Мтацминда грузия


Пантеон на горе Мтацмина в Тбилиси — могила Грибоедова

«Святая гора» — именно так местные жители называют гору Мтацминда в Тбилиси. Здесь сооружен Пантеон (некрополь) – место захоронения величайших личностей Грузии: писателей, ученых, общественных деятелей, артистов и национальных героев. Ориентир – храм Св. Давида Гареджского, на грузинском языке – «Мамадавити». С высоты площадки, где располагается храм с пантеоном, открывается ошеломляющие виды на город, любоваться которыми можно нескончаемо долго. Добраться до храма довольно просто – из центра города сюда поднимается фуникулёр. Это средняя станция фуникулёра, она так и называется – Пантеон (могила Грибоедова). Чуть выше установлена телевышка Тбилиси, Колесо обозрения, парк Мтацминда. В принципе, если вам не сильно тяжело, то можно подняться и пешком.

Официальной датой открытия считается 1929 год, хотя в самом храме есть несколько захоронений и дореволюционного периода. Например, первым значительным, эпохальным событием стало захоронение видного русского писателя, политика и дипломата, поэта и пианиста А. Грибоедова (в 1829 г.) в гроте, под церковью. Позже свой покой здесь обрела его жена, грузинская княжна Нино Чавчавадзе (в 1857 г.). Таким образом, официальное открытие пантеона приурочили к 100-летию трагической даты гибели известного драматурга в Иране (Персии) от рук религиозных фанатиков, куда его направили в качестве русского посла. Историки считают, что тогда погибли практически все члены дипломатической русской миссии за исключением одного. А. Грибоедов был жестоко закидан камнями, а потом свирепо изрублен кинжалами. Чтобы уладить такой ужасающий скандал шах Персии отправил в Петербург лично своего сына к русскому царю Николаю I с богатыми дарами, в т. ч. алмаз «Шах», украшенный многочисленными изумрудами и дорогими рубинами, служивший украшением трона Великих Монголов, такова была цена жизни дипломата.

Супруга перевезла тело покойного из Тегерана в Тифлис (Тбилиси). А. Грибоедов погиб в возрасте всего лишь 33 лет, его жена была достаточно молода 16 лет, однако разница в возрасте нисколько не мешала особой, утонченной романтики влюблённости, которыми они друг друга одаривали. Это воистину трогательная история любви и преданности, ведь княжна хранила верность мужу до конца своей жизни: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя, любовь моя?»

На территории Пантеона похоронены либо перезахоронены такие именитые личности, как поэт, публицист и незаурядный общественный деятель Илья Чавчавадзе («отец отечества», Святой Илья, канонизирован в 1987 г. ГПЦ), актёр и режиссёр Абашидзе В. А., киноактриса Верико Анджапаридзе, поэт-романтик Николоз Бараташвили, диссидент и первый Президент Звиад Гамсахурдия, мать Сталина Екатерина Геладзе, журналист, драматург и переводчик Давид Эристави, танцор балета Вахтанг Чабукиани и многие другие. Список видных деятелей Грузии довольно внушителен (свыше 40 персон), это подлинный Национальный Пантеон Славы, значимое культурное, историческое и религиозное место грузинской столицы.

Пантеон принадлежит муниципалитету города Тбилиси и относится к ряду популярных достопримечательностей города, здесь постоянно проводят экскурсии для местной молодежи и гостей города, рассказывая о занимательных фактах из индивидуальной биографии и эпохальных моментах исторических событий, связанных с деятельностью ярких личностей Грузии. Часто здесь можно наблюдать за венчанием местных супружеских пар.

История возникновения скалистой площадки, на которой сейчас располагается Церковь и Пантеон Тбилиси, довольно занимательна – она возникла еще в давние времена в результате обрушения святой горы Давида, обвалившийся кусок укрепился в данном месте, словно указывая место для воздвижения нового храма.

На территории Пантеона есть целебный источник с освященной питьевой водой, вытекающий из расселины в горе, и пещера, где согласно преданию проживал Давид Гареджский, который вел аскетический образ жизни и спускался вниз в город только лишь по четвергам. Среди поверий, сложившихся в среде туристов вокруг источника, – об исполнении желаний. Достаточно загадать желания, обмочить камешек в родниковой воде и прислонить его к стене храма – если он удержится, желание обязательно сбудется. Обязательно посетите это место во время путешествия в Грузию.

baxtrip.ru

Мтацминда (пантеон) - это... Что такое Мтацминда (пантеон)?

Координаты: 41°41′45″ с. ш. 44°47′20″ в. д. / 41.695833° с. ш. 44.788889° в. д. (G) (O) (Я)41.695833, 44.788889

Пантео́н писа́телей и обще́ственных де́ятелей Гру́зии Мтацми́нда (груз. მთაწმინდის მწერალთა და საზოგადო მოღვაწეთა პანთეონი, груз. მთაწმინდა — Святая гора) — некрополь в Тбилиси (Грузия), где похоронены многие из известных писателей, артистов, учёных и национальных героев Грузии. Он расположен на территории вокруг церкви Святого Давида «Мамадавити» на склоне горы Мтацминда и официально открыт в 1929 году. Кроме того, ряд захоронений дореволюционного времени находится в самом храме Св. Давида.

Первым знаменательным захоронением на этом месте было погребение известного русского писателя Александра Грибоедова (1795—1829) и его жены княжны Нино Чавчавадзе (1812—1857). Пантеон официально открыт в 1929 к 100-летней годовщине трагической гибели Грибоедова в Иране. С этого времени многие выдающиеся грузины были похоронены или перезахоронены здесь. Кладбище управляется Тбилисским муниципалитетом и является одной из известнейших городских достопримечательностей.

