В бывшем павильоне "Эстония" на ВДНХ сохранились старые росписи. Павильон грузия вднх


чем гордились Латвийская ССР и другие республики

РИГА, 5 мая — Sputnik, Амирам Григоров, Лев Рыжков. На майские праздники комплекс ВДНХ пережил невероятное нашествие гуляющих. Очевидцы говорили, что на аллеях выставочного комплекса было невероятно многолюдно. Что же так приманивает сюда людей?

Призраки и тайны

Лев Рыжков:

Что-то есть в аллеях ВДНХ по-хорошему мистическое. Например, из памяти может выветриться прогулка по любому парку или даже самой живописной улице. А вот ВДНХ — каждый визит туда — в вашей памяти останется.  Да еще во всех деталях. Не случайно знаменитая песня из фильма "Свинарка и пастух" — "Друга я никогда не забуду…" — снималась именно на ВДНХ. Строители комплекса определенно что-то знали о манипуляциях с памятью.

© Sputnik / Алексей Куденко

Живопись на фасаде павильона "Республика Беларусь" на территории ВДНХ

А еще ВДНХ дает человеку, ее посещающему, несомненный эмоциональный заряд. Не то чтобы "Ах, какая красота!" — хотя и это тоже. Побывать на ВДНХ — это как в старое зеркало в роскошной золоченой раме посмотреться. Вот вроде ничего особенного, а забыть трудно.

Амирам Григоров:

Удивительное это место, полное тайн и загадок! Где еще можно вспомнить, что советских республик когда-то было шестнадцать. Наглядное свидетельство этому осталось в виде шестнадцати статуй фонтана "Дружба народов" и шестнадцати медальонов с гербами на Центральном павильоне. Где сноп конопли вместе с рожью, пшеницей и подсолнечником демонстрируют основные сельскохозяйственные культуры страны. Где еще закопана гигантская статуя Сталина, стоявшая на месте ракеты. А недавно при реконструкции главного павильона случайно обнаружили многофигурный горельеф работы Вучетича, более 40 лет спрятанный от глаз посетителей. И это далеко не все, что скрывает выставка.

© Sputnik / Алексей Куденко

Павильон №68 "Армения" (бывш. "Угольная промышленность", "Сибирь")

Расцвет Советского эдема

Амирам Григоров:

Начиналось все в далекие тридцатые годы прошлого века. Народный комиссар земледелия Михаил Чернов выступил с инициативой создать Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (ВСХВ) и в 1935 году стал ее куратором. Как раз тогда в Москве была запущена первая ветка метро, которая доходила до парка "Сокольники". Сначала Всесоюзную выставку планировали создать именно там. Открытие намечалось в 1937-м, но сроки были сорваны, Чернова обвинили в саботаже, репрессировали и расстреляли.

В 1939 году ворота ВСХВ, наконец, распахнулись и народ повалил глядеть на новое чудо, где цвел розарий, били фонтаны, а вокруг главной аллеи возвышались павильоны, выдержанные в неподражаемом стиле советского ампира. Там встречались свинарка и пастух, оркестр играл "Песню о Москве" и продавали эскимо на палочке, то самое, что вызвало простуду у старика Хоттабыча. Это был эдем предвоенной Москвы.

Великая Отечественная надолго привела Выставку в запустение, и только с 1950 года руки дошли и до нее. Дворцы союзных республик достраивали и украшали лучшие архитекторы того времени.

Вихри истории

Лев Рыжков:

Нас интересуют национальные павильоны, посвященные бывшим союзным республикам. Когда-то их было шестнадцать, считая Карело-Финскую ССР. Вихри истории по этим сооружениям, конечно же, прошлись. Одни павильоны исчезли, как и не было их. Другие — переехали. Третьи оказались изуродованы. Но нашлись и такие республиканские павильоны, которые не смел ураган времени и сила переменчивой конъюнктуры.

© Sputnik / Алексей Куденко

Павильон №4 "Киргизия" (бывш. "Биология", "Эстонская ССР")

Амирам Григоров:

Еще в начале эпохи Леонида Брежнева Выставку стали переделывать, менять, как сказали бы сейчас, концепцию. "Теперь республиканских павильонов не будет, а будут отраслевые", — решили наверху, и никто не смог возразить. В угоду этому решению по Выставке прошлись уродующей бороной.

Был снесен, например, прекрасный грузинский павильон, замечательный образчик национальной архитектуры, чтобы освободить место под бетонный брежневский уродец "Советские профсоюзы".

