Перегородчатая эмаль грузия


Грузинская эмаль – тончайшая техника из глубины веков

Что мы вспоминаем, говоря о Грузии? — киндзмараули, хинкали, цинандали… Но, представьте,  грузинские перегородчатые эмали с полным правом входят в ряд национальных «брендов». Давид Чкеидзе, Гиорги Гудушаури, Паата Пааташвили, Нино Буркадзе — мастера, прославившиеся не только у себя на родине. Помимо пугающе-роскошных изделий упомянутых ювелиров, есть и более демократичные (по ценам и виду) грузинские эмалевые украшения.

Что отличает традиционную грузинскую эмаль?

Грузия, как «сосед» Византии, в древности переняла её эмалевую технику.  Уже тогда мастера придавали эмальерным изделиям яркий грузинский почерк, заметный и сегодня. К сожалению, эти ювелирные техники надолго были забыты, и только в XIX веке пришёл грузинский эмалевый ренессанс. Ювелиры используют метод, неизменный уже более двенадцати столетий. Как не менялся и рецепт клея, скрепляющего перегородки с металлической основой – он готовится по старинному рецепту из кожуры айвы. Кстати в отличие от традиционных русских перегородок-веревочек, грузинскими мастерами используются  практически волоски из серебра (или золота), которые напаиваются на поверхность изделия.

Грузинская эмаль характерна красочными орнаментами. Эмальеры Грузии  охотно используют оттенки болотного и винного, зеленого и красного цветов. Сюжеты рисунков чаще всего традиционны — улочки и домики Тбилиси, горы, фигурки жителей, а также религиозные темы. Как правило, основа для грузинских эмалевых украшений — серебряная.

Произведения искусства перегородчатой эмали грузинских ювелиров

Своеобразным средоточием перегородчатой эмали специалисты называют икону Хахульской Божьей Матери. Икона выполнена в синтезе нескольких видов ювелирных техник — чеканки по золоту, ювелирного дела и перегородчатой эмали. В ней 115 пластин эмалей небольшого размера. Из образа Божьей Матери сохранились лицо и руки. С VIII по XII век мастера украшали икону драгоценными камнями. Этот шедевр— самая большая в мире перегородчатая эмаль (116×95 см), созданная в золотой век грузинской истории.

В ранне-христианскую эпоху иконоборцы истребляли не только иконы, но и предметы церковной утвари. Грузию иконоборчество не затронуло. Помимо бесценных икон, страна сохранила и эмалевые сокровища. Они собраны не только в Музее искусств, но и в Кутаиси, и в Сванети, хотя основной фонд и принадлежит тбилисской коллекции. Экспонаты датируются VIII- IX, а также XV-XVII веками.  По объёму, красоте и научной ценности эта коллекция одна из лучших в мире. Хотя некоторые образцы старинной эмали всплыли в мировых музеях — в Эрмитаже, в Берлинском музее, в Метрополитене и в частных коллекциях. Лишь малая часть древних памятников перегородчатой эмали сохранена и изучена, и грузинский материал весьма значим для исследователей.

Современные грузинские украшения из эмали

Фаворит современной эмали в Грузии — ювелирный дом «Фокани». Это бесподобная грузинская перегородчатая эмаль, очень богатая по колористике. Фирма «Фокани» основана 15 лет назад, совместно с художницами, монахинями монастыря Фокани. Предприятие ведёт переговоры об открытии магазинов в Париже,  Праге и Стамбуле. В «Фокани» сосредоточены лучшие художники декоративно-прикладного искусства. Исполняется много заказов для Грузинской патриархии. Работа организована в режиме творческой студии, от идеи до упаковки — все рождается и воплощается в едином пространстве. В фирме работает 70 мастеров, и художники надеются, что рано или поздно российские ценители войдут во вкус обладания грузинских украшений из эмали.

Кроме того, далеко за пределами Грузии известны мастера, упомянутые в самом начале нашей статьи. Вот лишь избранные примеры работ этих авторов:

Нино Буркадзе:

 

Гиорги Гудушаури: (www.gudgio.com)

   

Где приобрести украшения с грузинской эмалью?

К сожалению, россиянину, в отличие от жителей европейских столиц, купить грузинские украшения из эмали пока что не так просто. Скорее всего, вам придется либо искать контакты грузинских мастеров-эмальеров в интернете и делать заказ напрямую. Либо – совместить «приятное с приятным», совершив поездку в Тбилиси.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ | Технологии изготовления ювелирных изделий | Виды ювелирных техник

Горячие эмали — технология | Ювелирные украшения с эмалью | Финифть — технология изготовления ростовской эмали | Эмалирование украшений — исторический обзор | Техника чернения серебра | Ювелирные изделия из филиграни. Казаковская филигрань

juvelirum.ru

Минанкари — Грузинская перегородчатая эмаль

Искусство Грузии славится своим колоритом и неиссякаемой энергией. На протяжении многих веков она являлась удивительным симбиозом грузинских, европейских и восточных традиций.

На XIX век приходится особый подъем и развитие культуры Грузии, когда воссоздаются неповторимые техники прошлого и развиваются новые.

Это произошло и со знаменитой ювелирной техникой грузинской перегородчатой эмали.