К пантеону была устроена канатная дорога, на которой 1 июня 1990 г. произошла самая тяжёлая в СССР и СНГ катастрофа такого вида транспорта с 20 погибшими и 15 ранеными.

Список погребённых в Пантеоне

Могила Грибоедова
  • Абашидзе, Василий Алексеевич (1854—1926), грузинский театральный актёр и режиссёр
  • Верико Анджапаридзе (1897—1987), грузинская театральная и киноактриса
  • Николоз Бараташвили (1817—1845), грузинский поэт-романтик (перезахоронен в 1938 г.)
  • Васил Барнови (1856—1934), грузинский романист
  • Николоз Бердзенишвили (1894—1965), грузинский историк
  • Важа Пшавела (1861—1915), грузинский поэт (перезахоронен в 1935 г.)
  • Илья Векуа (1907—1977), грузинский математик
  • Звиад Гамсахурдия (1939—1993), советский диссидент и первый Президент Грузии (перезахоронен в 2007 г.)
  • Екатерина Геладзе (1858—1937), мать И. В. Сталина
  • Якоб Гогебашвили (1840—1912), грузинский писатель и просветитель (перезахоронен в 1940 г.)
  • Грибоедов, Александр Сергеевич (1795—1829), русский писатель; и его жена Нино Чавчавадзе (1812—1857)
  • Гришашвили, Иосиф Григорьевич (1889—1965), грузинский писатель, поэт и учёный
  • Ладо Гудиашвили (1896—1980), грузинский художник
  • Дадиани, Шалва Николаевич (1874—1959), грузинский актёр и драматург
  • Мосэ Джанашвили (1855—1934), грузинский историк
  • Симон Джанашиа (1900—1947), грузинский историк
  • Соломон Додашвили (1805—1836), грузинский писатель, просветитель, общественный деятель, философ (перезахоронен в 1994 г.)
  • Нодар Думбадзе (1928—1984), грузинский писатель (перезахоронен в 2009 г.)
  • Серго Закариадзе (1907—1971), грузинский актёр
  • Анна Каландадзе (1924—2008), грузинская поэтесса
  • Лео Киачели (1884—1963), грузинский писатель
  • Дмитрий Кипиани (1814—1887), грузинский политик, журналист и общественный деятель
  • Давид Клдиашвили (1862—1931), грузинский писатель
  • Мераб Костава (1939—1989), советский диссидент и национальный герой Грузии
  • Леонидзе, Георгий Николаевич (1899—1966), грузинский поэт
  • Котэ Марджанишвили (1872—1933), грузинский театральный режиссёр (перезахоронен в 1964 г.)
  • Мухран Мачавариани (1929—2010), грузинский поэт
  • Николоз Мусхелишвили (1891—1976), грузинский математик
  • Нико Николадзе (1843—1928), грузинский журналист и общественный благотворитель
  • Яков Николадзе (1876—1951), грузинский скульптор
  • Иване Палиашвили (1868—1934), грузинский дирижёр
  • Галактион Табидзе (1892—1959), грузинский поэт
  • Эквтиме Такаишвили (1863—1953), грузинский историк и археолог (перезахоронен в 198? г.)
  • Анастасия Туманишвили-Церетели (1849—1932), грузинская писательница
  • Акакий Хорава (1895—1972), грузинский актёр
  • Александр Цагарели (1844—1929), грузинский лингвист
  • Акакий Церетели (1840—1915), грузинский поэт
  • Вахтанг Чабукиани (1910—1992), грузинский танцор балета
  • Илья Чавчавадзе (Святой Илья) (1837—1907), грузинский писатель и общественный деятель; и его жена Ольга Гурамишвили (1842—1927)
  • Чиаурели, Михаил Едишерович (1894—1974), грузинский, советский кинорежиссёр, актёр, сценарист, педагог. Народный артист СССР
  • Симон Чиковани (1902—1966), грузинский поэт и общественный деятель
  • Отар Чиладзе (1933—2009), грузинский писатель и драматург
  • Закария Чичинадзе (1853—1931), грузинский историк и писатель
  • Какуца Чолокашвили (1888—1930), грузинский политический деятель (перезахоронен в 2005 г.)
  • Чхеидзе, Ушанги Викторович (1898—1953), грузинский актёр
  • Давид Эристави (1847—1890), грузинский журналист, переводчик и драматург (перезахоронен в 1930 г.)

Коммунистические деятели Миха Цхакая, Филипп Махарадзе и Силибистро Тодрия, похороненные ранее в Пантеоне, перезахоронены в последние годы на обычных городских кладбищах.

Ссылки

Литература

  • Пантеон Мтацминда / Сост.: Иван Константинович Ениколопов, Гиорги Ткешелашвили.. — Тбилиси: Госиздат, 1956. — 50 с. — (Б-ка туриста: По Тбилиси). — 15 000 экз.
  • Ткешелашвили О. Мтацминда: Пантеон писателей и общественных деятелей Грузии / Отар Ткешелашвили. — Тбилиси: Сабч. Сакартвело, 1974. — 112 с. — 6 000 экз.

dic.academic.ru

Дома старого Тбилиси: районы Сололаки и Мтацминда

Районы Сололаки и Мтацминда — это подлинная архитектурная «сокровищница» Тбилиси. Их застройка происходила в конце XIX и начале XX веков, и именно это время считается «золотым веком» тбилисской архитектуры. Город активно (и небезуспешно) старался не отстать от обеих столиц империи — Петербурга и Москвы, что выразилось в появлении совершенно уникального «кавказского ар-нуво». Что немаловажно, в отличие от той же Москвы, по прошествии целого столетия исторические районы Тбилиси смогли сохранить свои дома, свою атмосферу и цельность, что, с моей точки зрения, ставит старый Тбилиси в один ряд с самыми интересными историческими городами Европы.