Зачем ломали такую красоту? Это как раз объяснимо. Грузия — родина Сталина. А значит, Иосифа Виссарионовича в грузинском павильоне было много. Начиная с 1956 года изображения Сталина повсеместно уничтожались. Вот и на грузинском павильоне отразилась борьба с "культом личности".

Армению и Азербайджан накрыли чудовищными саркофагами, создав, таким образом, "Здравоохранение" и "Вычислительную технику". Изуродовали и один из самых чудесных — павильон Казахстана. При переделке в "Металлургию" его лишили неповторимого мавританского купола, скопированного с национального шедевра — мавзолея Джучи.

© Sputnik / Алексей Куденко

Павильон "Армения" на территории ВДНХ

Впрочем, теперь бывшие республики, а ныне независимые страны получили возможность представлять свою продукцию в национальных павильонах. Правда, павильоны частично оказались не совсем те, что были изначально.

Лев Рыжков:

Бывший павильон Латвийской ССР свежепобелен, но заперт. Cпроектированный в 1954 году архитекторами Айварсом, Закисом и Плуксне, он расположен в самой глубине сквера и занимает центральное место в его композиции, а оконные проемы фасадной стены представляют собой цветные витражи с видами латвийских городов и сюжетами на тему сельского хозяйства. Великолепные резные деревянные входные двери украшены оправленным в бронзу крупным золотистым янтарем.

Павильон №5 "Физика" ("Латвийская ССР")

Если в период Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в экспозиции основное внимание уделялось развитию сельского хозяйства и культуры, то в первые годы работы ВДНХ в своем павильоне Латвийская ССР демонстрировала предметы мебели и текстильной промышленности, оборудование для АТС, модели электропоездов и моторы для автомашин. 

Например, вот что писала рижская газета "Советская молодежь" 20 февраля 1972 года:

"Заглянем в планы тематических выставок. Со вступлением в действие Огрского трикотажного комбината имени 50-летия ВЛКСМ все большей популярностью пользуются трикотажные изделия нашей республики. В конце лета лучшие из них можно будет видеть на тематической выставке "Трикотаж Латвийской ССР".

После перехода ВДНХ в 1963 году на отраслевой принцип экспозиции тут размещался павильон "Физика". Но атмосфера в окрестностях, как в романтическом гроте. Даже влюбленная парочка на скамейке целуется зябко.

На сегодняшний день в бывшем павильоне Латвийской ССР работает Общероссийская общественная организация "Лига здоровья нации", которую возглавляет известный кардиохирург Лео Бокерия.

А вот в бывшем павильоне Литвы теперь обитает Абхазия. При всем уважении, впечатления обжитости павильон не производит. Стоят информационные стенды с выцветшими материалами, невзрачное объявление заманивает на распродажу фруктов. Сам павильон закрыт. Будем думать, что еще не сезон.

Амирам Григоров:

Павильон Грузии был огромным, он занимал гораздо большую площадь, чем павильоны других кавказских республик. Это было здание с оранжереей и залом, отделанным ценными сортами камня. Строил его народный архитектор СССР Арчил Курдиани. Павильон Армении, облицованный ереванским туфом, воздвиг знаменитый Александр Таманян. Павильон Азербайджана с мавританской аркой и арабесками создал творческий тандем Микаэля Усейнова и Садыка Дадашева — самых титулованных бакинских мастеров.

Лев Рыжков:

Бывшему павильону Азербайджана повезло чуть больше, чем "Грузии". Обшарпанное  здание сохранило, однако, часть прежнего декора: облицовка из красного гранита, майолика, окна-витражи, и скульптурные гроздья винограда по стенам — остались. Но, конечно, не та красота, что раньше.

Павильон №14 "Азербайджан" ("Вычислительная техника", "Азербайджанская ССР")

Амирам вспоминает, что раньше заходил сюда и словно бы оказывался на родине, в Баку. Словно вдыхал запах моря. А к павильону еще и примыкал роскошный сад с прудом с осетрами!

Скульптурные гроздья винограда на павильоне №14 "Азербайджан"

Вернется ли чудо?