Слева: Работы современной художницы Теа Гургенидзе узнаваемы благодаря необычной форме и строгому декоруСправа: «Рыба», работа художника Михаила Цалкаламанидзе, начало 1990-х.

Эти удивительной красоты ювелирные изделия поражают тонкостью работы и невероятными цветовыми решениями.

Сам метод изготовления подобных украшений неизменен уже двенадцать столетий, а по стоимости они не уступают ювелирным изделиям из драгоценных металлов и камней.Перегородчатая эмаль — трудозатратная и сложная эмальерная техника, не поддающаяся механизации.

Согласно самым ранним сохранившимся образцам искусство Грузинской перегородчатой эмали насчитывает не меньше 1 200 лет существования.

Сегодня некогда заброшенные традиции приобретают огромную важность, люди вновь и вновь обращаются к старинным работам, находят новые пути, которые со временем обязательно определят достойное место в процессе развития грузинской культуры.

Использование эмальерных технологий применялось еще в Древнем Египте и Греции, где специальными составами покрывали золотые украшения.

Родину эмальерного искусства историками принято считать Кипр (X вв. до н.э.), где еще примитивные техники начинали использоваться в ювелирном деле и завоёвывать популярность.

Икона Спаса из Гелатского монастыря (слева), XII век, Государственный музей искусств Грузии. Нимб Спаса и медальоны в окладе выполнены в технике минанкари — перегородчатой эмали.

Методы и техники нанесения эмали на металл развивались, и уже у древних кельтов появляется так называемая выемчатая эмаль, которая позднее будет называна перегородчатой. Грузинская эмаль – возрождение традицийЭмаль – тонкое стекловидное покрытие, получаемое путем расплавления стеклянных порошков с примесями различных металлов, которые дают разные цвета, непосредственно на изделии.

Расцвет ювелирного искусства перегородчатой эмали приходится на средневековье. Центром этой техники становится Византия, а Грузия, которая являясь соседом, испытывает сильное влияние византийской культуры и перенимает эту удивительную технику.

Уже на тот момент мастера придают эмальерным изделиям неповторимый грузинский подчерк, который можно наблюдать и в наши дни.

В течение веков земли Грузии опустошали войны, разрушались памятники раннего христианского искусства, в том числе и выдающиеся шедевры перегородчатой эмали. То, чему удалось сохраниться, находится в золотом фонде Государственного Музея Изобразительных искусств,  некоторые старинные работы можно увидеть на территории Западной Грузии (в Сванетии,  Кутаиси), но главная коллекция, состоящая из более чем 200 предметов находится в  Государственном музее искусств  в Тбилиси.

Безусловно, это совершенно не то  количество, которое способно описать производство прекрасных произведений на протяжении многих веков. Примеры перегородчатой эмали были рассеяны в разных церквях и монастырях Грузии, а когда их грабили и поджигали, многие и многие вещи пропадали без следов. Некоторые образцы сохраняются в Эрмитаже, в  Метрополитен-музее,  частных коллекциях.

Большинство из существующих памятников перегородчатой эмали датировано восьмым-двенадцатым веками, но, несмотря на столь почтенный возраст, очарование изделий ничуть не потеряно. Более поздний период датируется 15-17 веками. Грузинская коллекция перегородчатой эмали занимает достойнейшее место среди мировых сокровищ благодаря своей невероятно высокой художественной ценности. Согласно  исследователям грузинская перегородчатая эмаль – достойный конкурент Пала д’Оро, золотого алтарного образа в базилике Святого Марка  (Венеция).

Своеобразным средоточием перегородчатой эмали специалисты называют икону Хахульской Божьей Матери. Икона выполнена в синтезе нескольких видов ювелирных техник — чеканки по золоту, ювелирного дела и перегородчатой эмали. В ней 115 пластин эмалей небольшого размера. Из образа Божьей Матери сохранились лицо и руки. С VIII по XII век мастера украшали икону драгоценными камнями. Этот шедевр— самая большая в мире перегородчатая эмаль (116×95 см), созданная в золотой век грузинской истории.

Хахульский триптих  сохранялся в монастыре Гелати, который был ограблен в 1859 году, как предполагают, не без помощи губернатора Кутаиси графа Левашова. Большая часть ювелирных украшений и золота была снята с триптиха и продана в России. Позже Левашов уполномочил московского  ювелира воспроизвести металлический триптих, который передали в монастырь Гелати в 1863 году.

Оригинальная икона, так же как и многие из украшений находились в частной коллекции русского живописца Михаила Боткина, потом в Эрмитаже, а в Грузию триптих вернулся в 1923 году, правда, во фрагментированном состоянии. Хахульский триптих – исключительный пример золотого века грузинской истории и культуры, представляющий богатство и величие эпохи. Медальоны (115 медальонов) имеют небольшой размер, кроме центрального изображения Девы Марии, очень сильно поврежденной (остались только руки и лицо святой). Кроме того, Хахульский триптих, самый большой пример перегородчатой эмали (116 см x 95 см).

Как уже было сказано, изготовление ювелирных изделий производится согласно методу, который не менялся уже более двенадцати столетий. Также остаётся неизменным и рецепт клея, который скрепляет перегородки с металлической основой – он изготавливается по старинному рецепту из кожуры айвы.

