Уникальное село в Грузии говорит на языке Христа. Грузия село канда


Уникальное село в Грузии говорит на языке Христа

В православном мире Кандский монастырь имени тринадцати ассирийских отцов - единственный, где богослужение проводится на грузинском и арамейском языках. Село Канда входит в Мцхетский муниципалитет, и там, в основном, проживают ассирийцы.

Местные жители рассказывают, что их кормят руки — они, по большей части, мастеровые. Из инфраструктурных объектов там есть школа и медпункт. Лечиться ездят во Мцхета или Тбилиси, а за продуктами и хозяйственно-бытовыми товарами – в село Мухрани. Говорят, там все относительно дешевле, да и выбор больше.

Более подробно о быте жителей Канда рассказывает духовный наставник проживающих в Грузии православных ассирийцев, схимархимандрит Серафим Бит-Хариби.

© photo: Sputnik / Denis Aslanov

Духовный наставник Серафим Бит-Хариби, село Канда

— У нас нет точных исторических данных о том, когда было основано село Канда, знаем лишь, что ассирийцы начали поселяться в Грузии после их первого геноцида – с 1833 года. Наши предки — в основном, переселенцы из Ирана, Ирака, Турции и Сирии. В настоящее время в селе проживают более 2000 ассирийцев. Большинство семей – смешанные, и они говорят на грузинском и ассирийском языках.

- Какую роль играет Церковь в жизни местного населения?

— Культурным центром Канда является эта церковь. Здесь собирается молодежь. У нас, ассирийцев, популярен фольклор – песни, танцы… Есть у села и свой хореограф – Людмила Биткаш, уникальная и талантливая личность.

Маленький храм мы построили здесь в 1997 году, а в 2013 – Церковь имени 13 святых ассирийских отцов. В ней служба проводится на двух языках – грузинском и арамейском. И это звучит очень красиво. Для нас большая радость, что, по милости Божьей и с благословения Его Святейшества Католикоса-Патриарха Грузии Ильи Второго, установлено богослужение на нашем языке. И это является гарантией, что наш язык не исчезнет. Я здесь служу с 2010 года, и уже шесть лет провожу службы на двух языках.

© photo: Sputnik / Denis Aslanov

Надпись у входа в Кандский монастырь

- Что вы чувствуете, когда молитесь на языке Христа?

— Недавно, во время службы, мы на арамейском языке совершили литургию XIII, XIV веков, которую обнаружили австралийские археологи. Такое чувство, будто находишься в той эпохе, в той эпохе молишься и обращаешься к Господу. Ощущение, что стоишь перед Христом…

Конечно, язык имеет очень большое значение. Лично я рад, что у меня есть возможность проводить службу на арамейском языке. Тем более, что сегодня православные богослужения на нем уже не проводятся нигде в мире, кроме Грузии. Раньше проводились в Сирии, в городе Малула, но не было точно установлено, проводилась ли служба Иоанна Златоуста. А у нас мы проводим службу Иоанна Златоуста и Басила Великого. Вообще, разницы большой нет, за исключением тайных молитв. Очень многие из-за рубежа приезжают, чтобы послушать эти молитвы. Тысячи людей в год посещают нашу церковь, в том числе – православные ассирийские священнослужители.

© photo: Sputnik / Denis Aslanov

Кандский монастырь имени тринадцати ассирийских отцов

- Какие, в основном, проблемы, волнуют это село?

— Если бы шесть лет назад вы спросили, что было главной проблемой села, я бы сказал, что безделье. Сегодня ситуация другая. Биржа не для того, чтобы молодые там проводили время. Слава Богу, большинство их них заняты – кто-то учится в вузе, кто-то – осваивает специальности и трудится. Социальные проблемы есть не только у Канда, но и у всей Грузии, и мы на это не жалуемся, кусок хлеба всегда для себя добудем.

