Осетины в грузии


Осетины Грузии: Мифы и реальность

Тбилиси, 14 июня 2007, 17:00 — REGNUM  ИА REGNUM продолжает публикацию цикла материалов об истории, нынешнем состоянии и перспективах национальных меньшинств Закавказья. Цикл подготовлен экспертом Аналитического центра "Кавказ"Эдуардом Абрамяном. Ниже приводим четвертую работу эксперта в данном цикле.

Осетины Грузии: Мифы и реальность

Осетинский народ сформировался в результате слияния древних ираноязычных кочевников - скифов, сармат и алан, переселившихся на Кавказ в античный период. Процесс слияния схожих аллохтонных народов с местным кавказским субстратом проходил интенсивно, и уже в раннесредневековый период началось формирование единого осетинского этноса. Одновременно, развитием единого общественного социума началось активное становление единого государственного строя, который объединял осетинские обширные ареалы обитания к северу и к югу от главного Кавказского хребта. Активное слияние осетинских народностей воедино в X-XII веках привело к появлению на политической арене централизованного государства Алания.

Алания представляла собой крупное государственное образование, связанное с такими странами, как Византия, Грузия, Русь, Хазария и т.д. Высокий военно-политический потенциал Алании в тот период был результатом внутреннего социально-политического развития (1). С XII века Алания вступила в период феодальной раздробленности, и начался распад государства на небольшие княжества, а затем и королевства. С 1238 г. началась долговременная борьба осетин с татаро-монгольскими завоевателями, в результате которой часть Алании была захвачена. Затем, в начале XIV века осетинская знать попыталась восстановить государственность с центром в осетинском городе-крепости Гори, однако восстание окончилось полным провалом и массовым истреблением местного населения.

Через некоторое время в XVII-XVIII вв. начались формирования осетинских горных обществ, а феодальные отношения между княжескими домами активно улучшались, что и способствовало развитию сельского хозяйства в горной Алании и бурному росту населения. С 1740-х годов активизировались русско-осетинские отношения и уже в 1774 г. равнинная (северная) и центральная часть Осетии присоединилась к России (2). Вхождением в состав России северной и центральной части Осетии начался активный процесс развития национально-культурного возрождения осетинского народа севера, в то время как южная часть Осетии, находясь под властью грузинских князей, испытывала сильное влияние грузинского этнополитического и культурного развития.

Со второй половины XIX века, во времена, когда активизировались национально-религиозные восстания на Кавказе против царской власти, в горных районах Осетии также вспыхнули небольшие волнения в основном против местных грузинских руководителей, что в общем плане было представлено как антигосударственные мятежи. В результате неповиновения осетин в регион были направлены карательные отряды, состоящие из царских войск и грузинских ополченцев. Военные экспедиции в Осетию с одной стороны окончательно установили российский протекторат со всеми полагающими формами правления и институтами административного руководства, включая суды и налоговую систему, с другой стороны - усилили влияние грузинских князей в регионе, которые всячески показывали себя верными слугами империи. В итоге крестьянских восстаний получилось так, что грузинское руководство края могло себе позволить все, что угодно: начиная с переселения осетин и заканчивая созданием искусственных социально-экономических проблем, несмотря на то, что метрополия активно способствовала развитию осетинского региона империи. В начале XX века в Осетии, равно как и во всей стране, начали распространяться революционные идеи, а в разгар революционных событий в 1917 г., II съезд осетинского народа, провозгласил объединение северной и южной частей Осетии, что и стало возобновлением долгой борьбы народа на воссоединение.

Как известно, после ухода российской армии из Закавказья была создана Закавказская демократическая конфедерация. Грузинская сторона Южную и Триалетскую Осетию, население которой не желало выходить из состава России, тогда считала составной частью собственного непровозглашенного еще государства. В результате этого в Южной Осетии и в Триалетии вспыхнули антигрузинские восстания, для подавления которых были брошены значительные силы. Вооруженные столкновения между осетинами и грузинами большей силой продолжились во весь период существования провозглашенной в конце мая 1918 года Грузинской демократической республики. За два года борьбы с осетинами грузинское руководство частично выселило осетинские населенные пункты Горийского уезда и Кахетии. По состоянию июня 1920 г. грузинское руководство контролировало всю Триалетию и основную часть Южной Осетии, а население вместе с оставшимися повстанцами начало мигрировать на север. Через некоторое время, при советизации Кавказа югоосетинские беженцы вместе с вооруженными отрядами осетин и частями Красной Армии вернулись в Южную Осетию и оттеснили грузинские части. Одновременно, в конце января 1921 г. на карте Кавказа появилось новое государственное образование под названием Горская Автономная Советская Социалистическая Республика, в состав которой вошла и Южная Осетия. Затем, после советизации всего Кавказа было решено отторгнуть южную часть Осетии и включить ее в состав Грузинской советской республики как автономное образование. В результате усердной политики некоторых грузинских большевиков, 20 апреля 1922 г. Южная часть Осетии была включена в состав Грузии и была Образована Юго-Осетинская Автономная Область. Областное руководство сразу же потребовало присоединить Триалетскую Осетию к автономной области и включить единую Осетию в состав РСФСР (3). Однако вопреки требованиям тбилисское большевистское руководство в течение 10 лет организовало частичную депортацию и выселение осетин из Триалетии. Кроме того, Южная Осетия стала заселяться грузинским этническим элементом.

Триалетская Осетия

Триалетская Осетия включает в себя нынешние Хашурский, Боржомский районы, южную часть Карельской и Горийского районов Грузии. По состоянию 1989 г. в этом регионе проживало более 38.000 осетин примерно в 134 селениях (*), включая райцентр Гори.

Население Триалетии не приняло участие в военной части грузино-осетинской конфронтации. Жители некоторых сел даже призывали конфликтующих сторон сесть за стол переговоров, не смотря на то, что летом 1990 г. грузинские вооруженные формирования полностью блокировали основную часть осетинских сел Тримлети. Однако грузины не довольствовались блокадой указанного региона. Вскоре в каждое село начали приезжать эмиссары с требованием либо покинуть страну, либо же принять грузинское гражданство, одновременно отказываясь от осетинской самоидентичности. Угрожая уничтожением населения, грузинские эмиссары советовали старейшинам осетинских селений писать заявления для изменения своих фамилий, и что их предки являлись не осетинами, а именно грузинами. Кроме того, представители грузинского руководства вместе с гвардейцами практически в каждом осетинском селении активно начали собирать подписи местного населения с призывом упразднить югоосетинскую автономию. После показательных убийств в селах Агара Карельского района (4) и в Цинубани Боржомского района, многих осетин под страхом смерти заставили подписать требования об упразднении автономии.

Жители осетинских селений в начале 1991 г., заявили о своем полном повиновении грузинскому руководству. Правительство З. Гамсахурдиа даже проводило призывы молодых осетин в армию. Осетинская же молодежь Триалетии, не имея иного выхода, соглашалась вступить в ряды грузинской армии. Показательные расправы над мирным населением региона сыграли определяющую роль. Однако, несмотря на полное повиновение грузинскому руководству, с апреля 1991 г. в Триалетии начались массовые гонения осетинского населения. Вооруженные гвардейцы и милиция вторглись в села и силой вынудили местное население покинуть дома. Все это сопровождалось убийствами и грабежом. Одновременно в начале марта грузинские силовики блокировали Гуджаварское ущелье Боржомского района. Они предъявили ультиматум осетинскому населению ущелья, где располагались 9 сел, что если они не покинут район в течении 24 часов, грузинская армия силой решит этот вопрос. Известно, что за сутки 9 осетинских селений были полностью деэтнизированы, а испуганное население через горные перевалы попыталось перейти в Армению. Тысячам беженцев Боржомского района оказали помощь и защиту армяне Самцхе-Джавахка, которые сопровождали измученное и напуганное осетинское население до армяно-грузинской границы, не позволяя мародерам грабить и калечить их. В начале 90-х гг. через Ереван во Владикавказ мигрировали более 3 тысяч осетин.