Ныне происходит возрождение выставочного комплекса, причем, по старой памяти, бывшие республики, а ныне страны получили возможность представлять свою продукцию в национальных павильонах. Павильоны сдаются в аренду за 1 рубль в год, на 50 лет — с обязательством за свой счет провести ремонт, реставрацию и осуществлять эксплуатацию.

ru.sputniknewslv.com

ВДНХ Москва — история создания и фото

Выставка достижений народного хозяйства является уникальным архитектурно-парковым ансамблем, где масштабные павильоны бывших республик СССР чередуются с типовыми постройками советского села, а грушевая аллея ведет в сосновый бор. Идеальный советский город-сад, витрина хозяйственных и архитектурно-художественных достижений, просто приятное место для прогулок, напоминающее пионерлагерь из детства или провинциальный городок – Выставка многогранна и удивительна. Она могла бы стать площадкой для творческих мастерских, средоточием музеев, библиотек и небольших выставочных проектов.

Осваивать территорию под Сельскохозяйственную выставку на городской окраине, представлявшую собою болотистую местность с прудами, цветочным питомником и огородами, начали в 1935 году. Главным архитектором временной – на 100 дней - выставки был назначен В. Олтаржевский. Открытие планировали к двадцатилетию Революции в 1937 году, но к сроку не успели. Неоткрытие вовремя в духе времени объясняли вредительством, несколько человек были репрессированы, включая Олтаржевского.

ВСХВ торжественно открылась в 1939 году. Ее главный вход украсила изящная арка, сохранившаяся по сей день (сейчас это Северный вход). Выставка делилась на разделы: республиканских павильонов, советской деревни, животноводческого городка, экспонатных посевов и садов, запрудную зону отдыха. Это был своеобразный городок с площадями, центральными проспектами и боковыми улицами. От архитектурного ансамбля этого периода кроме входной арки сохранился ряд павильонов, позже перестроенных: №32-34 «Механизация», №31 «Лен и другие прядильные культуры», №66 Узбекской ССР и некоторые другие.

После войны ВСХВ была расширена до 206 Га и реконструирована, павильоны перестроены в более монументальном стиле, главный вход перенесен и ориентирован на Ярославское шоссе. Она открылась 1 августа 1954 года. В архитектуре павильонов отразились традиционные приемы и мотивы декоративного искусства республик и областей. Главный павильон (№1) напоминал московскую высотку, павильон Дальнего Востока встречал фигурой пограничника с винтовкой и собакой, Латвийской ССР – резной деревянной, украшенной янтарем дверью. Фигуры девушек фонтана «Дружба народов» были выполнены из бронзы, а «Каменный цветок» облицован смальтой. Пройдя через Главный вход, подивясь размаху Главного павильона, побывав в «Главхлебе» и в «Главпиве», в итоге посетители попадали в Главный ресторан. Всё вместе убеждало, что в стране всё хорошо, и хотя до некоторых сел и городов еще не дошли эти улучшения, они непременно будут.

В 1955 году было решено здесь же демонстрировать достижения промышленности, для чего ряд павильонов переоборудовали. Этот подход закрепили в 1959 году сменой названия на «Выставку достижений народного хозяйства» или привычное слуху ВДНХ, отраженное в названии ближайшей станции метро.

В 1960-е годы в соответствии с духом времени и сменившейся архитектурной модой ряд павильонов получил новые модернистские фасады. Появились и совершенно новые постройки – с обильным остеклением, простые по форме и почти лишенные декора. Это павильоны: «Химическая промышленность» (№20), «Электрификация СССР» (№55) и другие. В 1967 году на ВДНХ установили модель ракеты «Восток». А после демонстрации на Экспо-67 в Монреале сюда был привезен и собран павильон, получивший среди посетителей название «Монреальский» (№70) – его крыша напоминает устремленную ввысь взлетную полосу.

Не меньшее значение на Выставке отводилось ландшафту. В оформлении «Сочинской горки» была использована приморская галька, в «Уголке Грузии» - огромный глиняный кувшин, декоративные растения на ВДНХ присылали ботанические сады Киева, Ялты, Минска. Экспонатные участки, характерные для разных регионов, служили наглядным пособием для садоводов и ландшафтных архитекторов.

Несколько видов фонарей, специально спроектированных для ВСХВ-ВДНХ, украшают ее территорию. Один из сохранившихся раритетов – фонарь на крыше небольшого киоска (строение №481), расположенного поблизости от Дома культуры.

Возвращение названия ВДНХ в наши дни позволяет надеяться, что былая слава этого места будет возрождена, а само оно – бережно сохранено и отреставрировано.

  • 1

    ВДНХ, Павильон «Центральный»

    Экспонаты павильона должны были свидетельствовать о победе социализма в Советском Союзе.

    Пройдите к Павильону № 2.

  • 2

    Пройдите к Павильону № 4.

  • 3

    Пройдите к Павильону № 5.

