Лайлаши грузия


Грузия - Израиль: Дружба, длинною в 26 веков.

(это авторский тур для еврейской группы)  Тур по Грузии (7дней/6ночей)

1 день 

· Прилет в Тбилиси,встреча с представителем компании· Трансфер до отеля,размещение· Обед· После обеда начинаем экскурсию по Тбилиси.Сначала мы посетим этнографический музей,который расположен под открытым небом в парке Ваке,сдесь вы сможете ознакомиться с самобытными регионами Грузии.· Затем,посетим центральные районы Тбилиси,пройдемся по Тбилисской улочке Леселидзе – уникальное место в городе. Во-первых, она просто красива, и по ней приятно прогуляться и зайти в многочисленные кафе, ресторанчики и сувенирные магазины. А во-вторых, здесь вы увидите много церквей, принадлежащих разным вероисповеданиям - грузинскую православную Сиони, новую католическую армянскую, рядом – чуть пройти – мечеть, и синагогу, которая расположилась между улицами Леселидзе и Туманяна. Грузинские евреи живут на территории нашей страны почти 3000 лет, и за все годы существования бок о бок с грузинами они не ощущали притеснения. (А если подняться немного от улицы в гору, там находятся фрагменты удивительного памятника 5 в. Атешга —храма огнепоклонников !)

· Поднимемся по канатной дороге к крепости Нарикала,откуда весь Тбилиси виден как на ладони,

· Посетим район серных бань· Затем нас ждет ужин в традиционном грузинском ресторане с национальной фольклорной музыкальной программой.

· (ночевка в отеле Тбилиси)

2 день

· После завтрака в отеле мы выезжаем по направлению в Кахетию,город ТелавиПосещение Монастырского комплекс Алаверди(XIв) У этого монастыря многовековая интереснейшая история· Обед в Телави

· Посещение музея-дворца Александра Чавчавадзе в Цинандалис его прекрасным садом,

· Возвращение в Тбилиси

· (ночевка в отеле Тбилиси)

3 день

· После завтрака в отеле выезжаем в сторону Кутаиси-столица Имеретии.· Экскурсия в карстовую пещеру Прометея.Удивительный подземный мир с причудливыми формами сталактитов,сталагмитов.Вконце пещеры нас ждет катание на лодках по подземной реке.· Обед

· Затем мы продолжим нашу экскурсионную программу ,и посетим Красивейший и древнейший монастырь Святых Давида и Константина (Моцамета)

· Обзорная экскурсия по Кутаиси,в этом городе имелся еврейский район и конечно же синагога. С течением времени еврейские районы опустели, а их жители вернулись на свою историческую Родину. Нет сомнения, что еврейские поселения в Кутаиси существовали с самого начала переселения их в Грузию. Но первый исторический документ, подтверждающий этот факт, относится к 1644 году. К концу 18го века количество евреев, проживающих в Кутаиси, значительно увеличилось за счет переселившихся из сельской местности: Картли, Ахалцихе, Лайлаши, Они и т.д. К этому времени относится сохранившаяся до наших дней синагога, известная как « маленькая» синагога. · Затем мы едем в один из интереснейших регионов Грузии.Район Рача.· Тут мы остановимся в туристическом лагере Шареула(в лагере имееются лошади,и лодки для рафтинга,при желании)· Размещение в котеджном и палаточном лагере

· Ужин

4 день

· После завтрака в лагере,начинаем нашу экскурсионную программу. Есть, такой сказочно- красивый край в Грузии, который называется Рача. Это высокогорный район Грузии с очень болшим колличеством храмов,(принадлежащим разным конфессиям,в том числе и еврейские синагоги)крепостей. И называют этот уголок ни много, ни мало - грузинской Швейцарией.· Посети храм Богоматери Баракони· Храм святого Георгия, известный под названием «Мравалдзали», расположен в одноименном селе Онского муниципалитета Рачи.· Посещение Они-районного центра Рачи. К концу XIX века здесь жило около 600 евреев. Сейчас почти все рачинские евреи уехали из Они в Израиль, но осталась очень красивая синагога, построенная в 1895 году. Стены покрыты резьбой, внутри даже росписи есть. Мне рассказывали, что в 30-е годы, когда коммунисты хотели снести синагогу, её спасли местные жительницы - и еврейки, и православные окружили здание живой стеной.· Пикник на природе· Синагога в Лайлаши· Храм Никорцминда

· Возвращаемся в лагерь,где нас ждет вкусный ужин.

5 день

· После завтрака в отеле,выезжаем по направлени в Мцхету-древнейшую столицу Грузию,котрая по колличеству святынь называют вторым Иерусалимом. Посещение Светицховели· Посещение монастыря Джвари· Обед в традиционном грузинском ресторане Салобие· Посещение скального города Уплисцихе переводится как Божья крепость (II-I вв до н.э.)· Возвращение в Тбилиси· Размещение в отеле

· Ужин

6 день

· После завтрака в отеле· Свободный день,· Вы сможете погулять по улочкам Тбилиси,купить сувениры,посидеть в тенистых парках,посетить уличные выставки местных художников,посидеть в колоритных кафе.· Обед

· Прощальный ужин в традиционном ресторане с музыкальной фольклорной программой

7 день

·         После завтрака в отеле,освобождаем номера,и направляемся в аэропорт

ЦЕНА на человека в номере за весь тур, долл

Проживание в Тбилиси  Отель 3***

4чел.

6чел.

10 чел.

14 чел.

16 чел.

в сингл номере

799

720

670

620

599

в  дабл номе

670

610

550

499

440

в трипл номере

640

560

480

445

410

Проживание в Тбилиси  Отель4****

4чел.

6чел.

10 чел.

14 чел.

16 чел.