После гуджаварских событий оставшееся осетинское население Триалетии спешно начало покидать регион, однако были и те, которые наивным образом верили в свои гражданские права и равенство всех граждан свободной "демократической" Грузии. Такими были осетины Карелии и Гори, регионы, которые на сегодняшний день лидируют в списке фактов массовых убийств осетинского этнического элемента. Одним из основных проблем являлось и является большое количество смешанных браков между грузинами и осетинами, что и создавало трудности для переселения. Многие смешанные семья в начале просто не собирались покидать родину, являясь нейтральным или прогрузински настроенным обществом. Известно, что во время облав, грабежей и массового выселения осетин из Триалетской Осетии было убито более 1000 мирных жителей (5). Точных данных о жертвах на сегодняшний день нет и, может быть, никогда уже не будет, если принимать во внимание тщательное скрытие грузинским руководством всех фактов насилия над осетинами. До последнего времени многие районы Триалетии, где проживали осетины до грузино-осетинского конфликта являлись закрытой зоной и лишь в последние 5-6 лет они начинают открываться для журналистов и исследователей. Несмотря на попытки скрыть реальные факты тех лет, известно, что десятки селений после полного разграбления были сожжены, а другие - заселены представителями различных грузиноязычных народов и грузинскими беженцами. В процентном соотношении, более 70% осетинского населения Триалетии было изгнано из региона, а остальная часть находится в постепенном ассимиляционном процессе. По некоторым данным на сегодняшний день в Боржомском районе из осетин остались лишь несколько семей, разбросанных по всему региону. В Хашурском районе оставшееся осетинское население также разбросано и находится в стадии ассимиляции из-за отсутствия осетинских школ в регионе. Численность осетин по некоторым данным там от силы достигает до 400 человек.

Процессы интенсивной "грузинизации" имели и имеют место на всей территории Грузии - в селах, где население являлось смешанным или в крупных городах. Одним из образцов подобных процессов является решение Хашурского райисполкома Совета народных депутатов №296 от 26 мая 1990 г., когда по просьбе жителей двух осетинских сел было дано разрешение огрузинить их фамилии и считаться грузинами. Исходя из фактов повсеместного давления со стороны грузинского руководства и населения, жители этнически анклавных районов, где проживают осетины, греки, армяне, азербайджанцы, в целях безопасности и обеспечения нормального развития своих будущих поколений, часто идут на подобные шаги, считая, что их дети и внуки путем быстрой ассимиляции и грузинизации в будущем добьются большего, чем их родители - осетины, армяне или азербайджанцы, проживающие в стране, где ущемление прав негрузинских этнических элементов на сегодняшний день является повсеместным и естественным явлением. Этот процесс официальная грузинская сторона толкует по-своему. Ассимиляционные процессы негрузинских народов, в стране называя "возвращением бывших грузин к своим грузинским корням". Иными словами, все армяне, осетины, греки и многие азербайджанцы для грузинского руководства в общем контексте являются бывшими грузинами, и для того, чтобы стать полноправным членом грузинского социума они должны интенсивно интегрироваться в нее путем деэтнизации и полной грузинизации. Одновременно, те, которые не захотят стать полноправной частью грузинского общества, могут покинуть страну.

Согласно материалам всеобщей переписи населения Грузии 2002 г., число осетин в Триалетии, включая города Гори и Боржоми, составило примерно 14.000 человек, однако и это цифра, как ранее признавались некоторые грузинские общественно-политические лидеры и осетинские организации, была значительным образом завышена более чем в два раза. Искусственное завышение численности осетин страны в первую очередь преследовало политическую цель: показать международной общественности лояльность грузинского государства и народа к гражданам-осетинам, которые в свою очередь критиковали бы отделившееся осетинское общество. В целом, при помощи традиционных грузинских методов подкупа вышли около десятка журналистских публикаций в некоторых западных газетах и журналах о завидной и беззаботной жизни осетин Грузии. Одновременно, независимые журналисты или просто очевидцы констатировали совершенно иную картину происходящего. На сегодняшний день ни для кого не секрет, что из-за постоянных давлений основная часть осетин Грузии не только изменила свои фамилии, но и смирилась с мыслю грузинизации своего дальнейшего потомства. Несмотря на плачевную ситуацию, основная масса осетинского населения, которая не стала инструментом грузинской политической пропаганды "демократии и равенства в Грузии", желает покинуть свои родные дома и уехать в Южную Осетию.

В частности, после заявления президента ЮОР Э. Кокойты в 2005 г., где он сказал следующее: "Я считаю себя ответственным за каждого осетина, где бы он ни жил". Осетинское сельское население, проживающее в Грузии, на сегодняшний день с большой надеждой смотрит на руководство республики Южная Осетия (6), не смотря на то, что публично говорить о своих надеждах они боятся, опасаясь мести со стороны грузинских властей. Такое отношение действительно обязывает ко многому. Иными словами, основная часть осетинского населения, по иронии судьбы до сих пор проживающего на территории Грузии желает переселиться в Южную Осетию. Они своим трудолюбием и верой в светлое будущее независимой республики будут способствовать ее укреплению.

Исходя из вышесказанного, становится ясно, что требования международных правозащитных организаций и руководства Грузии по вопросам возвращения беженцев как первого шага к урегулированию конфликта является не только бессмысленными, но и фактически возвращают предвоенную этнополитическую ситуацию. Подобный подход наверняка станет губительным не только для десятков тысяч осетин-беженцев из Триалетской Осетии и Кахетии, но и поставит под вопрос выносливость военно-экономического потенциала республики Южная Осетия.

Осетины Кахетии

Осетины Кахетии, как и их соплеменники в Триалетской Осетии, в начале грузино-осетинского конфликта также подверглись массовым гонениям, грабежу и убийствам. Однако в отличие от осетин Триалетии, которые находились в самом центре Грузии, осетины Кахетии проживали разбросанно и не рассматривались для властей страны в качестве первичной угрозы. В Кахетии, где в 1989 г. насчитывалось около 25 сел с осетинским населением, на сегодняшний день остались 9. Эти села в основном разбросаны в Ахметинском (4 села), Телавском (1 село), Кварельском (1 село) и в Лагодехском (3 села) районах Кахетии. Численность осетин края на сегодняшний день составляет около 3000 человек, в основном пожилые люди и семья, которые не решаются оставить дома и имущество. Дело в том, что даже за мизерную центу осетины Ахметинского района не могут продать свои дома и участки - нет покупателей. Грузины в свою очередь, как говорят местные осетины, их не покупают - ждут, пока со временем, владельцы их просто оставят и уйдут. Многие осетины из селений Панкисского ущелья после прихода беженцев из Чечни, из-за невыносимой социально-политической обстановки забросили десятки домов и уехали.

В Ахметинском районе осетинскими селами являлись Корети, Цинубани, Думастури и Квемо-Халацани. В Квемо-Халацани и в Думансури осетин практически не осталось - в каждом селе 5-6 семей. В Цинубани и в Корети осетин примерно 200-230 человек, это соответственно 30% и 40% человек от общей численности селений. В Лагодехском районе одним из самых больших селений по состоянию 1989 г. являлось осетинское село Арашперани, численностью около 1000 жильцов. На сегодняшний день численность осетин сократилось почти наполовину. Здесь, до последнего времени, действовала 6-летная осетинская школа, которая была отремонтирована из бюджетных средств республики и Фондом "Открытое общество - Грузия" в 2005 г. Грузинская сторона активно пропагандировала эту акцию в своей внешней политике, заявляя при этом, что у осетин Грузии меньше проблем по сравнению с осетинами Южной Осетии. Одновременно, по телевидению и в газетах пропагандировалось, что осетины активно участвуют во всех аспектах политической, социальной и экономической сферы. При завершении ремонта, на площади школы села Арашперани был установлен памятник осетинскому поэту Коста Хетагурову, на открытии которого присутствовал сам Михаил Саакашвили(7).

На открытие памятника 21 октября 2005 г. были приглашены представители дипломатического корпуса страны, министр культуры и множество гостей из за рубежа, а также осетинские организации Тбилиси, которые при любом удобном случае для показа "грузинской лояльности и беспрецедентной демократии в стране" уже несколько раз приводили факт ремонтирования осетинской школы грузинской стороной. В связи с этим необходимо отметить, что идентичный памятник Коста Хетагурову, поставленный в 1959 г. на дворе той же школы в годы грузино-осетинского конфликта был взорван по приказу тех же грузинских властей.

Однако обманчивость мифа о лояльности к осетинскому народу в Грузии и демократичности руководства Саакашвили не заставило себя ждать: сразу же после официального и шумного открытия единственной осетинской школы Лагодехского района в течение 3-х месяцев, "из-за численного превосходства учеников-грузин села" осетинская школа была преобразована в грузинскую (8). Необходимо отметить, что это действие соответствует грузинской школьной политике по отношению к негрузинским школам страны. Подобное совершается и сегодня в Самцхе-Джавахке, в Квемо-Картли в Мегрелии и т.д.

