Национальности грузия


Современные грузины в России и в Грузии: происхождение и древние предки, вера и традиции народа

Грузия, одна из самых интересных стран кавказского региона. Основу ее населения составляют грузины – представители одного из самых древних народов Закавказья. Сейчас численность населения в ней составляет около 3,5 млн. человек, и 86,8% из них относятся именно к грузинской национальности.

Немало грузин проживает и в России, согласно переписи населения 2010 года, их насчитывалось около 158 тыс. человек. В российской столице – Москве, начали селиться они еще в конце XVII века, вследствие активизации культурных, торговых и дипломатических отношений Грузии с Московским государством.

После присоединения к Российской империи, грузинское дворянство получило равные права с русским, грузины служили в русской армии, работали в промышленности и селились во всех регионах огромной страны.

Некоторые эксперты прогнозируют, что в ближайшее время ожидается активный рост числа грузин в Европе, потому как 28 марта 2017 года страны Шенгенской зоны открыли для них свои границы. Этот прогноз вызывает немало сомнений – все, кто хотел уехать, давно оформили визы и уехали. Остальные не имеют желания или денег на переселение. Тем более что «безвиз» – это возможность путешествовать по Европе. Для учебы, работы, и тем более, получения вида на жительство, по-прежнему, придется оформлять специальные документы.

История происхождения грузинского народа

История происхождения населения Грузии складывалась, как мозаика из множества источников. Это археологические раскопки, кропотливое изучение летописей, языковые и генетические исследования. Вкупе они показали, что древние предки грузин были коренными жителями Кавказа. Основа этого народа — местные карвельские племена, постепенно объединявшиеся, укрупнявшиеся, частично дополняющиеся пришлыми народами, и снова распадавшиеся на новые общности.

Прокарвельский язык, например, стал исчезать во II тыс. до н. э., когда из него начал выделяться сванский. В VIII в. до н. э., эта же участь постигла мегрело-чанские языки, значит, что-то разделило народы, и каждый стал жить и развивать свой язык самостоятельно.

Например, восточногрузинские племена, спустившиеся к Черному морю, вклинились в западногрузинские племена, разделив их на две части. Те постепенно сформировали мегрельскую и лазочанскую группы, что хорошо прослеживается и сейчас.

В Западном Закавказье сформировались племена колхов и саспейров. Первым принадлежал южный берег Черного моря до Трапезунта, вторым – верховья реки Чороха. Затем в IV в. до н. э. колхи, присоединив соседей, создали полноценное Колхидское царство. То самое, куда за золотым руном ходили аргонавты во главе с Ясоном.

Восточногрузинские племена, чуть позже в III в. до н. э. создали собственное царство – Картлийское, в районе Мцхета. Это не менее известная, благодаря античным авторам, Иберия. Кстати, она со временем завоевала и Колхиду, что сделало ее соседом Кавказской Албании, чей народ, по данным генетиков тоже поучаствовал в этногенезе грузин. Примерно к VIII-X веку нашей эры, три близкородственных объединения племен: карты, мегрело-чаны и сваны окончательно объединились, и сформировался тот грузинский народ, который мы знаем сейчас.

Интересно, что удаленность Грузии от основных миграционных путей способствовала заметной демографической однородности населения. Темные волосы, крупный нос с горбинкой, карие глаза, смуглое лицо — вот как люди, не бывавшие на Кавказе, представляют себе грузин.

Между тем около 30% из них являются голубоглазыми блондинами со светлым оттенком кожи. Что, впрочем, характерно и для других горцев – аварцев, чеченцев и т.д., среди которых много рыжеволосых, золотоволосых и русоволосых людей, а такого ярко-голубого или зеленого цвета глаз, не встретишь и у славян. Это становится настоящим открытием для тех, кто впервые приезжает на Кавказ.

Народы Грузии окончательно присоединились к России в 1801 году. Этому предшествовало немало военных и политических коллизий – крупные государства региона отчаянно пытались завладеть Кавказом.

Небольшое христианское государство имела дилемму – попасть под власть Персии или Турции, что означало исламизацию или уйти под руку православной Российской империи и сохранить, если не независимость, то свою веру. Они выбрали второе, и, несмотря, на не всегда продуманные действия российских чиновников и прочие трудности, отлично вписались в эту многонациональную империю, сохранив веру, менталитет, национальную идентичность.

Вместе с другими российскими народами они пережили все трудности XIX – XX веков, дав стране выдающихся полководцев, ученых, культурных деятелей, а также одного из самых талантливых руководителей — Иосифа Виссарионовича Джугашвили – Сталина, которого грузинский народ не прекратил почитать, даже когда, после развенчания «Культа личности», от него отвернулись все остальные.

Сейчас, несмотря на то, что известна вся правда об этом политическом деятеле, его популярность на территориях бывшего СССР активно растет. Секрет ее прост – люди начали оценивать его по оставленному наследию, трезво и взвешенно. Примерно как китайцы своего Мао Цзэдуна – да, были ошибки и серьезные, но в целом для страны и народа сделал куда больше хорошего, чем плохого.

Некоторые исследователи считают, что в конце XX века, после развала СССР, Грузия пошла своим путем, странным и извилистым, разрывая связи со старыми друзьями и пытаясь приобрести новых. Итог: авантюристы у власти, гражданские войны, потеря двух крупных регионов, разрыв торговых связей с Россией.