Сама эмаль, закупается за границей. Существуют фирмы, которые занимаются производством эмальерных красок более двух веков. Краски крайне разнообразны в своей палитре и насчитывают около 200 оттенков.

Работы Нино Буркадзе

Эмальерные краски крайне сложны в применении, каждому цвету нужна определенная температура.«Для мастера, владеющего технологией изготовления перегородчатой эмали на первый план выходит создание и затем уже высоко художественное произведение»Тея Гургинидзе Что касается основ, на которые крепятся перегородки, то они, по закону техники перегородчатой эмали, должны быть сделаны из ювелирного металла. Но в сегодня существует многочисленное количество сплавов, которые по своим свойствам подходят для этой работы.

Грузинская эмаль всегда отличалась своими традиционными, красочными орнаментами. Зачастую отличительной черной грузинской эмали является использование таких цветов как болотный и винный, оттенки зеленого и красного цветов.

Теа Гургенидзе в своей галерее «Орнамент» учит делать минанкари всех желающих. И уверена, что художественные наклонности не главное.

Приятно, что в настоящий момент возрождаются такие красивые и необычные техники наших предков. Появляется большое количество мастеров, которые продолжают это благородное дело, а грузинская эмаль становится крайне популярна и признаётся во всем мире.

Одно из лучших мест в Тбилиси, где можно купить эмали и другие украшения и аксессуары  из серебра, золота, драгоценных и полудрагоценных камней,  старинные вещи  —  Субботний Блошиный Рынок – Рынок на  Сухом Мосту  и в его окрестностях. Одна из причин, почему иностранные туристы приезжают в Грузию —  уникальные, очень самобытные ювелирные изделия   высочайшего качества, которые продают по низкой цене.

Upd. от g_i_n_k_g_o : Наверное, все же, на Блошке украшений не так много, там больше именно товаров из разряда блошиных, пионерские галстуки, бюсты Ленина, мельхиоровые ложки. Нужно идти в золотые ряды у вокзала, предположим.

Минанкари можно встретить в Тбилиси и в художественных галереях, и на сувенирных развалах, как, например, на ступеньках Президиума Академии наук на проспекте Шота Руставелли.

Источники: (1), (2), (3), (4), (5)

kleinburd.ru

Минанкари - Грузинская перегородчатая эмаль

Искусство Грузии славится своим колоритом и неиссякаемой энергией. На протяжении многих веков она являлась удивительным симбиозом грузинских, европейских и восточных традиций.

На XIX век приходится особый подъем и развитие культуры Грузии, когда воссоздаются неповторимые техники прошлого и развиваются новые.

Это произошло и со знаменитой ювелирной техникой грузинской перегородчатой эмали.

Слева: Работы современной художницы Теа Гургенидзе узнаваемы благодаря необычной форме и строгому декоруСправа: «Рыба», работа художника Михаила Цалкаламанидзе, начало 1990-х.

Эти удивительной красоты ювелирные изделия поражают тонкостью работы и невероятными цветовыми решениями.Сам метод изготовления подобных украшений неизменен уже двенадцать столетий, а по стоимости они не уступают ювелирным изделиям из драгоценных металлов и камней.Перегородчатая эмаль — трудозатратная и сложная эмальерная техника, не поддающаяся механизации.

Согласно самым ранним сохранившимся образцам искусство Грузинской перегородчатой эмали насчитывает не меньше 1 200 лет существования.Сегодня некогда заброшенные традиции приобретают огромную важность, люди вновь и вновь обращаются к старинным работам, находят новые пути, которые со временем обязательно определят достойное место в процессе развития грузинской культуры.

Использование эмальерных технологий применялось еще в Древнем Египте и Греции, где специальными составами покрывали золотые украшения.

Родину эмальерного искусства историками принято считать Кипр (X вв. до н.э.), где еще примитивные техники начинали использоваться в ювелирном деле и завоёвывать популярность.

Икона Спаса из Гелатского монастыря (слева), XII век, Государственный музей искусств Грузии. Нимб Спаса и медальоны в окладе выполнены в технике минанкари — перегородчатой эмали.

Методы и техники нанесения эмали на металл развивались, и уже у древних кельтов появляется так называемая выемчатая эмаль, которая позднее будет называна перегородчатой. Грузинская эмаль – возрождение традицийЭмаль – тонкое стекловидное покрытие, получаемое путем расплавления стеклянных порошков с примесями различных металлов, которые дают разные цвета, непосредственно на изделии.

Расцвет ювелирного искусства перегородчатой эмали приходится на средневековье. Центром этой техники становится Византия, а Грузия, которая являясь соседом, испытывает сильное влияние византийской культуры и перенимает эту удивительную технику.Уже на тот момент мастера придают эмальерным изделиям неповторимый грузинский подчерк, который можно наблюдать и в наши дни.