В Лагодехском районе осетины проживают также в селе Болкви (Квемо-Болокви), где насчитывается до 400 осетин и в населенном пункте Пона, где по некоторым данным остается до 300 осетин. В этих двух селах до событий 15 летней давности действовали осетинские школы. В селе Пона она действовала с перерывами до 2002 г., когда по указанию из Тбилиси школа была закрыта на ремонт сроком на 2 года, затем была открыта уже в качестве грузинской. Несколько осетинских семей также проживают в райцентре Лагодехи. В Теласком и Кварельском районах есть по одному осетинскому селу, в отличие от теласвкого, о котором нет никаких сведений, в Кварели осетинским селом называют поселение Цицванаантсеби. Ее сегодня таковым только называют, ибо более половины ее прежних жильцов покинуло село еще в 1990-х гг. В селе, в основном, проживают беженцы-грузины. Численность осетин здесь колеблется от 200 до 230 человек. Село в 1980-х гг. XX столетия было большим. Здесь в 1967 году создали эфиромасличное заводское хозяйство. Осетинское население с началом конфликтов в Абхазии и в Южной Осетии до последнего момента писало письма о помощи к грузинскому руководству. Осетинское население села так и не поверило, что грабеж, убийство мирного населения и попытки выселить осетин имели за ранее спланированный и государственный характер.

Оставшиеся осетины Цицванаантсеби в 2005 г., когда их земельные участки были полностью арендованы грузинами из соседних селений, написали жалобу президенту страны с просьбой исправить это недоразумение, однако их письма до сегодняшнего дня остаются без ответов. Многие журналисты и члены правозащитных организаций называют Цицванаантсеби, как и соседнее бывшее осетинское село - призраком. Десятки домов были ограблены и сожжены. Основная часть грузинского населения не желает возвращения осетинской этнической группы в регион. Местное руководство, несмотря на внешнеполитическую пропаганду страны, до сих пор создает множество социально-экономических трудностей для оставшегося осетинского населения страны. Факты массового захвата земельных пастбищ, домов и различного имущества имеют повседневный характер.

Неопровержимым фактом вышеуказанного является оценка состояния осетинского этнического меньшинства в Грузии со стороны юго-осетинского отделения фонда Сороса, который профинансировал исследование социально-экономического положения осетин в Грузии. Проводившие исследования эксперты констатировали следующее: "Демократическая Грузия предлагает только один путь решения проблем, связанных с осетинским населением - полная и безоговорочная ассимиляция" (9). Интересное то, что даже фонд Сороса, который фактически способствовал приходу к власти правительства М.Саакашвили, отмечает губительную ситуацию осетинского этнического меньшинства в Грузии.

Официальная грузинская сторона периодически устраивает "театральные представления" о великолепной жизни осетин в стране, активно финансируя западных журналистов, которые представляют Грузию островком демократии в море тоталитаризма. Осетинский вопрос, при этом, представляется как конфликт между Москвой и Тбилиси. Подобную атмосферу также создают расположенные в Тбилиси так называемые осетинские объединения и ассоциации, которые со своими периодическими заявлениями не перестают восхвалять "демократические победы М. Саакашвили".

Таким образом, можно констатировать, что официальная политика Тбилиси по отношению к этническим и конфессиональным меньшинствам, несмотря на "революцию роз", не только не понесла кардинальных изменений, но подчистую стала более агрессивной и нетерпимой.

Тбилисские осетины

Сегодня, исходя из "доброжелательной" официальной политики Грузии в отношении осетин, в Тбилиси быть осетином или иметь осетинские корни стало модно, если ни сказать большего. Как правило, в Тбилиси есть огромное количество высокопоставленных чиновников, руководителей общественно-политических или культурных руководителей, которые гордятся "своей осетинской кровью" и уверены, что "осетины и грузины должны жить в едином государстве, как это было испокон веков". В действительности же основная масса так называемых осетин Тбилиси не только не владеет осетинским языком и находится в неведении об осетинской культуре и быте жизни, но и во многих случаях осетинское происхождение имеет лишь политическую выгоду, как для себя, так и для государственной политики в целом. Иными словами, показную политику "лояльности и дружелюбности к осетинам" ведет не только государственная, но и общественная этила Грузии. В свою очередь, отметим, что численность осетин Тбилиси, согласно общегрузиснкой переписи населения 2002 г., составило чуть больше 13.000 человек. Как было отмечено ранее, численность осетин страны завышена, но какова реальная численность осетин в столице?

Дело в том, что большое количество осетинского населения, из-за известных причин, покинуло столицу еще в 1990-х. С началом XXI века поток осетин из Тбилиси не стихает и продолжается до сих пор. В Тбилиси действует одна осетинская школа, но как выясняется, она просто называется осетинской, поскольку с 2004 г. основным преподавательским языков в ней является грузинский. Реальную численность осетин в столице, исходя из политики официального Тбилиси, сказать трудно: она колеблется с 5000 до 7000 человек, однако около половины тбилисских осетин не знает языка и традиции, считает себя грузином, имеющего осетинские корни.

Иным важным фактором в грузинской политике по отношению к осетинам являются осетинские организации Тбилиси. Одна из самых влиятельных и многолюдных является ассоциация осетин Грузии "Фсымарон" (Братство), которая входит в состав общегражданского движения "Многонациональная Грузия". Движение, как и ассоциация осетин, была создана спецслужбами Грузии и на сегодняшний день играет роль "пятой колонны" в закулисной этноконфессиональной политике Грузии, которая основана на выдавливании и ассимиляции этнических и религиозных меньшинств страны.

Ассоциация осетин Грузии "Фсымарон", имея главенствующую роль в общественно-культурной жизни осетин Тбилиси, была основана в 1998 г. на базе распавшегося общества осетин "Фсымарон". Руководителем ассоциации до сегодняшнего дня является Гаглоев Тенгиз Валентинович, родившийся в Цхинвале в 1937 году (10). В разные годы он занимал руководящие должности на рыбоводно-производственных предприятиях Грузии. Неоднократно обвинял югоосетинское население в "сепаратизме", забывая истинные причины отделения своих же соплеменников. На сегодняшний день, ассоциация Т. Гаглоева во внешней политике страны представляется как посредник "в укреплении доверия и дружественных отношениях между грузинским и осетинским населением" (11), тем самым, имея не последнюю роль в переговорном процессе. Он также является одним из инициаторов заявления 2004 г. о том, что "гражданам Грузии необходимо создать общий язык", как гарант развитого и сплоченного общества, где нет места сепаратизму и отделению на этнической почве (12). Сейчас, когда идет попытка легитимизации альтернативного правительства Южной Осетии Д.Санакоева, ассоциация осетин всячески начнет проявлять себя в этом плане.

Иными словами, осетинская общественно политическая организация "Фсымарон", являясь членом общегражданского движения "Многонациональная Грузия", как и все члены движения, преследует цель интенсивным образом способствовать государственной политике выдавливания и ассимиляции, являясь инструментом спецслужб тоталитарного и шовинистического государства под названием Республика Грузия.

Список ссылок

1. http://southosetia.chat.ru/ru_histo.html

2. Осетия Алания Аланы Владикавказ

3. Цуциев А.А., Атлас этнополитической истории Кавказа (1774-2004). М.: "Европа", 2006. - с. 63.

* Общая численность осетин, проживающих вне Югоосетинской автономной области, по данным переписи 1989 г. достигало около 98.800 человек

4. http://www.osetia.su/knigi/EtChis/1.htm

5. http://www.kavkaz-uzel.ru/docstext/docs/id/1015920.html

6. http://www.yoo.ru/sport/sp009.html

7. www.regnum.ru/news/532170.html

8. http://www.iryston.ru/16-12-2006.htm

9. http://www.yoo.ru/sport/sp009.html

10. http://newsportal.com.ru/item/29/26573

11. www.regnum.ru/news/562597.html

12. http://www.memo.ru/hr/hotpoints/caucas1/msg/2004/01/m17701.htm

regnum.ru

Осетины в Грузии | Закавказье | ИноСМИ

«Незваный гость хуже татарина»Русская пословица

Последние два-три десятилетия негрузины целенаправленно искажают историю миграции осетин и грузино-осетинских этноисторических отношений. Установлено, что переселение осетинского этноса на территорию Грузии произошло в позднее средневековье: в Двалети - в XVII веке и в нагорье Шида Картли – со среднего периода XVIII в.

…Грузинский народ находится перед суровым испытанием. Российская империя захватывает исконно грузинские территории с помощью осетинских и абхазских сепаратистов. Как абхазы и осетины, так и их подстрекатели «находят» этому исторические аргументы, фальсифицируют историю, сочиняют мифы. Эта целенаправленная фальсификация истории осуществляется вот уже несколько десятков лет. Грузинские ученые не тянули обычно с соответствующим «ответом», но их труды, за некоторым исключением, в основном были написаны на грузинском языке. Книга грузинских ученых-историков, посвященная грузино-осетинским отношениям – «Грузино-осетинские этноисторические очерки» написана на русском языке и вышла в количестве только лишь 200 экземпляров. Естественно, это не позволяет широко распространить эту книгу. В то время как у врагов грузинского народа возможность распространения информации огромна. На грузинском языке также издана монография, которая рассматривает вопрос миграции осетин в Грузию.