Другие же, наоборот, дают высокую оценку проделанной грузинскими властями работе по борьбе с коррупцией и сближению с ЕС. Европейские власти оценили это, и в начале 2017 года отменили визы для граждан Грузии. Нынешний президент Георгий Маргвелашвили и все высшее политическое руководство страны не скрывает своих целей — вступление в ЕС и НАТО.

Традиции и обычаи, религия и обряды

Традиционная религия Грузии – христианство, принятое на данной территории приблизительно с 276 по 356 гг. Оно оказало серьезнейшее влияние на мировоззрение и менталитет грузинского народа. Местная православная церковь, одна из самых старых в мире и относится к автокефальным – то есть она самостоятельна, причем распространяет свою юрисдикцию не только на ,собственно, грузинскую территорию, но и на всех грузин, живущих за ее пределами.

Однако православие – не единственная религия на территории страны. Лазы, аджарцы, ингилойцы, абхазы исповедуют — ислам суннитского толка, ферейданцы – иранские грузины — мусульмане, относят себя к шиитам.

Многие традиции грузин созвучны таковым у других кавказских народов – уважение к старшим, гостеприимство, культ мужчины – он воин, защитник, добытчик, глава семьи. И, одновременно, стоит отметить здесь уважение к женщине, хранительнице очага и продолжательнице рода, их любовь к детям, прочные родственные связи.

Поэтому свадьба в Грузии – это событие, которое навсегда связывает родственными узами и молодоженов, и всех родственников со стороны жениха и невесты. Так как семьи на Кавказе никогда не бывают маленькими, мероприятие всегда получается грандиозным.

Шумное веселье обязательно имеет руководителя – тамаду, сопровождается тостами, в которых любой настоящий грузин, знает толк, песнями и танцами. Танцы народов Грузии состоят из отточенных движений и сложных приемов, которые подчеркивают мастерство танцоров и красоту национальной одежды грузин.

Самый популярный парный танец Грузии – «Картули», в котором грузины — мужчины демонстрирует силу, смелость и внимание к партнершам, а женщины двигаются гордо и грациозно, с удовольствием принимая знаки внимания партнеров. Танцуют и другие танцы, в большинстве своем быстрые и зажигательные.

Восхищает всех гостей страны такая особенность грузин как песни, которые они поют удивительно хорошо, переплетая голоса так, что у слушателей замирает сердце. Не зря ЮНЕСКО признало их шедевром наследия нематериальной культуры Земли.

Ни одно застолье не обходится без вина – настоящего, грузинского! В этих краях производят его с незапамятных времен и это не просто занятие, это часть культуры, мастерство, которое передается из поколения в поколение. Не зря говорят, не знаешь, что подарить грузину, живущему вдали от родины – привези ему в подарок хорошее родное вино!

Виноделие служило и служит источником благосостояния многих грузинских семей. Местные вина производились по традиционным технологиям и ценились во многих странах. Даже в средние века они, нередко, с купцами отправлялись за тысячи километров от места производства. Развивается виноградарство там, несмотря на все проблемы, и сейчас. Есть надежда, что, несмотря на все политические игры, россияне снова увидят на прилавках своих магазинов качественное грузинское вино.

Известные грузины в России

Немногие народы могут похвастать таким значительным вкладом в мировую и российскую историю, как грузины. Это великие правители Грузии – Давид Строитель и Царица Тамара, при которых страна переживала свой расцвет, Шота Руставели, написавший знаменитого «Витязя в тигровой шкуре», Петр Ивер, епископ Газы и немецкий профессор Григол Перадзе.

Это князь П. И. Багратион, герой Отечественной войны 1812 годы и Дмитрий Амилахвари, полковник Французского легиона и участник Второй Мировой войны. Это советские политические деятели Иосиф Сталин и Лаврентий Берия, которых, как минимум, нужно благодарить за ядерный щит, который защищает РФ и сейчас.

Деятель конца советской эпохи – Эдуард Шеварднадзе, прославился тем, что помогал разваливать СССР, а затем, после его развала, став главой Грузии, не смог удержать власть, отдав ее Михаилу Саакашвили, чей взлет закончился уголовным делом на родине, потерей грузинского гражданства и забавным губернаторством в Одессе.

Из наших современников нельзя не упомянуть:

  • Георгия Данелия – культовый кинорежиссер;
  • Николая Цискаридзе – Народный артист России и ректор Академии русского балета им. Вагановой;
  • Лео Бокерия – ведущий кардиохирург в мире;
  • Зураба Соткилаву – оперный певец, Народный артист СССР;
  • Тамару Гвердцители – великолепная певица, Народная артистка Грузии и России.
  • Нани Брегвадзе, Вахтанг Кикабидзе и многие другие.

Всем хорошо также известно имя слишком плодовитого на взгляд москвичей скульптора Зураба Церетели и талантливого писателя и публициста Григория Чхартишвили (Бориса Акунина).

tanci-kavkaza.ru

Народ Грузины, Грузия

ГРУЗИНЫ — народ, составляющий основное население Грузии. Сами себя называют картвелеби. Общая численность — свыше 4 миллионов человек, возможно, до 5. В Грузии при этом живут 3,6 миллионов. Населяют также Турцию (до 300 тысяч), Росиию (150 тысяч), Иран, Абхазию, Украину, Азербайджан. Язык входит в кавказскую семью (картвельская языковая группа). Содержит ряд диалектов.