  • 4

    ВДНХ, Павильон Латвийской ССР

    Павильон Латвийской ССР был построен в 1954 г. и соединяет в себе черты как латвийского народного зодчества, так и европейского ар-деко.

    Пройдите к Павильону № 6.

  • 5

    ВДНХ, Павильон "Литовская ССР"

    Павильон «Литовская ССР» был возведен в 1954 г. и сочетает в себе сталинские и национальные литовские архитектурные традиции.

    Пройдите к Павильону № 10.

  • 6

    ВДНХ, Павильон 10

    Павильон Молдавской ССР, построенный в 1954 г., был ярко украшен в народном молдавском стиле.

    Пройдите к Павильону № 11.

  • 7

    ВДНХ, Павильон 11

    В 1963 г. редкая майолика, лепнина, бронза и ковры уступили место сухим таблицам Менделеева и картам с залежами меди и глинозема

    Пройдите к Павильону № 12.

  • 8

    Павильон 12

    Павильон, который мы видим сегодня, был построен в 1987 г. по проекту архитектора В.С. Кубасова.

    Пройдите к Павильону № 13.

  • 9

    ВДНХ, Павильон 13

    Здание было облицовано туфом и напоминало вырубленный в горах Армении храм.

    Пройдите к Павильону № 14.

  • 10

    ВДНХ, Павильон 14

    До 1963 г. павильон представлял Азербайджанскую ССР и был богато декорирован, имел мраморный портик, ниши и витраж, который изображал фрукты, хлопок, пшеницу.

    Пройдите к Павильону № 15.

  • 11

    ВДНХ, Павильон 15

    Как и у соседних павильонов, здесь в 1958 г. появился новый фасад-коробка.

    Пройдите к Павильону № 18.

  • 12

    Пройдите к Павильону № 26, расположенному слева от ракеты.

  • 13

    ВДНХ, Павильон 26

    Павильон 26 может быть назван одним из рекордсменов выставки по количеству перестроек и изменению названий

    Пройдите к Павильону № 27 через Мичуринский сад в сторону прудов.

  • 14

    Пройдите обратно к ракете к Павильонам № 32 и 34.

  • 15

    ВДНХ, Павильон «Космос»

    Центральное место на площади занимает самый крупный выставочный павильон «Космос», сохраняющий свое советское название.

    Пройдите к Павильону № 58 через площадь с ракетой.

  • 16

    ВДНХ, Павильон 58

    Вторая по величине и производству республика СССР — Украинская — была представлена на ВСХВ в павильоне 58.

    Пройдите к Павильону № 59.

  • 17

    ВДНХ, Павильон 59

    Павильон 59 построен в 1939 г. как павильон Московской, Рязанской и Тульской областей по проекту архитектора Д.Н. Чечулина.

    Пройдите к Павильону № 64.

  • 18

    ВДНХ, Павильон 64

    Павильон 64 — Ленинград и Северо-Запад РСФСР — был построен в 1937 г.; перестроен в 1954 г.

    Пройдите к Павильону № 66.

  • 19

    ВДНХ, Павильон 66

    Вместе с идеями «вечного солнца» и «оздоровляющей воды» в архитектуре павильона обильно использованы национальные мотивы Узбекистана.

    Пройдите к Павильону № 67.

  • 20

    ВДНХ, Павильон 67

    Павильон 67 был отдан в 1940 г. только что образованной союзной республике — Карело-Финской ССР.

    Пройдите к Павильону № 68.

  • 21

    Пройдите к Павильону № 71.

  • 22

    ВДНХ, Павильон 71

    Павильон «РСФСР» был призван показать мощь cоветского государства.

    Пройдите к арке Северного входа.

  • 23

    Маршрут пройден!

um.mos.ru

В бывшем павильоне "Эстония" на ВДНХ сохранились старые росписи

ТАЛЛИНН, 6 мая — Sputnik, Амирам Григоров, Лев Рыжков. На "первомайские" праздники ВДНХ пережила очередное нашествие гуляющих – ее популярность вновь на высоте.

Корреспондент Sputnik Лев Рыжков и Амирам Григоров – поэт, мыслитель и знаток Москвы – прогулялись по аллеям Выставки достижений народного хозяйства (прежнее название комплексу вернули не так давно) с остановками у национальных павильонов. "Прошлись" они и по богатой истории ВДНХ, которая пережила вместе со страной и Москвой весьма трудные годы.

