В грузии армяне


Демографический кризис грузинских армян

Лаура Саркисян, Sputnik.

Согласно данным, опубликованным Грузстатом, по переписи за 2014 год, количество армян по сравнению с 2002 годом сократилось на около 81 тысяч человек. И если в 2002 году в Грузии проживало 249 000 армян или 5,7%, то уже в 2014 году их количество составило 168 100 человек или 4,5% из проживающих на территории Грузии 3 713 804 человек.

Политика правительства или массовая миграция армян

По вопросу численности населения, в Грузии есть устоявшееся мнение. Некоторые до сих пор обвиняют правительство Шеварднадзе (второй президент независимой Грузии Эдуард Шеварднадзе) в том, что в 2002 году, когда была проведена перепись населения, количество жителей не соответствовало реальной картине, и было искусственно завышено. Это повлияло на составление избирательных списков перед парламентскими выборами к 2003 году. И все это на фоне того, что после переписи населения 1989 года, в переписях 2002 и 2014 годов отсутствуют "потерянные" Грузией территории Абхазии и Южной Осетии.

Невероятные приключения армянского посла в Грузии>>

Соответственно на численность населения в Грузии в целом, и на уменьшение количества этнических меньшинств, в частности армян, оказали влияние не только "потерянные" территории (армянской общины Абхазии), но и ряд факторов, в частности облегченная процедура принятия гражданства Республики Армения для этнических армян.

"Большинство армян — граждан Грузии, получив армянские паспорта, поехали на заработки в Россию. В результате отсутствия закона о двойном гражданстве в Грузии, при пересечении границы, многие автоматически были лишены грузинского гражданства", — сказал в беседе с корреспондентом Sputnik Армения научный сотрудник Центра региональных исследований академии госуправления Армении, эксперт по вопросам Грузии Джонни Меликян.

Многие же покинули места рождения, в результате плохих социально-экономических условий и проблем с рынком труда в Грузии, эмигрировав в более благополучные страны — Россию, США и Европу.

Возможные причины уменьшения армянской диаспоры

По мнению Меликяна, необходимо рассматривать эту проблему не локально и не акцентироваться только на армянах. Ведь по статистике сократилось количество и других этнических меньшинств.

Страница в Фейсбуке

Джонни Меликян

"Грузины покидают страну в надежде найти "тихую гавань", где есть возможность найти работу и обеспечить свои семьи. Следовательно, есть необходимость еще большего количества проектов по созданию дополнительных рабочих мест, как в Тбилиси (в меньшей степени), так и в других регионах страны (в большей степени), включая Самцхе-Джавахети и Квемо-Картли", — отметил Меликян.

Необходимо отметить, что по состоянию на ноябрь 2014 года, из 3 миллионов 713 тысяч жителей Грузии, 1 миллион 413 тысяч или 38%, находятся за чертой бедности и нуждаются в помощи государства. А среди "благополучных" оказался армянонаселенный регион Самцхе-Джавахети, где по данным Грузстата соцпомощь получает 6,5% населения региона, тогда как в самом бедном регионе — Рача-Лечхуми социальную госпомощь получает больше 44% населения региона.

© Sputnik/ Аракс Саргсян

Количество армян в Грузии

"Данными по Джавахети сомнительны, так как выводы делаются на основании получающих соцпомощь граждан. В этом регионе помощь получает 6,5% населения, но 42,6% населения претендуют на нее. Это число достигает уровня неблагоприятных регионов Грузии", — сказал Меликян.

Проблема сокращения армянского населения Грузии, может поставить под угрозу армянское наследие в этой стране, которое является собственностью государства и армянской общины — граждан Грузии. Его сохранение — первостепенная задача именно общины, уже после — соседней Армении.

Таким образом, армянская община Грузии стоит перед проблемой исчезновения, что может стать большой трагедией для народа, который издревле проживает на территории дружественной и братской Грузии.

Немного истории

Первое упоминание армян, проживающих на нынешней территории Грузии, согласно различным исследованиям датируется II веком до нашей эры, периодом, когда Армения в очередной раз впала в зависимость от сирийского царя Антиоха III Великого (224-187). Армянский фактор в этой стране и, в частности, в Тбилиси был постоянным на протяжении веков.

В Грузии армяне компактно проживали в городах, в частности в Тбилиси, где вплоть до середины 19 века, составляли большинство населения и носили звание "мокалаков". В период существования Российской империи и независимой Демократической Грузии, этнические армяне избирались на пост мэра Тбилиси. Первым мэром города Тбилиси был Измиров, затем Хатисян, далее Тер-Грикуров, и ряд других выдающихся армян. Многие армянские меценаты, такие как Манташев, Арамянц, Питоев, Тамамшев и другие строили и передавали в дар городу больницы, школы, театры, жилые дома, мосты, бани, библиотеки и даже тюрьму. Там же впервые было напечатано произведение армянского писателя Хачатура Абовяна "Раны Армении".

В столице Грузии творили такие выдающиеся представители армянского искусства и культуры как Раффи, О.Туманян, Г.Сундукян, Л.Агаян, Нардос, Мурацан, Х.Абовян, А.Акопян, П.Прошян, Церенц, А.Цатурян, Ширванзаде, В.Терьян, Саят-Нова, Шамчи-Мелко, Аваси, Дживани и Азира. Уроженцами Грузии также являются композиторы Микаэл Таривердиев и Арам Хачатурян.

ru.armeniasputnik.am

Армянская диаспора в Грузии: история, факты, личности

Говорят, Тбилиси без армян, все равно, что грузин без тоста. А ведь иногда даже столь шутливое выражение становится предметом спора между представителями двух этносов. Биология у нас такая, импульсивная. Заводимся, так сказать, с пол-оборота. К слову, прочитай  фразу, какой-нибудь армянин, желающий подчеркнуть значимость армянского вклада в развитие города, обязательно заметит, что Тифлис ведь и правда строили армяне. На что узревший в замечании некое посягательство на историческое наследие грузин ответит, ну, так вы же не только Тифлис построили, вы нам и письменность, собственно, подарили.

Распыляясь от эмоциональной полемики, армянин прибегнет к заезженной теме первичности принятия народами христианства. Начнет доказывать, что армяне приняли христианство раньше грузин, чем спровоцирует грузина уже на следующий аргумент: "Ну да, Шота Руставели, по вашему разумению, тоже армянский поэт…" И так до бесконечности, пока порох в пороховницах у оппонентов не иссякнет. Помните эпизод из гениальной комедии "Мимино"?

— Валик джан, зачем тебе большая авиация. Поедем ко мне. Мама долму готовит. Ты – любишь долма? 

— Нет.

— Потому что у вас не умеют готовить долма. А настоящий долма…

— Рубик, дорогой, только не скажи, что у нас и сациви не умеют готовить.

— Валик джан, у нас в Дилижане открываешь простой кран, вода течет  - второе место занимает в мире. 

— А первое в Ереване, да?

— Нее, в Сан-Франциско. 

— А Боржом? Вначале подумай, потом говори. 

Георгий Данелия, в общем-то, в этом фильме рассказал простым языком о природе взаимоотношений и дружбе между двумя народами, которые насчитывают тысячелетия. 

Армянский след

История сосуществования этих двух народов чем-то напоминает взаимоотношения супругов. Притом супругов горячих и темпераментных, таких, которые хоть и едят друг друга поедом, но и порознь жить вроде как не могут. Что-то вроде итальянской семейки, где бытуют общие традиции, обычаи, вера. И где, несмотря на общность культур и интересов, каждый пытается доказать, что он круче. А ведь этот родственно-дружественный альянс насчитывает уже тысячелетия!

Кстати, использование эпитета "родственный" тут не случайно. Есть в истории один спорный момент – царствование династии Багратионов в Грузии и Багратуни в Армении. Следуя свидетельствам армянских историков, род Багратидов берет начало с Иудеи. Во II веке до нашей эры араратский царь Грачи, совершив поход в Иудею, захватил много пленников, в числе которых был и иудейский царь Шамбат Багарат со своим многочисленным семейством. Именно он, по утверждениям историков, и был прародителем царей из княжеского рода Багратуни. По одной из версий, грузинский царский род Багратионов берет начало оттуда же. То есть от Багратидов в лице Гуарама Куропалата, взошедшего на престол Грузии в XII веке. Другая часть историков утверждает, что Багратионы произошли от древнегрузинского царского рода Фарнавазов. 

Впрочем, пусть в истории разбираются историки. А мы отправимся дальше, по армянскому следу. Наибольший приток армянского населения в Грузию приходится на период падения царства Ани, жители которого большей частью устремились в Тифлис и осели в районе нынешнего Авлабара. Где, как не в единоверной Грузии, было искать спасения от магометанского ига?!

Помимо всего прочего армян в Грузию приглашали грузинские правители. Ими заселяли целые регионы – Картли, Кахети. Происходило все это на взаимовыгодных условиях. Грузия им предоставляла благоприятные условия для жизни, армяне же трудились на благо новой родины — осваивали ремесла, строили дома, развивали торговлю, экономику, культуру. Царь Вахтанг, Давид Строитель, царица Тамар, Ираклий Второй — все они относились к армянам с особой симпатией и предоставляли им особые права и привилегии. 

Зажиточные армяне в Тифлисе получали звание почетного гражданина – мокалака. Главными критериями же для получения звания были происхождение гражданина, величина недвижимого имущества и капитала, а также несение службы при царском дворе. Цари оказывали мокалакам особенное внимание и уважение, позволяли им владеть крестьянами на общих туземных правах; за уголовные преступления мокалаки не подвергались подобно людям низших сословий казни, во времена, когда из Грузии посылалась персидским шахам дань девушками и мальчиками, они, откупаясь от нее, избавлялись от дани.

Мокалаки платили царю определенную подать. Армяне в Грузии, традиционно, и при царях, и позже, когда страна стала частью Российской империи, занимали высокие посты и пользовались уважением. К слову, градоначальниками Тифлиса становились преимущественно армяне. Первым в Тифлисе в 1841 году был избран местный армянин Измиров. Последним, до смены власти и прихода большевиков, эту должность занимал Хатисов (1909-1917гг).