Каждая из субэтнических групп грузин пользуется своим диалектом. Алфавит имеет восточно-арамейское происхождение. По религиозным взглядам — православные христиане, есть немногочисленные католики. Аджарцы, месхи, ингилойцы включают также некоторое количество мусульман суннитского толка.

Племена древних грузин упоминаются еще в письменных источниках, относящихся к античному времени. Формирование этого народа происходило во 2-1 тысячелетии до нашей эры, когда возникли союзы племен и были основаны первые царства (Колхидское, Картлийское). На протяжении 4-6 века нашей эры произошло принятие грузинами христианства, возникла письменность. К 10-11 веку грузины сформировали единое государство. Однако позже оно оказалось ослабленным. Это началось с нашествия монголо-татар в 13 веке, продолжилось столкновениями с Турцией и Ираном. С 16 по 18 век часть грузинских земель была оккупирована Турцией. На захваченных территориях распространялись турецкая культура и исламская религия.

С 1783 года Грузия оказалась под протекторатом России, в начале 19 века влилась в Российскую империю. В связи с объединением грузин в составе России началась консолидация этого народа, развитие культуры. Вскоре после Октябрьской революции была провозглашена Грузинская ССР. Она без изменений просуществовала до распада СССР в 1991 году. Обретение Грузией независимости было омрачено Абхазским военным конфликтом, который вызвал активную миграцию грузин (в том числе и в Россию).

Традиционно грузины занимались скотоводством (жители гор) и земледелием (в предгорьях). Выращивались такие культуры, как пшеница, ячмень, рожь, чечевица. На западе Грузии основой хозяйства были просо и кукуруза. Позже развитие получило культивирование цитрусовых и чая. Значимая отрасль сельского хозяйства — виноградарство и производство вина, шелководство, разведение пчел. Из ремесел развиты ткацкое и гончарное дело, работа с металлом и природными материалами, производство ювелирных украшений и ковров. Сейчас существует современная промышленность, включающая ряд отраслей. Велика степень механизации сельского хозяйства, развита сфера услуг.

Традиционные жилища имеют разный вид в различных областях Грузии. На западе селения спланированы свободно и имеют большую протяженность. В восточных районах планировка скученная. Особенно это касается гор, где часто не хватает места, и деревни поднимаются уступами вверх по склонам. На восточных равнинах обычно строились каменные дома дарбази. На западе дома возводились из дерева и имели один-два этажа. В 19 веке получили распространение двухэтажные дома из камня. Такие жилища включали несколько комнат, имели окна, полы из дерева. На смену располагавшемуся в центре дома открытому очагу пришел камин.

Грузины в разных районах носили схожую одежду. Традиционный костюм у мужчин состоял из рубахи, штанов, чохи и короткого ахалухи под ней. Зимой надевали тулуп и теплую бурку. Женщины у грузин ходили в рубашке, штанах большой длины и таком же длинном платье со вставкой на груди. Голову покрывали вуалью и бархатной повязкой. При выходе на улицу покрывались платком багдади.

goturist.ru

Национальные Особенности Грузинского Народа

Грузины представители одной из древнейших закавказской нации, составляющие большинство суверенного государства Грузия. Испокон веков в Грузии с особым уважением относились к военному делу. В тяжелые времена не раз в строй защитников страны становились даже женщины. Каждый мужчина считается воином, который должен защищать свою Родину, близких, самого себя. Он должен хорошо владеть оружием. Грузинам присущи смелость, храбрость и воинственность. В различных ритуалах и обрядах часто используется оружие как символ борьбы со злом. Распространены различные амулеты. Существует культ креста, шашки, кинжала. Ношение холодного оружия стало национальной традицией. Виноградная лоза и меч в исторической символике Грузии говорят о значимости того почета и уважения, которыми обычно окружен человек и как воин-защитник, и как труженик, всецело отдающий себя работе на поле. Грузины обладают обостренным чувством национальной гордости и национального достоинства, которые порождены высоким осознанием величия своей страны, опирающимся на героическое историческое прошлое Грузии, всегда побеждавшей своих врагов з борьбе за национальную независимость. Высокое развитие образования, культуры в Грузии способствовало формированию в стране широкого и образованного слоя интеллигенции, всегда позволяло выращивать многочисленные кадры высококвалифицированных научно-технических работников. В сочетании с многовековыми национальными традициями грузинского народа это привело к развитию в психологии населения Грузии таких черт его национального характера, как уважение к людям, обладающим знаниями, остроумие, находчивость, умение применять в различных ситуациях народный эпос, цитаты из популярных произ-ведений грузинских поэтов и писателей. Очень выражение проявляется у представителей этой общности и любовь к народным мелодиям, хорошему исполнению песен. Грузины высоко ценят дружбу. Недаром грузинская притча гласит: «Кто самый бедный и несчастный? Тот, у кого нет друга. Кто самый богатый и счастливый? Тот, у кого много верных друзей. Там, где поселились дружба и терпение-в семье, во дворе, в доме, на улице, в селе, в городе, в стране, — там все человеческие радости собираются вместе: мир и согласие, любовь и счастье». Психология терпимости, такта и сотрудничества в межнациональном общении и взаимоотношениях с представителями других этнических общностей характерна для народа Грузии, несмотря на приписываемые ему горячность и нетерпеливость. Грузины с иронией и юмором относятся к себе и своим слабостям. Одна их пословица гласит: «Если у тебя загорелся сарай и не можешь потушить пожар, то хотя бы руки погрей». Оптимизм, огромное человеческое жизнелюбие — также являются их важнейшими качествами.