Как известно, сегодня к вопросу расселения осетинского этноса в Грузии и грузино-осетинским отношениям проявляет интерес и Европа. Но их интерес не удовлетворен, так как английских переводов литературы на эту тематику не существует.

Факт позднего появления осетин на территории Грузии (с середины XVII в. на территории современной Грузии), настолько очевиден, что грузинские ученые в свое время даже не посчитали необходимым его изучение.

В данном труде рассмотрены ареалы первоначального расселения предков осетин аланских племен. В этом плане большим пособием для автора книги стал труд каталонского ученого Агусти Алемань, который собрал все существующие в мире источники об аланах и родственных им племенах, перевел и издал эти материалы, снабдив соответствующими комментариями. Так что, все источники об аланах собраны в одной книге. Одновременно с изданием этой объемной книги на каталонском языке был издан и английский ее перевод. Спустя три года, в 2003 году, книга была переведена и на русский язык (Агусти Алемань. Аланы в древних и средневековых письменных источниках. – М., Издательство «Менеджер».- 608 с.). Как будто Агусти Алемань потрудился для нас.

Согласно всем источникам, этногенез алан произошел вдали от Кавказа, и до нашествия гуннов ареалом их расселения были широкие степи Евразии, а затем – долины Северного Кавказа. В книге об этом сказано подробно.

* * *

… На территории современной Грузии осетинский этнос расселился довольно поздно, в середине XVII в. (Топчишвили. 1997). Они сюда перебрались с гор Северного Кавказа. Установлено, что ираноязычные осетины вовсе не являются древними жителями Кавказа. Осетины – пришлые люди на Кавказе, как и проживающие здесь тюркоязычные народы Несмотря на достоверные источники, в осетинской историографии имеются попытки отнести переселение осетин и их предков на Кавказ (и, по их мнению, в Грузию) к более позднему периоду. Более того, обнаруженные здесь памятники материально-археологической культуры различной эпохи объявлены собственностью ираноязычных народов, т.е. предков осетин.

Грузинские ученые выяснили, что осетины нашли пристанище в горах Кавказа в период монгольского нашествия. Именно в этот период осетины-«степняки» превратились в горных осетин. Хотя, следует сказать, что задолго до этого, предками осетин – аланами уже был заселен другой участок Кавказского нагорья - территория современной Балкарии и Карачая. Тут они находились в непосредственной близости с историко-этнографическими краями Грузии: Абхазией и Сванетией. Превращение предков осетин - аланов в кавказцев было связано с разгулом гуннов, двинувшихся с востока на запад. Из четырех ущелий – территории проживания современных осетин в раннее средневековье аланы-осетины проживали только в Дигории. Как было отмечено, ареалом расселения алан-осетин была территория современной Балкарии и Карачая. Но аланы-осетины, проживающие вокруг Эльбруса, т.е. на территории Карачая и Балкарии, во время нашествий монголов были ассимилированы тюркоязычными кипчаками, которые мигрировали с Кавказских гор и степей южной России. Но аланы-осетины Дигории не ассимилировались, хотя в них достаточно представлена и турецкая примесь (Калоев 1999). Факт проживания алан-осетин на территории современного Карачая и Балкарии (Западный Кавказ) подтверждается и грузинскими историческими источниками. По предположению некоторых ученых, аланы-осетины поселились в нагорье Западного Кавказа во время нашествия гуннов, т.е. после 70-х годов IV в. нового летоисчисления. В этот период времени аланы-осетины действительно поселяются на низменности Северного Кавказа, но письменных источников, подтверждающих, что в это же время часть из них поселяется в горах, в окрестностях Эльбруса, - не существует.

В это время вместе с аланами-осетинами сюда заселяются и другие этноса, в частности, родственные тюркоязычным гуннам савиры, которые вскоре смешались с аланами-осетинами. В тот период совместная миграция и поселение смешанных этнических элементов было нередким явлением. В поздний период, во время нашествия монголов, осетины, пришедшие в Ахалгорское, Куртатинское и Тагаурское ущелья Северного Кавказа поселяются вместе с ногайцами. Хотя ногайцы ушли на не столь длительное время и вновь вернулись в ареал своего кочевья. А некоторая часть ногайцев смешалась с осетинами, поселившимися в Кавказских горах. И появление некоторых монголоидных черт, характерных для осетин, относится именно к этому периоду.

Но необходимо сказать определенно и уверенно: согласно грузинским и иностранным источникам, осетины на территории Грузии до позднего средневековья не проживали. Их миграция на южные склоны Кавказского хребта была обусловлена политическими явлениями, происходящими на Северном Кавказе. В то же время причины переселения были определены природно-географическими и экономическими факторами.Откуда пришли на Кавказ предки осетин – ираноязычные племена? Каковы путь и направление миграции? Вот вопросы, которые стоят перед каждым из нас, но они вообще не рассматриваются представителями осетинской историографии, которые считают, что Кавказ был местом обитания ираноязычных племен еще во II-I тысячелетии до н.э. Для объективных исследователей эти вопросы выяснены. Но из-за того, что история сегодня политизирована и идет ее интенсивная фальсификация и мифологизация, целью которых является захват и присвоение чужих этнических территорий, наш долг – ответить на стоящие перед нами вопросы. Осетинские историки даже начали «доказывать», что якобы осетины на Кавказе поселились раньше, чем вайнахи, что чеченцы и ингуши (иберийско-кавказские народы) мигрировали в эти места. Более того, оказывается, аланы - осетины поселились в Шида Картли раньше, чем грузины (Блиев, 2006)

Ученые уже давно имели ответы на эти вопросы, но проблема осложнялась тем, что исторические источники, в которых упомянуты признанные предками осетин ираноязычные народы (аланы, сарматы, роксоланы, аорсы и др.), были менее доступны. Аланы и другие ираноязычные племена упомянуты во многих западных и восточных источниках. К счастью, в последнее время появился исследователь, который собрал все существующие исторические источники о ираноязычных этносах. Автором исследования источниковедения является каталонский историк Агусти Алемань, книга которого была очень скоро - в начале XXI века переведена на английский язык (“Sources on the Alans”). Это издание вышло и на русском языке (Алемань, 2003).

Историко-источниковедческое исследование Агусти Алемань опирается на латинские (римские) источники ранних и средних веков, древнегреческие, латинские, византийские, арабские, армянские, иранские, монгольские, китайские, сирийские и русские источники средневековья. Конечно, эти источники имеют разное назначение, значение и ценность. В источниковедческом труде автор упустил некоторые источники, он не знаком также с некоторыми научными исследованиями. Например, Агусти Алемань не использует важных сведений об осетинах, данных в трудах Вахушти Багратиони, в то время как он прекрасно знает о существовании этого грузинского автора, и в одном месте даже приводит цитату из его книги.

В современной историографии признано, что ираноязычное население - предки осетин носили имя аланов. Это мнение утверждается во всех трудах, изданных в XX в. Оно даже выразилось в том, что автономно-государственное образование Российской Федерации – Северную Осетию дополнительно называют «Аланией». Хотя следует подчеркнуть, что термин «алан» был совершенно неизвестен осетинам. Под этим названием их не знали и другие народы. В то же время, в науке часто отмечено и то, что аланы в этническом плане были неоднородны. Высказаны и другие взгляды, согласно которым, прежде всего, изначально аланы вовсе не были ираноязычным племенем, а были одним из тюркских народов (Мизиев, 1986). Признано и то, что аланы - это большая группа кочевого племени, которое впервые упомянуто в анналах китайской династии периода II в. до н.э. очень далеко от Кавказа, на Востоке.

Упоминание об аланах в китайских источниках указывает на то, что ареал их обитания был частью китайского пространства. Указанный китайский источник не упоминает ни одного из кавказских народов; самой крайней западной точкой, которую охватывает этот источник, является восточная сторона Каспийского моря. То, что этногенез и этническая история иранских этносов происходил в бассейне Аральского и Каспийского морей - общеизвестный факт в историографии. В качестве примера приведем отрывок из монографии известного историка, этнолога и географа Льва Гумилева: “Во II в. до н. э. на берегах Каспийского моря жили сарматы, а во II в. н. э. это была восточная окраина союза племен, возглавленых аланами, которых около 158 г. хунны оттеснили на запад, за Волгу” (Гумилев, 202: 284). Что касается трудов классических авторов, то аланы упоминаются только лишь с I века н.э. среди племен барбаров, кочевавших к северо-востоку от Римской империи. Заранее следует сказать, что согласно всем историческим источникам, к моменту вступления в контакт с римлянами аланы занимали степи, раскинутые между северными участками Черного, Каспийского и Аральского морей. Следует обратить внимание на то, что в степной полосе, о которой говорится в источниках, упоминаются и другие многочисленные этносы. Среди них названы также и другие ираноязычные этносы (племена или объединения племен): скифы, сарматы, аорсы, роксоланы, с которыми у аланов были тесные связи…

inosmi.ru

Осетины в Грузии - IVERIA

Первоначально появление в Грузии осетин было обусловлено  их разгромом монголами и Тамерланом на равнинах Северного Кавказа. В результате этих походов осетины вынуждены были покинуть места своего проживания и искать убежище в высокогорных ущельях Центрального Кавказа.