Призраки и тайны

Амирам Григоров:

"Лихие девяностые" – не лучшие годы России, главная выставка страны переживала их тяжело. Центральная аллея была с двух сторон заставлена ларьками, где продавали все на свете: от сарделек с кетчупом до китайской пиротехники. Толкались бесчисленные покупатели, орала попса, шныряли крупные крысы. Дух легендарного места был практически неощутим.

© Sputnik / Анатолий Гаранин

Павильон СССР на ВДНХ в Москве, 1954 год

Было грустно, обидно и стыдно. Наверное, то же чувствовали последние римляне, попав на Бычий рынок, устроенный варварами на Форуме.

Однако по вечерам, когда закрывались времянки и иссякал базарный поток, вновь проступала настоящая Выставка – и за исписанными граффити колоннами, осыпающимися гипсовыми статуями, высохшими фонтанами восставал призрак былого величия. Выставка оставалась грандиозной и прекрасной даже в своем запустении, и мы верили, что она обязательно возродится.

Лев Рыжков:

Что-то есть в аллеях ВДНХ по-хорошему мистическое. Например, из памяти может выветриться прогулка по любому парку или по живописной улице. Но каждый визит на ВДНХ остается в памяти, да еще во всех деталях. Неслучайно знаменитую песню "Друга я никогда не забуду…" из фильма "Свинарка и пастух" пели и снимали именно на ВДНХ. Строители комплекса определенно что-то знали о манипуляциях с памятью.

А еще ВДНХ дает человеку несомненный эмоциональный заряд. Не то чтобы "Ах, какая красота!" Хотя и это тоже. Побывать на ВДНХ – это как в старое зеркало в роскошной золоченой раме посмотреться. Вот вроде ничего особенного – а не забудешь.

Амирам Григоров:

Удивительное это место, полное тайн и загадок! Где еще можно вспомнить, что советских республик когда-то было шестнадцать? Наглядное свидетельство этому осталось в виде шестнадцати статуй фонтана "Дружба народов" и шестнадцати медальонов с гербами на Центральном павильоне (бывший павильон СССР).

© Sputnik / Алексей Куденкор

Выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ) в Москве

Здесь сноп конопли вместе с рожью, пшеницей и подсолнечником демонстрирует основные сельскохозяйственные культуры страны? Здесь, на ВДНХ, закопана гигантская статуя Сталина, стоявшая на месте сегодняшней ракеты. А недавно при реконструкции главного павильона случайно обнаружен многофигурный горельеф работы Вучетича – он был спрятан от глаз посетителей более 40 лет. И это далеко не все, что скрывает выставка.

Расцвет Советского Эдема

Амирам Григоров:

Начиналось все в далекие тридцатые годы прошлого века. Народный комиссар земледелия Михаил Чернов выступил с инициативой создать Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (ВСХВ) и в 1935 году стал ее куратором. Как раз тогда в Москве была запущена первая ветка метро, которая доходила до парка Сокольники. Сначала Всесоюзную выставку планировали создать именно там. Открытие намечалось в 1937-м, но сроки были сорваны, Чернова обвинили в саботаже, репрессировали и расстреляли.

© Sputnik / Алексей Куденко

Выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ) в Москве

В 1939 году ворота ВСХВ, наконец, распахнулись, и народ повалил глядеть на чудо, где цвел розарий, били фонтаны, а вокруг главной аллеи возвышались павильоны, выдержанные в неподражаемом стиле советского ампира. Там встречались Свинарка и Пастух, оркестр играл их "Песню о Москве", там продавали эскимо на палочке – то самое, что вызвало простуду у старика Хоттабыча. Это был Эдем предвоенной Москвы.

Великая Отечественная надолго привела Выставку в запустение, и только к 1950 году до нее "дошли руки". Дворцы союзных республик достраивали и украшали лучшие архитекторы того времени.

Вихри истории

Лев Рыжков:

Нас интересуют национальные павильоны, посвященные бывшим союзным республикам. Когда-то их было шестнадцать, считая Карело-Финскую ССР. Вихри истории по этим сооружениям, конечно же, прошлись. Одни павильоны исчезли – будто и не было их. Другие – переехали. Третьи оказались изуродованы – и таких историй много. Но нашлись и такие республиканские павильоны, которые не смел ураган времени и сила переменчивой конъюнктуры.

Амирам Григоров:

Еще в начале эпохи Леонида Брежнева Выставку стали переделывать – менять, как сказали бы сейчас, концепцию.