Известно грузинское гостеприимство. Во время застолья прежде всего ценится умение сказать хороший тост. Это своего рода искусство. Состязание гостей в произнесении тостов на любом торжестве вовсе не означает столь же активного употребления спиртных напитков. Здесь важно сохранить ясный ум, человеческое достоинство в течение всего празднества. Вот почему на грузинских праздниках неизменны искреннее веселье, витиеватая, но вполне понятная игра слов, тонкий юмор, человеческая теплота, рыцарское отношение к женщине.

www.radaspilnot.org.ua

Выстраивая гражданскую нацию в Грузии – фактор религии

Сайт newcaucasus.com является партнером НПО «Кавказский центр гражданских слушаний» по организации и освещению Кавказских символических судов и гражданских слушаний, проводимых в Грузии. Данные мероприятия также проводятся в сотрудничестве с НПО «Альянс женщин за гражданское общество» (Азербайджан) и «Кавказский центр миротворческих инициатив» (Армения). Проект осуществляется при финансовой поддержке Национального Фонда Содействия Демократии (National Endowment for Democracy — NED), США.

В Тбилиси состоялись Гражданские слушания на тему – «Картина современного религиозного движения на Южном Кавказе: радикализм, консерватизм, реформизм и проблемы плюрализма». Мероприятие прошло в рамках программы «Символический Кавказский Суд по Правам Человека и Гражданские слушания на службе демократии Кавказских стран» при поддержке Национального Фонда Содействия Демократии (National Endowment for Democracy — NED). Автор и директор программы – профессор Ниязи Мехти. Организаторы – Альянс женщин за гражданское общество (Азербайджан), Кавказский центр миротворческих инициатив (Армения), Кавказский центр  гражданских слушаний (Грузия).

Аналитик Центра стратегических исследований Георгий Гвимрадзе (Грузия) рассказал о построении гражданской нации и факторе религии, существующих противоречиях между государством и церковью. Предлагаем его выступление полностью:

После распада Советского Союза, Грузия, как и все остальные пост-советские государства, стала независимой, обозначив свой собственный национальный проект. Проект этот подразумевал построить внутри себя демократическую форму правления государства, ориентированного на Запад. Несмотря на то, что, с самого начала независимости вплоть до нынеших дней, были допущены серьезные ошибки, фундаментально пративоречившие ценностям демократии, ни сам декларированный выбор формы правления, ни внешнеполитическая ориентация не менялись. Таким образом, этот выбор перед Грузией поставил задачу образовать и выстроить гражданское общество, как один из самых главных институтов демократии, обосновывая этим гражданскую нацию, т.е. общность, которая базируется не на этнической принадлежности, а на гражданскую платформу.

Надо отметить, что на протяжение двух десятилетий независимости, со стороны правительства мало что было сделано для образования общества. Конечно же, это не удивляет. Как отмечал философ Мераб Мамардашвили в одном из своих интервью, в процессе образования гражданского общества, правительство скорее помеха, чем помощник. Не оказавшись на уровне принятия решений «отцов основателей», грузинскому гражданскому обществу пришлось заняться самообразованием. В силу этого оно до сих пор несет определенные издержки, что, конечно, со своей стороны, мешает и образованию упомянутой гражданской нации. Однако, одной из самых серьезных помех образованию нации с гражданским идентификатором в Грузии является фактор религии — о чем и будет далее идти речь.

С того же развала Советского Союза и с конца эпохи т.н. воинствуюшего атеизма, наблюдается высокий интерес к религии. Религия была понята как возможность сохранения собственной идентичности и культуры, как духовная опора во время трансформации общества, что сопровождалось и до сих пор сопровождается различными кризисами. На этом фоне возрос авторитет и, впоследствии — приход, исторически традиционных для постсоветских обществ религий. Однако в то же время начали появляться новые для этих обществ конфессии. Со своей стороны, представители традиционных религий не отказались исполнять роль идентификатора. Даже наоборот —  несмотря на то, что на доктринальном уровне это противилось ее учению, православная церковь в Грузии сама представилась главным защитником грузинской национальной идентичности.

Надо отметить, что грузинская православная церковь и ранее исполняла эту роль. Близость к государству с IV века поставила перед восточной христианской церковью чуждую для нее политическую задачу сплотить верующих под правлением монарха того или иного т.н. «христианского» государства. Таким образом, она стала идентификатором подчиненности государству в лице царя, а позднее и единства народа этого самого государства, т.е. нации. Грузинская церковь не стала исключением, на что в ту эпоху существовал целый ряд объективных причин: историческая реальность, внешнее окружение страны, форма отношений средневековья и т.д. В настоящее же время, когда Грузия декларировала желание строить новый тип государства, церковь, которая пытается защитить национальную идентичность грузинского этноса, противится национальному проекту светского государства. В результате оказывается, что в стране существует два авторитетных и сильных института, политические задачи которых находятся в конфликте. С учетом высокого авторитета церкви светским властям нередко приходится считаться с церковью. Однако, в то же самое время, и сами представители правительства не против использовать фактор духовенства для достижения своих краткосрочных целей.