Хахульский триптих из Гелати

В течение веков земли Грузии опустошали войны, разрушались памятники раннего христианского искусства, в том числе и выдающиеся шедевры перегородчатой эмали. То, чему удалось сохраниться, находится в золотом фонде Государственного Музея Изобразительных искусств,  некоторые старинные работы можно увидеть на территории Западной Грузии (в Сванетии,  Кутаиси), но главная коллекция, состоящая из более чем 200 предметов находится в  Государственном музее искусств  в Тбилиси.

Безусловно, это совершенно не то  количество, которое способно описать производство прекрасных произведений на протяжении многих веков. Примеры перегородчатой эмали были рассеяны в разных церквях и монастырях Грузии, а когда их грабили и поджигали, многие и многие вещи пропадали без следов. Некоторые образцы сохраняются в Эрмитаже, в  Метрополитен-музее,  частных коллекциях.Большинство из существующих памятников перегородчатой эмали датировано восьмым-двенадцатым веками, но, несмотря на столь почтенный возраст, очарование изделий ничуть не потеряно. Более поздний период датируется 15-17 веками. Грузинская коллекция перегородчатой эмали занимает достойнейшее место среди мировых сокровищ благодаря своей невероятно высокой художественной ценности. Согласно  исследователям грузинская перегородчатая эмаль – достойный конкурент Пала д'Оро, золотого алтарного образа в базилике Святого Марка  (Венеция).

Хахульский триптих в деталях

Своеобразным средоточием перегородчатой эмали специалисты называют икону Хахульской Божьей Матери. Икона выполнена в синтезе нескольких видов ювелирных техник — чеканки по золоту, ювелирного дела и перегородчатой эмали. В ней 115 пластин эмалей небольшого размера. Из образа Божьей Матери сохранились лицо и руки. С VIII по XII век мастера украшали икону драгоценными камнями. Этот шедевр— самая большая в мире перегородчатая эмаль (116×95 см), созданная в золотой век грузинской истории.

Хахульский триптих  сохранялся в монастыре Гелати, который был ограблен в 1859 году, как предполагают, не без помощи губернатора Кутаиси графа Левашова. Большая часть ювелирных украшений и золота была снята с триптиха и продана в России. Позже Левашов уполномочил московского  ювелира воспроизвести металлический триптих, который передали в монастырь Гелати в 1863 году.

Оригинальная икона, так же как и многие из украшений находились в частной коллекции русского живописца Михаила Боткина, потом в Эрмитаже, а в Грузию триптих вернулся в 1923 году, правда, во фрагментированном состоянии. Хахульский триптих – исключительный пример золотого века грузинской истории и культуры, представляющий богатство и величие эпохи. Медальоны (115 медальонов) имеют небольшой размер, кроме центрального изображения Девы Марии, очень сильно поврежденной (остались только руки и лицо святой). Кроме того, Хахульский триптих, самый большой пример перегородчатой эмали (116 см x 95 см).

Работа Заза Лодия

Как уже было сказано, изготовление ювелирных изделий производится согласно методу, который не менялся уже более двенадцати столетий. Также остаётся неизменным и рецепт клея, который скрепляет перегородки с металлической основой – он изготавливается по старинному рецепту из кожуры айвы.

Сама эмаль, закупается за границей. Существуют фирмы, которые занимаются производством эмальерных красок более двух веков. Краски крайне разнообразны в своей палитре и насчитывают около 200 оттенков.

Работы Нино Буркадзе

Эмальерные краски крайне сложны в применении, каждому цвету нужна определенная температура.«Для мастера, владеющего технологией изготовления перегородчатой эмали на первый план выходит создание и затем уже высоко художественное произведение»Тея Гургинидзе Что касается основ, на которые крепятся перегородки, то они, по закону техники перегородчатой эмали, должны быть сделаны из ювелирного металла. Но в сегодня существует многочисленное количество сплавов, которые по своим свойствам подходят для этой работы.

Грузинская эмаль всегда отличалась своими традиционными, красочными орнаментами. Зачастую отличительной черной грузинской эмали является использование таких цветов как болотный и винный, оттенки зеленого и красного цветов.

Теа Гургенидзе в своей галерее «Орнамент» учит делать минанкари всех желающих. И уверена, что художественные наклонности не главное.

Приятно, что в настоящий момент возрождаются такие красивые и необычные техники наших предков. Появляется большое количество мастеров, которые продолжают это благородное дело, а грузинская эмаль становится крайне популярна и признаётся во всем мире.

Одно из лучших мест в Тбилиси, где можно купить эмали и другие украшения и аксессуары  из серебра, золота, драгоценных и полудрагоценных камней,  старинные вещи  -  Субботний Блошиный Рынок – Рынок на  Сухом Мосту  и в его окрестностях. Одна из причин, почему иностранные туристы приезжают в Грузию -  уникальные, очень самобытные ювелирные изделия   высочайшего качества, которые продают по низкой цене.

Upd. от g_i_n_k_g_o: Наверное, все же, на Блошке украшений не так много, там больше именно товаров из разряда блошиных, пионерские галстуки, бюсты Ленина, мельхиоровые ложки. Нужно идти в золотые ряды у вокзала, предположим.

Минанкари можно встретить в Тбилиси и в художественных галереях, и на сувенирных развалах, как, например, на ступеньках Президиума Академии наук на проспекте Шота Руставелли.