в сингл номере

1220

1125

1055

998

985

в  дабл номере

945

879

805

760

740

В стоимость тура входит

В стоимость тура не входит

·        Трансфер на протяжении всего маршрута

·        Проживание в отеле выбранной категории и в Раче проживание в палатках или котеджах

·        3-х разовое питание

·        Сопровождение русскоязычного гида на протяжении всего маршрута

·        Входные билеты в музеи.

  • Авиабилеты 
  • Медицинская страховка. 

goodlifetour.ru

Еврейская община Грузии

Грузинские евреи - это еврейская этнолингвистическая группа. Хотя в грузинской исторической литературе название «грузинские евреи» применялось к евреям Грузии уже с 11 в., этот тер­мин для обозначения членов данной еврейской общины укоренился лишь в начале XIX в. после включения Грузии в Российскую империю. Вдали от своей исторической родины, в тяжелых условиях жизни среди чужого народа, грузин­ские евреи сохранили глубокую верность своему народу, своей родине. Грузинский народ с ува­жением относился к евреям и был уверен в их преданности, которую они доказали во времена многочисленных нашествий на Грузию. Евреи играли важную роль в истории Грузии на протяжении 26 веков. По грузинской исторической традиции первые евреи прибыли в Грузию после завоевания Иерусалима Навуходо­носором в 586 г. до н.э. Можно полагать, что эта традиция отражает прибы­тие евреев из Вавилонии в Грузию, южная часть которой вошла в 539 г. до н.э. в состав древнеперсидской державы Ахеменидов. Очевидно, из Юж­ной Грузии евреи постепенно расселились по другим областям страны. Све­дения грузинских исторических источников о пребывании евреев в Мцхета в первые века новой эры подтверждаются археологическими находками. Среди первых распространителей христианства в Грузии в начале IV в. на­зываются еврей Эвьятар из Урбниси и его сестра Сидония, причисленные Грузинской православной церковью к лику святых, и еврейка Саломея - автор жизнеописания Нины Каппадокийской, крестительницы Грузии. Грузинские источники сообщают о прибытии евреев в Западную Грузию в VI в., видимо, из Византии, где в то время евреи подвергались жестоким гонениям. В юго-восточной области Грузии, находившейся под владычеством персов, к евреям относились в то время толерантно. Имеются дан­ные и о миграции евреев в Грузию из Армении и Ирана. Можно полагать, что топоним, упоминаемый несколько раз в Вавилонском Талмуде, следует читать как «эфирике», т.е. Иберика, или Иберия, одно из древних названий Восточной Грузии, а также Грузии в целом. Правившие Грузией с VI века до начала XIX века наместники и цари из рода Багратиони (так же, как и родственный им армянский царский род Багратуни) возводили свою генеалогию через легендарного Шамбата, плененного Навуходоносором и увезенного на Кавказ, к дому Давида, что служило для них поводом титуловать себя «Иесиан-Давидиан-Соломониане». После завоевания во второй половине VII века значительной части Грузии арабами, она превра­тилась в провинцию арабского халифата, хотя и осталась христианской страной. В конце IX века в Грузии возникла еврейская секта, отрицавшая некоторые положения Галахи, в том числе о брач­ных и пищевых запретах. Основатель секты Абу-Имран Муса (Моше) аз-Зафарани прибыл в Тиф­лис из Вавилонии и получил известность как ат-Тифлиси, а секта, просуществовавшая по мень­шей мере 300 лет, была известна как «Тифлисская секта». В IX веке Грузия граничила на востоке и на севере с Хазарским царством, элита которого при­няла иудаизм, очевидно в 40-х годах VIII века. Достоверных данных о связях хазар с еврейством Грузии не сохранилось, однако известно, что в середине X века Хисдай Ибн Шапрут хотел по­слать своё знаменитое письмо Иосефу, царю хазар, через Грузию, которую Ибн Шапрут называет Арменией в соответствии с арабской терминологией того времени, именовавшей так всё Закавказье. В раннем средневековье грузинские евреи были, по-видимому, связаны в основном с еврейством Ирана и через него - с религиозным центром восточного еврейства Багдадом. Биньямин из Туделы в 70-х годах XII века писал, что евреи прибывают к эксиларху в Вавилон, «чтобы получить от него рукоположение и владычествование, и приносят ему дары и подношения». Из путевых заметок Птахии из Регенсбурга во второй половине XII века можно заключить, что часть евреев “Страны Араратской” (т.е. Закавказья) эмигрировала в другие страны. Птахия отмечает также, что во время пребывания в Багдаде он видел своими глазами посланцев царей «земли Мешех», кото­рые рассказали, что «стали евреями цари Мешеха и вся земля их» и о том, что среди жителей Мешеха находятся учителя, обучающие «их и их детей Торе и Талмуду Иерусалимскому». Воз­можно, что под термином «Мешех» скрывается одно из грузинских племён - месхи. В параллель­ных источниках нет подтверждений тому, что это племя, или хотя бы часть его, когда-то приняло иудаизм. Однако у другого грузинского племени, хевсуров, до сих пор сохраняются исторические предания, связывающие его с иудаизмом и относящиеся хронологически ко времени, о котором повествует Птахия из Регенсбурга. В том же XII веке Авраам Ибн Дауд (Рабад I) называет Грузию в числе стран, где иудаизм был раббанитским, а не караимским. К ХI-ХII векам относится хранив­шийся до 1930 года в синагоге местечка Лайлаши в Северо-Западной Грузии манускрипт Пяти­книжия, который почитали не только грузинские евреи, но и христианское население, приписы­вая ему чудодейственную силу. Марко Поло, посетивший Тифлис в 1272 году, когда город находился под владычеством монго­лов, говорит, что нашёл там лишь очень немногих евреев. Часть евреев Восточной и Южной Гру­зии, захваченной монголами, переселилась в Западную Грузию, сохранившую независимость, и там были созданы новые общины. В XIV веке упоминается еврейская община в г.