 

Во второй половине XIII в. нашествие монголов и установление их господства значительно ослабили Грузию, резко сократилось население равнин, что способствовало проникновению в окрестности Шида Картли (Внутренней Картли) осетинских военных отрядов. Это отвечало и интересам монголов, которые считали осетин опорной силой для проведения захватнической политики в Грузии. Действительно, как пишет грузинский летописец Жамтаагмцерели, в 1292 г. «начали осетины разорять, уничтожать, грабить и заполнять Картли».

 

В начале XIV столетия грузинский царь Георгий Блистательный осуществил важные мероприятия для установления мира в стране, очистив ее от монголов, а также уничтожил и изгнал осетинские военные отряды. После этого в течение двух столетий в грузинских источниках не упоминаются компактные массы осетин. Как выясняется из соответствующих литературных источников, новые поселения осетин в горной Картли появились в конце XVI в. Это подтверждает и сообщение русского посла в Грузии о поселении в этих местах около 200 осетин. В XVII–XVIII вв. осетины постепенно расселяются в горной Картли, хотя здесь были скудные земли и весьма неблагоприятные условия для жизни. Историк первой половины XVIII в. Вахушти Багратиони отмечал, что в этих местах «плодородие… скудное», осетины зерновые «не могут сеять в большом количестве из-за безземелья и каменистости». Поэтому естественным было стремление осетин к югу. Этому способствовало и то, что в постоянных боях с врагом население равнинной Картли уменьшилось и его пополнение происходило за счет жителей горной местности. Покинутыми ими жилищами в свою очередь завладевали осетины. Такой процесс наблюдался и в ХХ в. Известно, что в результате массового переселения грузин в долины из горного региона Восточного Кавкасиони начались самовольные переселения сюда населения из регионов Северного Кавказа, приводившие к попыткам захвата грузинской территории.

 

Указанный процесс подтверждается и соответствующими источниками. В частности, согласно одной купчей первой половины XVII в., население села Верхняя Джава по какой-то причине оказалось истребленным и впоследствии князья Мачабели заселили его осетинами. Этот процесс не остался вне поля зрения и Вахушти Багратиони. «В местностях этой горы сколько мы осетин записали, до них обитали здесь грузинские крестьяне. Затем владетелями мест этих переселены были сюда осетины, и грузины спустились на равнину, поелику от врагов на равнине человеки уменьшились» (1) (!)

 

Таким образом, в этот период в горных районах Картли в брошенных грузинами домах обосновываются осетины. Анализируя карты Вахушти Багратиони, доктор исторических наук Дж. Гвасалиа справедливо указывает, что «компактных поселений осетин в предгорных районах Внутренней Картли и долинах не существовало, такие поселения были только в начале ущелий». Территория, заселенная осетинами, в тот период охватывала только горный северный регион так называемой Юго-Осетинской автономной области.

 

Поселение осетин на внутренних равнинах Шида Картли началось с конца XVIII в., и процесс этот продолжался вплоть до последнего времени. Этому способствовали, кроме стремления осетин поселиться на плодородных равнинах Картли, интересы грузинских феодалов: им необходимо было пополнять в своих владениях поредевшее в результате вражеских вторжений и межфеодальных войн крестьянское население. На это указывает и свидетельство, приведенное в «Жизни-завещании» секретаря царя Ираклия II Иэсе Бараташвили: «Отправил я человека к осетинам, дабы сыскать осетин. Много истратился, обещают, да не видать пока что ничего, - может, умножатся работники».

 

 

 Неподкупные цифры

 

Осетины в XVII–XVIII вв. и в первой половине XIX в. в Грузии проживали в незначительном количестве. Массовое их переселение из нынешней Северной Осетии – их исторической родины – началось с 1860 г. Достоверные сведения об этом приведены в энциклопедии Брокгауза и Ефрона. В частности, в 1860 г. число осетин в Северной Осетии равнялось 47 тысячам, в Грузии же, в горной Картли, проживало 19 тыс. осетин. Следовательно, в Северной Осетии в тот период насчитывалось более чем в 2,5 раза больше осетин, чем в Грузии. Известно также, что в 1833 г. в Российской империи проживало 36 тыс. осетин, и, если принять во внимание приведенную пропорцию, в 1833 г. в Грузии численность осетин составляла 14 тыс. человек. По другим источникам того же периода, в Грузии проживали 14 тыс. осетин (2).

 

В связи с переселением в Грузию осетин интересно также сведение, приведенное в той же энциклопедии о числе осетин 1880 г. Так, численность осетин в Северной Осетии достигала 59 тыс. человек, в Грузии – уже  52 тысяч. Таким образом, за 20 лет – с 1860 по 1880 г. – число осетин в Северной Осетии возросло на 12 тысяч, т.е. в 1,2 раза, в Грузии же – на 33 тысячи, или в 2,7 раза.

 

Заслуживает внимания то, что проживающие в Северной Осетии 47 тысяч осетин за 20 лет увеличились на 12 тысяч, проживающие же в Грузии 19 тысяч осетин – на 33 тысячи. За всю историю человечества ни в одну эпоху и ни в одной стране такой естественный прирост населения за столь короткий период не имел места. Это указывает лишь на то, что именно в этот период из Северной Осетии в Грузию осетины переселяются на жительство в большом количестве. Можем точно определить их число. В частности, известно, что в конце 70-х годов XIX в. в Грузии на каждую тысячу осетин в среднем в год рождалось 35,7 ребенка и умирало 14,3 человека (3). Следовательно, естественный прирост среди осетин на каждую тысячу населения составлял 21,4 человека. Если в 1860 году в Грузии численность осетин равнялась 19 тыс., а в 1880 – 52 тыс., то в этот период в Грузии в среднем ежегодно проживало приблизительно 35 тыс. осетин. Следовательно, естественный пророст осетин за год составлял 749 человек (35…21,4), а за 20 лет – 14 980 чел. Таким образом, если в 1860–1880 гг. число осетин в Грузии возросло на 33 тыс. человек, при этом естественный прирост равнялся 14 980 чел., то ясно, что остальные 18 020 осетин переселились сюда из Северной Осетии, т.е. почти столько же, сколько проживало в Грузии в 1860 г. Вместе с тем необходимо принять во внимание одно существенное обстоятельство. Уже отмечалось, что в 1870-е годы на каждую тысячу осетин, проживающих в Грузии, в год умирало 14,3 чел. Для того периода это очень низкий показатель смертности, поскольку на каждую тысячу представителей других национальностей умирало почти вдвое больше. Для объяснения этого явления надо учесть, что из Северной Осетии в Грузию переселялись в основном люди молодые и среднего возраста, среди которых смертность низкая.

 

Следовательно, в 60-е годы XIX .в. осетины массово переселяются из Северной Осетии в Грузию. Они селятся на равнинах Картли, не испытывая при этом никаких притеснений. Компактные поселения осетин появляются на правом берегу Куры (Мтквари) в нынешнем Карельском р-не, в Боржомском р-не (например, в Бакуриани в 1885 г. проживал 71 осетин) и др.

 

Интенсивное заселение осетинами картлийских и кахетинских равнин продолжается и в XX в. Если в 1926 г. число осетин в Грузии равнялось 113 тысячам, из которых 60 тыс. проживали на территории так называемой Юго-Осетинской АО, а 53 тыс. – за ее пределами, то в 1989 г. их число возрастает до 164 тыс., из них 65 тыс. проживали на территории области, почти 100 тыс. – за ее пределами, в основном в городах и районах Восточной Грузии.

 

Анализ приведенных выше данных показывает, что за 1926–1989 гг. численность осетин в так называемой Юго-Осетинской АО повысилась незначительно – на 4,8 тыс., или на 8%, осетин же, проживающих за ее пределами, – на 47 тыс., т.е. на 87%. Это результат того, что осетины из Северной Осетии и так называемой Юго-Осетинской АО переселились в города и районы Грузии. Следовательно, этническое освоение осетинами территории Грузии на протяжении XX в. происходит весьма интенсивно. Возросло число осетин и в Тбилиси. Если в 1886 г. в Тбилиси проживало 314 осетин, в 1922 г. – 1446, то в настоящее время – уже 33 тыс., т.е. за столетие их численность столице республики увеличилась в 105 раз, а за последние 60 лет – в 23 раза. Действительно, как показали материалы переписи населения 1989 г., половина проживающих в Тбилиси осетин (16 тыс.) родилась в Тбилиси. В самом Цхинвали, столице так называемой АО, в прошлых веках осетины  никогда не проживали. Цхинвали всегда был грузинским городом.