Каждый из заступавших на эту должность мэров служил городу верой и правдой. Кто-то строил Михайловское ремесленное училище (впоследствии — 2-ая мужская гимназия, Нахимовское училище, средняя школа № 25), другой строил мосты, прокладывал водопровод, трамвайные пути. К слову, при последнем мэре города Хатисове была проведена канализация, асфальтирование и газовое освещение улиц. Большинство депутатов в городской думы Тифлиса были армянской национальности. А рассказать о том, сколько было построено состоятельными армянами и меценатами в Тифлисе и за его пределами домов, предприятий, театров, школ, больниц, кажется, и одной книги не хватит. 

Общинный опыт за рубежом

Культурно-просветительский и молодежный центр "Айартун" при Епархии ААЦ в Грузии действует в столице уже пятый год. Тут обучают языку, истории, культуре, игре на различных музыкальных инструментах, хоровому пению. Проводят экскурсии по городу, рассказывая о вкладе армян в его развитие, устраивают встречи с политиками, общественными деятелями, обсуждая настоящее и будущее. Проще сказать, чему тут не обучают. При центре же действует детский сад. Интересная деталь, принимают в него с одним условием. Берут с родителей обещание, что они отдадут детей в армянскую школу. Дети громко приветствуют нас на армянском языке, когда мы заглядываем в класс. Основная цель центра, объясняет его директор Левон Чидилян, популяризация всего армянского, сохранение языка и культуры.  

"Самая большая проблема тбилисских армян в том, что они не являются носителями армянской культуры, — говорит Левон. — Раньше сплачивающую роль в армянской общине играла церковь. Ее авторитет был велик. На церковь были возложены юридические функции. Свидетельства о рождении, крестинах, бракосочетании, смерти – все это граждане получали в церквях. Но весь этот порядок был низложен после прихода советской власти. Нигде на постсоветском пространстве нет понятия общинной жизни. А вот на Ближнем Востоке армянские церкви до сих пор такие сильные. Я был как-то в Тегеране. У армян нет там такого понятия, как поминки по усопшим, которые мы называем в Грузии келех. Если скончался чей-то близкий человек, члены общины приходят почтить память и в честь усопшего дарят какой-нибудь школе, газете, детскому саду, условно говоря, тысячу долларов. Информация об этом обязательно появится в местной армянской газете. И члены общины, покупающие эту газету, об этом прочтут. Понимаете, там считается признаком плохого тона не купить эту газету. У нас же все наоборот, ее стыдно приобретать". 

Интеграция или ассимиляция

"Надо как-то спасать армянскую культуру, остановить этот процесс. Мы находимся перед угрозой полной ассимиляции армян в Грузии. Зачастую процесс проходит естественным образом. Человек становится носителем грузинской культуры. У него остается только фамилия и все. Многие хранят фамилию из принципиальных побуждений. Другие легко с ней расстаются, переделывая на грузинскую. Неужели наши предки платили жизнью вот за это? Получается, лучше бы мы стали мусульманами, хоть жили бы на своей земле. В чем смысл, если через четыре поколения нами все утеряно?!" — говорит Чидилян.

Пока Левон горячо убеждает меня в необходимости спасать армянский этнос от полной ассимиляции, я мысленно возвращаюсь к малышам в детсадовской группе, которые веселым эхом вторили друг за дружкой армянское приветствие.

- А как же с перспективой на будущее? В то время, как все трубят о необходимости интеграции этнических меньшинств в Грузии, вы говорите об угрозе ассимиляции. Вот вы ставите родителям условие, чтобы они отдавали детей в армянские школы. Только насколько целесообразен такой подход? В регионах с компактно проживающим там армянским населением проблема стоит по-другому…

— Видимо, там народ понял на генетическом уровне, что полная интеграция приводит к полной ассимиляции, — с улыбкой замечает Левон. — Мы часто поднимаем в регионах вопрос необходимости интеграции в грузинское пространство. Говорим о том, что знать культуру и язык нужно обязательно. И вот на все наши доводы нас спрашивают, вы, тбилисские армяне, интегрированы в грузинское общество и где вы сегодня представлены? На это можно, конечно, возразить тем, что в государственных структурах работают представители нашего этноса. Но ведь носить армянскую фамилию еще не означает быть носителем армянской культуры. Язык, религия, традиции и обычаи ведь уже утеряны. 

Тут Левон замечает, что хоть центр и дает своим выпускникам какую-то частицу армянской культуры, но это не общеобразовательное учреждение, которое дает фундаментальные знания по истории, литературе. Для более глубоких знаний нужно открывать школы с высоким уровнем образования. Говорит, что центр как раз работает над тем, чтобы дети шли в армянскую школу. Ведь в школах обучение идет по программе, в которой изучению грузинского языка отводится солидное время.

"Если в Грузии будут открываться школы с качественным уровнем обучения, то нам удастся сломать стереотипы о том, что армянские школы — это плохо и обучение в них низкого уровня. А ведь так и было. Я сам закончил 109-ую армянскую школу. Тогда в Тбилиси насчитывалось десять армянских школ. На сегодняшний день остались полностью армянская 104 школа, которая стоит на месте Ванкского собора, и два армянских сектора в других школах. В советские времена наблюдалась абсолютная дискриминация нерусских секторов. У нас и книги были худшего полиграфического качества, и классы–лаборатории менее оборудованы. Все это было".

В подтверждение своей точки зрения Левон приводит мне наглядный пример из прошлого.

"Взять хотя бы основание Нерсесовского училища. Когда армянский католикос, выдающийся Нерсес Аштаракеци открыл в Тифлисе школу, очень многие армяне не говорили на армянском языке. Да, они ходили в армянскую церковь, но языка они не знали. У них не было возможности обучаться на армянском языке. А эта школа, превратившаяся впоследствии в семинарию, дала толчок для создания других. Парадокс этого училища состоял в том, что из одной такой школы выходили коммунисты, архитекторы, ученые, дашнаки (контрреволюционеры) и так далее. Выходили из школы люди разного мировоззрения, и каждый из них был лидером в своей отрасли. К слову, политический деятель Анастас Микоян и художник-скульптор Ерванд Кочар были одноклассниками. За счет того, что они были одноклассниками, Микояну удалось спасти своего давнишнего друга от репрессий, которые распространялись на него как на художника новой волны. Это реальный пример того, как за счет высокого качества обучения, можно вернуть обратно общину, которая была на грани ассимиляции". 

Подводя итоги нашей с ним беседы, Левон объясняет, что сегодня армянская диаспора, собственно, пожинает плоды той политической реальности, которая наступила после прихода коммунистов. Власть не могла допустить существования сильных общин внутри многоэтнических республик. Поэтому уничтожалось все, что об этом напоминало. Так было стерто с лица земли самое древнее доказательство присутствия армян в Грузии —  армянское кладбище Ходжеванк.

Аттракционы на костях

Пантеон армянских деятелей культуры находится почти рядом с кафедральным собором Самеба. История армянского кладбища, которое располагалось на месте сегодняшнего храма, берет начало с XVII века, когда влиятельный вельможа Бебутов обратился к царю Ростому с просьбой выделить ему территорию для семейного кладбища. Позже он построил там же церковь Сурп Аствацацин.

Целый век кладбище просуществовало как фамильная усыпальница. Ашхар-Бек Бебутова называли ходжа, что означает большой, ну а ванк – в переводе с армянского означает монастырь. Так за кладбищем и закрепилось это название. В 1899 году кладбище было ограждено массивной стеной, к тому времени оно стало крупнейшим армянским кладбищем в Тбилиси.

Количество захоронений в период до его разрушения составило более 90 тысяч. Большая часть мемориального кладбища и церковь Пресвятой Богородицы (Сурб Аствацацин) были разрушены в 1937 году. На месте кладбища власти решили устроить парк отдыха для горожан. Понатыкали аттракционов, скамеек и назвали его парком Дружбы. Официально парк открылся в 1938-ом.

Горожане с риском для жизни спасли несколько могил и надгробные камни. Их  собрали вокруг могилы армянского писателя Раффи. Часть захоронений перенесена из Ванкского собора, который уничтожили по приказу Берия. Эти несколько уцелевших могил и положили начало образованию на этом месте пантеона. 

Тбилисские армяне и шоколадное мороженое

С актером Тбилисского государственного армянского драматического театра Сергеем Сафаряном мы знакомы лет семь, хотя, по ощущениям, гораздо больше. Открытый и непосредственный, он представляет собой некий генератор положительной энергии…

Идеальная формула успеха, это два процента таланта, два процента удачи, и остальные 96 – трудолюбия, говорит Сережа и добавляет, что он далек пока от этой формулы, но стремится к ней. 

Предки Сергея попали в Грузию, спасаясь от геноцида. Люди тогда, убегая впопыхах из родного дома, брали с собой самое необходимое. Измученные жаждой, голодом и долгой дорогой, многие, не выдержав выпавших на их долю испытаний, погибали в пути. Такая участь постигла и семью Сергея. Прадед потерял тогда супругу и сына. Правда, мальчик выжил, его подобрала благотворительная миссия, которая помогала тогда беженцам. Они подобрали ребенка и привезли его в Тбилиси, определили в один из детских домов, где его отец позже и разыскал. Он забрал сына и обосновался в Грузии, женившись во второй раз.  

Сергей родился и вырос в Грузии. Тут же состоялся как актер армянского театра. Сергей, конечно, знал родной язык, но владел им ровно настолько, насколько владеют им тбилисские армяне. Для игры на сцене этого было недостаточно. Актерская профессия предполагает совершенное знание языка, притом языка, далекого от того, какой привыкли слышать в Грузии. Это он теперь со смехом вспоминает, как бегал за старожилами армянского театра с просьбой послушать его, исправить, научить расставлять правильно акценты. А тогда было не до смеха. Овладевать литературным армянским языком, даже этническому армянину, задача не из простых. 