Для полного погружения в уникальную атмосферу Сололаки лучше всего снять квартиру посуточно в самом районе или в непосредственной близости от него. Могу порекомендовать очень хороший апарт-отель GTNL — в нем мы останавливались в мае 2016 года по пути в Армению, и эти изумительные апартаменты возле площади Свободы, в которых я останавливался на полторы недели в ноябре 2015 года.

Всем, кто планирует свое самостоятельное путешествие по Грузии или просто поездку на выходные в Тбилиси, рекомендую посмотреть мои подборки 12 лучших квартир в центре Тбилиси по соотношению цены и качества: 30-40$ в сутки и 9 лучших гестхаусов Тбилиси — в них лишь самая ценная информация из личного опыта многочисленных поездок в Тбилиси в течение нескольких лет. В обобщенном виде вся информация, имеющая отношение к аренде жилья в Грузии, представлена тут: Как забронировать жилье в Грузии. Цены, специфика, рекомендации.

Самый полный в Рунете авторский путеводитель по Грузии — жми сюда!

Содержание:

Район Сололаки расположен у подножия горы Нарикала (на которой возвышается статуя Матери Грузии) и примыкает к району Клдисубани с севера и Старому городу Тбилиси (району Кала) с запада. Прогулку по нему я предлагаю начать от площади Свободы, удобной отправной точки для исследования разных уголков старого Тбилиси — помимо Сололаки, отсюда можно отправиться и в район Кала и по проспекту Руставели с тбилисским правобережьем. От площади Свободы к «хребту» района Сололаки — улице Ладо Асатиани — можно дойти как по улице Дадиани, так и по улице Галактиона Табидзе (Галактиони).

Улица Галактиона Табидзе

Вторая является пешеходной и известна как один из Bar District Тбилиси: вечером буквально в каждом доме на отрезке от здания мэрии и до улицы Лермонтова можно выпить вина, коктейль или чего покрепче. Параллельная ей улица Дадиани примечательна не только своей архитектурой, но и одной из лучших хинкальных в грузинской столице — «Вельяминовской». Правда, помимо действительно бесподобных хинкали, есть у нее и пара минусов: заказы принимают только от 10 штук и вечерами там очень накурено (но это общегрузинская «фишка», Грузия не дожила еще до запрета на курение в общественных местах). Более подробно лучшие кафе, рестораны и хинкальные этого района Тбилиси описаны во второй части данной статьи.

Улица Дадиани

Первой на нашем пути достопримечательностью района Сололаки будет дом N3/5 по улице Галактиони. Некогда дом братьев Сейлановых, являвшийся самым большим зданием в дореволюционном Тбилиси: Если идти по улице Дадиани, то на углу с улицей Ладо Асатиани будет одна из самых живописных веранд города:

Правда, в настоящее время ее вид изрядно портит строительный забор.

Вернуться к оглавлению и карте ↑

Погуляв по улицам Дадиани и Галактиони, поворачиваем направо на главную улицу района Сололаки, Ладо Асатиани. По количеству шедевров архитектурного стиля «ар-нуво» этот район Тбилиси вполне можно сравнить со знаменитой рижской улицей Элизабетес. Самыми интересными из них являются дом Акоповой (N21/24):

Сололаки, дом Акоповой

Дом Калантарова (Асатиани, N27) — он, кстати, интересен не только снаружи, но и изнутри. Правда, чтобы осмотреть его парадные, нужно определенное везение — двери открыты не всегда.

По левой стороне примечателен дом тбилисского негоцианта Вартанова (N40):

И дом Манташева (N50) в котором сейчас располагается школа N43, известная тем, что когда-то в ней учился один из самых известных уроженцев Тбилиси — Микаэл Таривердиев.

Район Сололаки, будучи частью столицы Грузии, своими самыми интересными домами связан не с грузинами, а с тбилисскими армянами (к слову, до революции 1917 года армяне составляли большинство населения Тбилиси).

Дом с гигантским двухъярусным балконом напротив школы N50: С улицы Асатиани ненадолго свернем на улицу Мачабели — и вот тут нам попадается первый «грузин»:

В этом доме (N11), будучи первым секретарем ЦК компартии Грузинской ССР, жил Лаврентий Берия. Соседние с его бывшим жилищем дома тоже очень интересны. Вот в этом (N14) провел детство Николай Гумилев:

Тбилиси, Сололаки, дом Гумилева

А вот здесь останавливался сам император Николай II, приезжавший в Тифлис в 1914 году с целью инспектирования Кавказского фронта Первой мировой войны. В наши дни здесь разместился Союз писателей Грузии (Мачабели, 13):

В одном из домов по соседству с домами Берии и Гумилева в настоящее время располагается Олимпийский комитет Грузии:

Вернуться к оглавлению и карте ↑

С улицы Мачабели возвращаемся обратно на Асатиани, проходим еще один квартал и сворачиваем на улицу Кикодзе. Первая ее достопримечательность будет по левую руку (Кикодзе, 11):

Сололаки, дворец братьев Маилян

Будучи одним из самых красивых и комфортабельных домов Тбилиси, в советские годы это импозантное здание использовалось как жилфонд для видных членов партии. В тридцатых многие из них прямо отсюда отправились в подвалы НКВД. Далее по правую руку будет еще один тбилисский дом Манташева (Кикодзе, 8): Его он построил для своей дочери.

Сразу после перекрестка с улицей Лермонтова справа будет дом-замок судьи Маркозова (ул. Лермонтова 17/6):

Дом Маркозова

Как видно, должность судьи и тогда была очень прибыльна — главное, «правильно» ею распорядиться.