Таким образом, наличие политической повестки дня у ГПЦ является одной из самых весомых проблем для выстраивания реальной демократии в Грузии и, в первую очередь, для образования названной гражданской нации. Этот фактор характеризуется рядом серьезных проблематичных проявлений:

Межконфесиональные отношения – по оценком Центра толерантности при народном защитнике (омбудсмене) Грузии, за последние два года резко повысился уровень неприемлемости других религий со стороны представителей т.н. религиозного большинства. Одним из самых главных целей агрессии стали вопросы, касающиеся строительства культовых зданий и практика богослужения. В основном, факты агрессии за этот период проявлялись по отношению к мусульманской общине Грузии. В разных регионах страны наблюдался конфликт между представителями радикальной группы, т.е. православных и местных мусульман. Мусульманам помешали построить мечеть, воздвигнуть минарет и, что самое главное, проводить пятничную малитву. Все это совпало со сменой власти в Грузии и со сложным процессом трансформации. Отдельные случаи несли провокационный характер. Однако и само правительство в отдельных случаях вело себя далеко не совсем адекватно. Со стороны представителей религиозных меньшинств и неправительственных организаций не раз отмечалось, что риторика представителей власти на местах резко отличалась от той, которую используют первые лица государства. Самым безответственным шагом со стороны представителей правительства можно назвать демонтаж минарета в селе Чела. Правда, после невнятных объяснений и процедур было принято решение вернуть минарет на свое место, но тут уже вмешалась церковь, которая помешала исполнению данного решения. В результате минарет после долгого процесса получения разрешения на строительство (стоит отметить, что он изначально был воздвигнут без этого разрешения) был воздвигнут — на фоне протестов со стороны радикальных представителей православной церкви, которые обещали вопрос с минаретами вынести на референдум.

Мусульмане не стали единственной группой, у которых создались проблемы в отношениях с православными. До сих пор не решен вопрос, касающийся недвижимого имущества армянской и католической церквей; также не редкость гонение представителей различных групп других христианских конфессий. Православная церковь, определив себя идентификатором национальности, естественно, ставит перед собой задачу «очистить» нацию от иноверия. Таким образом, важно отметить, что особенно агрессия проявляется по отношению иноверцев грузинской национальности и, в силу этого, важным компонентом является стремление к их полной «христианизации». А по отношению к другим этносам, важно лишь достичь того, чтобы они не строили места богослужения и не вели активную религиозную практику.

В таком русле проявляется понятие «этнического греха», т.е. то, чего не имеет права делать этнический грузин. Подобное понимание вопроса относится также и к представителям нетрадиционных сексуальных меньшинств – эта тема особенно актуальна в последний период. Мы не будем эту тему затрагивать подробно, просто отметим, что после 17 мая этого года, когда по инициативе церкви в Тбилиси прошла т.н. «антигей-акция» со всеми атрибутами агрессии, не раз упоминалась даже со стороны церковных иерархов, что это явление не приемлемо в Грузии. Дело доходило до того, что отдельные лица отрицали даже грузинское происхождение представителей сексуальных меньшинств – якобы они не являются этническими грузинами.

Обозначив внешнюю и внутреннюю политику – церковь (конечно, не все представители церкви) в настоящее время представляет собой главную институцию внутри страны, которая противится евроатлантической интеграции Грузии. В качестве доводов приводится: якобы Европа требует от нас отхода от своих традиций, принятия чуждых для Грузии ценностей, таких как однополые браки и т.д. Также говорится о том, что Запад вынудил нас упразднить визовый режим для граждан ближневосточных и азиатских стран. Конечно же, в реальности это не так, ни отход от традиций, ни вопрос с однополыми браками не являются критериями процесса интеграции в западные структуры. Что касается безвизового режима, то тут дело как раз обстоит наоборот. После Вильнюсского саммита ряд экспертов отметил, что Грузия, в отличие от Молдовы, не получила предложения установить безвизовые отношения со странами Шенгенской зоны, и одной из причин тому называлась невнятная визовая политика, а также легкость получения гражданства Грузии иностранцами.

Как уже было отмечено, все вышеуказанное приводится как повод, а реальной причиной противопоставить себя Западу, является та политическая задача, о которой уже говорилось. Реальная демократия и секуляризация страны, чего от нас действительно требуют наши западные партнеры, поставили бы церковь на равные позиции с другими конфессиями и, что самое главное, нейтрализовали бы ее политическую функцию. В подобной повестке дня невозможно тут же не рассмотреть вопрос, который время от времени поднимается в грузинском обшестве по инициативе церкви. В данном случае дело касается внутриполитического строя страны. ГПЦ является инициатором и активным сторонником «восстановления» в Грузии конституционной монархии. Надо отметить, что восстановить этот строй невозможно, так как его никогда не существовало, т.е. — не существовало конституционной монархии. Важно, что церковь этот строй правления воспринимает как институциональный фактор своей политической функции. Т.е., факт наличия политической функции церкви будет признан и прописан тем, что ГПЦ будет исполнять обряд помазания монарха на царство и тем самым она ставится на куда более высокий уровень, в отличие от иных конфессий.