 

 Из истории Цхинвали

 

 

Археологические раскопки в Цхинвали и его окрестностях свидетельствуют о том, что это был один из древнейших населенных пунктов Грузии. По мнению профессора Ш. Месхиа, известного исследователя истории городов и городского уклада феодальной Грузии, Цхинвали являлся важным населенным пунктом и в дохристианскую эпоху.

 

Название Цхинвали происходит от грузинского названия граба – «рцхила». В древнегрузинском это дерево именовалось «крцхила», поэтому в древних грузинских источниках Цхинвали упоминается как Крцхинвали. В одной грамоте 1344 г. он назван пунктом, населенным купцами, чему, несомненно, способствовало его расположение. Как город Цхинвали впервые упоминается в Мцхетской грамоте 1392 г. По сведениям исторических источников, в XIV–XVI вв. в Цхинвали проживали крепостные монастыря Светицховели. Еще в XVIII в. мцхетскии католикос имел в Цхинвали крепостных купцов.

 

Согласно Вахушти Багратиони, в первой половине XVIII в. в Картли было 14 значительных торговых пунктов, главнейшими из которых были два города – Тбилиси и Гори. Остальные двенадцать были “малыми городами”, из них особо выделялся Цхинвали. Грузинский политический деятель второй половины XVII в. А. Амилахвари в своей “Истории Грузии” упоминает о Цхинвали как о “всегда картлийском городе” и ставит его на второе после Гори место по своему значению. В тот период Цхинвали считался царским городом.

 

Цхинвали как город имел крепостные сооружения. В соответствующих документах упоминается Цхинвальская крепость и “крцхинвальская крепостная стена”, укрепленная специальным рвом. Как отмечает проф. Ш. Месхиа, к городам позднефеодальной Грузии, защищенным, кроме крепости, городскими стенами и другими крепостными сооружениями (рвы, башни), относились Тбилиси, Гори, Ахалцихе, Кутаиси, Цхинвали.

 

Интересно, что, согласно Вахушти Багратиони, известный грузинский полководец Георгий Саакадзе являлся “моурави Тбилиси, Цхинвали и Двалети”. Вместе с тем цхинвальское моуравство в течение довольно долгого времени было даровано царем членам княжеского рода Амилахвари, однако иногда Цхинвали обходился без моурави, обязанности которого выполнял какой-нибудь чиновник.

 

С учетом вышеуказанного и множества других исторических документов можно с уверенностью утверждать, что Цхинвали наряду с другими городами активно участвовал в экономической жизни Грузии.

 

Сведений о численности населения Цхинвали в XVIII в. и более ранние периоды почти не сохранилось. Известно лишь, что по переписи 1770 г. в Цхинвали было 700 дымов. Однако из литературных источников и документов различного периода нам точно известен этнический состав населения города. В частности, здесь с древнейших времен проживали грузины, евреи, позднее появляются армяне. Представители других народов никогда не проживали в Цхинвали. Как отмечал Вахушти Багратиони, «на берегу Большой Лиахви есть небольшой город Крцхинвали, с благодатным климатом, живут в нем грузины, армяне, евреи» (4). Аналогичные сведения о национальном составе населения Цхинвали встречаются и в «Дастурламали» царя Вахтанга VI. В частности, цхинвальское население обязано было ежегодно поставлять царю 28 кувшинов вина, обрабатывать виноградники помещика и др. Вместе с тем они «иногда должны были поставлять куницу, и грузин, и армянин, и еврей; и урожай, который они получают, привозить» (5). Цхинвали и в целом Шида Картли во всех грузинских источниках рассматриваются как неотъемлемая часть Картли. Например, у Вахушти Багратиони читаем: «И стоял царь Луарсаб (речь идет о царе Картли Луарсабе II, царствовавшем в 1606–1614 гг. – А.Т.) в Крцхинвали, твисни (6) всех стран придут молиться (7).

 

Несколько слов о том, что обусловило проживание в Цхинвали еврейского и армянского населения. Цхинвали, как и Они (8), где также в большом количестве проживали евреи, находился на перекрестке дорог, ведущих из Северного Кавказа в Картли, Верхнюю Рачу и потому с самого начала являлся значительным торговым пунктом. В грузинских же городах, как известно, торговля находилась в основном в руках армян и евреев. 

 

Национальный состав населения Цхинвали не изменился на протяжении всего XIX в. Как подтверждают переписи населения и другие документы, в Цхинвали проживали опять же только грузины, евреи и армяне. В этот период он уже не именуется городом, его всюду упоминают как грузинское село. В частности, об этом сообщают русские чиновники, проживающие в Грузии в XIX в.

 

Еще в первой половине XIX в. русские генералы неоднократно упоминают в официальных документах о разорении грузинских сел осетинами, грабежах, насилиях и убийствах грузин со стороны осетин Для искоренения этого зла они считали необходимым проведение соответствующих мер. Так, генерал Тормосов в 1809 г. приговаривает к смертной казни через повешение пятерых осетин-разбойников. Позднее, в 1824 г., генерал Хонев докладывает генералу Ермолову: «Для того, чтоб прекратить беспрестанные нападения и грабежи со стороны осетин, предоставить жителям Карталинии защищать себя от хищников, подобно как жители Кахетии защищаются от лезгин, т.е. силою оружия; а за убийство ими хищника не подвергать преследованию законом, а посему и внушить как помещикам, так и жителям Карталинии, чтобы они безбоязненно преследовали злодеев, не страшась за то ответственности, но с тем, чтобы о каждом случившемся происшествии немедленно сами доносили местному начальству для произведения только дознания, что такой-то осетин точно убит при нападении и во время грабежа. Мщения же за кровь со стороны осетин жители Карталинии не должны страшиться, ибо ручаться можно, что осетины, видя их неустрашимость и всегдашнюю готовность отразить силу силою, никогда не посмеют и посягать на их жизнь»(9).

 

Как видно, убийства, грабежи, пленение людей со стороны осетин совершались в Горийском уезде столь часто, что генерал Ахвердов в рапорте, посланном генералу Тормосову, считает необходимым, «чтобы осетины, имеющие надобность быть в селениях грузинских, а особливо в селе Цхинвали, где они производят торговлю их изделиями, впускаемы были по билетам кн. Реваза Мачабели, а казенные кн. Эристова» (10).

 

Таким образом, русские генералы называют Цхинвали грузинским селом, в которое доступ осетинам был запрещен без специального разрешения.

 

Конкретные данные переписи населения отражают количество и национальный состав населения Цхинвали. В частности, согласно посемейным спискам в 1886 г., в Цхинвали проживало 3832 человека, из них 1135 грузин, 1953 еврея и 744 армянина (11).

 

Национальный состав населения Цхинвали изменился лишь в начале 1920-х годов, особенно после 1922 г., когда была создана Юго-Осетинская автономная область, столицей которой объявили Цхинвали. По переписи населения городов Грузии, проведенной в 1922 г., в Цхинвали проживало уже 613 осетин, прибывших в основном из горных сел. Это видно и из того, что, согласно переписи, большая часть осетинского населения пришлая и треть его не проживала в Цхинвали и одного года (12). Все население Цхинвали равнялось 4543 человекам, большинство из них опять же составляли грузины (1436), евреи (1651) и армяне (765). После этого начинается активное заселение Цхинвали осетинами. Это уже было обусловлено необходимостью комплектования национальными кадрами органов управления автономной области, разместившихся в столице Цхинвали, и ее преобразованием в политический, экономический и культурный центр. Уже в 1926 г. население Цхинвали составляло 5818 человек, из них 1920 грузин, 1152 осетина, 1772 еврея и 827 армян. Согласно данным этой переписи, число грузин, проживающих в Цхинвали, намного превышало численность осетин, однако в последующие годы количественное соотношение между ними быстро изменялось в пользу осетин.

 

В 1959 г. в Цхинвали проживали 4652 грузина и 12 432 осетина, а в 1989 году – лишь 6905 грузин и 31 537 осетин. Таким образом, раскинувшийся «на берегу Большой Лиахви» древнейший грузинский город искусственно почти полностью стал осетинским. В нем, помимо резкого нарушения количественного соотношения, следует принять во внимание и тот факт, что Цхинвали как столица автономной области превратился в центр только осетинской культуры.

gandaba.livejournal.com

Осетины в Грузии - IVERIA

Продолжение

Анзор Тотадзе

Доктор экономических наук, профессор

Чего хотят грузины?