Язык для Сергея никогда не бывал препятствием — ни в школе, ни в вузе, ни позже, уже в театре. Он человек такого склада – для него нет непреодолимых преград. Есть лишь отсутствие желания и человеческая лень. Поэтому, когда предложили играть на сцене уже грузинского театра, Сергей, не раздумывая, согласился. Потому что, по его глубокому убеждению, язык не может быть преградой в реализации творческого потенциала. 

"Меня заняли в одном проекте, который так и не состоялся, там нужен был как раз грузинский язык. И вот передо мной открыли секреты грузинского языка, которые я должен знать как актер. Я потратил месяц, чтобы выучить грузинский язык в той степени, в какой он мне нужен был. Но спектакль мы так и не сыграли. А потом был один спектакль молодого режиссера, который назывался "Противные, грязные, злые". Ставился он в "Свободном театре" и поднимал очень серьезные проблемы. Мне было дико приятно, потому что до этого спектакля грузинские режиссеры предлагали играть исключительно армянина. Притом не совсем приятного, образ, навеянный некими стереотипами. А в этом спектакле мы все играли грузин, точнее там вообще не фиксировалась наша этническая принадлежность. Мы все там одна большая семья, и все подводные течения и социальную проблематику нашего общества он поднял на поверхность. Он добивался того, чтобы люди вышли с этого спектакля с тяжелым осадком, переживая, анализируя… И, по-моему, он этого добился. Я не могу объективно оценить спектакль, потому что сам в нем занят". 

Лиха беда начала. За этим последовал еще один грузинский проект. А потом и вовсе грузинский спектакль на сцене армянского театра. Впервые за 160 лет существования армянского театра в Грузии! Играли спектакль "Белые флаги" по произведению Нодара Думбадзе. Рассказывая, как играли актеры армянского театра на грузинском языке "Белые флаги" на сцене театра в Озургети, Сергей весь оживляется и говорит, что очень хочет играть на грузинском еще. Потому что этот язык имеет свою мелодику, свою красоту, подачу. Силясь провести сравнительную параллель, он вворачивает: "Это как всю жизнь есть ванильное мороженое и вдруг понять, что есть еще и шоколадное". 

Крушение стереотипов

- Слушай, а вот ты давеча сам сказал, что режиссеры эксплуатируют один и тот же образ армянина, не особенно привлекательный. Разве это никак не отражается на взаимоотношениях двух этносов?

— Мне одна замечательная актриса в Армении рассказывала. Как-то она ехала в поезде. В нем ехали и грузины, и так они шумели, так шумели, что она не могла уснуть. Вроде бы мелочь, но в сознании образ грузин у нее навсегда теперь связан с шумом. Хотя для меня это вообще нормально, да, мы любим пошуметь, побалагурить. Я знаю абсолютно точно одну важную вещь. Здешние армяне должны всегда помнить, что любая ими допущенная оплошность — это камень в монолитное здание стереотипов, любой отрицательный поступок со стороны представителя армянского этноса будет восприниматься как отрицательная черта всего народа. 

"Я часто задаюсь вопросом самоидентификации, — продолжает Сережа. — А кто я есть на самом деле. Во мне ведь всего понемногу намешано. Особенно глубоко начал анализировать, когда впервые попал в Армению. Ощущения и чувства были непередаваемы. Ехал я на историческую родину с пониманием, что принадлежу к этому этносу. И концентрировался на своих ощущениях, чувствах. Да, я увидел Арарат, и у меня там что-то внутри екнуло, если хотите. Мне кажется, люди, которые никак не относятся к своей исторической родине, не испытывают к ней тяги, вообще не имеют родины. Но там я понял другую удивительную вещь. Я понял, что я не совсем армянин. Сложно объяснить. До поездки в Армению я думал, что армяне именно такие, как я. С таким же образом мышления, состоянием души… Оказалось, нет, я другой. Универсальность грузинских армян заключается в том, что мы можем посмотреть на это и глазами армян, и глазами грузин, ну и русских, потому, что росли на русской культуре. Потому что вот эти три культуры, так или иначе, но вплетены друг в друга. Ведь, в аджапсандал добавляется много ингредиентов. Но если его разбить на составные, то у всех специй есть свой самостоятельный вкус". 

Сергей на минуту задумывается. Затягивается сигаретой и чуть погодя продолжает: "Объяснить, почему ты любишь свою страну, сложно. У меня есть приятель, он русский и часто приезжает в Грузию. Говорит, что ему дорог каждый листочек в Грузии. Более того, он недавно свадьбу справил в Грузии". 

Сережа берет в руки телефон, начинает в нем что-то искать. Потом объясняет — в телефоне записаны произведения его любимого композитора Гии Канчели. Отправляясь в Армению и оказываясь в компании приятелей, знакомых, он включает их. Канчели знают по Чито-гврито и его музыке к кинофильмам, сетует Сергей, а с его серьезными произведениями слушатели знакомы меньше. Говорит, что когда он слушает Канчели, время для него останавливается. 

"Недаром говорят, хочешь понять, что такое дружба, приезжай в Грузию и поживи там", — задумчиво говорит он. 

"Под Марнеули есть деревня. В ней живут этнические азербайджанцы и армяне. И школа там армяно-азербайджанская. Так меня просто поразило, педагог общался с детьми то на азербайджанском, то на армянском языках. И это все было так органично… Эта деревня для меня доказательство того, что конфликта между азербайджанцами и армянами нет. Мы живем в уникальной стране…".

Екатерина Микаридзе

russia-armenia.info

Что ждет грузинских армян – ассимиляция или возрождение

Джавахк

Армяне в Грузии живут давно, очень давно и это наложило отпечаток на облик грузинской столицы, бывшей некогда культурным и административным центром Кавказа. Сейчас, по прошествии 80-и лет, об армянском наследии Тбилиси, да и всей Грузии помнят только сами армяне, вернее та часть, которая не утеряла своих корней и предков. Но с каждым годом  армяне все больше и больше ассимилируются,  и если дело пойдет так и дальше, лет через 50 в Тбилиси не останется армян. Нет, конечно, армяне будут, но под грузинскими фамилиями, что мы видим и сейчас. По рассказам самих армян, в Грузии очень легко поменять фамилию, особенно если ты армянин и хочешь стать грузином. О тбилисских армянах мы поговорим чуть позже, а пока – Джавахк. Там армяне составляли почти 94% населения.

Сегодняшний Ахалкалаки, несмотря на бодрые заверения властей Грузии и  программы «Вызовы тысячелетия», направленные на строительство дорог, ничем не отличается от того, что здесь было 20 лет: разбитые дороги, бедность, безработица, массовый отток работоспособного населения в Россию. Все свои надежды местное население связывало  с 62-й российской военной базой, которая под давлением Совета Европы была вынуждена уйти. Армяне остались без работы… Закрытие базы стало последним «вкладом» Эдуарда Шеварнадзе в постсоветскую Грузию.  Но в Джавахке уверены, что русские все равно вернутся. «Когда они уходили, командующий базой сказал: мы уходим тихо, но вернемся с грохотом. Мы очень на это надеемся», - говорят армянские активисты.  Есть еще одно: если Тбилиси продолжит свою политику по выдавливанию армян из своей родины, Джавахк пойдет на крайние меры вплоть до отделения. Но пока единственное требование армянского населения заключается в предоставлении автономии в составе Грузии, разрешение вести делопроизводство на родном языке, развивать культуру и литературу. Но именно этого официальный Тбилиси предоставить не может и не хочет.

C уходом военных на родину потянулись и духоборы – сегодня в регионе осталось всего 300  человек, которые тоже скоро уедут.

Грубо говоря, положение армянского населения в Джавахке можно сравнить разве что с ситуацией в Нагорном Карабахе до 1988 года. В городе Ахалцихе, центре региона, армян почти не осталось. Зато есть турецкий университет, несколько строительных компаний с совместным капиталом. Все государственные учреждения Самцхе-Джавахети находятся в Ахалцихе, кроме управления по нацбезопасности Грузии. Оно находится в Ахалкалаки и, как рассказывают, следит за всеми активистами. А так как последних в Ахалкалакском районе слишком много, то в ход идут постоянные угрозы, запугивание, шантаж.

Во времена Саакашвили, да наверное сейчас тоже  на армяно-грузинской границе есть списки граждан Армении и России, въезд которым в Грузию запрещен. В списке депутаты, общественные деятели, эксперты, такие как депутат от правящей Республиканской партии Армении Ширак Торосян, глава Джавахской диаспоры России Агаси Арабян и многие другие. Также на границе изымается любая литература на армянском языке. Да и на русском тоже.

Еще одно соображение. Почему-то, когда  армяне начинают защищать своих соотечественников за рубежом, сразу же поднимаются разговоры о том, что «армяне, компактно проживающие на территории данного государства, хотят  присоединиться к Армении». Начало этому абсолютно неправильному и абсурдному  суждению положили азербайджанцы, для которых уже само слово «армянин» является ругательством. Не раз писалось, что Армения не имеет никаких территориальных претензий к Грузии. Но в последнее время армянская  община Тбилиси и особенно Джавахк стали предметом спекуляций со стороны лиц, явно заинтересованных в ухудшения армяно-грузинских отношений. Возможно, что эти люди живут в Баку или Анкаре.