Тут же необходимо сказать, что православная церковь, конечно, не является единственной помехой в светской повестке дня страны. В частности, особо нужно отметить группу приверженцев исламского течения салафитов, для которых чужды понятия государства и гражданского общества и которые воспринимают себя в качестве представителей единой исламской уммы (сообщество верующих). Но в силу того, что их численность в стране, как и представителей всех остальных религий, по сравнению с т.н. религиозным большинством не велика, то, таким образом, они не имеют большого влияния на политическую конъюктуру.

В заключение можно сказать, что, как уже было отмечено, в стране существует два политических проекта: один из которых секулярен и проводится со стороны светских властей, и другой — клерикальная политическая повестка дня, которую проводит грузинская православная церковь. Естественно, оба этих проекта, по сути, находятся в конфликте друг с другом. Очевидно, что церковь пытается себя позиционировать как идентификатора этнического национализма и этим самым обозначить свою политическую функцию предводителя грузинской нации и в качестве главной политической институции в стране, превосходящую даже Конституцию страны. Таким образом, с учетом позиции церкви, перед светскими властями стаит важная задача выстроить в стране реальную демократию с секулярными отношениями и гражданской нацией, и сделать это так, чтобы авторитет ГПЦ не повлиял на политическое будущее страны негативно.

Комментарии

newcaucasus.com

Церковь кавказской национальности

Грузинская Православная Церковь для многих россиян — terra incognita: все знают, что она есть, но мало кто представляет, чем она живет. Воюет ли с интеллигенцией? Спорит ли о переводе богослужения? Соблюдает ли дресс-код? Для того чтобы выяснить это, корреспонденты «Нескучного сада» отправились в древнюю Иверию, посмотреть на грузинское Православие собственными глазами.

В ожидании расцвета

Вечернее богослужение в Сионском соборе. У самого входа в храм — колонки, через них транслируется богослужение. Мужской хор поет древнегрузинскими распевами, отдаленно напоминающими наш знаменный. Дальше паперти пройти практически невозможно: стена спин. Эта картина повторится практически во всех тбилисских церквях.«Вы заметили, сколько молодежи?» — уже после службы спрашивают нас грузинские священнослужители. Чуть ли не большинство прихожан на вид действительно моложе тридцати. Грузины рассказывают предание: «Сам Серафим Саровский заповедовал перед концом света идти в Иберию, то есть в Грузию, потому что она “заблестит”... — тут наши собеседники запинаются: — Нет, не “заблестит”, — они мучительно вспоминают нужное слово, наконец, после непродолжительного совещания решают: — Не “заблестит”, а расцветет!»Русский язык тут иностранный, представители старшего поколения извиняются: не хватает практики. Молодежь учит английский, на котором, как правило, говорит куда свободнее, чем на великом и могучем. Более восьмидесяти процентов жителей города — этнические грузины, русская община, когда-то составлявшая более десяти процентов, сегодня крайне мала: большинство переехали на историческую родину еще в лихие девяностые, когда по проспекту Руставели колесили танки, а значительная часть страны была охвачена гражданской войной. Тогда не было ни воды, ни света. Сегодня, кажется, жизнь почти наладилась.

И молодежь, и старшее поколение, вечером дефилирующее по мощенным булыжником мостовым старого Тбилиси, одеты не просто модно, а исключительно современно. Большинство — в итальянском стиле, иногда даже кажется, что внезапно ты оказался где-то в Риме или Милане. Картину дополняют желтеющие каштаны, которые так и не успели сбросить листву, самшит, кое-где даже пальмы в кадушках, зимующие в «открытом грунте». Температура воздуха плюс десять, и это несмотря на зимний по календарю месяц.

Сионский собор, или Сиони, как его тут называют, — один из древнейших Тбилисских храмов. Вокруг пологие и живописные горы. Старый город карабкается по их склонам вверх, над ним парит древняя цитадель — крепость Нарикала и новенькая канатная дорога. Ее построили пару лет назад. Все что под ней — на десяток веков старше «канатки». География живописных, увитых виноградом улочек старого города почти не изменилась за долгие столетия. И пусть двухэтажные домики с коваными балконами и многоярусными деревянными верандами — это в основном XIX век, зато храмы, сложенные из желтоватого камня, в характерном для Кавказа стиле — чистое Средневековье. Сиони — главный из них, тут в течение долгих лет, до постройки на противоположном берегу Куры гигантского храма Святой Троицы, располагалась патриаршая кафедра.По мере продвижения на запад от Сиони облупленные двухэтажные домики старого города с их патриархальными двориками сменяет изысканный модерн и лепнина с кариатидами. Сразу за площадью Свободы начинается проспект Руставели — главная городская артерия, тут расположены главные театры, художественные музеи и бывшее здание парламента, перенесенного Михаилом Саакашвили после недавних гражданских волнений подальше, в провинциальный Кутаиси, древнюю столицу западного Грузинского царства.По обеим сторонам от Руставели расходится сеть улиц поуже. Первые этажи пестрят грузинскими вывесками и магазинчиками: фруктовые развалы со свежей хурмой, фейхоа, сушеным черносливом, разноцветными специями и гирляндами чурчхелы. Новенькие витрины бутиков и европейских кафе чередуются с неказистыми часовыми и сапожными мастерскими, почти не изменившимися за полстолетия.