Оригинал взят у ochendaje в Минанкари - Грузинская перегородчатая эмаль

drumsmen.livejournal.com

Минанкари - Грузинская перегородчатая эмаль

?

OloviIt (oloviit) wrote, 2014-07-07 13:23:00 OloviIt oloviit 2014-07-07 13:23:00 Искусство Грузии славится своим колоритом и неиссякаемой энергией. На протяжении многих веков она являлась удивительным симбиозом грузинских, европейских и восточных традиций.

На XIX век приходится особый подъем и развитие культуры Грузии, когда воссоздаются неповторимые техники прошлого и развиваются новые.

Это произошло и со знаменитой ювелирной техникой грузинской перегородчатой эмали.

Слева: Работы современной художницы Теа Гургенидзе узнаваемы благодаря необычной форме и строгому декоруСправа: «Рыба», работа художника Михаила Цалкаламанидзе, начало 1990-х.

Эти удивительной красоты ювелирные изделия поражают тонкостью работы и невероятными цветовыми решениями.Сам метод изготовления подобных украшений неизменен уже двенадцать столетий, а по стоимости они не уступают ювелирным изделиям из драгоценных металлов и камней.Перегородчатая эмаль — трудозатратная и сложная эмальерная техника, не поддающаяся механизации.

Согласно самым ранним сохранившимся образцам искусство Грузинской перегородчатой эмали насчитывает не меньше 1 200 лет существования.Сегодня некогда заброшенные традиции приобретают огромную важность, люди вновь и вновь обращаются к старинным работам, находят новые пути, которые со временем обязательно определят достойное место в процессе развития грузинской культуры.

Использование эмальерных технологий применялось еще в Древнем Египте и Греции, где специальными составами покрывали золотые украшения.

Родину эмальерного искусства историками принято считать Кипр (X вв. до н.э.), где еще примитивные техники начинали использоваться в ювелирном деле и завоёвывать популярность.

Икона Спаса из Гелатского монастыря (слева), XII век, Государственный музей искусств Грузии. Нимб Спаса и медальоны в окладе выполнены в технике минанкари — перегородчатой эмали.

Методы и техники нанесения эмали на металл развивались, и уже у древних кельтов появляется так называемая выемчатая эмаль, которая позднее будет называна перегородчатой. Грузинская эмаль – возрождение традицийЭмаль – тонкое стекловидное покрытие, получаемое путем расплавления стеклянных порошков с примесями различных металлов, которые дают разные цвета, непосредственно на изделии.

Расцвет ювелирного искусства перегородчатой эмали приходится на средневековье. Центром этой техники становится Византия, а Грузия, которая являясь соседом, испытывает сильное влияние византийской культуры и перенимает эту удивительную технику.Уже на тот момент мастера придают эмальерным изделиям неповторимый грузинский подчерк, который можно наблюдать и в наши дни.

Хахульский триптих из Гелати

В течение веков земли Грузии опустошали войны, разрушались памятники раннего христианского искусства, в том числе и выдающиеся шедевры перегородчатой эмали. То, чему удалось сохраниться, находится в золотом фонде Государственного Музея Изобразительных искусств,  некоторые старинные работы можно увидеть на территории Западной Грузии (в Сванетии,  Кутаиси), но главная коллекция, состоящая из более чем 200 предметов находится в  Государственном музее искусств  в Тбилиси.

Безусловно, это совершенно не то  количество, которое способно описать производство прекрасных произведений на протяжении многих веков. Примеры перегородчатой эмали были рассеяны в разных церквях и монастырях Грузии, а когда их грабили и поджигали, многие и многие вещи пропадали без следов. Некоторые образцы сохраняются в Эрмитаже, в  Метрополитен-музее,  частных коллекциях.Большинство из существующих памятников перегородчатой эмали датировано восьмым-двенадцатым веками, но, несмотря на столь почтенный возраст, очарование изделий ничуть не потеряно. Более поздний период датируется 15-17 веками. Грузинская коллекция перегородчатой эмали занимает достойнейшее место среди мировых сокровищ благодаря своей невероятно высокой художественной ценности. Согласно  исследователям грузинская перегородчатая эмаль – достойный конкурент Пала д'Оро, золотого алтарного образа в базилике Святого Марка  (Венеция).

Хахульский триптих в деталях

Своеобразным средоточием перегородчатой эмали специалисты называют икону Хахульской Божьей Матери. Икона выполнена в синтезе нескольких видов ювелирных техник — чеканки по золоту, ювелирного дела и перегородчатой эмали. В ней 115 пластин эмалей небольшого размера. Из образа Божьей Матери сохранились лицо и руки. С VIII по XII век мастера украшали икону драгоценными камнями. Этот шедевр— самая большая в мире перегородчатая эмаль (116×95 см), созданная в золотой век грузинской истории.

Хахульский триптих  сохранялся в монастыре Гелати, который был ограблен в 1859 году, как предполагают, не без помощи губернатора Кутаиси графа Левашова. Большая часть ювелирных украшений и золота была снята с триптиха и продана в России. Позже Левашов уполномочил московского  ювелира воспроизвести металлический триптих, который передали в монастырь Гелати в 1863 году.