Тбилиси

Но есть еще одна проблема, которая стала в последние дни актуальной – перестройка исторического района центра Тбилиси – армянского квартала Авлабар. По словам проживающих в Авлабаре армян, правительство Грузии решило стереть исторический армянский район Тбилиси с лица земли. Правительство предупредило местных армян, чьи семьи жили в Авлабаре на протяжении веков, о том, что им будет выплачено примерно $906 на кв.метр и они будут переселены на окраины Тбилиси. В случае отказа жители Авлабара не получат ни копейки и будут  переселены насильно. Проблема Авлабара в том, что это исторический район, который нуждается в реконструкции. После того, как значительная часть исторического Тбилиси – Ваке, Сабуртало, Сололаки была перестроена, пришла очередь Авлабара. Это исторический район, где всегда жили армяне, но бедные армяне и дома там соответственные, чего нельзя сказать о других армянонаселенных районах Тбилиси. В принципе, Авлабар – фасад Тбилиси, но очень уж он непривлекательный…

Напомним, что в XIX веке армянское население Тбилиси составляло 60%, то есть было самым  многочисленным этносом. Благодаря именно армянам Тбилиси (Тифлис) стал тем, чем он был на самом деле – столицей наместника Кавказа. Почти все армянские промышленники и деятели культуры были родом из Тифлиса: Александр Манташев, Микаел Арамянц, Мелик-Газарянц, писатели, поэты, художники. Эти люди составляли цвет тифлисской интеллигенции. Только в Тбилиси действовало 28 армянских церквей и всего 2-3 православных.

Сейчас положение с армянскими храмами удручающее. По соглашению, подписанному еще Эдуардом Шеварнадзе и Католикосом-Патриархом Всея Грузии Илией II, Грузинская православная церковь получает абсолютное право решать все церковные проблемы, включая вопросы тех конфессий, которые не принадлежат к православию. И что мы видим? Авлабарская церковь Св. Карапета переделана в грузинскую, Ванкский собор,  Дзорабашская церковь Св. Георгия,  Джиграшенская церковь Св. Благовещения,  Камояна церковь Св. Георгия, Кукийская церковь Пресвятой  Богородицы, Навтлугская церковь Св. Георгия, церковь Св. Архангелов, церковь Св. Георгия Просветителя, церковь Зркинянц, церковь Камянц, церковь Св. Карапета, церковь Св. Саркиса – все они снесены в разные годы после установления Советской власти в Грузии. От Шамхорской церкви Пресвятой  Богородицы остались развалины. Остальные или переделаны в грузинские, или не действуют. После провозглашения независимости Грузии в 1990 году, был взорван храм Кармир Аветаран (Красное Евангелие) из-за того, что это был армянский храм. Церковь Мугни Сурб Геворг тоже на грани исчезновения. В ближайшем будущем оставшиеся развалины превратятся в кучу строительного мусора, а на фундаментах армянских храмов будут строиться грузинские, что, впрочем, уже делается. Сейчас главной задачей Грузинской православной церкви (ГПЦ) является попытка присвоения храмов Сурб Ншан и Норашен – прекрасных памятников армянского архитектурного зодчества.  Сегодня в Тбилиси осталось 5 армянских церквей: Св.Эчмиадзин, где находится резиденция главы Грузинской епархии, Св.Геворг, при входе в которую похоронен Саят-Нова, Сурб Ншан, Мугни Сурб Геворг и Церковь Благовещения Богородицы «Норашен».

Главным камнем преткновения является  церковь Благовещения Богородицы «Норашен» – самая красивая армянская церковь Тбилиси. Вернее, она была самой красивой с фресками Овнатаняна.  С 1994 года периодически предпринимаются попытки “огрузинить” Норашен, уничтожаются армянские надписи, фрески, хачкары.

Конечно, самой трагичной была участь армянского кладбища Ходживанк, которое сносили бульдозерами, чтобы построить на его месте храм Святой Троицы. Храм построен и действует, а армянские захоронения свалили в кучу и засыпали землей на территории армянского Пантеона, где похоронены Раффи, Габриел Сундукян, Церенц, Ованес Туманян, Нар-Дос, Газарос Агаян, Григор Арцруни… От некоторых могил остались только надгробные камни, стоящие у стены Пантеона.

Но самое главное то, что за всем этим наблюдала армянская община и только единицы спасали хачкары, мраморные плиты  от уничтожения. На сегодняшний день армянская община Тбилиси – это более десятка разобщенных организаций, зачастую открыто враждующих между собой. Не было ни одного заседания, на котором участники не разругались бы друг с другом. Причем, что интересно – армяне в основном всегда голосуют за правящую партию: будь то Гамсахурдиа, Шеварнадзе, Саакашвили или Иванишвили. Но никто из президентов Грузии, кроме как заверений в «вечной дружбе» ничего не делал. 

Армяне-грузины: дружба или противостояние

Вообще политика Грузии в регионе  порождает у армянской стороны массу вопросов, самый главный из которых – кто нам христианская Грузия -  дружественная страна или нечто другое? Армения и Грузия нужны друг другу. И в первую очередь для противостояния пантюркизму. Однако Михаил Саакашвили явно руководствовался  сиюминутными выгодами. Между тем нелишне заметить, что из-за открытой границы с Турцией грузинская экономика  впала в коллапс.

Грузия стремится в НАТО и это, в принципе, неплохо и для Армении.  Грузия в силу некоторой равноудаленности от Армении и Азербайджана, может сыграть свою роль в установлении стабильности на Южном Кавказе. Правда, нерешенные конфликты и довольно напряженная ситуация в армянонаселенном регионе Самцхе-Джавахети создают определенные трудности для этой роли. Не меньшую озабоченность вызывает и государственная политика Тбилиси в отношении нацменьшинств и репатриация турок-месхетинцев. Все это не может не служить негативным фоном для развития  отношений двух стран.

Больным местом  в межгосударственных делах стало обучение детей в Джавахке, да и в Тбилиси родному языку. Политика властей Армении по этому поводу оставляет желать лучшего: каждый год правительство РА буквально умоляет Грузию разрешить привозить учебники для армянских школ. И каждый раз сталкивается если не полным отказом, то с безразличием. Ничего не делает в этом направлении и посол Армении в Грузии. И в нынешнем году происходит то же самое:  вот уже два месяца как ученики армянских школ Грузии ждут свои учебники по армянскому языку и литературе. В министерстве образования и науки Армении заверяют, что они своевременно обратились к своим грузинским коллегам с официальным ходатайством для получения разрешения поставлять школьные учебники для армянских учеников, но разрешение до сих пор так и не получили. Пока идет переписка между образовательными ведомствами двух соседних стран, армянские школьники Грузии вынуждены изучать свой родной язык и произведения армянских писателей по старым непригодным учебникам. А ведь есть межправительственная договоренность между Арменией и Грузией, согласно которой министерству образования и науки Армении предоставлена возможность снабжать армянские школы Грузии учебниками по армянскому языку и литературе.  Но увы, воз и ныне там.

Но есть надежда. С победой Георгия Маргвелашвили грузино-российские отношения все же медленно, но могут нормализоваться, а выиграет от этого как Армения, так и армяне Грузии. Но надо сказать, что это последняя надежда, к сожалению. Азербайджан будет делать все для того, чтобы Грузия и Россия остались если не врагами, то равнодушными друг к другу  государствами. А для Армении, которая все же надеется на открытие абхазского участка железной дороги это очень плохо. В данном вопросе роль общины в Грузии  могла бы быть более действенной, нежели пассивное наблюдение и сведение счетов друг с другом. Армяне Грузии до сих пор помнят, как некий политический деятель собрал банду уголовников, примкнул к «Мхедриони» и воевал против армянского батальона в Абхазии. Такое не забывается. И ничего, что этот политик сейчас подвизается в команде Иванишвили, завтра он будет там, где будет выгодно. В этой связи хочется также вспомнить еще одного предателя армянских интересов - армянин Ван Байбурт, экс-советник президента Грузии по национальным вопросам, который с пеной у рта доказывал, что будущее Армении не с Россией, а с …Грузией, пояснив, что имеет в виду Турцию.

Ноемзар Саргсян

Фото из личного архива Карине Тер-Саакян

russia-armenia.info

=Армяне Грузии=

Исторический очерк

Армяне проживают на нынешней территории Грузии с древнейших времен. Это объясняется тем, что многие районы страны являются естественным ареалом обитания армянского народа. Армянское население Грузии периодически увеличивалась за счёт мигрантов из разных регионов Армении.

Б. Эсадзе в своем труде "Летопись Грузии: 1613-1913 гг." пишет: "Вера армянская в Грузии находится издревле, во-первых, по смежности Армянского царства с Грузинским; во-вторых, потому что Грузия некогда завоевала смежные области у Армении... и, наконец, весьма часто притеснения и разорения от турков заставляли многие армянские фамилии переселяться в Грузию..." .

На протяжении веков, в частности, при магометанском господстве в Армении положение армян изо дня в день ухудшалось, над ними постоянно висела страшная угроза физического уничтожения или же насильственного переселения.

В этих условиях армяне, естественно, должны были считать единоверную Грузию надежным убежищем, ибо она будучи в стороне от военно-транзитных дорог, а также под защитой Великого Кавказского хребта с севера имела более безопасное геополитическое расположение.

Кроме того сами грузинские цари приглашали армянские войска со своими семьями и заселяли их в Картли и Кахетии (История Грузии, изд. Тбилиси, 1946-1950 гг.).

Следует отметить, что этот процесс, в своей основе, имел взаимовыгодный характер. С одной стороны, Грузия предоставляла армянам самые благоприятные условия для выживания, полноценной жизни и раскрытия своего творческого потенциала, с другой - переселившиеся армяне как бы в награду несли в Грузию свою экономику и культуру, укрепляли христианскую веру, основывали торговлю и ремесла, принимали участие в строительстве городов и сел. Неудивительно, что дальновидные и мудрые грузинские цари были заинтересованы в притоке армян в свою страну и нередко предпринимали практические шаги.

Период падения царства Багратидов в Армении, их утверждения и царствования на грузинском престоле в липе Багратионов, особенно с XI по XIII века, характеризуется наибольшим переселением армян и обоснованием их в ма лонаселенных городах и селах Кахетии и Картли, в частности Телави, Сигнахи, Гори (основанный царем Давидом Строителем именно для переселенных армян) и т.д.

К этому следует добавить, что армяне, воспринимая и считая грузинских багратидов за последователей своих некогда властвовавших в их стране одноименных царей, с радостью перебирались в соседнюю страну.