"Теперь республиканских павильонов не будет, а будут отраслевые", – решили наверху, и никто не смог возразить. В угоду этому решению по выставке прошлись уродующей бороной. Был снесен, например, прекрасный грузинский павильон, замечательный образец национальной архитектуры – чтобы освободить место для бетонного брежневского уродца "Советские профсоюзы".

Зачем ломали такую красоту? Это как раз объяснимо. Грузия – родина Сталина. А значит, Иосифа Виссарионовича в грузинском павильоне было много. Начиная с 1956 года изображения Сталина повсеместно уничтожались. Вот и на грузинском павильоне отразилась борьба с "культом личности".

© Sputnik / Алексей Куденко

Выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ) в Москве

Павильоны Армении и Азербайджана накрыли чудовищными саркофагами, создав таким образом "Здравоохранение" и "Вычислительную технику". Изуродовали и одно из самых чудесных строений – павильон Казахстана. При переделке в "Металлургию" его лишили неповторимого мавританского купола, скопированного с национального шедевра – мавзолея Джучи.

Впрочем, теперь бывшие республики, а ныне независимые страны получили возможность представлять свою продукцию в национальных павильонах. Правда, теперь они не совсем те, что были изначально.

Лев Рыжков:

Мы видим павильон "Киргизия", который когда-то принадлежал Эстонии. И балтийские следы сохранились. Например, настенная роспись, посвященная рыбной ловле в морских водах. Хотя, если подумать, то и для современного Кыргызстана изображения эти – актуальны. Ведь ловят же рыбу в Иссык-Куле?

© Sputnik / Алексей Куденко

Выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ) в Москве

Бывший павильон Латвийской ССР свежевыбеленный, но заперт. Он построен в 1954 году по проекту архитекторов Айварса, Закиса и Плуксне и совмещает в себе черты латвийского народного зодчества и европейского ар-деко. В 1963-м, после перехода ВДНХ на отраслевой принцип, тут размещался павильон "Физика". Но атмосфера здесь – как в романтическом гроте. Даже влюбленная парочка на скамейке целуется.

А вот в бывшем павильоне Литвы теперь обитает Абхазия. При всем уважении, впечатления обжитости павильон не производит. Стоят информационные стенды с выцветшими материалами, невзрачное объявление заманивает на распродажу фруктов. Сам павильон – закрыт. Будем думать, еще не сезон.

Амирам Григоров:

Павильон Грузии, огромный, занимал гораздо большую площадь, чем павильоны других кавказских республик. Это было здание с оранжереей и залом, отделанным ценными породами камней. Строил его народный архитектор СССР Арчил Курдиани. Павильон Армении, облицованный ереванским туфом, воздвиг знаменитый Александр Таманян.

Павильон Азербайджана с мавританской аркой и арабесками создал творческий тандем Микаэля Усейнова и Садыка Дадашева – самых титулованных бакинских мастеров.

Лев Рыжков:

Бывшему павильону Азербайджана повезло чуть больше, чем грузинскому. Обшарпанное  здание сохранило, однако, часть прежнего декора. Облицовка из красного гранита, майолика, окна-витражи и скульптурные гроздья винограда по стенам – остались. Но, конечно, не та красота, что раньше.

Амирам вспоминает, что раньше заходил сюда, и словно оказывался на родине, в Баку. Словно вдыхал запах моря. А к павильону примыкал еще и роскошный сад с прудом с осетрами!

Вернется ли чудо?

Ныне происходит возрождение выставочного комплекса, причем бывшие республики СССР, а ныне независимые государства вновь обрели возможность представлять свою продукцию в национальных павильонах, которые сдаются в аренду за 1 рубль в год, на 50 лет. Обязательное условие – ремонт, реставрация и эксплуатация – за свой счет.

Правда, Армения теперь занимает павильон Сибири, где в "отраслевой" период ВДНХ была "Угольная промышленность". Павильон этот – богатый. Здесь есть ресторан, где можно отведать роскошного коньяка, а в магазине – купить работы армянских ювелиров. Есть и турфирма, организующая путешествия в Армению.

© Sputnik / Руслан Кривобок

Фестиваль цветников и ландшафтной архитектуры на территории ВДНХ, 2005 год

Белорусы успешно сохраняют за собой традиционный великолепный особняк с колоннами. Он увенчан статуей. Внутри все красиво и правильно. Представлены прилавки с белорусской продукцией –продуктами питания, одеждой, сувенирами. Расставлены информационные стенды. Есть фото с рукопожатием президентов – Александра Григорьевича Лукашенко и Владимира Владимировича Путина. Все чисто, правильно и немного скучно. Но подкупает то, что белорусы тщательно восстановили изначальную, еще довоенную роспись стен.