В настоящее время в результате «деятельности» осетинских экстремистов и  искусственно созданного этноконфликта Цхинвали совершенно изменился. Неизвестно точное число покинувших город жителей, известно только, что на сегодняшний день грузин в Цхинвали почти нет.

 

Грузины требуют от осетин лишь мирного сосуществования, и это, естественно, вполне справедливое требование. Они верят, что разрешение всех противоречий вполне возможно в условиях взаимного доверия и доброй воли. Приведенные выше данные о населении Цхинвали ясно показывают, что грузины радушно приняли осетин в Цхинвали и были им добрыми соседями. По словам Якова Гогебашвили, «и сегодня грузины … ничего, кроме добра, другим не желают и просят только, чтобы им воздавали той же мерою, какою они отдавали другим».

 

Естественно, возникает вопрос, чем обусловлено создавшееся ныне положение в так называемой Юго-Осетинской автономной области? Прежде всего это результат того, что на протяжении десятилетий не уделялось должного внимания накопившимся острым проблемам в национальной и межнациональной сфере, явно игнорировались исторические факты. Наглядный пример тому – искусственное создание Юго-Осетинской автономной области и столь же искусственное определение ее границ. Осуждалось все, что было сделано в годы существования независимой Грузии для укрепления грузинской государственности. Обвинялись грузинские меньшевики за предпринимавшиеся ими меры против выступлений осетинских экстремистов, направленных против независимости Грузии.

 

Деформацию претерпел и осетинский национальный патриотизм. В течение десятилетия осетинская пресса заполнилась статьями, пронизанными национальным высокомерием и сознанием собственного преимущества. Почти все грузинские фамилии окрестили осетинскими. Многие видающиеся деятели Грузии было объявлены осетинами. Даже Георгия Саакадзе сочли осетином по происхождению. Правда, и «дым Отечества приятен», но всему есть предел.

 

Ложно понятый патриотизм привел к тому, что сегодня осетинские сепаратистские силы и осетинские экстремисты делают все, чтобы нарушить территориальную целостность Грузии, пытаются натравить друг на друга грузинский и осетинский народы. Это – и результат того, что на протяжении десятилетий на научном уровне мы не решали национальные проблемы, не говорили правды об объективных причинах расселения других народов на нашей территории, все рассматривали лишь с позиций «интернационализма». Это было почти равносильно преступлению и, как сказал один философ, одно преступление повлекло за собой другое. Из-за осетинских экстремистов грузины Самачабло на своей родной земле стали беженцами. Тысячи грузин были вынуждены покинуть землю своих предков и искать убежище в районах Картли и Тбилиси. Их дома были или полностью разрушены, или сожжены дотла. Так были вознаграждены грузины за свою историческую терпимость по отношению к осетинам, за предоставленную тем возможность селиться и обустраиваться на грузинской земле, за то, что на протяжении многих лет замалчивались необоснованные претензии осетин. Против нас же и обернулся завет нашего предка: «Вражде со своими соседями я опять же предпочел терпение». Эти терпение и уступчивость и то, что в свое время не была сказана правда, привели к тому, что мы имеем на сегодняшний день.

 

К сожалению, именно в это время российские средства массовой информации вещали, и по сей день вещают только о том, как грузины притесняют, истребляют осетин, уничтожают население Цхинвали, грабят общественные здании и др. Они в свое время не хотели называть явления своими именами и замалчивали факты зверского убийства первобытными методами грузинского населения и грузинских милиционеров., в частности, то, как хватают живущих там безвинных грузин, обливают бензином и заживо сжигают, как продевают веревку через пятку и, привязав к лошади, пускают ее вскачь (1990–1992 гг.). 

 

Умалчивание, поощрение крайне опасного деяния экстремистов  и выворачивание фактов наизнанку продолжаются по сей день.

 

  Маленький экскурс к «берегам Дона»

 

Как известно, дон – осетинское слово и означает воду. Говорят, отсюда произошло и название реки Дон, а также названия протекающих по исторической родине осетин рек Гизельдон, Фиагдон и Ардон и соответственно Ардонского ущелья. Также осетинскими по происхождению считают названия рек Днестр и Днепр. Фантазия некоторых «ученых» простирается еще дальше: они и название Лондона объявляют осетинским по происхождению. Это их дело. Дон, Ардон, Фиагдон, Лондон… Пусть все на свете «доны» и все на свете слова, включающие в себя частицу «дон», будут осетинскими. Нас это не касается. Тем более, что в Грузии нет ни Дона, ни Ардона, ни Гизельдона, Фиагдона и вообще топонимов с этой частицей. Да и не может быть, потому что они распространены только на территории исторической родины осетин в Северной Осетии.

 

Это еще одно свидетельство того, что исторически осетины никогда не проживали в Грузии. На главном водоразделе Кавказского хребта сохранились осетинские топонимы лишь у рек, которые берут начало на северной его стороне. К югу, на территории Грузии, нет ни одного названия реки, включающего частицу «дон», и все названия суши и рек обозначены грузинскими словами.

 

Надо отметить, что до XIX в. не существовало ни одного исторического документа, где горные районы Шида Картли назывались бы Юго-Осетией. Проживающим тогда в горной Картли осетинам и в голову бы не пришло утверждать, что они живут в Осетии, ибо им было хорошо известно, что они пришли на грузинскую землю «хизанами», т.е. крестьянами, добровольно обязавшимися выплачивать помещику барщину. Шида Картли всегда была неотъемлемой частью Грузии. В одном из документов Ираклий II предупреждает вероломных осетин, что если они не подчинятся его приказу, «на вас обрушится такой мой гнев, какой еще не испытывал человек, и в наше отечество ваш род впускать не будем». Да, Шида Картли всегда была «нашим отечеством», но чиновники существовали во все времена, и в 1860-е годы они преднамеренно придумали два термина –«Северная Осетия» и «Южная Осетия», которые и пустили в обращение. Таким образом, определенные силы всегда были заинтересованы в таком разделении Осетии для проведения колониальной политики. Именно эти силы вызвали нынешний конфликт в Самачабло. Как справедливо отмечают, если следовать этой логике, то районы Грузии, населенные армянами, надо называть Северной Арменией, населенные азербайджанцами – Западным Азербайджаном, а населенные греками – Восточной Грецией. Существует лишь одна Осетия, она находится на Северном Кавказе и ей необходимо вернуть историческое название без всякого определения.

 

Представители СМИ обязаны учесть все, о чем мы говорим и документально убедиться (к счастью, это нетрудно, поскольку мы указываем источники) в нашей правоте и не способствовать обострению межнациональных отношении в нашей республике, объявляя нам настоящую информационную войну. Крайне обидно, что средства массовой информации России, скорее, ее экстремистские силы, до сих пор продолжают эту войну. Они выступают в роли защитников якобы законных интересов осетин, дестабилизируя ситуацию, обостряя положение не только в Грузии, но и на южных рубежах собственной страны.

 

Часто недобросовестным журналистам совершенно безразлично, кто исторически проживал на той или иной территории, каковы перспективы развития коренных народов на их родине, какова их дальнейшая судьба. Однако, согласно известному изречению, если выстрелить в прошлое из ружья, будущее ответит пушечным выстрелом.

 

 Чем мы обидели осетин?

 

В Грузии всегда уделяли внимание развитию осетинского языка и литературы, преподаванию в школах на осетинском языке. Еще в XVIII в. грузинские миссионеры проявляли заботу о просвещении осетинского народа. Именно в результате их усилий в 1764 г. во вновь возведенной крепости Моздок открылась первая в истории осетинского народа школа. Эта школа была единственной не только во всей Осетии, но и на всем Северном Кавказе. Как отмечает осетинский историк Г. Тогошвили, «авторами прогрессивной идей открытия школы были грузинские деятели. Она имела прогрессивное значение в культурной жизни осетинского народа. Осетины, воспитанные в этой школе, сыграли положительную роль в деле развития культуры осетинского народа» (13).

 

Забота грузинского народа о развитии осетинского языка и литературы, об обучении в школах на родном осетинском языке не прекращалась и в ХХ в. Нельзя забивать и о том, что в ХIХ в. в Горийском и Тбилисском духовных училищах и семинариях обучалось большое количество осетинской молодежи. Впоследствии многие из них стали видными общественными деятелями и внесли значительный вклад в школьное образование и в культурную жизнь народа на своей  исторической родине.

 

Известно и то, что в первой половине XIX в. по приказу Ираклия II Иоанн Иалгузидзе, впоследствии наиболее известный осетинский деятель того времени, получил образование в Грузии. Он вначале изучил грузинскую грамоту у архимандрита монастыря Иоанна Крестителя, затем в монастыре Давид-Гареджи овладевал грузинской грамматикой, риторикой, физикой, метафизикой, литературой. Можно привести много подобных фактов, однако достаточно отметить, что грузинский писатель Даниэл Чонкадзе, будучи знатоком осетинского языка, преподавал его в Тбилисской духовной семинарии. Ему принадлежит большая заслуга в деле собирания осетинского устного народного творчества. Записанные им образцы были изданы в Петербурге в 1868 г. Кроме того, он перевел на осетинский язык несколько произведений грузинской художественной литературы.