Напомним, что род Багратидов, по сказаниям армянского историка М.Хоренаци, был выведен из Иудеи во II веке до нашей эры араратским царем Грачией, который долго боролся с ассирянами и предпринял поход в Иудею, откуда выселил много пленников в Армению.

В их числе находился знатный иудейский царь Шамбат Багарат со своим родом. В Армении этот род был возведен в нахарарское (княжеское) достоинство под именем ишханов Багратуни — князей Багратидов. На протяжении веков, уже ассимилированный в Армении род Багратуни играл важную роль в истории страны, одна ветвь которых в дальнейшем утвердилась в лице Багратионов (т.н. грузинских Багратидов) на престоле Грузии в XII веке начиная с Гурама Куропалата.

Известно, какую видную роль играл в Грузии с самого начала род Багратидов, из которых наиболее прославились Давид Строитель (1089-1123), Георгий III (1154-1184), Тамара (1184-1212), Георгий Блистательный (1318-1346), Вахтанг XI Законодатель (1703-1734) и Ираклий II (1738-1789).

В летописи истории Грузии армянские династии заняли свое место. Д.Бакрадзе и И.Бердзенов в своей книге "Тифлис в историческом и этнографическом отношениях констатируют: "Всего династий в Грузии было пять: картлосиды, небротиды, аршакиды, сасаниды и багратиды. Из этих династий картлосиды были родом грузины, небротиды и сасаниды — персы, аршакиды — армяне, багратиды— евреи".

Аршакиды имели 28 царей и царствовали в течение 566 лет (А.Гакстгаузен. Закавказский край, СПб, 1857, с.94).

Багратиды, жившие и царствовавшие в Армении не одно столетие, несомненно, вобрали в себя много армянского и по существу ассимилировались, впрочем, как и Багратионы в Грузии.

Последние, тем не менее, приняли "эстафету" от первых и могли, наверное, чувствовать на себе влияние армянского духа. Истинность этого предположения трудно установить, но достоверно известно, что многие из них с глубокой симпатией и заботой относились к армянам, предоставляли им широкие возможности и полномочия.

При Давиде Строителе армяне стали под исключительное покровительство грузинского государства. Этот царь освободил Грузию от владычества турок-сельджуков, взял Ани - столицу Армении и в интересах экономического подъема своей разоренной страны переселил армян в города грузинского царства, в частности Тифлис, Гори и соседние районы.

Армянский историк М. Урхаеци (XII век) свидетельствует: "У него собрались остатки армянских войск и на грузинской земле построил (Давид) для армян город, церкви и много монастырей, а город назвал Гора (Гори) и все армяне радовались и веселились... "Картлис Цховреба дополняет, что "царь Давид любит армянский народ и армянские церкви".

Со времени Давида Строителя армяне приобретают важную роль в жизни Грузии. Их значение в общественной, хозяйственной и политической жизни страны значительно возросло в период царствования его внучки — Тамары. Как известно, при ней амирспасаларом или верховным главнокомандующим мощной армией грузинских войск был армянин, прославленный полководец Закарэ Мхаргрдзели (Еркайнабазук или Аргутинский-Долгоруков), под руководством которого доблестные войска Грузии одержали немало блестящих побед.

Следует отметить, что в рядах этих войск плечом к плечу с грузинами сражались и армянские отряды. При той же Тамаре весьма ответственная должность как ата бек, руководящему гражданским управлением страной, была доверена брату упомянутого полководца Иванэ Мхаргрдзели.

По существу два брата стояли во главе управления царством и в значительной степени содействовали возведению Грузии на высокую ступень благосостояния.

Видным военачальником грузинского царя Вахтанга VI был Давид Бек, ставший впоследствии, после переселения на свою историческую родину, героем армянского национально-освободительного движения.

Царь-законовед высоко ценил полководческий талант Давид Бека и за одержанную им блестящую победу над лезгинами подарил ему деревню.

Такое заботливое и заинтересованное отношение к армянам проявляли и другие цари из рода Багратионов. В частности, новый порядок престолонаследия, объявленный в конце XIII века предпоследним царем Ираклием II, был составлен армянином Осепом Коргановым, занимавшим должность управляющего финансами. Этот царь ценил армян и поселил многих вывезенных им армян из Эривани в столицу Грузии.

Ласково принятые грузинскими царями и постоянно ощущая их гуманное отношение, армяне служили им как кровным государям своим. Например, главнокомандующий Закарэ всю северную Армению от Ани до Нахичевана присоединил престолу царицы Тамары.

Пользовавшиеся большой благосклонностью и гостеприимством Давида армяне принимали активное участие в его военных походах и других мероприятиях. В армии грузинских царей служили представители многих народов, но значительную часть составляли армяне.

Наши соотечественники не одно столетие плодотворно участвовали во всех областях жизни Грузии и ее столицы. Было немало армян дипломатов, государственных и военных деятелей, некоторые из которых пользовались большой известностью. К числу последних с полным правом можно отнести Гургена Ениколопова (Мирза Гурген Ениколопашвили), служившего дипломатом у Ираклия II. Ениколоповы происходили от известной фамилии Енук Аркуна и их истиной фамилией была Мамиконян.

Поскольку Мирза Гурген знал много восточных языков, его прозвали "ениколопи" (по грузински — "мешок языков"). В целях улучшения отношений с Турцией, царь направил своего маститого дипломата в качестве посла в Константинополь, который добился там блестящих успехов и по возвращении домой был удостоен драгоценных подарков.

Его сын Априам возглавлял Министерство иностранных дел в царствование Георгия XII, сына Ираклия.

Самые высокие и ответственные административные обязанности возлагались на армян наравне с грузинами. Правителем Грузии с 1808 по 1811 годы был Ф.И.Ахвердов, а пост гражданского губернатора страны после упразднения выше указанной должности в период с 1832 по 1838 годы занимал Палавандов (как свидетельствуют "Энциклопедический словарь" Брокгауза и "Летопись Грузии" Эсадзе, "Палавандовы, по преданью, происходят от армян", "являются князьями армянского происхождения.").

Рыцарская, но не имевшая правильной гражданственности Грузия создает из армян городское сословие, с ней они представляют из себя ремесленников и торговцев ("Россия и Азия" об армянах, 15.05.1898 г., Киев).

Неудивительно, что "медиками", т.е. держащие в своих руках управление делами всего столичного населения, с средневековья до середины XVIII века назначались исключительно представители из армянских фамилий. Некоторые из них получали эту должность с более широкими полномочиями и имели звание "мелика-мамасахлиса", т.е. градоначальника. В 1779 году при царе Теймуразе тифлисским "меликом масахлисом" был определен некто Аветик (грузинская крестьянская грамота, изд. Пурцеладзе).

Нередко за армянами в грузинском царстве закреплялось значение в виде наследственно передаваемых должностей. Так, род влиятельных и богатых князей Бебутовых выдвигал одного из своих сочленов, к которому переходила указанная выше должность тифлисского "мелика". Это фамильное право неоднократно подтверждалось грамотами грузинских царей. Первым "медиком" в царствование грузинского царя Теймураза II был О.Бебутов, а последним к концу XVIII века Д.Бебутов.

В фамилии князей Тумановых члены ее по наследству обрекались знанием государственных секретарей, а представители древнего армянского княжеского рода Бегтабеговых традиционно занимали при грузинских царях придворные должности.

Так, с середины XIX века руководство городом Тифлис осуществлял "городской голова". Эту почетную должность занимали, как правило, армяне, что было прежде всего обусловлено большинством армянского населения в столице.

viparmenia.org

Будни и реалии армян Грузии.

Мы продолжаем наш рассказ об армянской общине Грузии, вернее, общине Тбилиси, которая на сегодняшний день состоит из людей, годами не подающих друг другу руки и занятых исключительно выяснением отношений, типа: кто самый главный в той или иной армянской организации. Пальма первенства в этом, довольно грязном сведении счетов, принадлежит, несомненно, бывшему редактору газеты «Врастан» («Советакан Врастан») и уже бывшему советнику Михаила Саакашвили по национальным вопросам Вану Байбурту. Личность это довольно примечательная главным образом своими армянофобскими заявлениями. Когда в Грузию в марте 1992 года вернулся Эдуард Шеварднадзе, Байбурт приехал в Ереван и везде заявлял, что «армяне должны молиться, чтобы у них был такой президент как Шеварднадзе». К Байбурту мы еще вернемся, но перед этим заметим, что тбилисские армяне в большинстве своем мало отличаются от грузин. Единственное, что их выдает – это беспричинный, немотивированный страх за свое существование, более чем странный, потому что их физическому существованию ничего не угрожает. Но страх есть и особенно он проявляется во встречах с представителями СМИ Армении. Больше всего они боятся, что их слова будут напечатаны в Армении, потом последует вызов на «ковер» и разнос. Так, по крайней мере, обстояли дела до нынешнего президента. К сожалению, признаков того, что положение изменится, пока не видно.