Гагра, которую возглавлял раби Иосеф ат-Тифлиси. В тот же период в Гагре жил учёный филолог раби Иехуда бен Яаков, автор (или, менее вероятно, перепис­чик) своеобразного сочинения по грамматике языка иврит, носящего следы влияния караимской грамматической школы. Можно полагать, что в результате монгольского нашествия часть евреев переселилась из Восточной и Южной Грузии в другие страны. Так, в начале XIV века мы находим в г.Табризе (Иран) еврейского законоучителя по имени раби Иешаяху бен Иосеф ат-Тифлиси, который написал там в 1330 г. сочи­нение под названием «Сефер ган-Эден» («Райская книга»). Бедственное положение евреев в послемонгольский период способствовало превращению их в крепостных. Сохранились многочисленные исторические свидетельства о крепос­тном состоянии грузинских евреев на протяжении почти полутысячелетия. Первые из них относятся к 1398 г., по сообщению грузинской хроники, царь Александр преподнес бывшему патриар­ху грузинской церкви Диометию многочисленные дары, среди которых упоминаются 27 еврейс­ких семей, крепостных царя, проживающих в селении Ганух. По-видимому, в XV и XVI веках процесс закрепощения крестьян и ремесленников ускорился вследствие ещё более резкого ухуд­шения положения грузинских евреев, связанного с военными вторжениями (Тимура, а затем войск Турции и Ирана) и беспрерывными внутренними распрями, приведшими к распаду страны с кон­ца XV века на три царства и пять владений. Документы от начала XVII века и до середины XIX свидетельствуют о многочисленных случаях продажи отдельных евреев, целых семей и групп и о передаче их одним владельцем другому в покрытие долга или в качестве дара. В ходе бесчислен­ных войн и восстаний, опустошивших целые районы страны в конце XVIII - начале XIX веков, евреи, лишившиеся состояния и бежавшие в места, где им не угрожала опасность, вынуждены были искать покровительства местных феодалов. Ценой такого покровительства всегда было зак­репощение. Однако одним из условий принятия крепостного состояния было обязательство гос­подина не принуждать их к переходу в христианство. Крепостные евреи занимались в основном сельским хозяйством, а также традиционными еврейскими ремеслами - ткачеством и крашением. Часть их занималась торговлей вразнос и другими отхожими промыслами и выплачивала своим господам годичный оброк. Ещё в 1834г., спустя несколько десятилетий после включения Восточ­ной Грузии в Российскую империю, большая часть грузинских евреев по-прежнему проживала в удельных поместьях феодалов, и лишь незначительная часть, занятая отхожими ремеслами, - в городах. В городах жили и свободные евреи, очевидно, выкупившие себя у господ, и бывшие, по большей части, состоятельными купцами и владельцами сравнительно крупных мастерских. В течение всего периода крепостного состояния грузинских евреев продолжались добровольные и насильственные миграции еврейского населения. Известна добровольная миграция грузин­ских евреев в Крым в XV-XVI веках. Ещё в ХГХ-ХХ веках среди евреев Крыма отмечаются носи­тели фамильных имен грузинского происхождения. Как насильственную миграцию следует опре­делить угон в Иран в XVII и XVIII веках, видимо, большого числа евреев, среди десятков тысяч жителей Грузии, силою перемещенных в глубинный Иран персидскими завоевателями. Крепостные грузинские евреи жили в селениях своих господ оторванными друг от друга не­большими группами. Разбросанность, разобщенность и отсутствие единого религиозно-духовно­го центра привели к снижению уровня религиозных знаний грузинского еврейства. Немецкий путешественник Райнегтс, посетивший Грузию в 1780 году, рассказывает, что евреи-горожане (купцы и ткачи) называли сельских евреев «ханаанеями» за незнание религиозных предписаний. Желание освободиться от религиозного состояния иногда приводило евреев к переходу в христи­анство, поощрявшемуся грузинской церковью. Так, документально зафиксированы случаи, когда церковь выплачивала долги еврея его владельцу в обмен на обязательство принять христианство. В исторических источниках отмечаются также случаи, когда феодалы, несмотря на обязательство не вынуждать крепостных евреев к отступлению от иудаизма, побуждали или принуждали их принять христианство. В соответствии с грузинским законодательством, крепостные евреи делились на три категории: крепостные царя, крепостные помещичьи и крепостные церковные. Как крепостные, так и сво­бодные евреи не принимались в армию и взамен воинской повинности выплачивали «армейский выкуп». После включения Восточной Грузии в состав Российской империи (1801) грузинские евреи, относившиеся к категории царских крепостных, были переведены в категорию «крепост­ных казначейства» и им было вменено в обязанность выплачивать оброк российской казне. С отменой крепостного права в Грузии (1864-1871) евреи-крепостные, превратившиеся в свободных, оставили села и переселились в города, где уже существовало еврейское население и где они занимались в основном торговлей вразнос. Сравнительно небольшое число грузинских евре­ев занималось ремеслами (до 1917 не более 3-5% трудового населения), в основном сапожным ремеслом и изготовлением головных уборов. Женщины занимались ткачеством и прядением как для домашних нужд, так и на продажу. У некоторых семей имелись также земельные участки, которые по большей части отводились под виноградники. Переход от крепостного состояния в свободное и процесс урбанизации евреев способствовали окончательному формированию структуры еврейской общины. Освобожденные крепостные, вы­ходцы из одного села, как правило, переселялись единой группой в один и тот же город, где стре­мились основать собственную синагогу и селиться вокруг неё. Обычно такая группа состояла из ограниченного числа больших семей, включавших три-четыре поколения. Во