Патриарх, который плачет

«Молодежь в Церковь привел патриарх, у нас его все очень уважают, многие даже считают святым. В том числе я», — рассказывает телевизионный журналист и в недавнем прошлом сотрудница патриархии Нино Торадзе. Ее квартира расположена почти в центре, раньше тут жили советские партийные боcсы и деятели искусства, теперь в основном интеллигенция. По привычке мы собираемся снять обувь в прихожей: «Нет-нет, — останавливает нас Нино. — У нас в гостях не снимают уличную обувь, это считается неприличным, проходите так».Черный кофе для гостей хозяйка варит сама. На столе тарелка с фруктами, немного сладостей: «Мы русских очень любим, мы ведь два братских народа, — говорит Нино. — Политики сами по себе, а люди сами по себе. Скажите всем в Москве, чтобы ничего не боялись и приезжали!» Эту фразу в Тбилиси мы слышим практически от каждого нашего собеседника.Осетинскую войну тут многие считают ошибкой. Рассказывают, что патриарх Илия на собственном авто лично собирал и вывозил тела погибших в Южной Осетии грузинских солдат. Нино показывает нам в YouTube нашумевшее телевизионное интервью главы Грузинской Церкви по этому поводу. Ролик называется «Патриарх плачет». Престарелый предстоятель действительно почти плачет, рассказывая журналисту об этой истории. У Нино тоже по щекам бегут слезы, хотя эту запись она смотрит далеко не в первый раз.К патриарху тут вообще относятся как к родному отцу. Когда в стране упала рождаемость, он пообещал, что лично станет крестным отцом для каждого третьего ребенка. Обещание сдержал, и сегодня многодетной паре, родившей третьего по счету ребенка, достаточно просто подать заявление в патриархию и приложить документы, подтверждающие этот факт. Два раза в год предстоятель совершает массовые крестины. По грузинской традиции крестных может быть до пяти человек, поэтому воспитывать крестников патриарх не обязан, но все имена вносятся в специальную книгу — для патриаршего поминовения. За своих крестников глава Церкви молится сам. Для любого грузина это большая честь.

Советская агиография

Утром на воскресной литургии та же картина, что на всенощной: в храм невозможно войти, слишком много народа. На улице — привычный столик с запивкой после причастия. Сквозь поредевшие кроны вековых деревьев светит не по-зимнему ласковое солнце, щебечут птицы, в кадушках возле старого здания патриархии — агавы и самшит.Традиция сравнительно частого причастия тут не прерывалась, большинство прихожан стараются причащаться раз в две недели. Записки на проскомидию принято подавать сразу с просфорой, которую можно купить в церковной лавке на входе. Литургию служат только на домашнем вине, обязательно сухом. В остальном богослужение очень похоже на русское.В барабане под куполом в Сионском соборе с дореволюционных времен остались русские буквы. Роспись намного моложе храма, она была сделана во времена так называемого грузинского экзархата, в который была преобразована Грузинская Церковь после вхождения в состав Российской империи. Царская Россия пыталась ассимилировать южных соседей, так что грузиноязычное богослужение почти на век оказалось под запретом, во многих храмах появились русские надписи. Об этом факте грузины говорят с сожалением: простой народ не понимал не только церковнославянского, но и обычного русского языка.После обретения не только церковной независимости (ее грузинский патриархат восстановил еще в начале двадцатого века), но и государственной, в девяностых, русские надписи в Сиони собирались заменить на грузинские, но патриарх попросил оставить все как есть.Сегодня во всех храмах за незначительным исключением служат по-древнегрузински. Как утверждают прихожане, с пониманием проблем не возникает: по недосмотру советских властей еще при Союзе в школьную программу по литературе был включен корпус древнегрузинских текстов церковного содержания. Под видом истории национальной литературы восьмиклассники учили наизусть отрывки из древнегрузинских житий. Учебник так и назывался: «Агиография». Благодаря «Агиографии» грузинские дети и сегодня учатся понимать церковный язык с малых лет, поэтому о переводе богослужения тут не спорят. Впрочем, домашнюю молитву разрешается совершать на современном грузинском.