На пересечении улиц Паоло Яшвили и Лермонтова стоит не самый красивый дом в Тбилиси: Но он зато известен тем, что в нем вырос первый президент независимой Грузии Звиад Гамсахурдиа.

Вернуться к оглавлению и карте ↑

Далее идем вверх по улице Лермонтова (на этом отрезке она с недавних пор называется улицей Гига Лордкипанидзе) до самого конца, где она упирается в улицу Чонкадзе.

Один из дворов по улице Лермонтова

На пересечении с Чонкадзе смотрим чуть влево и вверх, и видим деревянную конструкцию с покосившимся шпилем: Это одно из самых интересных зданий района Сололаки и вообще Тбилиси — дом Анны Мадатовой (ул. Чонкадзе, 4). Здание с фахверковыми мотивами в отделке стоит высоко над улицей Чонкадзе, и попасть к нему можно вот по этой лестнице-тоннелю: Рекомендую не полениться и забраться на бельведер, с него прекрасно виден и сам дом Мадатовой, и примыкающая к улице Чонкадзе часть района Сололаки.

Далее идем на север по улице Чонкадзе. Где-то здесь проходит довольно размытая граница между двумя районами старого Тбилиси: Сололаки и Мтацминда. Скоро слева покажется помпезный особняк табачного магната Базарджанца, некогда мелькнувший в культовой советской киноленте «Семнадцать мгновений весны» (ул. Чонкадзе, 12):

Вернуться к оглавлению и карте ↑

Дальше у нашей прогулки есть два варианта продолжения: во-первых, можно продолжить движение по улице Чонкадзе и за несколько минут дойти до нижней станции фуникулера на гору Мтацминда, во-вторых, можно свернуть направо на улицу Чайковского. Первый вариант подробно описан в отдельной статье, посвященной парку Мтацминда, тбилисскому Пантеону и фуникулеру, о втором же можно прочитать здесь. Итак, сразу после поворота на улицу Чайковского справа видим полуразрушенный дом с мемориальной табличкой (ул. Чайковского 15/12):

Тбилиси, дом Чайковского

Именно здесь в общей сложности около полутора лет прожил прославленный русский композитор, когда приезжал в гости к своему брату в Тифлис.

Мтацминда, улица Чайковского

В самом конце улицы Чайковского располагается дом правительства Грузии:

Дом правительства Грузии

Как и многие «официальные» здания в Закавказье, он облицован розовым туфом. С противоположной стороны можно увидеть фонтан работы одного из самых «плодовитых» грузинских скульпторов современности Зураба Церетели: Поворачиваем на улицу Ингороква, примечательную тем, что на ней подряд стоят несколько домов в стиле «тбилисского ар-нуво» (N14-20):

В доме номер 14 по улице Ингороква в первые годы после революции располагалась Британская миссия в Грузии. После того, как большевики утвердили свою власть на Кавказе, британцев попросили на выход. В этом же доме «тбилисскую» часть своей жизни провел знаменитый советский композитор Микаэл Таривердиев, один из самых известных тбилисских армян.

Вернуться к оглавлению и карте ↑

Район Мтацминда в целом не столь живописен, как «кладезь шедевров» Сололаки, но и он сполна передает уникальную атмосферу старого Тбилиси. Чтобы ее прочувствовать, предлагаю после улицы Ингороква прогуляться по улице Арсена, с нее свернуть на Бесики, в затем — налево на улицу Грибоедова, идущую параллельно проспекту Руставели почти до самой станции метро «Руставели». От предлагаемого маршрута можно ненадолго отклониться на улицу братьев Зубалашвили, чтобы взглянуть на импозантное здание Верховного суда Грузии:

Верховный суд Грузии

Тбилиси, фото улиц и домов района Мтацминда:

На пересечении улиц Грибоедова и Чавчавадзе находится квартира-мемориал Тициана Табидзе, грузинского поэта и однокашника Владимира Маяковского. В самом конце улицы Грибоедова (или в начале — смотря откуда смотреть) можно заглянуть в кафе-хинкальную «Пасанаури».

Хинкальная «Пасанаури» (Griboedovi 37/46)

С моей точки зрения, хинкали здесь готовят ощутимо лучше, чем в рекомендуем многими путеводителями и, как следствие, несколько расслабленном вниманием туристов «Доме хинкали», что возле метро «Руставели», с торца бывшего доходного дома Мелик-Азарянца.

Пообедав в «Пасанаури» самым знаменитым грузинским блюдом, можно выпить кофе в кофейне Coffeesta, расположенной возле самого метро «Руставели» напротив упомянутого доходного дома.

Помимо собственно кофе, заведение предлагает отличный вид на проспект Руставели через огромные окна:

Вернуться к оглавлению и карте ↑

Экскурсии по Тбилиси от местных жителей

Если есть желание еще полнее прочувствовать уникальную атмосферу старых городских кварталов, рекомендую заказать экскурсию по Тбилиси от местных жителей. Ниже приведены наиболее популярные экскурсии по Тбилиси и его окрестностям по отзывам путешественников. Чтобы посмотреть все доступные варианты, нажмите “Посмотреть все”. На этапе бронирования вам нужно будет заплатить онлайн только 16% от стоимости экскурсии – остаток суммы отдается гиду перед ее началом.

Интересующимся данной темой я очень рекомендую почитать мои впечатления от трех авторских экскурсий по Тбилиси и окрестностям: «Как понять Тбилиси и получить от него удовольствие», «Вся Кахетия за один день» и «Дегустация грузинских вин, чачи и чурчхелы».

Где поесть в районах Сололаки и Мтацминда

Хинкальная «Вельяминовская» (Dadiani, 8) — по моему мнению, тут подают лучшие хинкали в Тбилиси (ближайший конкурент — «Захар Захарыч» возле Сухого моста). Из минусов — обычно очень накурено и заказы принимают минимум от 10 хинкали.