"Украина" в лесах

Павильон "Украина" сейчас на ремонте. Впрочем, назвать это здание павильоном – все равно что реку Днепр – ручьем. Это роскошный дворец, замыкающий на себя аллеи с двух сторон. "Собственно, уже из расположения павильона – этого барочного замка с витражами и башней в виде снопа, богатства отделки и самих масштабов строения можно догадаться, как много значила для советского руководства Украина", – говорит Амирам.

По сравнению с "Украиной" меркнет расположенный неподалеку бывший павильон "РСФСР". Амирам вспоминает, что у него не раз менялись хозяева. Одно время здесь даже располагался лохотрон, в котором предприимчивые люди избавляли от лишних денег гостей столицы и москвичей.

© Sputnik / Алексей Куденко

Выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ) в Москве

Состояние ВДНХ отражает состояние страны. "Советский Версаль" при Сталине в дальнейшем подвергся варварским перестройкам, а к 90-м превратился в один из самых грязных рынков российской столицы. Но сейчас торговцы изгнаны, и значительная часть комплекса снова превратилась в стройплощадку. Результаты окультуривания ВДНХ уже видны.

Справка

Сейчас ВДНХ принимает 25 млн посетителей в год, зимой здесь заливают самый большой каток в Европе. В апреле 2017 года мэр Москвы Сергей Собянин объявил о начале масштабной реконструкции выставки. В ближайшие годы здесь планируется восстановить 37 исторических павильонов, 17 фонтанов, построить конно-спортивный манеж, а также 15 тематических павильонов на месте заброшенных хозяйственных построек. Будет открыто 11 новых музеев, высажено более 1800 деревьев и кустарников. В план реконструкции входит очистка четырех прудов и создание на территории выставки уникального комплекса из пяти природных зон. В южной части ВДНХ будет построен высокотехнологичный парк развлечений с всесезонными аттракционами и 140-метровым колесом обозрения.

ru.sputnik-news.ee

Правда и вымысел: ВДНХ - Город

ВДНХ — это не только удивительный проект утопии, переживший смену эпох и ставший одним из главных символов советской Москвы, но и источник невероятного количества городских легенд и мифов, которые бывает трудно отличить от подлинных и часто совершенно невероятных фактов об истории выставки. МОСЛЕНТА выяснила, правду ли рассказывают о находившихся здесь Волостном Выездном Цирке (ВВЦ), бункере Сталина и действующем атомном реакторе, а так же нашла реплики ВДНХ в Киеве, Риге и Шанхае.

Невероятные экспонаты

В 1939 году в главном зале павильона «Печать» демострировались советские телеграфные аппараты и бильдаппараты в действии. Посетители могли видеть работу техники по приему и передаче на расстоянии фотоснимков и последних сообщений ТАСС.

В 1956 году в 62-м павильоне, который назывался тогда Атомная энергия в мирных целях (впоследствии был переименован в Строительные материалы), демонстрировался действующий атомный реактор. Его рабочая загрузка составляла 3 килограмма урана-235. Посетители могли заходить в павильон и наблюдать работу реактора сквозь толщу воды, которая служила замедлителем и отражателем нейтронов.

В 1965 году в том же павильоне и рядом с ним выставлялись: действующий макет передвижной атомной электростанции на гусеничном ходу ТЭС-3 и ядерная установка по прямому получению энергии Ромашка.

Волостной Выездной Цирк (ВВЦ)

Такие вот рассказы сейчас можно встретить на просторах интернета, а в начале 2000-х их можно было услышать на телеканале Россия и даже от работавшей тогда команды пресс-службы ГАО ВВЦ:

«На ВДНХ до самой революции находились постройки Волостного Выездного Цирка, или ВВЦ. Ежегодно, с апреля по август, цирк совершал своеобразный тур по территории Центральной России и Поволжью, а в конце августа приезжал в Москву. Привлекавший по всей стране огромные толпы любопытных, ВВЦ вскоре перестал быть цирком в чистом смысле этого слова.

Под крышей этого предприятия объединились еще и зоосад, промышленная выставка и ярмарка. Выступления в Москве (так называемая «Московская гастроль») длились обычно по 1,5-2 месяца и завершали поездку цирка по городам России. На них всегда был аншлаг».