Плоды просвещения

Напротив собора — массивное здание Тбилисской духовной академии и семинарии. В аудиториях роится молодежь, в том числе молоденькие девушки. Наш гид по семинарским коридорам представляет студента: «Он из Абхазии!» Большинство грузин оказались изгнаны из приморской республики еще в начале девяностых, но кое-где грузинское население все-таки уцелело. У семинариста мать грузинка, отец — абхаз. Он хотел было остаться в Новом Афоне, но, после того как в духовном училище при Новоафонском монастыре случился раскол, перебрался сюда.Почти тридцать лет назад патриарх Илия открыл закрытую еще при большевиках духовную семинарию — сперва в Мцхете, древней патриаршей резиденции недалеко от Тбилиси. Через некоторое время семинария была преобразована в академию и перенесена в столицу. Учебный план включает, помимо богословских дисциплин, светские — английский, греческий и русский языки, так что некоторые из выпускников, не рукополагаясь, уходят в бизнес. Впрочем, таких немного.Часть семинарских преподавателей учились в Греции, часть — в Санкт-Петербурге или Москве. Всего в единственном учебном заведении Грузинской Православной Церкви сегодня обучается около двух тысяч студентов. Конкурс достигает пяти человек на место. Семинария выдает государственные дипломы бакалавра, академия — магистра богословия. Отделение христианского искусства и богословский институт при академии позволяют получить образование по смежным религиоведческим специальностям на манер нашего Свято-Тихоновского института. Сюда берут не только юношей, но и девушек.Пока семинария оставалась закрытой, образованных пастырей было совсем немного. Но если священника еще можно было отправить учиться в Москву, то обучать мирян и вовсе не было никакой возможности. Сегодня патриарх называет просвещение одной из главных задач Церкви, поэтому церковное образование движется сразу в двух направлениях: читать книги должны не только пастыри, но и паства. «Благо священство у нас никогда не было оторвано от паствы, — говорит Георгий Гвасалия, преподаватель Ветхого завета в Тбилисской духовной академии. По субботам он читает богословские лекции для мирян. — Чтобы священство было где-то в горах, а паства где-то в долине — у нас такого никогда не было. Грузия — одна большая семья, и в церковной жизни тоже».Грузинская Церковь действительно живет очень по-семейному. Духовник, как правило, больше похож на члена семьи, который может зайти в гости, с которым можно запросто побеседовать после службы, выпить кофе. Церковные конфликты тут тоже стараются улаживать по-семейному: «В маленькой Церкви это проще, все друг друга знают», — говорят грузины. И действительно, рядом с книгами архимандрита Рафаила (Карелина), популярного у «правого крыла» православной общественности в России, в церковных лавках лежат труды протоиерея Александра Шмемана, отца Иоанна Мейндорфа, русских дореволюционных церковных историков, епископа Каллиста (Уэра), возглавляющего православный центр богословского факультета в Оксфорде. Архимандрита Софрония (Сахарова) читают наравне с книгами святителя Игнатия Брянчанинова или преподобного Феофана Затворника.

Опять о «мерседесах»

После улочек старого города проспект Руставели и прилегающие кварталы ошарашивают размахом и блеском современного мегаполиса: широкие улицы, шикарные здания. Возле одноименного метро — Союз кинематографистов Грузии. В потертой многоэтажке, чьи интерьеры навсегда застыли в конце семидесятых, на лестничных площадках матерые киношники курят возле увесистых пепельниц советской эпохи. На одном из последних этажей легендарный грузинский режиссер Эльдар Шангелая, автор нашумевшего в свое время фильма «Чудаки» и глава союза, принимает нас в собственном кабинете. За его спиной по стенам красуются фотографии с западными звездами, портрет Чарли Чаплина и репродукции афиш. «Конфликта с интеллигенцией, тем более творческой, у Грузинской Церкви нет. У меня бабушка была верующая, на Пасху она всегда красила яйца, даже при Сталине, — рассказывает он. — У нас Церковь и политика строго разделены. И нынешнего патриарха никто не может упрекнуть в политиканстве».Впрочем, грузинский патриарх и сам художник. Пишет не только иконы, но и светские картины, сочиняет музыку. Разноформатные репродукции его работ можно купить почти в каждом храме. Наибольшей популярностью пользуется «Троица».Антиклерикалы в Грузии — редкость. Повстречаться лично с критиками Церкви нам не удалось. Местные на вопрос, где их искать, отвечают уклончиво: «Где деньги Джоржа Сороса, там и критики!» Впрочем, точного местоположения ни того, ни другого не указывают.«Иногда и в Грузии говорят о попах на “мерседесах”. Да, нищий человек может именно так нас воспринимать, — говорит отец Максим Чантурия. Значительную часть жизни он провел в России, где преподавал в Санкт-Петербургской духовной академии, служил в московском грузинском приходе, пока патриарх Илия не попросил его вернуться на родину. — Мне не нравится, что мы так скоро усвоили хорошую жизнь, это ведь форма искушения для нас, священнослужителей, — говорит он. — Вызовы, перед которыми стоит Церковь, везде одинаковые. Проблемы везде одни и те же. У нас в Грузии есть и свои богословы мирового уровня, и свои борцы с ИНН».Перед отъездом мы осматриваем новые тбилисские достопримечательности: стеклянный мост через Куру, Дом юстиции, похожий на гигантскую грибницу, и волнообразное стеклянное здание МВД.Сверхсовременная западная архитектура из стекла и бетона резко контрастирует с полуразбитыми двориками старого города. Многим тбилисцам она не нравится, и в то же время эти дома успели стать своеобразными символами города, приходящими постепенно на смену символам советским. Как стал символом и по размерам сопоставимый с московским храмом Христа Спасителя новый кафедральный собор в честь святой Троицы — Самеба, расположившийся в традиционном армянском квартале на противоположном берегу от большинства достопримечательностей. Его гигантский силуэт парит над малоэтажной застройкой, именно сюда из Сиони была перенесена патриаршая кафедра некоторое время назад. Почти у самого входа в собор висит икона Пресвятой Троицы, написанная лично патриархом Илией для нового храма. На «цокольном» этаже комплекса расположены выставочные залы, помещения для публичных лекций и церковных торжеств. Как и московский храм Христа Спасителя, Самеба стоит на высоком стилобате, приспособленном под разные нужды. Только тут цокольный этаж, в отличие от российского аналога, принадлежит Церкви нераздельно, а поэтому не содержит светских «излишеств» вроде мойки, ювелирного салона и прачечной.

http://www.nsad.ru/articles/cerkov-kavkazskoj-nacionalnosti

usahlkaro.livejournal.com


Смотрите также