Кафе-ресторан «Рача» (Lermontov, 6/20):

Простецкое заведение в подвале старого тбилисского дома, чьи владельцы делают упор не на вывесках и интерьере, а на качестве блюд.

Ресторан «Sabatono» (Griboedovi, 30)

Кофейня «Coffeesta» (проспект Руставели, рядом с метро «Руставели»)

Хинкалис Сахли («Дом хинкали») — расположен в центре Тбилиси, возле метро «Руставели», на площади Революции роз. Огромная хинкальная о трех этажах в торцевой секции исторического дома Мелик-Азарянца. Здешние хинкали когда-то были одними из лучших в Тбилиси, но статус «туристического места» не пошел заведению на пользу. Я это место рекомендую в основном из-за расположения, интерьеров и из уважения к «былым заслугам».

Хинкальная «Пасанаури» (Griboedovi 37/46) — сетевое кафе, специализирующееся на традиционных блюдах грузинской кухни. Рекомендую попробовать фирменные хинкали «пасанаури» и хинкали из рубленого мяса.

Кафе «Самикитно Мачахела» (на площади Революции роз) — еще одно сетевое заведение с отличным соотношением цен и качества блюд. Изначально это было аджарское кафе «Мачахела», затем, став сетью, она  слилась с грузинским «Самикитно» и стала одной из самых популярных сетей качественного общепита в Грузии. Рекомендую попробовать у них кубдари (сванский мясной пирог, типа осетинского) и оджахури — жаркое из мяса и картошки со специями, подается на кеци (это такая чугунная грузинская сковорода).

Кафе-ресторан «Culinarium» (улица Лермонтова, 1)

Модное творение Текуны Гачечиладзе, которая училась организации бизнеса в США. Фишки «Кулинариума» — «авторские» версии традиционных блюд грузинской кухни и ежедневно обновляющееся меню.

Кафе Litera на Machabeli, 13. Открыто с 18:00 до 24:00, хороший кофе, уютная атмосфера «литературного клуба».

Вернуться к оглавлению и карте ↑

Где выпить в Сололаки и Мтацминде

Бар «Creator» (на пересечении улиц Лермонтова и Мачабели) — место в винном Тбилиси, где можно пропустить пару коктейлей под аккомпанемент какой-нибудь модной грузинской группы, чьи концерты происходят в «Создателе» регулярно.

Улица Галактиони (Галактиона Табидзе) — на участке от здания мэрии до улицы Лермонтова Галактиони представляет собой Bar District, т.е. сплошную череду питейных заведений, вечерами заполненную преимущественно туристами из Европы.

Винный бар Royal Wine, Ул. Галактиона Табидзе, 23 Винный бар Vino Underground, Ул. Галактиона Табидзе, 15

Еще статьи о Тбилиси: Старый Тбилиси: районы Авлабари и Метехи Районы Тбилиси: Ваке и Вера

Что посмотреть в Грузии недалеко от Тбилиси: Что посмотреть на Военно-грузинской дороге: церковь Гергети Пещерный город Уплисцихе Монастырь Давид Гареджи

Полезные статьи о Грузии: Как купить авиабилеты в Грузию дешево? Лайфхак: как дешево купить хорошую туристическую страховку в Грузию Цены на отдых и жизнь в Грузии Грузия: транспорт внутри страны

P.S. Вступайте в группы в Facebook www.facebook.com/allmyworld.ru, Google+ www.google.com/allmyworld.ru и В Контакте vk.com/allmyworld.ru, а также подписывайтесь на новостную рассылку сайта Allmyworld.ru, чтобы следить за выходом новых статей о самостоятельных путешествиях по всему миру.

Ярких вам впечатлений от прогулок по Сололаки и Мтацминда! Ваш Роман Мироненко

allmyworld.ru

Мтацминда

В окрестностях Тбилиси есть гора, которая носит такое же название, как гора Афон,— «Святая Гора», по-грузински Мтацминда; у нее есть еще другое название — «Гора преподобного Давида».

Там в течение нескольких лет жил ученик второго после святой Нины апостола Грузии, сирийского подвижника преподобного Иоанна, который по благословению Божией Матери пришел из Антиохии в Иверию, чтобы проповедовать христианство и учредить монашескую жизнь по уставу и образцу антиохийских обителей.

Преподобный Давид Гареджийский выбрал для своих подвигов расположенную на западе от Тбилиси гору и вел полузатворническую жизнь в пещере на крутом склоне. Шесть дней он молился в своей келии, а по четвергам спускался вниз в город. Там он проповедовал Евангелие, утверждал в вере христиан и убеждал обратиться ко Христу язычников-огнепоклонников, которых было много в Тбилиси, особенно среди торговцев и ремесленников.

В Тбилиси есть изогнутая, как древо лука, улица, которую называют тропой преподобного Давида. Менялся лик города, строились дома, но на протяжении веков тропа преподобного Давида, проходящая дугой между зданиями, оставалась неприкосновенной. Я помню, в годы моей молодости эту улицу покрыли асфальтом, и неожиданно на нем появилась трещина, похожая на ручеек; она как будто указывала на то место, где проходил преподобный Давид, спускаясь с горы и возвращаясь в свою келию. По четвергам много богомольцев поднималось на Мтацминда. Они говорили: «При своей жизни преподобный сходил с горы к народу, а теперь мы поднимаемся к нему».

Пещера была расположена на выступе скалы, представляющей собой большую ровную площадку. Внизу расстилался город. Он лежал в ложбине, окруженной с трех сторон горами. Дома поднимались по склонам, подобно террасам, и город напоминал кубок с искрящимся и пенящимся вином, которое переливается через края. Посреди города протекала река, разделяя его на две части. При свете солнца она казалась выкованной из серебра, а в пасмурные дни ее вода темнела и становилась похожей на цвет морских волн.