 

Неоценимый вклад в изучение и развитие  осетинского языка внес грузинский ученный, академик Георгий Ахвледиани, большинство научных кадров осетин подготавливались в тбилисских научных учреждениях. Следует отметить и то, что основанное в 1906 г. в Тбилиси «Общество осетинского издательства» в 1907 г. выпустило в Тбилиси осетинскую газету «Ног цард» («Новая жизнь»). Для проживающей в Тбилиси осетинской молодежи им была создана школа, в которой обучение велось на осетинском языке. Этим же обществом был организован драматический кружок, в 1906 г. показавший зрителю первый спектакль. Примечательно и то, что первый осетинский государственный драматический театр был создан в Грузии в 1931 г. при содействии грузинской общественности. В 1932 г. в Сталинири (нынешний Цхинвали) был открыт педагогический институт, что было значительным событием в культурной жизни осетинского народа.

 

Несмотря на такое внимание и заботу грузинской общественности о развитии осетинского языка и осетинской культуры в целом, с первых дней создания Юго-Осетинской АО осетинский ЦИК принимает множество незаконных решений, направленных против Грузии. Например, в 1923 г. было принято постановление ЦИК «О принятии осетинского языка как государственного в пределах автономной области». В постановлении было указано: «Постепенно ввести внутри Юго-Осетинской автономной области родной осетинский язык во всех государственных и партийных учреждениях. Языком межреспубликанского общения оставить русский язык и потребовать от республики вести взаимоотношения с Юго-Осетией на упомянутом русском языке». Таким образом, на исторической территории Грузии был отвергнут грузинский язык. Многие аналогичные факты «не замечали», что создавало благотворную почву для деятельности сепаратистских сил. Именно поэтому вопросы, возникавшие в сфере межнациональных отношений, лишь накапливались, но не решались, что впоследствии проявилось со всей силой.

 

В настоящее время имеется возможность восстановить истину. Как отмечает осетинский историк Т. Тогошвили, в XVIII в. грузинский язык и грузинская письменность были широко распространены среди осетин, особенно в высших социальных кругах. Если в наше время раздался призыв «вести отношения с Юго-Осетией на русском языке», то в XVIII в. письма осетин к русской администрации зачастую писались на грузинском языке. Осетины знали грузинский язык, писали по-грузински и употребляли грузинскую графику не только в Грузии, но и на своей родине – в Северной Осетии. Небезынтересно, что в 1747–1753 гг. при переводе грузинских духовных книг на осетинский язык была использована грузинская церковная графика. Грузинский историк М. Джанашвили указывал, что при царе Ираклии II грузинским церковным шрифтом на осетинском языке были изданы духовные книги и он лично видел изданную таким образом в 1753 г. осетинскую книгу.

 

Следует отметит,ь что влияние грузинской культуры и грузинского языка на осетинскую культуру многосторонне и значительно. Об этом свидетельствует и тот факт, что терминология, связанная с христианством, в осетинском языке практически вся грузинская: дзуар (осет.) – джвари (груз.), куири – квира, Таранджелос – Мтаварангелози, мархо – мархва, Микалгабирта – Микел-Габриэл, Чиристи – Христэ, Мариам – Мариами, деканози – деканози и множество других слов.

 

Население Грузии многонационально. Естественно, развитие языков всех проживающих в ней народов не может стать предметом равной заботы грузинского государства. Оно должно уделять внимание всестороннему развитию лишь грузинского и абхазского языков. Заботы об этих двух языках мы не можем потребовать ни у одной другой страны, несмотря на то, живут ли в ней грузины и абхазы или нет. Что же касается языков остальных проживающих в нашей республике народов, должно быть обеспечено их свободное употребление. Это значит, что те представители других народов, которые не владеют свободно грузинским языком, имеют право на ознакомление с необходимыми документами на их родном языке с тем, чтобы они могли выступать на этом языке на различных собраниях, по радио, телевидению и в прессе. Все это обеспечено.

 

В частности, на языках других народов, проживающих в Грузии, в республике выходят журналы, газеты, на этих языках работают театры и т.д. Аналогичное можно отметить относительно осетинского языка, основным очагом развития которого должна быть Северо-Осетинская республика.

 

Ввиду вышесказанного моральным и юридическим долгом проживающих в Грузии «близких нам горных осетин», как говорится о них в одном из источников XVII в., является отстаивание интересов нашей республики, борьба вместе с грузинским народом за укрепление ее независимости и за благополучие нашей страны.

 

 

 

***

 

Замечательный осетино-абхазский нартский эпос заканчивается тем, что каждый из нартов сам роет себе могилу. Таков трагический конец, который предопределила им судьба. То, что происходит сегодня в так называемой Южной Осетиии, как раз и есть рытье могилы себе осетинскими экстремистами, только с той разницей, что они не щадят ни грузин, ни осетин, не хотят видеть историческую истину, пытаются направить нации по пути агрессии. Они напоминают одного из персонажей эпоса – Сырдона, погубившего нартов. Народ должен пресечь всякую подобную попытку.

 

Трудно забыть все, что происходит сегодня, но главное – грузинский народ не связывает деяния абхазских и осетинских экстремистов с абхазским и осетинским народами и хочет верить, что происшедшее не выражает общего настроения всех абхазов и осетин.

 

В критические моменты истории могущество грузинского, абхазского и осетинского народов всегда определялось в первую очередь преданностью друг другу. Если мы хотим заботиться о своем народе и своей стране, то должны быть по-прежнему верны этой идее. Каждый из нас всегда должен помнить, что рознь и упрямство никогда не принесут счастья нашим нациям.

 

В заключение следует отметить: если бы абхазов (так же, как и осетин), среди которых число мужчин в возрасте от 16 до 50 лет составляет приблизительно 18 тысяч, не поддержали реакционные силы извне, невозможно представить, чтобы они начали такую несправедливую войну против грузин, ведь у абхазов не только армии и вооружения, но и ни одного танка никогда не было . Наивно утверждать, что войну вызвало передвижение в Абхазии, т.е. в пределах своего же государства, грузинских вооруженных сил, скорее, экстремистские силы России поддерживали абхазов военной техникой, живой силой и материальными ресурсами. Однако в приведенных выше цитатах царских генералов больше сочувствия к грузинам, чем у телевидения России и некоторых средств массовой информации, причем мотивы этого совершенно очевидны.

 

Но все это не должно помешать вечной дружбе русского и грузинского народов, которую бережно поддерживают представители русской и грузинской интеллигенции. Вот что писал, например, в своей книге, изданной в 1902 г. в Санкт-Петербурге, И.К. Канадпев, проживший двадцать лет на Кавказе: «Должно ли правительство допустить, чтобы погибло грузинское дворянство, оказавшее так много важных услуг России со времени присоединения к ней Грузии?…Присоединение Грузии… принесло ей огромную пользу в том отношении, что границы ея пришли в соприкосновение с Турцией и Персией, дав возможность русскому правительству оказывать непосредственное влияние на оба государства. Кроме того, с присоединением Грузии Кавказские горцы оказались окруженными со всех сторон, что неминуемо должно было вести к покорению их, а следовательно, и к прекращению условий, препятствовавших  мирному, культурному развитию Северного Кавказа» (15).

 

Можно в чем-то не согласиться с автором этих строк, однако в них звучит доброе отношение к грузинам. Вообще лучшие представители русской интеллигенции всегда с сочувствием относились к справедливой борьбе нашего народа против колониальной политики царизма. В опубликованных в 1887 г. в Петербурге «Кавказских очерках» читаем: «Мы, русские, никогда не должны забывать, что не завоевывали Грузию мечом, что мы равноправные братья грузин, а не могущественные властители. Мы не должны забывать, что грузины вошли в нашу семью для того, чтобы остаться грузинами, поэтому мы должны уважать все грузинское, достигнутое историей, каждым грузином, любую национальную святыню, любые обычаи ихние, ровно как уважаем и поддерживаем все свое. Союз между братьями заключается в том, чтобы братски помогать, сочувствовать друг другу, а не в том, чтобы уничтожать друг друга».

 

Именно такое сочувствие к национальным проблема, взаимное уважение и общие горести заложили основу замечательной дружбы русской и грузинской интеллигенции, сплачивая ее как в прошлом, так и на протяжении 70 советских лет. Сохранение, дальнейшее развитие и расширение этой дружбы – обязанность нашего поколения.

lazare.ru/component/option,com_frontpage/Itemid,1/

gandaba.livejournal.com


Смотрите также