В годы правления Шеварднадзе и Саакашвили дело доходило до абсурда. Так, в 2006 году представитель Грузинской епархии Армянской Апостольской церкви епископ Мирзаханян в частном разговоре сказал, что в Тбилиси у армян много проблем. Так как разговор состоялся с журналистом, он был опубликован в Ереване. Епископ не поленился лично приехать в Ереван и просить, чтобы его слова были дезавуированы, мотивируя тем, что он «оговорился». Просьбу епископа, понятное дело, никто не уважил и еще долгое время он просто отказывался общаться с армянскими СМИ. Крайне некрасиво, если не сказать больше, он повел и ведет себя в вопросе армянских церквей, в частности в Тбилиси. Судите сами – если армянский священник говорит о «спорных церквях», имея в виду Сурб Ншан и Норашен, то и говорить с ним не о чем. Только в последние годы епархия немного осмелела и стала выдвигать на первый план вопрос регистрации религиозной общины. Создается впечатление, что армяне Грузии живут в мусульманской стране и им нужен какой-то статус. Правда, справедливости ради надо сказать, что сейчас епархия стала более независимой, если таковое вообще возможно в стране, где единственной правильной религией является Грузинская православная церковь (ГПЦ). Присвоение армянских церквей ГПЦ стало повсеместным и никакие письма от Армянской Апостольской Церкви не могут остановить этот процесс. Здесь нужно особо подчеркнуть негативную роль армянского руководства, которое, если так можно выразиться, боится испортить отношения с Тбилиси. Но на самом деле, как не раз было подмечено, считаются только с сильным и требовательным. Просящему ничего не дается. Грузинская Православная Церковь является единственной государственной церковью в стране, в которой вроде религия отделена от государства. Более того, грузинские священнослужители мало того, что объявляют всех святых и апостолов грузинами, замахнулись уже на Богоматерь, вполне серьезно доказывая, что она была грузинкой. И это вовсе не смешно. ГПЦ уверяет все христианское население Грузии, что в рай попадут только православные и поэтому все остальные христиане, то есть армяне, должны перейти в лоно православия. Именно поэтому ААЦ отказывают в регистрации. Есть еще один момент – ни одна цивилизованная страна не занимается присвоением чужого исторического и культурного наследия – этим грешат соседние с Арменией Турция, Грузия и Азербайджан. И официальный Тбилиси берет пример со своих соседей. И мы задаемся вопросом – так действительно ли грузины – наши братья во Христе.

Есть еще одна, крайне неприятная черта тбилисских армян – постоянное подчеркивание зависимости Армении от Грузии, типа: вот мы пропускаем грузы по железной дороге, разрешаем проезжать на Кавказ и тому подобное. Говорится это на всех уровнях, начиная с МИД и заканчивая простым авлабарским армянином. Бывший замминистра ИД Грузии Александр Налбандов несколько лет тому назад прямо сказал, что Армения должна быть благодарна Грузии за открытие КПП «Верхний Ларс» и за транзит газа. «Нам это не нужно, это делается для Армении», — сказал он с упреком, в котором явно читалось, что вот армяне неблагодарные и не ценят помощь Грузии. Дипломат ни словом не обмолвился об антиармянских проектах с турецкой и азербайджанской стороной, зато в очередной раз прошелся по армяно-российским отношениям. А что касается Геноцида армян, то дипломат и вроде бы армянин ответил: «А почему Армения голосует в ООН за Россию?..». Комментарии, надо полагать излишни. Причем все это говорилось опять-таки на встрече с армянскими журналистами и опять, в который раз, после публикации, МИД Грузии звонил в Ереван и требовал убрать слова замминистра. Вообще надо сказать, что тема Геноцида армян для грузинских армян почему-то является табу и в разговоре с ними подчас кажется, что говоришь не с грузином-христианином, а турком или, на худой конец, азербайджанцем. Все это не прибавляет симпатий к тбилисским армянам, которые до сих пор слезно вымаливают разрешение поставить памятник жертвам Геноцида армян в Тбилиси. Тот же Александр Налбандов всегда уклоняется от этой темы, приводя в качестве оправдания хорошие отношения Грузии с Турцией и Азербайджаном.

Надо отметить, что в тбилисской армянской общине люди, подобные Налбандову, Вану Байбурту и некоторые другие абсолютно не идентифицируются с армянами. Грузины превратили нацменьшинства в своих рабов (особенно это касается армян), не понимая, что предавший свою нацию один раз, с легкостью сделает это и во второй и в третий. Самой популярной поговоркой в Тбилиси в отношении армян до сих пор остается: «хороший человек, но армянин» (kargi katsia, magram somekhia).

В Грузии предаются забвению страницы истории взаимоотношений двух народов, которые не красят грузин. Грузины уверены, что армяне искали в Грузии спасения от внешних врагов. Это явная неправда. Часть армян жила там всегда на своей исторической родине, какая-то часть была пленена, например в 1721 г. Вахтангом VI и провела в Грузии долгие и тяжелые годы рабства. И не надо говорить неправду, не надо говорить, что в Тбилиси нас ждут могилы предков, стены армянских храмов помнят тепло армянских рук. Армянские кладбища в Тбилиси разрушаются, участились случаи захоронения грузин в армянских могилах, храмы или разрушены, или целенаправленно «огрузиниваются». Грузинское государство ведет явно дискриминационную политику по отношению к армянам.

Особо нужно сказать о роли некоторых армян Тбилиси, которые во время грузино-абхазской войны 1992-93 гг. под руководством Георгия Элибегова примкнула к криминальному образованию «Мхедриони» Джабы Иоселиани и пошла воевать. Воевать, вообще, не могли, да и не хотели – что может сделать сборище уголовников. А при словах «батальон Баграмян идет» бежали так, что даже смешно. Об этом рассказывали сами абхазские армяне из знаменитого батальона. Как они воевали, до сих пор помнят в Абхазии: грабежи, убийства, издевательства над мирными жителями, в основном армянами. А сегодня тот же Элибегов является членом правящей коалиции «Грузинская мечта», а до этого был рядом с Михаилом Саакашвили. Более того, он постоянно «учит жить» армян, как им вести себя с армянами.

В 2008 году Элибегов заявил, что в разгоне митинга оппозиции в Ереване 1 марта участвовали грузинские спецназовцы. «Это точная информация, есть видео — и аудиоматериалы», — сказал он в интервью газете «Алиа». По его словам, часть спецназовцев переговаривалась на грузинском языке.

В интервью оппозиционный политик из движения «Вперед, Грузия» Темури Шашиашвили сообщил, что его армянские источники подтверждают данные об участии в спецоперации в Ереване грузинских спецназовцев. Издание отмечает, что с учетом проживания в Грузии 700 тысяч армян этот факт может «стать катастрофичным». Не иначе как провокацией, если не сказать больше, это заявление назвать нельзя. В этом весь Элибегов…

Есть еще один так называемый армянин – Арнольд Степанян, который идет по стопам Элибегова, правда по молодости лет он не успел повоевать против своих соплеменников. Арнольд Степанян. Который, кстати, имеет весьма дурную славу в Грузии. Как утверждает главный редактор «Грузия-информ» Арно Хидирбегишвили (тоже, кстати, армянин), Степанян был фактически вытащен из Армении Зурабом Жвания в разгар революций, охвативших постсоветское пространство. Тогда у нового грузинского правительства появилась срочная необходимость доказать своим западным партнерам и спонсорам наличие в республике гражданского общества. Естественно, реально сильные фигуры всячески задвигались режимом Саакашвили на второй план. На телеэкранах и в СМИ в это время раскручивались совершенно другие персонажи, полностью подконтрольные официальному Тбилиси, вроде Степаняна. Его, как и любого карьериста, обуревает желание попасть во власть — или через парламент, или при помощи назначения на какую-нибудь непыльную должность в правительстве. И ради воплощения своих чаяний в жизнь он готов на любую провокацию, даже направленную против человека, олицетворяющего собой честь и совесть нации.

А вот что заявил совсем недавно азербайджанским СМИ Степанян: «Нагорно-карабахский конфликт рано или поздно будет решен. Экономика Армении постепенно терпит крах. Какое может быть будущее у страны, экономика которой погружается в пучину кризиса? Армения из-за этого конфликта осталась в стороне от всех крупных международных проектов Южного Кавказа. Отсутствие рабочих мест, ослабление экономики стало причиной исхода из страны населения, особенно молодежи. Миграция в Армении достигла своего пика. Именно по этой причине скорейшее урегулирование карабахского конфликта может быть на пользу Армении».

Не удержался Арнольд Степанян от высказывания своего мнения по поводу аэропорта в Степанакерте. «На этой территории неправильно осуществлять авиаполеты. Для реализации какого-либо проекта следует задуматься о его пользе. Но в Ханкенди (именно так!) об этом не подумали. Азербайджан заявил, что если из этого аэропорта будут осуществляться полеты, то самолеты будут сбиваться. Это может нанести удар по стабильности не только в Нагорном Карабахе, но и в Армении и на Южном Кавказе. Также добавлю, что Нагорный Карабах никто не признает, и мнения, озвученные международными организациями о Ходжалинском аэропорте, справедливые. По-моему, в первую очередь, необходимо восстановить общение между жителями зоны конфликта. Между простыми армянами и гражданами Азербайджана должны быть установлены взаимоотношения. В противном случае, конфликт затянется. Если отношения улучшатся, решение конфликта может ускориться». Комментарии излишни, не так ли?

Особо нужно сказать о нынешнем после Армении в Грузии Ованнесе Манукяне, который будучи весьма далеким от дипломатии, занят исключительно увеличением собственного состояния. Все пресс-релизы, приходящие из Тбилиси не что иное, как мероприятия, к которым посольство не имеет никакого отношения. Но если г-н Манукян не упоминается, то организаторам ставятся палки в колеса, вплоть до очернения их перед грузинскими властями. А ведь именно в Грузию должен был быть отправлен серьезный дипломат, который не боится властей и делает все, что нужно для армянской общины. Увы, кадровая политика армянского государства не замечает, а вернее не хочет замечать и привлекать к делу профессионалов. Кстати, тот же Манукян «отличился» на приеме у американского посла вместе с Ваном Байбуртом и Георгием Элибеговым. По свидетельству очевидцев, после них остался пустой стол в буквальном смысле слова – все съели. Стыд и позор.

Можно еще долго и много рассказывать о грузинских армянах, которые перестав быть армянами, так и не стали грузинами. Но не все так плохо. Союз армян Тбилиси под руководством Михаила Татевосова — единственная по-настоящему армянская организация, бескорыстно отстаивающая интересы общины и нашего наследия. Все остальные, кроме Джавахка, созданы на бумаге под их «лидеров» с единственной целью втереться в доверие власти и выторговать у нее теплое местечко под блеф- «обеспечить лояльность электората». Стыдно и гадко. Когда Михаила Татевосова арестовали и четыре месяца держали в тюрьме без суда и следствия за отказ переделать его школу имени Саят-Нова в грузинскую, никто из этих «лидеров» не поставил подписи под Обращением к президенту в его защиту, зато в числе более чем 13 тысяч были подписи всех остальных общин, в том числе грузинских НПО. Кстати, вышеупомянутый Элибегов не разговаривает с Татевосовым.