За городом у дороги, ведущей к пещере преподобного Давида, стоял домик, в котором жил старый священник по имени Михаил, восьмидесятилетний старец. Каждый четверг по утрам он выходил из своего дома и садился у дороги на скамью. Он уже был не в силах подняться по тропе в гору. Богомольцы подходили под его благословение. Этот старец с широкой седой бородой и белыми волосами, падающими на плечи, как грива льва, казался современником преподобного Давида, его келейником, открывавшим дверь в жилище своего духовного отца. Он любил повторять: «Побеждай зло добром» и: «Иди по дороге, какой бы длинной она ни была; не иди напрямик, как бы близко тебе ни казалось». Однажды он подозвал меня и сказал: «Я хочу рассказать тебе об одном событии в моей жизни, может быть, это пригодится тебе. Я жил в деревне вместе с матерью. У меня рано умер отец, и я остался единственным мужчиной в доме. С хозяйством я справлялся хорошо, я любил трудиться, и когда работал в поле, пел песни. На меня заглядывались девушки из села, но я не знал, как сложатся их отношения с моей матерью, и не торопился жениться. Но мать вдруг стала настаивать, чтобы я поехал учиться. Я очень любил свою мать и боялся оставить ее одну. Однако она убеждала меня, чтобы я поехал в город и поступил в училище, уверяя, что она еще может справляться с полевыми работами, а в случае необходимости соседи помогут ей. Я уехал. И вот однажды ко мне приходит наш односельчанин и рассказывает, что сосед стал обижать мою мать, хозяйничает в ее винограднике, как в своем собственном саду, а недавно нанес ей тяжелое оскорбление. Посетитель сказал: “Я знаю, что ты расквитаешься с этим негодяем, только прошу, не убивай его, подумай о своей матери, которая останется без помощника”. Я сказал: “Хорошо, я приеду и разберусь на месте”. Вернувшись домой, я сказал матери: “Приготовь угощение, поставь лучшее, что у нас есть, на стол”,— а затем пошел в дом к этому человеку. Он хотел спрятаться, но не успел, так как я вошел в его комнату неожиданно. Поздоровавшись, я сказал ему: “Иди за мной”; он пошел, думая, что я собираюсь избить его, но я привел его в свой дом, где было приготовлено угощение, посадил на самое почетное место и стал обращаться с ним, как со своим другом. Он не понимал, что происходит, но потом вдруг встал из-за стола, подошел к моей матери, опустился на колени и сказал: “Я обидел тебя, прости меня, с этих пор считай меня своим сыном”. И действительно, этот человек стал помогать моей матери так, как будто он был моим братом».

К

ак-то я спросил протоиерея Михаила, что значит «Иди по дороге, какой бы длинной она ни была». Он ответил: «Зачем далеко ходить за примером? Ты видишь, дорога, поднимаясь в горы, делает петли; что будет, если ты решишься идти напрямик?». Я ответил: «Я сорвусь и упаду в овраг». Отец Михаил сказал: «Да. Эту поговорку я слышал от своего деда: “Иди по дороге, какой бы длинной она ни была; не иди напрямик, как бы близко тебе ни казалось”. Когда я поступил в училище, было революционное время. Даже ученики, изучавшие Закон Божий, верили, что революция принесет людям счастье. А я знал, что они сошли с дороги и идут напрямик с закрытыми глазами, и это кончится большим горем для всего народа. Я никогда не участвовал в политических сходках. Когда меня спрашивали, в какой я партии, кому я сочувствую, то я молчал, не отвечая ни слова. Народ сошел с дороги, которую проложили наши отцы,— и куда он попал? Те, кто строит дороги, вначале изучают местность, проверяют твердость почвы, осматривают каждый камень. Дорога может быть испорченной, размытой дождями, но все-таки лучше идти по ней, чем напрямик, не зная куда. Среди наших учителей и начальников были разные люди. Попадались несправедливые и злые, но я считал, что должен подчиняться им. После революции я уехал в свою деревню и жил там как простой крестьянин. Мне, как грамотному человеку, предлагали разные посты, но я отказывался от них и, несмотря на уговоры, не вступал в партию. Все мои односельчане, которые спешили при новом правительстве выдвинуться и получить власть, хотя бы маленькую, как председатель сельсовета или колхоза, окончили жизнь плохо: большинство из них были осуждены и высланы, никто обратно не вернулся. Пришло время, стали открывать церкви. Я поступил старостой в храм, продавал свечи и помогал священнику. Через несколько лет меня вызвал Патриарх Калистрат и сказал, чтобы я готовился к рукоположению. Церковь стала моей дорогой, с которой я не сходил. Я старался как можно чаще служить Литургию. Диакон был только у Патриарха, и священники на приходах сами прочитывали все молитвы, а когда служил архиерей, то один из священников заменял диакона. Случалось, что священник служил за певчего и пономаря, разжигал кадило, выходил из алтаря для чтения часов и других молитв и сам после прошений и ектений пел “Упало шегвицкале”. Но мне нравилось самому вычитывать все молитвы и петь. Для меня Литургия была прекрасней всего на свете. В молодости я увлекался поэмой “Вепхисткаосани” и много глав знал наизусть,— но какое сравнение может быть между ней и Литургией, как между свечой и солнцем? Я понял, что богослужение есть дорога, которую проложили святые отцы на Небо. Как несчастны те люди, которые не посещают храм и тем самым лишают себя церковных молитв! Затем меня постигла тяжелая болезнь глаз: мне стало трудно читать молитвослов и другие церковные книги, но больше всего меня волновало то, что при богослужении я могу нечаянно уронить частицу Тела Христова или пролить Святую Кровь. Патриарх Калистрат не хотел отпускать меня, а убеждал лечиться, но зрение мое ухудшалось, и я вынужден был уйти на покой. Я состарился. Мне трудно часто посещать храм, но мне отрадно, что я могу выходить по четвергам из дома на дорогу и видеть, как люди идут молиться к преподобному Давиду. И я тоже мысленно молюсь, чтобы преподобный Давид исполнил прошение каждого из них».