Оригинальная икона, так же как и многие из украшений находились в частной коллекции русского живописца Михаила Боткина, потом в Эрмитаже, а в Грузию триптих вернулся в 1923 году, правда, во фрагментированном состоянии. Хахульский триптих – исключительный пример золотого века грузинской истории и культуры, представляющий богатство и величие эпохи. Медальоны (115 медальонов) имеют небольшой размер, кроме центрального изображения Девы Марии, очень сильно поврежденной (остались только руки и лицо святой). Кроме того, Хахульский триптих, самый большой пример перегородчатой эмали (116 см x 95 см).

Как уже было сказано, изготовление ювелирных изделий производится согласно методу, который не менялся уже более двенадцати столетий. Также остаётся неизменным и рецепт клея, который скрепляет перегородки с металлической основой – он изготавливается по старинному рецепту из кожуры айвы.

Сама эмаль, закупается за границей. Существуют фирмы, которые занимаются производством эмальерных красок более двух веков. Краски крайне разнообразны в своей палитре и насчитывают около 200 оттенков.

Работы Нино Буркадзе

Эмальерные краски крайне сложны в применении, каждому цвету нужна определенная температура.«Для мастера, владеющего технологией изготовления перегородчатой эмали на первый план выходит создание и затем уже высоко художественное произведение»Тея Гургинидзе Что касается основ, на которые крепятся перегородки, то они, по закону техники перегородчатой эмали, должны быть сделаны из ювелирного металла. Но в сегодня существует многочисленное количество сплавов, которые по своим свойствам подходят для этой работы.

Грузинская эмаль всегда отличалась своими традиционными, красочными орнаментами. Зачастую отличительной черной грузинской эмали является использование таких цветов как болотный и винный, оттенки зеленого и красного цветов.

Теа Гургенидзе в своей галерее «Орнамент» учит делать минанкари всех желающих. И уверена, что художественные наклонности не главное.

Приятно, что в настоящий момент возрождаются такие красивые и необычные техники наших предков. Появляется большое количество мастеров, которые продолжают это благородное дело, а грузинская эмаль становится крайне популярна и признаётся во всем мире.

Одно из лучших мест в Тбилиси, где можно купить эмали и другие украшения и аксессуары  из серебра, золота, драгоценных и полудрагоценных камней,  старинные вещи  -  Субботний Блошиный Рынок – Рынок на  Сухом Мосту  и в его окрестностях. Одна из причин, почему иностранные туристы приезжают в Грузию -  уникальные, очень самобытные ювелирные изделия   высочайшего качества, которые продают по низкой цене.

Upd. от g_i_n_k_g_o: Наверное, все же, на Блошке украшений не так много, там больше именно товаров из разряда блошиных, пионерские галстуки, бюсты Ленина, мельхиоровые ложки. Нужно идти в золотые ряды у вокзала, предположим.

Минанкари можно встретить в Тбилиси и в художественных галереях, и на сувенирных развалах, как, например, на ступеньках Президиума Академии наук на проспекте Шота Руставелли.

Источники: (1), (2), (3), (4), (5)

Оригинал взят у ochendaje в Минанкари - Грузинская перегородчатая эмаль

oloviit.livejournal.com

Минанкари - Грузинская перегородчатая эмаль

Искусство Грузии славится своим колоритом и неиссякаемой энергией. На протяжении многих веков она являлась удивительным симбиозом грузинских, европейских и восточных традиций.

На XIX век приходится особый подъем и развитие культуры Грузии, когда воссоздаются неповторимые техники прошлого и развиваются новые.

Это произошло и со знаменитой ювелирной техникой грузинской перегородчатой эмали.

Слева: Работы современной художницы Теа Гургенидзе узнаваемы благодаря необычной форме и строгому декоруСправа: «Рыба», работа художника Михаила Цалкаламанидзе, начало 1990-х.

Эти удивительной красоты ювелирные изделия поражают тонкостью работы и невероятными цветовыми решениями.Сам метод изготовления подобных украшений неизменен уже двенадцать столетий, а по стоимости они не уступают ювелирным изделиям из драгоценных металлов и камней.Перегородчатая эмаль — трудозатратная и сложная эмальерная техника, не поддающаяся механизации.

Согласно самым ранним сохранившимся образцам искусство Грузинской перегородчатой эмали насчитывает не меньше 1 200 лет существования.Сегодня некогда заброшенные традиции приобретают огромную важность, люди вновь и вновь обращаются к старинным работам, находят новые пути, которые со временем обязательно определят достойное место в процессе развития грузинской культуры.

Использование эмальерных технологий применялось еще в Древнем Египте и Греции, где специальными составами покрывали золотые украшения.

Родину эмальерного искусства историками принято считать Кипр (X вв. до н.э.), где еще примитивные техники начинали использоваться в ювелирном деле и завоёвывать популярность.

Икона Спаса из Гелатского монастыря (слева), XII век, Государственный музей искусств Грузии. Нимб Спаса и медальоны в окладе выполнены в технике минанкари — перегородчатой эмали.

Методы и техники нанесения эмали на металл развивались, и уже у древних кельтов появляется так называемая выемчатая эмаль, которая позднее будет называна перегородчатой. Грузинская эмаль – возрождение традицийЭмаль – тонкое стекловидное покрытие, получаемое путем расплавления стеклянных порошков с примесями различных металлов, которые дают разные цвета, непосредственно на изделии.