главе каждой груп­пы стоял выборный габбай, который был ответствен за управление делами синагоги. Хахам, руко­водивший религиозной жизнью группы, сочетал функции раввина, хаззана, резника, моела и учи­теля мидраша (хедера). Группы выходцев из различных сел оседали в городах рядом друг с дру­гом, в результате чего еврейское население каждого города сосредоточивалось в одной его части, которая становилась его еврейским кварталом. Причиной обострения отношений с нееврейским населением Грузии были влияние русского антисемитизма и то обстоятельство, что еврей, слабый чужак, был удобным объектом проявления комплекса ксенофобии, который нельзя было обратить против сильного чужака - русского завое­вателя. Известным было обвинение девяти грузинских евреев из Сачхере в убийстве для ритуаль­ных целей христианской девочки Сары Модебадзе накануне еврейской пасхи в 1878 г. Суд над ними, проходивший в Кутаиси и вошедший в историю под названием «Кутаисского процесса», привлек внимание всего цивилизованного мира. Об этом свидетельствует книга Гершона Мегре- лишвили «Суд в Кутаиси». Евреи Грузии не пали духом. Находясь вдали от еврейских центров России, лишенные средств связи, они сумели донести до Москвы и Петербурга весть о провока­ции. Представители грузинского еврейства во главе с раввинами при помощи прогрессивных де­ятелей грузинской интеллигенции доставили из Петербурга знаменитого адвоката Петра Акимо­вича Александрова, который в 1878 году прославился защитой Веры Засулич, стрелявшей в гене­рала Трепова. Суд завершился её оправданием. Благодаря защите Александрова судебный про­цесс в Кутаиси закончился победой грузинских евреев. Обвиняемые были признаны невиновны­ми, но, тем не менее, уверенность местного населения в том, что евреи пользуются христианской кровью для приготовления мацы, не была поколеблена. Одним из наиболее важных событий в жизни грузинских евреев в XIX веке было установление контактов с российскими евреями-ашкеназами, которые начали селиться на территории Грузии после её присоединения к Российской империи. В течение десятилетий взаимоотношения между грузинскими евреями и ашкеназскими общинами оставались напряженными: грузинские евреи считали большую часть ашкеназов, осевших в Грузии, безбожниками или недостаточно ревност­ными в исполнении религиозных предписаний; со своей стороны, ашкеназы зачастую относились к грузинским евреям свысока. Связи между общинами стали более тесными лишь в конце XIX века. В конце 1890-х годов главным раввином Цхинвали был избран раби Авраам ха-леви Хволес, ученик знаменитого литовского раввина Спектора. Единственным языком общения между ним и его паствой был иврит, и с течением времени число пользующихся этим языком среди грузинских евреев Цхинвали значительно возросло. В 1906 году Хволес открыл первую в Грузии талмуд-тору, в которой училось около 400 учеников. Впервые в истории грузинских евреев он ввел обучение девочек, пригласив учительницу иврита. Для приобщения грузинских евреев к ремеслам он при­влек мастеров-учителей, которые обучали мальчиков сапожному ремеслу, дублению кож, мылова­рению и другим ремеслам. Нескольких из своих лучших учеников Хволес отправил в иешивы Литвы для продолжения обучения и получения раввинского звания, что стало с течением времени общепринятым среди грузинских евреев. Влияние Хволеса вышло далеко за пределы Цхинвали. В 1902 в Тбилиси была основана школа для детей грузинских евреев, в которой преподавание велось по системе «иврит на иврите». Преподаватели этой школы были приглашены из Вильны. Возникшее в Грузии в конце XIX века социал-демократическое движение почти не получило распространения среди грузинских евреев. Из грузинских евреев - социал-демократов получил известность Ицка Рижинашвили, убитый жандармом в Кутаиси. Уже в конце XIX века среди евреев-ашкеназов Грузии возникли сионистские кружки, члены которых начали пропагандировать идеи сионизма среди грузинских евреев. Одним из выдающих­ся представителей грузинского еврейства того времени был главный раввин Кутаисской губернии Симон Рижинашвили. Это к нему прибыли крымские христиане, заявившие о своем желании сделать обрезание и перейти в иудаизм, - и раввин разрешил им гиюр. Его сын рав Моше продол­жил дело отца. Он был одним из выдающихся борцов за спасение евреев Грузии от ассимиляции. В библиотеке Иерусалимского университета обнаружена книга, изданная раввином Симоном Ри­жинашвили в Иерусалиме в 1892 году, под названием «Воспитание молодёжи», сохранившая свою актуальность и для современной молодёжи. Сионист Симон Рижинашвили поехал в Бухару, где написал Сефер-Тору, помог бухарским евреям в Самарканде организоваться. Он участвовал во многих сионистских форумах в Палестине. Губернатор Кутаиси Мордехай Цициашвили пользовался большим авторитетом и сыграл боль­шую роль в борьбе за сохранение религиозных прав для евреев (изучение Торы, строительство синагог и микв и т.