На прощание он сказал мне: «Никогда не вмешивайся в политику, даже не говори о ней; христианину нужна только Церковь. Цари и правители меняются, а Господь один и Тот же».

Около пещеры Давида некогда стоял древний храм. В течение нескольких веков там был монастырь, где некоторые из грузинских царей окончили свою жизнь. Храм обветшал. К началу ХХ века его разобрали и решили построить на этом месте новую, более обширную церковь. Тогда к пещере преподобного вела только лишь узкая тропинка. Трудно было поднимать строительный материал в гору, но помог народ. Кирпичи и камни сложили у подножия горы; по четвергам каждый из богомольцев брал с собой несколько кирпичей и поднимался с ними на гору. Вскоре необходимый для постройки материал был доставлен на место. Труд сотен людей был вложен в этот храм. В Средние века, когда в Грузии строились церкви и часовни в горах, по склону горы двумя рядами располагалось войско, и камни для храма передавались воинами из руки в руку. Теперь человеку было бы немыслимо поднять такие тяжелые плиты.

Около храма преподобного Давида было кладбище, где хоронили монахов. Затем незадолго до революции там стали хоронить «выдающихся деятелей»: кладбище было названо пантеоном — зловещим «храмом всех богов». После революции, как бы в насмешку над святыней, около храма появились новые могилы революционеров — людей, бросивших вызов Богу, людей, одной из целей которых было уничтожение христианства. Поджигателей храмов хоронили около храма, как преступников около их жертвы. Затем место прежнего монастыря было буквально оккупировано певцами, артистами и танцорами — людьми, в большинстве своем чуждыми Церкви; они не ходили в храм при жизни, а теперь их почему-то принесли сюда, в чужой дом. Если прочитать надписи на могилах, то покажется, что у стен храма расположился театр. К тому же взор верующих оскорбляется изображением нагих тел на некоторых памятниках. В общем, люди культуры поступали с наследием преподобного Давида весьма некультурно.

В одном патерике повествуется о том, как богатого человека похоронили недалеко от гробницы святого мученика, думая, что мученик отмолит его грехи. Но произошло другое: из земли стали доноситься стоны, как будто несчастный мертвец кричал от боли, и сама земля колебалась, словно желая выкинуть из своих недр гроб нечестивого богача; святой гнал его с этого места. В жизни святителя Гавриила, епископа Имеретинского, причисленного к лику святых, был такой случай. В собор для отпевания принесли умершего князя, человека безбожного и развратного. Епископ Гавриил встал на паперти и, повелев положить гроб у ступени, сказал, обращаясь к покойнику: «Зачем ты пришел сюда, ведь при своей жизни ты ни разу не переступил порога храма, что тебе нужно здесь? Теперь уже поздно, ступай, откуда пришел»,— и отказался впустить гроб с покойником в храм.

Слепые люди, думая воздать честь своим таким же слепым кумирам, принесли их к пещере святого Давида, не понимая, что только усугубляют мучения этих по большей части безбожных людей, что благодать — это огонь, который жжет дерзких и недостойных. Поэтому Дух Святой, сходящий с Небес во время Литургии, благословляет только немногие могилы, а опаляет тех, кто лежит на том месте, где несколько веков назад почивали кости подвижников. Лучше было бы для этих людей устроить кладбище подальше от святыни. Пусть их гробницы будут окружены заботой и памятью их учеников и почитателей; если они имеют заслуги перед народом, пусть будет им оказана гражданская честь, но в самом погребении их около храма звучат какие-то лживые ноты.

Храм никогда не ограничивался одними стенами. Ему принадлежала земля и площадь вокруг — то, что называлось двором храма. По церковным правилам то, что когда-либо принадлежало церкви, не может быть отнято у нее, в противном случае это будет продолжающимся насилием, преступлением. Монастырь, построенный грузинскими царями, должен быть возобновлен.

Преподобный Давид вместе с мучеником Або считается покровителем Тбилиси. Мтацминда не только связана с историей Тбилиси, с ее минувшими веками; почитание храма и пещеры преподобного Давида — это благословение столицы Кавказа, это ее защита в грядущих испытаниях.

На западе от Иерусалима возвышалась гора Сион, что значит «сторожевая башня». Сколько вдохновенных слов посвятил Сиону псалмопевец Давид! Его сердце трепетало, как струны псалтири, от одного слова — «Сион». Мтацминда, подобно Сиону, стоит, как крепостная стена, на западе Тбилиси. Запад — символ мрака и области темных сил. Как духовная стена, защищают город от невидимых врагов молитвы преподобного Давида и святых, подвизавшихся на этой горе.

Из открытых источников

Если вам понравился данный материал, нажмите на кнопку любимой соц. сети, чтобы о нем узнали другие люди. Спасибо!

gruzinskij.ru

Грузия: Мтацминда - Старейший парк Тбилиси

  • Мировые Достопримечательности  
Сердце Грузии – прекрасный Тбилиси полон удивительных уголков, обязательных для посещения. Одним из таких мест, справедливо считается, старейший парк города – Мтацминда, он же самый посещаемый парк Тбилиси. Сейчас это детский парк, полный аттракционов и разнообразных развлечений, но относительно недавно это был парк имени Сталина.