Расцвет ювелирного искусства перегородчатой эмали приходится на средневековье. Центром этой техники становится Византия, а Грузия, которая являясь соседом, испытывает сильное влияние византийской культуры и перенимает эту удивительную технику.Уже на тот момент мастера придают эмальерным изделиям неповторимый грузинский подчерк, который можно наблюдать и в наши дни.

Хахульский триптих из Гелати

В течение веков земли Грузии опустошали войны, разрушались памятники раннего христианского искусства, в том числе и выдающиеся шедевры перегородчатой эмали. То, чему удалось сохраниться, находится в золотом фонде Государственного Музея Изобразительных искусств,  некоторые старинные работы можно увидеть на территории Западной Грузии (в Сванетии,  Кутаиси), но главная коллекция, состоящая из более чем 200 предметов находится в  Государственном музее искусств  в Тбилиси.

Безусловно, это совершенно не то  количество, которое способно описать производство прекрасных произведений на протяжении многих веков. Примеры перегородчатой эмали были рассеяны в разных церквях и монастырях Грузии, а когда их грабили и поджигали, многие и многие вещи пропадали без следов. Некоторые образцы сохраняются в Эрмитаже, в  Метрополитен-музее,  частных коллекциях.Большинство из существующих памятников перегородчатой эмали датировано восьмым-двенадцатым веками, но, несмотря на столь почтенный возраст, очарование изделий ничуть не потеряно. Более поздний период датируется 15-17 веками. Грузинская коллекция перегородчатой эмали занимает достойнейшее место среди мировых сокровищ благодаря своей невероятно высокой художественной ценности. Согласно  исследователям грузинская перегородчатая эмаль – достойный конкурент Пала д'Оро, золотого алтарного образа в базилике Святого Марка  (Венеция).

Хахульский триптих в деталях

Своеобразным средоточием перегородчатой эмали специалисты называют икону Хахульской Божьей Матери. Икона выполнена в синтезе нескольких видов ювелирных техник — чеканки по золоту, ювелирного дела и перегородчатой эмали. В ней 115 пластин эмалей небольшого размера. Из образа Божьей Матери сохранились лицо и руки. С VIII по XII век мастера украшали икону драгоценными камнями. Этот шедевр— самая большая в мире перегородчатая эмаль (116×95 см), созданная в золотой век грузинской истории.

Хахульский триптих  сохранялся в монастыре Гелати, который был ограблен в 1859 году, как предполагают, не без помощи губернатора Кутаиси графа Левашова. Большая часть ювелирных украшений и золота была снята с триптиха и продана в России. Позже Левашов уполномочил московского  ювелира воспроизвести металлический триптих, который передали в монастырь Гелати в 1863 году.

Оригинальная икона, так же как и многие из украшений находились в частной коллекции русского живописца Михаила Боткина, потом в Эрмитаже, а в Грузию триптих вернулся в 1923 году, правда, во фрагментированном состоянии. Хахульский триптих – исключительный пример золотого века грузинской истории и культуры, представляющий богатство и величие эпохи. Медальоны (115 медальонов) имеют небольшой размер, кроме центрального изображения Девы Марии, очень сильно поврежденной (остались только руки и лицо святой). Кроме того, Хахульский триптих, самый большой пример перегородчатой эмали (116 см x 95 см).

Работа Заза Лодия

Как уже было сказано, изготовление ювелирных изделий производится согласно методу, который не менялся уже более двенадцати столетий. Также остаётся неизменным и рецепт клея, который скрепляет перегородки с металлической основой – он изготавливается по старинному рецепту из кожуры айвы.

Сама эмаль, закупается за границей. Существуют фирмы, которые занимаются производством эмальерных красок более двух веков. Краски крайне разнообразны в своей палитре и насчитывают около 200 оттенков.

Работы Нино Буркадзе

Эмальерные краски крайне сложны в применении, каждому цвету нужна определенная температура.«Для мастера, владеющего технологией изготовления перегородчатой эмали на первый план выходит создание и затем уже высоко художественное произведение»Тея Гургинидзе Что касается основ, на которые крепятся перегородки, то они, по закону техники перегородчатой эмали, должны быть сделаны из ювелирного металла. Но в сегодня существует многочисленное количество сплавов, которые по своим свойствам подходят для этой работы.

Грузинская эмаль всегда отличалась своими традиционными, красочными орнаментами. Зачастую отличительной черной грузинской эмали является использование таких цветов как болотный и винный, оттенки зеленого и красного цветов.

Теа Гургенидзе в своей галерее «Орнамент» учит делать минанкари всех желающих. И уверена, что художественные наклонности не главное.

Приятно, что в настоящий момент возрождаются такие красивые и необычные техники наших предков. Появляется большое количество мастеров, которые продолжают это благородное дело, а грузинская эмаль становится крайне популярна и признаётся во всем мире.