д.) Однако активное сопротивление распространению сионизма среди грузинских евреев оказыва­ло большинство ортодоксальных лидеров - хахамов, а также посланцы движения хабад, начавшие активно действовать в Грузии в 1916 года. Первая мировая война прервала начавшийся в 1863 процесс алии грузинских евреев в Эрец- Исраэль. По переписи населения Палестины 1916 г. община гурджей насчитывала 439 человек, 420 из которых проживало в Иерусалиме, где они создали собственный квартал неподалеку от Дамасских ворот. Попытка направить поток еврейских эмигрантов в Аргентину, предпринятая в 1891г., была безрезультатной. Большинство грузинских евреев, прибывших в Израиль, принадле­жало к беднейшим слоям общины и занималось главным образом физическим трудом. После Октябрьской революции 1917 г. в Грузии усилилось стремление к независимости, и вско­ре была образована демократическая республика. При объявлении выборов в Грузинское учреди­тельное собрание было отведено два места для кандидатов от грузинских евреев и одно для кан­дидатов от ашкеназов. В ходе избирательной кампании усилились позиции сосредоточенной в Кутаиси небольшой группы молодых ассимиляторов во главе с братьями Хаханишвили, которая пользовалась поддержкой социал-демократов меньшевиков, сформировавших коалиционное пра­вительство Грузии. Группа заявляла, что грузинские евреи с этнической точки зрения не евреи, а грузины, отличающиеся от остального населения страны лишь религией. Члены этой группы выступили в грузинской прессе со статьями против «козней» евреев России, направленных на ассимиляцию ими той части грузинского народа, которая исповедует Моисеев Закон. Выступле­ния против сионизма проводились совместно с религиозным руководством грузинских евреев, пользовавшимся поддержкой посланцев движения хабад, которое уже приобрело значительное влияние среди грузинских евреев в Кутаиси и в ряде других городов. Центром антисионизма стал Кутаиси, и участники этого блока были единственными, не принявшими участия во Всееврейском конгрессе в Тбилиси в 1918 г., на котором были представлены как грузинские евреи, так и ашкеназы всех еврейских общин Грузии. Ведущей группой на этом конгрессе было объединение сиони­стов Грузии. Три представителя евреев в Грузинское учредительное собрание (все - сионисты), избранные на этом конгрессе, не были признаны грузинской избирательной комиссией, которая с явной целью не допустить представителей сионистов в учредительное собрание предпочла им двух делегатов от грузинских евреев, избранных на параллельном конгрессе, проведенном в Ку­таиси антисионистами. В знак протеста ашкеназы отказались выдвинуть нового делегата взамен отведенного избирательной комиссией. С вторжением Красной армии в Грузию в феврале 1921 г. нача­лось массовое бегство населения, спасавшегося от нового русского завоевания. Вместе с волной эмигрантов покинуло Грузию около 2 тысяч евреев, из которых только тысяча прибыла в подмандатную Палестину. Остальные осели в основном в Стамбуле. В начале советизации Грузии центральные советские власти дей­ствовали в соответствии с принципами восточной политики партии. В начале 20-х годов сионистское движение в Грузии не встречало помех со стороны властей. В 1924-1925 г.г. годах действовала полу­легальная молодежная организация «Авода». После подавления вспыхнувшего в 1924 г. в Грузии антисоветс­кого восстания политика властей стала жестче. Легальная и полу­легальная сионистская деятельность была пресечена. Действия со­ветских органов в области экономики привели к банкротству мно­гих грузинских евреев - крупных и мелких торговцев. Группа сио­нистов обратилась к местным властям с просьбой разрешить евреям заняться сельским хозяйством. Когда власти ответили отказом, они обратились с предложением разрешить евреям выехать в Палестину. На выезд записались 200 семей, 18 из которых в 1925 году было разрешено покинуть Советский Союз. В качестве своего основного идеологического противника, влиявшего на грузинских евреев, власти рассматривали религию. Поэтому огромные усилия были направлены на секуляризацию общины. С 1927 г. власти начали создавать сеть еврейских школ, в которых обучение велось на грузинском языке. В 1937-38 гг. советские власти нанесли жестокий удар как по еврейской религии, так и по первым росткам грузинско-еврейской секулярной культуры. В сентябре 1937 были арестованы девять хахамов (двое из них - ашкеназы) и убиты без суда в тюрьме. В начале 1938 г. был аресто­ван и умерщвлен в тюрьме Герцель Баазов. Через некоторое время был арестован и присужден к смертной казни раввин Давид Баазов (приговор был заменен затем на 10 лет ссылки в Сибирь). Лишь одно культурное учреждение евреев в Грузии просуществовало до «черных дней» евреев СССР - историко-этнографический музей. В 1948 был арестован его директор Аарон Крихели, а через некоторое время музей был закрыт. Так советская власть окончательно уничтожила ту нере­лигиозную еврейско-грузинскую культуру, в становлении которой она была заинтересована в пред­военный период. Лишь в конце 50-х стали время от времени появляться статьи и рассказы писате­лей и поэтов, принадлежащих к грузинско-еврейской общине, на темы, почерпнутые из её жизни. Успех советской власти в разрушении религиозной традиции был гораздо меньшим. И в 60-70 годах большинство грузинских евреев продолжало регулярно посещать синагоги по субботам и праздникам и соблюдать кашрут. Обрезание, бракосочетание и погребение в соответствии с ев­рейскими религиозными обычаями соблюдались практически всеми грузинскими евреями. Мно­гие еврейские дети учились до 13-летнего возраста в подпольных хедерах, о существовании кото­рых власти знали, но предпочитали их не замечать. Немалая часть грузинских евреев успешно приспособилась к экономической реальности Грузии послевоенного периода, которая заключалась в расцвете частной инициативы как в торговле, так и в мелкой промышленности под прозрачным прикрытием государственных и торговых пред­приятий и с молчаливого согласия местных властей. Последние видели в этом залог процветания хозяйства республики в целом. После Шестидневной войны Грузия явилась в СССР районом самого массового участия евреев в демонстрациях и в подписании петиций с требованием права выезда в Израиль. Письмо 18 глав семей грузинских евреев в ООН от 6 августа 1969 с просьбой воздействовать на правительство Советского Союза, чтобы оно предоставило им возможность выехать в Израиль, было первым документом движения за алию в СССР, который стал известен широкой мировой общественности. Массовая алия грузинских евреев началась в 1971. Репатриация продолжается и до сегодняшнего дня.