Надо также напомнить, что в Тбилиси есть всего несколько официально зарегистрированных армянских НПО из которых 90% — это созданные и закулисно регулируемые командой Вана Байбурта. К примеру, неправительственное объединение с названием «Ассамблея тбилисских армян». Учредителями этого НПО являются все те же Арнольд Степанян и Георгий Элибегов. В одно время Арнольд Степанян параллельно как руководитель «Многонациональной Грузии» выступал и как руководитель «Ассамблеи тбилисских армян». Несколько человек из команды Вана Байбурта под разными «крышами» координируют и управляют действиями практически всех армянских НПО Тбилиси. Кстати недавно в социальных сетях «байбуртовские» сами открыто заявили, что НПО «Ассамблея тбилисских армян» как таковая давно не действует, все учредительные документы находятся у них на руках и вопрос о его роспуске или реанимации, вернее вопрос о «назначении» нового руководителя ими, возможно, будет рассмотрен. Зададимся вопросом: на каких правах кто-то еще смеет делать заявления, представлять или выступать как руководитель не функционирующего, развалившегося общественного объединения тбилисских армян? Фактически НПО «Ассамблея тбилисских армян» юридически не легитимна и все их заявления, договора и прочее являются абсолютно фиктивными. А попытки собрать Форум, который по логике устроителей, должен объединить армян Тбилиси – заведомо обречен на провал.

По партийному списку коалиции «Грузинская мечта», в прошлом году в парламент Грузии, как тбилисский армянин проник Руслан Погосян. Армянская община Грузии удивлена и задает риторический вопрос: «Что полезного парламентарий Руслан Погосян сделал или делает для армян Грузии? Приведите хотя-бы пару конкретных примеров?» Никакой пользы от него! Что он есть, что его нет, считай пустое место! Видимо именно такие депутаты нужны грузинскому парламенту, чтоб сидели тихо, ничего не требовали, послушно выполняли поручения, а в необходимый момент вышли бы против и успокоили свой же армянский народ. А еще говорят, что армян в Грузии не берут во власть. Вот взяли этого Руслана Погосяна и что, какой от него вообще толк? Во время «революции роз» Самвел Петросян стал ярым сторонником Саакашвили, так как до этого он уже несколько лет не работал на государственной службе, а занимался нелегальной перевозкой через армяно-грузинскую границу колбасы и сосисок. В марте 2005 года в Ахалкалаке начали проходить многотысячные митинги и шествия, инициаторами которых стали молодые парни — Наири Ирицян, Мго Мгдесян, Ваагн Чахалян, Самвел Манукян, Артур Погосян, Эдо Саарян, Гурген Ширинян и другие, которые создали новое общенародное движение «Единый Джавахк». Народ требовал создать рабочие места, отремонтировать дороги, школы. Популярность «Единого Джавахка» среди населения стала расти. Оставаясь не у дел, Самвел Петросян начал заниматься тем, чем он занимался всю свою жизнь, а именно грязной деятельностью — дезинформацией. 1 сентября 2006 года став шефом полиции Ахалкалакского муниципалитета, прибрав к рукам всю контрабанду и незаконную транспортировку через армяно-грузинскую границу оружия, сигарет, кофе, спиртного и так далее.

Особо надо сказать о Ваагне Чахаляну, который выйдя из тюрьмы, сразу стал для Байбурта, Элибегова и им подобных героем. А ведь когда он сидел по ложному обвинению, эти деятели на всех углах кричали, что он предатель, убийца и его надо чуть ли не повесить. Довольно неприглядна в этой истории и роль посла Манукяна. За все время, когда Чахалян сидел в тюрьму, посольство ни разу не озаботилось судьбой армянина. На все вопросы журналистов или отсылали в МИД Армении, или говорили, что Чахалян – гражданин Грузии.

И последнее. Армяне живут везде, в том числе и на своей исторической родине – в Стамбуле. Так вот, ни один стамбульский армянин не ведет себя как тбилисский и это несмотря на то, что давление и гнет со стороны турецких властей несоизмерим с чем бы то ни было. Ни один стамбульский армянин добровольно не откажется от своей фамилии или нации, даже несмотря на то, что фамилии у них, в общем-то, тюркизированные.

Ноемзар Саргсян

hayduk.livejournal.com

Армяне в Грузии - Gpedia, Your Encyclopedia

Армяне в Грузии (арм. Վիրահայեր) — статья об истории и современном проживании армян в Грузии. Армяне составляют абсолютное большинство в Ахалкалакском, Ниноцминдском и Цалкском муниципалитетах, в части исторического региона Джавахетии в области Самцхе-Джавахети. На протяжении истории армяне Грузии сыграли значительную роль в экономической, культурной и политической жизни страны.

История

Средневековье

История армяно-иверийских (грузинских) политических, культурных и этнических контактов насчитывает более 2 тысячелетий. Приграничными армяно-иверийскими зонами являлись области Гугарк и Тайк. На южных территориях этих провинции проживало армянское а на северных иверийское население. После падения Армянского царства с XI столетия начинается миграция армян из Армении. Тогда армяне прибывают также в Грузию[3]. В 1065 году к Грузинскому царству отошли некоторые области армянского Ташир-Дзорагетского царства а в 1118 году царь Грузии Давид Строитель аннексировал также его южную часть вместе с крепостью Лори. Из «Географии Грузии» Вахушти Багратиони следует, что в XVII—XVIII веках армяне в основном жили в окрестностях Кциа-Бердуджи, в Ташири, Чихори, Сачхере, Кутаиси и др. В 1795 году в результате походов Ага Мохаммед хана и междоусобной борьбы феодальных правителей более 700 армянских семей из Карабаха были вынуждены эмигрировать на свободные земли в Болниси[4]. Согласно Джорджу Бурнутяну, в период с 1795 по 1827 год с территории Эриванского ханства и некоторых близлежащих областей в Грузию переселилось около 20 тысяч армян. Армяне накануне вхождения Грузии в состав Российской империи, составляли абсолютное большинство в Тбилиси, Гори, Телави и в обширной провинции Джавахк, которая соответствует современной грузинской провинции Самцхе-Джавахети, но в то время расценивалась как часть Восточной Армении.

Армяне Грузии в XIX—XX веках

А. С. Пушкин, «Путешествие в Арзрум», 1829[5] :«В Тифлисе главную часть народонаселения составляют армяне : в 1825 году было их здесь до 2500 семейств. Во время нынешних войн число их еще умножилось. Грузинских семейств считается до 1500.»

в 1803 году в Гори число армян составляло 73,2%, в Телави — 76,1%, в Сигнахи — 96,9% , так же армяне составляли абсолютное большинство в регионе Самцхе-Джавахети и компактно проживали в Аджарии, Кахетии и Марнеули. По переписи, проведенной духовенством в 1821 году, оказалось домов:

  • Тифлис: грузинских и русских 417; армянских 2951
  • Гори: грузинских и русских 121; армянских 331
  • Телави: грузинских и русских 74; армянских 236
  • Сигнахи: грузинских и русских 12; армянских 377
  • По данным переписи 1959 года в Грузинской ССР жили 445 тыс. армян (в том числе 64,4 тыс. армян в Абхазии) из 4044 тыс. жителей ГССР (11,0 %)
  • По данным переписи 1970 года в Грузинской ССР жили 452,3 тыс. армян (в том числе 74,9 тыс. армян в Абхазии) из 4686 тыс. жителей ГССР (9,7 %)[6]
  • По переписи 1979 года — 448,0 тыс. армян (в том числе 73 тыс. армян в Абхазии) из 4993 тыс. жителей ГССР (9,0 %)
  • По переписи 1989 года — 437,2 тыс. армян (в том числе 76,5 тыс. армян в Абхазии) из 5499,9 тыс. жителей ГССР (8,1 %).[7]
  • По переписи 2002 года в Грузии осталось 248,9 тыс. армян (без учёта Абхазии, где осталось 44,9 тыс. армян по переписи 2003 года) или 5,7 % населения страны.
В Гори

В 1873 году в Гори проживало 6000 человек, из них армян 3495 армян (58,3%), при этом исследователь А.Джавахов отмечал, что местные армяне плохо владеют родным языком[8]. В 1893 году в городе насчитывалось 7243 жителей из которых армян уже насчитывалось 2894 человека(40,0 %)[9]. На 1881 год, в городе имелось 7 армянских церквей[10],армянское мужское духовное училище для мальчиков[11] и армянская начальная школа для девочек[12]

В Тбилиси
Марко Поло, «Книга чудес света», XIII—XIV[13]:«...В этой земле есть прекрасный город по и имени Тифлис...Жители: армяне и грузины - христиане, также несколько магоме­тан и евреев, но последних немного»

Армянское население города значительно увеличилось с 1250—1260 годов[13]. В 1803 году армяне составляли 92,6% населения Тбилиси. По переписи населения Грузии 2002 года в Тбилиси было 82 586 армян (7,6 %)[14].