Одно из лучших мест в Тбилиси, где можно купить эмали и другие украшения и аксессуары  из серебра, золота, драгоценных и полудрагоценных камней,  старинные вещи  -  Субботний Блошиный Рынок – Рынок на  Сухом Мосту  и в его окрестностях. Одна из причин, почему иностранные туристы приезжают в Грузию -  уникальные, очень самобытные ювелирные изделия   высочайшего качества, которые продают по низкой цене.

Upd. от g_i_n_k_g_o: Наверное, все же, на Блошке украшений не так много, там больше именно товаров из разряда блошиных, пионерские галстуки, бюсты Ленина, мельхиоровые ложки. Нужно идти в золотые ряды у вокзала, предположим.

Минанкари можно встретить в Тбилиси и в художественных галереях, и на сувенирных развалах, как, например, на ступеньках Президиума Академии наук на проспекте Шота Руставелли.

Источники: (1), (2), (3), (4), (5)

gurdrug.livejournal.com

Грузинские традиции. Грузинская перегородчатая эмаль • Грузия • Азия • Страны

Изделия грузинской перегородчатой эмали –  чрезвычайно популярные украшения в Грузии.  Изящные серьги, кулоны, кольца, изготовленные с большим вкусом, грузинки носят  с гордостью. Столь особое отношение к этому виду искусства объясняется  богатыми традициями, ведь Грузия считается  одним из мест происхождения искусства перегородчатой эмали.

Согласно самым ранним сохранившимся образцам искусство Грузинской перегородчатой эмали насчитывает не меньше 1 200 лет существования.

Сегодня некогда заброшенные традиции приобретают огромную важность, люди вновь и вновь обращаются к старинным работам, находят новые пути, которые со временем обязательно определят достойное место в процессе развития грузинской культуры.

Перегородчатая эмаль как форма искусства процветала в Византии. Грузинская перегородчатая эмаль, как и вся культура Грузии в целом была в очень близких связях с Византией и впитывала лучшие традиции византийской школы, при этом создавая уникальные произведения, приспосабливая к грузинской манере. 

В течение веков земли Грузии опустошали войны, разрушались памятники раннего христианского искусства, в том числе и выдающиеся шедевры перегородчатой эмали. То, чему удалось сохраниться, находится в золотом фонде Государственного Музея Изобразительных искусств,  некоторые старинные работы можно увидеть на территории Западной Грузии (в Сванетии,  Кутаиси), но главная коллекция, состоящая из более чем 200 предметов находится в  Государственном музее искусств  в Тбилиси.  Безусловно, это совершенно не то  количество, которое способно описать производство прекрасных произведений на протяжении многих веков. Примеры перегородчатой эмали были рассеяны в разных церквях и монастырях Грузии, а когда их грабили и поджигали, многие и многие вещи пропадали без следов. Некоторые образцы сохраняются в Эрмитаже, в  Метрополитен-музее,  частных коллекциях. Большинство из существующих памятников перегородчатой эмали датировано восьмым-двенадцатым веками, но, несмотря на столь почтенный возраст, очарование изделий ничуть не потеряно. Более поздний период датируется 15-17 веками. Грузинская коллекция перегородчатой эмали занимает достойнейшее место среди мировых сокровищ благодаря своей невероятно высокой художественной ценности. Согласно  исследователям грузинская перегородчатая эмаль – достойный конкурент Пала д'Оро, золотого алтарного образа в базилике Святого Марка  (Венеция). 

Достаточно будет привести в пример  Хахульский триптих из Гелати и, цитируя ученых, сказать, - это уникальное произведение искусства – целый музей  перегородчатой эмали. Центральная икона Богоматери.  Перегородчатые эмали, золото, серебро, сапфиры, изумруды, рубины, жемчуг, бирюза, аметисты. Более ста  экземпляров грузинской и византийской перегородчатой эмали, датированной 8 - 11, может12 веками.

Хахульский триптих  сохранялся в монастыре Гелати, который был ограблен в 1859 году, как предположительно считают не без помощи губернатора Кутаиси графа Левашова. Большая часть ювелирных украшений и золота была снята с триптиха и продана в России. Позже Левашов уполномочил московского  ювелира воспроизвести металлический триптих, который передали в монастырь Гелати в 1863 году.

Оригинальная икона, так же как и многие из украшений находились в частной коллекции русского живописца Михаила Боткина, потом в Эрмитаже, а в Грузию триптих вернулся в 1923 году, правда, во фрагментированном состоянии. Хахульский триптих – исключительный пример золотого века грузинской истории и культуры, представляющий богатство и величие эпохи. Медальоны (115 медальонов) имеют небольшой размер, кроме центрального изображения Девы Марии, очень сильно поврежденной (остались только руки и лицо святой). Кроме того, Хахульский триптих, самый большой пример перегородчатой эмали (116 см x 95 см).

  Одно из лучших мест в Тбилиси, где можно купить эмали и другие украшения и аксессуары  из серебра, золота, драгоценных и полудрагоценных камней,  старинные вещи  -  Субботний Блошиный Рынок – Рынок на  Сухом Мосту  и в его окрестностях. Одна из причин, почему иностранные туристы приезжают в Грузию -  уникальные, очень самобытные ювелирные изделия   высочайшего качества, которые продают по низкой цене. 

journeying.ru


Смотрите также