Автор статии - Ассоциацией русскоязычных журналистов; Материал взят из книги – «Лучше знать друг друга», Книга издана Ассоциацией русскоязычных журналистов Грузии, Тбилиси, 2009 г.

www.dzeglebi.ge

Сванетия и восхождение на Лайлу. Поход по Грузии

Выезжаем в небольшую деревеньку Мазери в верхней Сванетии. Можно доехать за 4 часа, но мы растянем удовольствие: будем неоднократно останавливаться у минеральных источников и водопадов, просто в красивых местах и приятных кафешках. Мазери находится на высоте 1600м, отсюда и стартует наш поход по Грузии. Селимся в гостевом доме или палаточном кемпинге (по выбору каждого), осматриваемся и привыкаем. Ужин из традиционных грузинских блюд, вечер знакомств.

День 2. Радиальный выход к базовому лагерю альпинистов «ночёвка» у г. Ушба.

22 км, подъём 840м, спуск 840м.(1600-2440-1600м)

Оставляем рюкзаки в деревне и нелегке поднимаемся к базовому лагерю альпинистов (2440м), собирающихся покорить г. Ушба (4700м). Всегда разная, таинственная, неизменно производящая неизгладимое впечатление на всех, кто хоть мельком увидел ее. Вид ее поражает, ошеломляет, пугает и восхищает. Два с лишним километра отвесных недоступных скал из розовых гранитов и гнейсов! Два с лишним километра отвеса над зеленым ковром лугов и лесов! Попробуйте себе это представить. Нет, не получится, если вы не видели Ушбы. Красивейшую и суровую двуглавую вершину мы увидим практически рядом. Пересечём 3 высотные зоны: сначала лес, потом альпийские луга, потом камни и лёд. Первые 9/10 пути будет несложно. Зайдём в церковь. Вы сильно удивитесь, когда увидите, как она здесь выглядит. Очень скромно, священнослужителей нет. Даже охраны нет. Пройдём минеральный газированный источник нарзанного типа. За 9 км плавно поднимемся на 560 м. А вот за последний километр нужно подняться ещё на 340м. Это будет тяжеловато, но выполнимо. Всё время в голове будет крутиться мысль: как тут пробираются альпинисты с тридцатикилограммовыми рюкзаками, набитыми железом и верёвками? Лес закончится, мы попадаем на плато водопадов – несколько больших и малых водопадов прибавят нам сил.

Наконец, на высоте 2400 м нам открывается двуглавая Ушба. Здесь, в редком лесочке, разбивают базовый лагерь альпинисты, готовящиеся покорить вершину. Назвали его «Ночёвка».

Перед нами предстаёт незабываемая панорама величия всей Сванети. Мы пленены красотой, богатством красок, суровостью и величием гор, которые невозможно описать, а каждому необходимо увидеть воочию. С севера перед нами вырастает стена из 11 вершин Шхелды (4390 м), на западе – грандиозный скалистый массив двуглавой Ушбы (4700м и 4650 м), а на юге пик Мазери (4012 м).

Обратный путь будет в 2 раза быстрее и легче, поскольку все сложности позади. Ночуем там же.

День 3. Переезд в Лезгару, начало подъёма.

5 км, подъём 700м (1500-2200м)

Переезжаем в поселок Лезгара, с которого начнется наше восхождение на Лайлу. Уже 3-й день мы в Грузии, и только первый раз пойдём по-настоящему, с рюкзаками. Из поселка мы выходим по живописному туннелю из деревьев. Поднимаемся по крутой узкой дороге, идущей по красивому дремучему лесу к месту кемпинга у пастушьего коша (2200 м). Здесь можно попробовать местный сыр, мацони, выпить молока. Ночуем в палатках. Таким образом, продолжим мягкую акклиматизацию.

День 4. Перевал Чижди (3097м). Альп-лагерь

10 км, подъём 900м, спуск 250м (2200-3100-2850м)

После коша, дорога выходит в зону альпийских лугов, которые активно выпасаются коровами. Так, постоянно поднимаясь серпантином тропы, мы выйдем на скально-осыпной перевал Чижди (3097 м, 1а). Весь подъем на перевал нас сопровождают виды двуглавой красавицы Ушбы. С перевала еще час спуска и мы прибудем к месту ночлега на высоте 2850 неподалеку от огромного камня-останца и красочных озер. Разбиваем лагерь. Ночуем в палатках.

День 5. Перевал Джвари (3400м)

10 км, подъём 550 (2850-3400м)

Сегодня нам нужно подняться по леднику на перевал Джвари (3472 м, 1Б). Джвари – по-грузински означает «крест». Сначала будем двигаться травянистыми полками, дальше осыпающейся тропой, которая и выведет нас на ледник. Чтобы восхождение на Лайлу прошло уверенно и безопасно мы проводим снежно-ледовые занятия на склонах предвершины Лайлы, во время которых учимся ходить на кошках в связках и отрабатываем самозадержание ледорубом при срыве на снежном склоне.

Ледник преимущественно закрыт, но кое-где могут случаться и открытые трещины значительных размеров, поэтому двигаемся в связках и кошках. Все время панорамные пейзажи для фотосессий.

Вечером устраиваемся в палаточном лагере на ночлег. Наш лагерь будет стоять на высоте 3400 м, будем привыкать к высоте. Укрепляем палатки, варим ужин, ложимся спать.

В описании дней 5 и 6 использованы фото из блога anton_petrus

День 6. Восхождение на Лайлу (4008м)

10 км, подъём 600, спуск 1150 (3400-4008-2850м)

На радиальное восхождение на вершину Лайлу (1Б-2А, 4008м) выходим рано утром, пока небо не затянуто облаками. По мере прогрева на небе разрастаются кучевые облака, которые часто закрывают все небо и можно наблюдать живописные картины в разрывах облаков. Маршрут на вершину проходит по ледниковому полю, которое постепенно выходит на каменный гребень, по которому мы и доберемся до вершины. Конечно, двигаемся в связках и кошках. Восхождение может быть усложнено глубоким снегом или открытыми трещинами.

На вершине в ясную погоду перед нами откроется грандиозная панорама Главного Кавказского Хребта. Как на ладони виден Эльбрус и весь Кавказ от Домбая до Безангийской стены. Ни одна другая гора не даст такого обзора! После традиционной фотосессии спускаемся на перевал Джвари, снимаем лагерь и спускаемся на ночевку в альп-лагерь на высоте 2850м. Преисполненные гордостью… ночуем в палатках.

День 7. Запасной на случай непогоды

Если не задействован — прогулки по Местии после восхождения или поездка на море в Батуми.

День 8. Спуск в Лезгару. Переезд в Кутаиси, Батуми.