В Самцхе-Джавахети

По переписи населения Грузии 2002 года в крае Самцхе-Джавахети жило 113.347 армян (54,6 %). Из них абсолютное большинство в двух из шести районов края: в Ахалкалакском районе — 57.516 армян или 94,3 % и Ниноцминдском районе — 32.857 армян или 95,8 % населения района. Они являются частью исторического района Джавахетия (арм. Джавахк). Помимо этого, в Ахалцихском районе — 16.879 чел. или 36,6 %, в Аспиндзском районе — 2.273 чел. или 17,5 %, в Боржомском районе — 3.124 чел. или 9,6 %, в Адигенском районе — 698 чел. или 3,4 %. Они в свою очередь являются частью исторического региона Месхетия (груз. Самцхе). К Джавахети/Джавахку относят и Цалкский район (административно включённый в край Квемо-Картли), где живут 11.484 армян или 55,0 % населения района.[14]

В Абхазии

Республика Абхазия является частично признанным государством; Грузия, рассматривающая Абхазию как свою автономную республику, привела в данных переписи населения 2002 года сведения только по части Кодорского ущелья, контролируемой на тот момент Грузией. Власти Республики Абхазия, в свою очередь, провели перепись в 2003 году, по данным которой численность армян составила 44.870 чел. или 20,8 % населения. По другим оценкам численность армян в Абхазии составляет до 67 тыс. чел. или 31 %[15]. В 1989 году их было 76.541 чел. или 14,6 %)[16].

Армянское культурное наследие в Грузии

Вопрос происхождения грузинского алфавита

Наиболее широкое распространение в мировой исторической науке получила точка зрения, основанная на армянских первоисточниках V—VII веков, согласно которым создателем первого грузинского письма — мргвловани — является Месроп Маштоц (создавший также в 405 году н. э. армянский алфавит)[17][18]. Эта точка зрения поддерживается крупными энциклопедиями[19][20][21][22][23] и академическими учёными[24][25][26]. Согласно А. Г. Периханяну и Дж. Гриппину, возможно, Месроп Маштоц не являлся прямым создателем грузинской письменности, однако последняя не могла бы возникнуть без его участия[27][28].

Галерея

Примечания

  1. ↑ Georgia: «„The State Department for Statistics of Georgia“»: 248,929 represents 5.7 % ethnic Armenians in an estimated national population of 4,371,500 (The Official data of 2002). «„The World Factbook“»: 267,000 represents 5.7 % ethnic Armenians in an estimated national population of 4,693,892 (July 2004 est.). Nationmaster.com: Georgia: 400,000 represents 8.1 % ethnic Armenians in an estimated national population of 4,934,413 (The Official data of 1989).
  2. ↑ Мровели Леонти. Жизнь картлийских царей. М. Наука. 1979
  3. ↑ А. Новосельцев, В. Пашуто, Л. Черепнин. Пути развития феодализма. — М.: Наука, 1972. — С. 47.

    Оригинальный текст (рус.)  

    В результате резкой и достаточно фанатичной политики сельджукских владык, в политических целях принявших ислам и ставших его очередным «оплотом», армянское население вынуждено было покидать родную землю и эмигрировать на север в пределы Грузии и особенно в Киликию.Сражение при Манцикерте (Маназкерте) привело к окончательной потере Армении Византией. Теперь центрами армянской политической и культурной жизни стали Киликия и Албания.

  4. ↑ «Утверждение русского владычества на Кавказе», т. XII, стр. 30; А. Цагарели. Грамоты и другие исторические документы XVIII столетия, относящиеся до Грузии, т. II, вып. 2. СПб., 1902, стр. XXIII. Цит. по изд.: Волкова Н. Г. «Этнические процессы в Закавказье в XIX—XX веках», Кавказский Этнографический сборник, IV часть, Институт Этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР, Москва, Наука, 1969, стр. 5
  5. ↑ А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. Т. 5, М.: Государственное издательство художественной литературы, 1960, стр. 432
  6. ↑ Большая Советская энциклопедия — Грузинская ССР
  7. ↑ Перепись населения СССР (1989,1979,1970). Национальный состав СССР и союзных республик. Демоскоп.
  8. ↑ А. И. Джавахов / город Гори /Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Выпуск 2. 1881г. страница 95
  9. ↑ Свод статистических данных о населении Закавказского края, извлечённых из посемейных списков. Тифлис, 1893.
  10. ↑ А. И. Джавахов / город Гори /Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Выпуск 2. 1881г. страница 70
  11. ↑ А. И. Джавахов / город Гори /Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Выпуск 2. 1881г. страница 107
  12. ↑ А. И. Джавахов / город Гори /Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Выпуск 2. 1881г. страница 108
  13. ↑ 1 2 П. Геворкян. Армянская школа в Грузии в XIII-XVIII веках // Кантех. Сборник научных трудов. — Ер., 2004. — № 3.
  14. ↑ 1 2 Этнический состав Грузии по переписи 2002 года (англ.)
  15. ↑ Public Radio of Armenia Архивировано 6 января 2012 года.
  16. ↑ Этнокавказ. Население Абхазии
  17. ↑ Lenore A. Grenoble. Language policy in the Soviet Union. Springer, 2003. — ISBN 1-4020-1298-5. — P. 116: «The creation of the Georgian alphabet is generally attributed to Mesrop, who is also credited with the creation of the Armenian alphabet».
  18. ↑ Rayfield D. The Literature of Georgia: A History (Caucasus World). RoutledgeCurzon, 2000. — ISBN 0-7007-1163-5. — P. 19: «The Georgian alphabet seems unlikely to have a pre-Christian origin, for the major archaeological monument of the first century 4IX the bilingual Armazi gravestone commemorating Serafua, daughter of the Georgian viceroy of Mtskheta, is inscribed in Greek and Aramaic only. It has been believed, and not only in Armenia, that all the Caucasian alphabets — Armenian, Georgian and Caucaso-AIbanian — were invented in the fourth century by the Armenian scholar Mesrop Mashtots.<…> The Georgian chronicles The Life of Kanli — assert that a Georgian script was invented two centuries before Christ, an assertion unsupported by archaeology. There is a possibility that the Georgians, like many minor nations of the area, wrote in a foreign language — Persian, Aramaic, or Greek — and translated back as they read».
  19. ↑ Catholic Encyclopedia. Mesrob: «But his activity was not confined to Eastern Armenia. Provided with letters from Isaac he went to Constantinople and obtained from the Emperor Theodosius the Younger permission to preach and teach in his Armenian possessions. He evangelized successively the Georgians, Albanians, and Aghouanghks, adapting his alphabet to their languages, and, wherever he preached the Gospel, he built schools and appointed teachers and priests to continue his work. Having returned to Eastern Armenia to report on his missions to the patriarch, his first thought was to provide a religious literature for his countrymen».
  20. ↑ Britannica. Alphabet: «The Aramaic alphabet was probably also the prototype of the Brāhmī script of India, a script that became the parent of nearly all Indian writings. Derived from the Aramaic alphabet, it came into being in northwest India. The Armenian and Georgian alphabets, created by St. Mesrob (Mashtots) in the early 5th century ad, were also based on the Aramaic alphabet».
  21. ↑ Glen Warren Bowersock, Peter Robert Lamont Brown, Oleg Grabar. Late antiquity: a guide to the postclassical world. Harvard University Press, 1999. — ISBN 0-674-51173-5. — P. 289: James R. Russell. Alphabets. « Mastoc' was a charismatic visionary who accomplished his task at a time when Armenia stood in danger of losing both its national identity, through partition, and its newly acquired Christian faith, through Sassanian pressure and reversion to paganism. By preaching in Armenian, he was able to undermine and co-opt the discourse founded in native tradition, and to create a counterweight against both Byzantine and Syriac cultural hegemony in the church. Mastoc' also created the Georgian and Caucasian-Albanian alphabets, based on the Armenian model».
  22. ↑ George L. Campbell. Compendium of the World’s Languages. — Routledge; New edition edition (May 14, 1998) — ISBN 0-415-16049-9. — С. 183: «Old Georgian was written in the xucuri character, traditionally invented by Mesrop Mashtots, to whom the Armenians owe their script. In the eleventh century the ecclesiastical xucuri was replaced by the character known as the mxedruli 'civil', which is in use today. Georgian is the only Caucasian language to have developed its own script».
  23. ↑ Merriam-Webster’s Encyclopedia of Literature. Merriam-Webster, 1995. — ISBN 0-87779-042-6 — С. 756. Статья «Mesrob»: «A collection of biblical commentaries, translations of patristic works, and liturgical prayers and hymns is credited to Mesrob, corroborating his reputation for having laid the foundation of a national Armenian liturgy. He is also credited with contributing to the origin of the Georgian alphabet».
  24. ↑ «История Востока», ЗАКАВКАЗЬЕ В IV—XI вв — Институт Востоковедения РАН: «Христианизация закавказских стран имела важные последствия и для развития местной культуры. На рубеже IV—V вв. появилась армянская письменность, созданная Месропом Маштоцем. Не без его помощи были изобретены и национальные алфавиты в Грузии и Албании».
  25. ↑ Peter R. Ackroyd, C. F. Evans, Geoffrey William Hugo Lampe, Stanley Lawrence Greenslade. The Cambridge History of the Bible: From the Beginnings to Jerome — Cambridge University Press, 1975 — ISBN 0-521-09973-0. — С. 367: «Georgia was converted during the fourth century, tradition has it by the agency of an Armenian slave woman, and whether these details are in any measure true or not, the tradition probably indicates the source of the Georgians' knowledge of Christianity and the Christian scriptures. These did not begin to be translated into Georgian until Mesrop, provider of an Armenian alphabet, also supplied the Georgians with an adequate means of transcription for their speech».
  26. ↑ David G.K. Taylor. CHRISTIAN REGIONAL DIVERSITY // Philip Francis Esler, NetLibrary, Inc. The Early Christian World. Routledge, 2002. — ISBN 0-203-47062-1. — P. 335: «Because of its location on the Black Sea, Georgia was influenced by contacts with churches in Armenia (Mashtots, fresh from creating the Armenian alphabet, created a Georgian alphabet in c. 410)».
  27. ↑ Периханян А. Г. К вопросу о происхождении армянской письменности // Переднеазиатский сборник. — М.: Наука, 1966. — Вып. 2. — С. 127—133.
  28. ↑ Greppin, John A.C.: Some comments on the origin of the Georgian alphabet. — Bazmavep 139, 1981. — Pp. 449—456.

См. также

Ссылки

www.gpedia.com


Смотрите также