Парк Мтацминда был реконструирован всего несколько лет назад, однако сейчас, как и десятки лет назад, он является любимыми местом отдыха горожан и гостей города.

Прохлада и уют парка привлекают не только детей, но и взрослых. Тем более, что вход в парк Мтацминды бесплатный, платные только аттракционы. Цены на развлечения на порядок ниже аналогичных цен в парках других столиц. Среди аттракционов традиционной колесо обозрения и американские горки, а также водяной спуск и многое другое.

Горожане и туристы ценят возможность побывать в спокойном и красивом парке и отвлечься от повседневных забот и тревог.

Со смотровой площадки Мтацминды открывается удивительный вид на город. Многие годы парк был в запустении, аттракционы не работали, канатная дорога и фуникулер не действовали.

Мтацминда удивляет и завораживает смелой и необычной архитектурой.

В советские годы в парк можно было попасть по канатной дороге или же на фуникулере. Сейчас эти транспортные средства реставрируются и ремонтируются, поэтому зайти в парк можно только приехав к нему на автобусе.

В парке Мтацминда под нестандартной и очень интересной архитектурой спрятано множество полезных зданий: рестораны, кафе, развлечения, касса и даже туалет.

В Мтацминде много удивительных по красоте фонтанов. В некоторых из них можно купаться.

Общий вид парка напоминает сказочную страну, полную чудесных мест и загадочных уголков.

Источник: turj.ru

  • +13
  • 16 ноября 2010, 20:15
  • OtAdv

turj.ru

Гора Мтацминда и Черепашье озеро в Тбилиси

Гора Мтацминда и Черепашье озеро в Тбилиси 2014-08-09T18:11:10+00:00 2017-04-07T21:43:14+00:00 admin

Святая гора Мтацминда (მთაწმინდა) находится на правом берегу реки Кура (грузинское название реки - Мтквари), практически в самом центре Тбилиси. На ее склоне разместилась небольшая церковь Святого Давида (Мамадавити), а рядом Пантеон писателей и общественных деятелей Грузии Мтацминда. Пантеон Мтацминда - это некрополь, в котором похоронены многие известные писатели, артисты, ученые национальные герои Грузии. Пантеон открылся в 1929 году и первым известным захоронением здесь стала могила писателя Александра Грибоедова и его жены княжны Нино Чавчавадзе. Великий русский писатель был перезахоронен в Тбилиси в день 100-летней годовщины своей трагической гибели в Иране.

На северном склоне горы Мтацминда находится еще одна достопримечательность Тбилиси - Черепашье озеро Кустба (კუს ტბა). Небольшое озеро получило свое название из-за черепах, которые раньше в большом количестве обитали в этих местах. Озеро разместилось на высоте 686,7 метров над уровнем моря, его площадь всего 0,034 квадратных километра, а максимальная глубина не превышает 3х метров.

Озеро является популярной зоной отдыха, как жителей Тбилиси, так и у многочисленных туристов. Подняться на гору можно по автомобильной дороге, так и по канатной дороге от Парка Победы. На западе от озера можно посетить этнографический музей под открытым небом - Музей грузинской народной архитектуры.

Со смотровых площадок горы Мтацминда открывается самый лучший вид на Тбилиси. Обязательно посетите это место во время своего путешествия в Грузию.

Заказать индивидуальную экскурсию по Тбилиси

Забронировать дешевые отели в Тбилиси на booking.com

Инструкция по самостоятельному бронированию отелей

Купить авиабилеты в Тбилиси

travelflights.ru

Мтацминда

Название этой горы, которая является частью Триалетского хребта, переводится с грузинского как «Святая гора». Ее высота 770 метров над уровнем моря. Мтацминда буквально нависает над старыми кварталами Тбилиси, и верхние городские уровни района Сололаки находятся уже на нижней части ее склонов. По преданию на склоне горы ещё в VI веке построил келью один из ассирийских отцов, Давид, на месте которой затем была построена церковь Богоматери Иверии. В 1542 году на тут был построен монастырь святого Давида, а в 1871 году — каменная церковь. Вокруг храма расположен основанный в 1929 году пантеон Мтацминда – место захоронения выдающихся государственных лиц страны и деятелей культуры. О том, что находится на вершине горы и у ее основания, нужно поговорить отдельно. Начнем с нижней части — Тбилисский фуникулер, которому уже больше ста лет. Он строился в 1903-1905 годах по проекту французского инженера Бланша. Длина железнодорожного пути составляет 500 метров. Вверх и вниз двигаются два вагона, а на середине пути находится развилка, на которой поезда останавливаются и расходятся. Отсюда желающие могут попасть в храм Давида и в пантеон. Нижняя станция построена в мавританском стиле, верхняя – в античном. Лес на склонах горы и на территории парка является искусственным — чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на старые фотографии. Верхняя станция намного больше – здесь несколько кафе и ресторан. Покинув верхнюю станцию, посетители попадают в детский развлекательный парк Бомбора, площадь которого превышает 100 гектар. На его территории возвышается телевизионная башня высотой в 210 метров.

Есть несколько возможностей попасть на гору Мтацминду и в расположенный на ней парк. Туда ездит городской транспорт, а можно добраться и на машине. Кроме этого, есть удобная лестница, проходящая мимо пантеона и достигающая парка со стороны автостоянки. Но горожане и в особенности гости Тбилиси, как правило, предпочитают подъем по фуникулеру. Для этого нужно добраться пешком или на машине до нижней его станции и приобрести у входа специальную карточку парка, которая является пропуском внутрь, а также средством оплаты находящихся на территории парка аттракционов.

trip-about-georgia.astrolabe.su


Смотрите также