Утром спускаемся в Лезгару. Все, поход по Грузии закончен, едем в Кутаиси, у кого мало времени — можно вылетать домой. Кто вылетает из Тбилиси – едет дальше, к вечеру будете в столице. Но лучше остаться на денёк а то и несколько и продолжить изучение Грузии. Основная часть группы обычно едет на море в Батуми. От Кутаиси всего 2 часа на автобусе.

На набережной повсюду прокат велосипедов и широкая велосипедная дорожка без препятствий и перекрестков, все 10 км!

Ещё возле Батуми есть знаменитый ботанический сад, на осмотр которого нужно не менее 3-х часов.

goodway.club

«Затерянный мир» в Грузии

Сванетия: край с тысячелетней историей

В Грузии есть свой «затерянный мир», место, о котором большинство грузин знает лишь понаслышке, место, которое практически не поменяло свой облик за последние века. Место, в которое сложно добраться даже сейчас. Место это — Сванетия.

Сванетия делится на Верхнюю Сванетию (Земо-Сванети), граничащую на севере по Большому Кавказскому хребту с Кабардино-Балкарией и отделенную на юге от Нижней Сванетии (Квемо-Сванети) Сванетским хребтом. Административным центром Верхней Сванетии является поселок городского типа Местиа, в котором проживает 2 600 человек, а Нижней Сванетии — поселок Лентехи, в котором проживает 1 800 человек.

История гордого, мужественного и свободолюбивого народа Сванов, который сохранил свой язык, насчитывает несколько тысячелетий. Он никогда не был порабощён врагами, может, поэтому народ, некогда заселявший прибрежную полосу Колхидской низменности и нынешнюю Абхазию, после многочисленных войн выбрал для себя свободную жизнь в горах вместо чужой зависимости. Примечательно, что у сванов никогда не было крепостного права, да и дворянство носило условный характер. Сваны никогда не вели захватнических войн, об этом свидетельствует многочисленные исторические факты.

После распада Грузинского царства в середине XVI века Верхняя Сванетия номинально подчинялась имеретинскому царю. В западной части долины образовалось независимое владение князей Дадешкелиани, которые смогли подчинить сванские общины до реки Дорла, но дальше не продвинулись и эта часть Верхней Сванетии получило название Княжеская Сванетия, а река Дорла стала ее границей с оставшейся частью долины. В остальной, большей по площади, части долины существовали вольные общества, и она стала называться Вольной Сванетией. У Нижней Сванетии была иная участь: князья Дадиани подчинили всю долину, но не смогли пройти за перевал Загар, который и стал границей между Нижней и Вольной Сванетией, а сама Нижняя Сванетия стала частью Мегрельского княжества.

Обе части долины Верхней Сванетии номинально вошли в состав Российской империи (Княжеская Сванетия — в 1833 году, а Вольная Сванетия — в 1840 году), но до конца 1840-х годов здесь не присутствовала ни российская администрация, ни Русская Православная Церковь.

К 1859 году княжество Дадешкелиани было упразднено, и район составил отдельное приставство Сванетия в составе Кутаисского генерал-губернаторства. Что же касается Нижней Сванетии —в составе Мегрельского княжества она вошла в состав Российской Империи в 1833 году, а в 1867 году, после упразднения княжества — стала наименоваться Лечхумским уездом Кутаисской губернии.

Самый отличительный признак Сванетии — это родовые сванские башни высотой 10-20 метров, из-за которых и называют Сванетию «страной тысячи башен». Принято считать, что они сооружены в 12-1З веках во время «золотого столетия» Сванетии при царствовании в Грузии царицы Тамары. Были случаи, когда при кровной мести мужчины отсиживались в башнях годами, забирая с собой женщин и детей, продовольствие, воду, боеприпасы. Конечно, строений осталось не так много, например, в Местиа — их 48, а во всей Нижней Сванетии по некоторым источникам осталась лишь одна — у села Гоби, но и сейчас они в любой момент могут послужить убежищем для всего рода.

Горы со всех сторон ограждают Сванетию от чужих глаз. Даже сейчас до отдаленных сел добираются лишь весьма целеустремленные люди, а несколько веков назад попасть в Сванетию было практически невозможно, особенно, если этого не желали сами сваны.

Хребты, стеной окружившие Сванетию, щетинятся внизу лесами, выше пестрят шелком лугов, сверкают вздыбившимися в синеву снежными вершинами. На затененных и влажных склонах стелется вечнозеленый ковер рододендронов, усыпанный нежно-кремовыми цветами с красными дрожащими тычинками.

Мощные ледники Сванетии питают десятки рек и речек. Все они вливаются в одну реку — Ингури. 120 километров пробегает Ингури по территории Сванетии, спускаясь на 2 400 метров. Издревле сваны традиционно увлекались созданием живописных изделий из меди, бронзы и золота, крупицы которого река Ингури несёт по течению вместе с песком.

В связи с тем, что в Нижней Сванетии, в отличии о Верхней Сванетии, дошла княжеская власть — это более цивилизованное место, поэтому здесь не так экзотично, как в Верхней Сванетии, оттого и туристов здесь поменьше, можно сказать — практически нет. Лентехи известен как транзитный город на пути в Верхнюю Сванетию, особенными достопримечательностями не отягощен — есть всего три интересных места: храм Марии на горе, этнографический музей и минеральная вода. Поселок расположен на слиянии трех рек и в нем всего три основные улицы. Всего в Нижней Сванетии проживает 8 900 человек.

