелирные золотые украшения в Тбилиси можно не только на золотой бирже, но и в ювелирных лавках в центре города. Цены там в 2-3 раза выше, чем на золотой бирже. Такая же ситуация с покупкой национальных грузинских украшений из серебра и эмали — минанкари.

золотая биржа, минанкари стоимостьНа золотой бирже минанкари представлены эмалями ширпотребного качества и более искусного уровня изготовления. Встречаются и очень качественные украшения.

Особенно привлекательно выглядят минанкари не в серебре, а в золоте. Стоят дорого, как никак, тонкая ювелирная ручная работа.

На «золотой бирже» продается: бижутерия, старинное столовое серебро, дешевые безделушки. Прилавки с изделиями поинтересней расположены внутри зала.

Месторасположения: центральный вход, первый этаж, центральный железнодорожный вокзал.

Время работы: с 11:00 до 18:00

Где-то поблизости с основной золотой биржей в Тбилиси есть еще пара торговых ювелирных центров, но на вокзале расположена центральная биржа.

www.tourvtbilisi.ru


Смотрите также