В действительности же перед нами — цитата из книги Истерия СССР, написанной в 1997 году Николаем Семашко, Сергеем Новиковым и Кириллом Немоляевым, также известным как лидер рок-группы Бони Нем. В совершенно серьезной манере, копирующей стилистику научного издания, книга рассказывает о разгадке тайны Тунгусского метеорита, буднях советских космонавтов, пилотируемом полете олимпийского Мишки и прочих чудесах.

Бункер Сталина под Главным павильоном

Когда после перестройки по ВДНХ снова стали водить экскурсии, одним из новых мифов, который с удовольствием пересказывали гиды, была история о том, что под Главным павильоном находится бункер Сталина.

На самом деле под ним был полуподвал, но проектировался он как обычное бомбоубежище гражданской обороны. В советские годы их устраивали на многих предприятиях. Никакого специального оборудования там никогда не было: только фильтры для очистки воздуха и простые гермодвери. И по старым чертежам видно, что полуподвал под павильоном невелик и неглубок, да и нелогично делать бункер под колоссальным шпилем, который в 1950-е являлся самой высокой точкой района и в случае бомбежки служил бы отличным ориентиром.

Сталин на ВДНХ

Продолжая тему — нет ни одной фотографии или документа, подтверждающих, что Сталин бывал на ВДНХ. Хотя мифов на этот счет существует достаточно, и в соответствии с одним из них в конце 1940-х Иосиф Виссарионович якобы приезжал ночью в павильон Грузия.

И в то же время не все знают, что гигантская статуя Сталина стояла раньше напротив павильона Космос, там, где сейчас можно видеть копию ракеты-носителя Восток.

Изначально на этом месте должна была располагаться архитектурная доминанта Выставки - задуманная архитектором Вячеславом Олтаржевским гигантская деревянная башня павильона Механизации высотой 50 метров.

Но в 1938 году после ареста первого руководства выставки башню разобрали и быстро смонтировали на ее месте статую Сталина из нескольких железобетонных блоков. Ее высота вместе с постаментом составляла свыше 20 метров. Наспех сделанная статуя с годами стала разрушаться от эрозии, в 1948 году ее обследовала комиссия, вынесшая вердикт: Восстановление нецелесообразно.

На этом месте решено было поставить новый монумент вождю - из листовой бронзы на гранитном основании, но он так и остался в проектах. В 1951 году бетонного Сталина демонтировали. До 1967 года на этом месте был пруд, а затем в ходе подготовки новой экспозиции ВДНХ, посвященной 50-летию Октября, там установили копию ракеты-носителя «Восток», на которой Юрий Гагарин 12 апреля 1961 года совершил первый в мире полет в космос.

Реплики ВДНХ

Своя ВДНХ летом 1958 года была открыта в Киеве, сейчас она называется «ВДНГ». Помимо этого, республиканские выставки достижений народного хозяйства существовали в Алма-Ате, Тбилиси, Вильнюсе, Кишиневе, Риге, Фрунзе (сейчас Бишкек), Ереване, Таллине и Минске. Но, корме как в Тбилиси, от них мало что сохранилось.

Кстати, в Таллине так вдохновились павильоном Эстонской СССР в Москве, что решили построить его «двойник» — кинотеатр Soprus (Дружба). Он открылся в 1955 году на улице Vana-Posti. Проект павильона и кинотеатра делали одни и те же архитекторы - Вольберг и Тарвас и эти два здания очень похожи, вплоть до таких деталей, как капители колонн. Однако, в отличие от компактного павильона, портик кинотеатра гораздо шире и здесь архитекторам удалось уместить шесть колонн, а не две, как на ВДНХ.

Однако самой невероятной репликой ВДНХ является Дом китайско-советской дружбы в Шанхае, открытый в 1955 году. По просьбе китайского правительства за счет СССР здесь за 10 месяцев был построен выставочный комплекс, призванный показать китайскому народу всю мощь достижений советской промышленности и сельского хозяйства. Центральная часть комплекса очень похожа на Главный павильон ВДНХ, его 110-метровый шпиль до сих пор венчает красная «кремлевская» звезда.

Выставка, на которую привезли 10 тысяч экспонатов, продлилась два месяца, ежедневно ее посещали более 50 тысяч человек. Затем в Доме проходили съезды компартии Китая. В 1960-х, в период охлаждения отношений между супердержавами комплекс был переименован в Шанхайский выставочный центр.

К середине 2000-х комплекс, подобно ВВЦ, превратился в огромный, хаотично устроенный торговый центр. Но после масштабной реставрации Шанхайский выставочный центр снова стал одной из самых престижных площадок города.

moslenta.ru


Смотрите также