В Верхней Сванетии 147 населенных пунктов. Численность населения около 14 000 человек. Села группируются в общины, которых насчитывается около шестнадцати. Это очень важно знать, так как все ориентиры относятся к наименованию общин, как правило, не отмеченных на топографических картах, а не к географическим названиям сел. Вот названия сванских общин:

Местиа — община состоит из жителей одного одноименного поселка и насчитывает 2 600 человек

Бечо — община состоит из следующих сел: Доли, Доласвипи, Ланхври, Эбуди, Чхиданари, Ушхванари, Наштколи, Чохулди, Багвданари, Твебиши и Мазери

Ипари — община состоит из следующих сел: Богреши, Загари, Накипари, Адиши, Зегани и насчитывает 300 человек

Адиши — община состоит из жителей одного одноименного поселка и насчитывает 60 человек, однако после лавин 1987 года оно стало пустеть

Капа — община состоит из следующих сел: Аграи, Ипрари, Лалхори, Давбери, Хе, Вичнаши, Халде и Ласкрали и насчитывает 172 человека

Латали — община состоит из следующих сел: Кванчианари, Иэнаши, Лахужди, Лахили, Ипхи, Мацхвариши, Лелбаги, Лешукви, Нанквам-Заграли, Сидианари и насчитывает 1200 человек

Лахамула — община состоит из следующих сел: Лахамула, Нодаши, Дизи, Джорквиани, Лахами, Лахири, Мухашура, Усгвари, Хамаш-Тотолаши, Хелра и насчитывает 350 человек.

Ленджери — община состоит из следующих сел: Несгуни, Лемсиа, Лаштхвери, Соли, Каери и Кашвети.

Мулахи — община состоит из следующих сел: Гвебра, Зардлаши, Муршкели, Арцхели, Лахири, Жамуши, Чолаши, Цалдаши, Маджвдиери, Чвабиани и Жабеши.

Накра — община состоит из следующих сел: Таврали, Шдигири, Херхваши, Наки и насчитывает 150 человек.

Пари — община состоит из следующих сел: Цалери, Хозрари, Свипи, Пари, Паледи, Кичхулдаши, Чубари, Гешдери, Лакври, Кацхи, Кведа-Луха, Зеда-Луха, Луха, Ладрери, Ламхери, Лантели, Цаланари и насчитывает 350 человек

Ушгули — община состоит из следующих сел: Жибиани, Чвибиани, Чажаши и Муркмели.

Хаиши — община состоит из следующих сел: Хаиши, Кведа, Кведа-Веди, Зеда-Веди, Лалхорали, Скордзети, Налкорвали, Идлиани, Тотани, Барджаши, Лебурцхела, Зеда-Цирминди, Кведа-Цирминди, Цицхвари и насчитывает 1700 человек

Цвирми — община состоит из следующих сел: Цвирми, Пехи, Иели и насчитывает 400 человек

Цхумари — община состоит из жителей одного одноименного села, ниже хребта Бали

Чубери — община состоит из следующих сел: Девра, Лекалмахи, Лахами, Ларилари, Кедани, Зеда —Марги, Квемо-Марги, Кари, Лецпери, Тита, Сгуриши, Квемо-Кедани и насчитывает 1100 человек

Эцери — община состоит из следующих сел: Барши, Калаши, Искари, Кураши, Лашхрери, Пхутрери, Угвали, Муршкели, Чери, Черили и насчитывает 700 человек

Ушгули — самое высокогорное постоянно обитаемое поселение в Европе, хотя Грузию принято относить у Азии. Община находится на высоте 2 200 метров на крайнем востоке Сванетии и расположена у истоков реки Ингури, у подножия горы Шхара (5068 метров) в 33 километрах на восток от Местиа по основной дороге.

Ушгули из-за хорошо сохранившейся средневековой архитектуры является памятником всемирного наследия ЮНЕСКО. Самые старинные здания Ушгули датируются IX-X веком, однако по археологическим данным поселение тут существовало задолго до этого времени. Из-за географического положения Ушгули был оторван от остальной Сванетии. До ближайшей общины всего 7 километров, но большая часть этого пути пролегает в опасном и очень узком каньоне, что делало путешествие опасным занятием. Сейчас в Ушгули проживает около 70 семей. Шесть месяцев в году окрестности общины покрыты снегом и дорога в Местиа часто бывает перерезана.

Опубликовано: 09.02.2014

Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

greenbag.ru

Про Грузию

?

a_mos (a_mos) wrote, 2013-05-13 12:41:00 a_mos a_mos 2013-05-13 12:41:00 За что я особенно люблю поездки с «Сефером», так это за то, что можно попасть в какие-то невероятные места, куда сам не додумаешься поехать. В Грузии, где я никогда не была, мне хотелось увидеть все.Конечно, я бы сама никогда не поехала в Кулаши и Лайлаши. В Лайлаши еще и почти невозможно доехать, потому что это в горах. И Лайлаши одно из самых красивых мест, которые я видела. Очень интересно, что название некоторые местные жители объясняют происхождением от ивр. «лайла» ночь, потому что евреи куда-то ехали, остановились заночевать, так и остались. А еще там же нам рассказали, что евреи не едят свинину, потому что отравились ею в пустыне. А как нас там принимал глава района Мамука Чачхиани: сам нас возил, привез свое вино, показал музей, устроил там банкет.В Кулашах трудно было представить, что это был главный всесоюзный торговый центр, куда даже Алла Пугачева приезжала на свадьбу к евреям :), а еще там было подпольное казино. Сейчас это пыльный тихий поселок, с одним магазином. Но зато там есть еврейский музей.А еще в этих поездках всегда отличная компания. Особенно, конечно, удались два вечера: когда мы придумали секту имени св. Вай-Фая и написали на свиток на туалетной бумаге, и последний вечер, когда мой мозг был сломан песнями про армян и Армавир, про утку, которая все простит, а главное про девушку-жидо-масона.А вообще впечатлений масса: и от Тбилиси, и от Кутаиси, Гелати, Сурами, Гори. Синагога в Лайлаши

Еврейское кладбище в Лайлаши

Еврейский дом в Лайлаши

Еврейский музей в Кулаши

Синагога в Кулаши

Еврейское кладбище в Кулаши

Внутри синагоги в Кулаши

Еврейский дом в Кулаши

Tags: Путешествия, еврейский фольклор, стереотипы

a-mos.livejournal.com


Смотрите также