  • Кандский монастырь имени тринадцати ассирийских отцов

    Кандский монастырь имени тринадцати ассирийских отцов

    © photo: Sputnik / Denis Aslanov

  • Кандский монастырь имени тринадцати ассирийских отцов

    Кандский монастырь имени тринадцати ассирийских отцов

    © photo: Sputnik / Denis Aslanov

  • Вход на территорию Кандского монастыря

    Вход на территорию Кандского монастыря

    © photo: Sputnik / Denis Aslanov

  • Школа в селе Канда, где действует клуб ассирийских танцев

    Школа в селе Канда, где действует клуб ассирийских танцев

    © photo: Sputnik / Denis Aslanov

  • Колокола во дворе Кандского монастыря

    Колокола во дворе Кандского монастыря

    © photo: Sputnik / Denis Aslanov

  • Кандский монастырь имени тринадцати ассирийских отцов

    Кандский монастырь имени тринадцати ассирийских отцов

    © photo: Sputnik / Denis Aslanov

  • Верующие во дворе Кандского монастыря имени тринадцати ассирийских отцов

    Верующие во дворе Кандского монастыря имени тринадцати ассирийских отцов

    © photo: Sputnik / Denis Aslanov

  • Кандский монастырь имени тринадцати ассирийских отцов

    Кандский монастырь имени тринадцати ассирийских отцов

    © photo: Sputnik / Denis Aslanov

  • Кандский монастырь имени тринадцати ассирийских отцов

    Кандский монастырь имени тринадцати ассирийских отцов

    © photo: Sputnik / Denis Aslanov

1 / 9

© photo: Sputnik / Denis Aslanov

Кандский монастырь имени тринадцати ассирийских отцов

- Как бы вы поздравили Грузию со светлым Праздником Пасхи?

— Грузия – одна из тех четырех стран, которые являются уделом Богородицы, и это особая благодать для грузинской земли. У меня мать – грузинка, отец — ассириец, Грузия – моя родина, здесь я родился, вырос и произнес первое слово – деда (мама). Хочу пожелать всей Грузии душевного покоя и радости. До того, как полюбишь Господа, должен полюбить брата своего. И я хочу, чтобы эта любовь у нас была еще глубже. Желаю всей Грузии, чтобы в ней всегда была радость, чтобы радость была у ее народа вместе с другими этническими меньшинствами. Люблю тебя, Грузия! Что я могу еще сказать?!

© video: Sputnik . Denis Aslanov

В грузинском селе сохранили богослужение на древнем арамейском языке

sputnik-georgia.ru

Грузия 3. Кинцвиси, Канда, Мцхета

Про Кинцвиси я уже писал несколько лет назад. И опять мы здесь. Мчались по жаре посмотреть на синие фрески в монастыре Николая Мирликийского. Но наших иностранцев которые в шортах и иностранок в штанишках внутрь не пустили. Вот они, болезные:

Елена наша, из оргкомитета, возмутилась сим и потребовала соблюдения прав человека, а когда монах у входа все равно отказал, стала его громко корить, указывала на других входящих в храм женщин, уличая их в наличии штанов под юбками. Монах покорно сносил шум, но был тверд. А точнее застыл.Тут Елена как раз рассказывает о длине юбок тех, кого впустили:

Каждый год мы приезжаем сюда и каждый раз застаем на этом месте одного и того же монаха с мобильником:

На стене храма над задним входом кто-то вырезал оленя:

Этот монах сидел один и что-то громко говорил, иногда даже кричал, размахивая руками.

Те, кто не попал в храм, пошли за монастырь к родникам в ущелье, мимо таких вот декораций:

Завечерело, мы пошли прочь.

У выхода немцев наших тормознул Вахтанг, в трениках и на костыле. Очень общительный, так что пришлось мне переводить. Все он про себя рассказал, как работал когда-то в Германии строителем. В руке Вахтанг держал пожеваный черный пакет с двумя бутылочками то ли сока, то ли йогурта, размахивал им  в процессе рассказа. И вот он стал развязывать бантик на пакете, я вас угощу, говорит. Немцы засомневались, хочется ли им йогурта, но тут Вахтанг, лучась от радости, сказал что это чача. Лучшая в мире чача!  Я сам ее делал! Немцы еще больше засомневались, но я успокоил их, обреченно подтвердив, что пить придется, вы в Грузии.

Вахтанг тем временем резво захромал к торговому ларьку, разжился там кофейными стаканчиками, налил. На всякий случай я попробовал первый - первоклассная виноградная чача, мягкая, душистая, и проскользнула внутрь так ладно! Короче выпили мы, и даже в автобус Алексееву я стаканчик отнес. Слух пошел по автобусу, что тут наливают, но мы уже ехали. Народ приуныл, но тут водитель автобуса объявил, что по приезду всех угощает. Лучшей чачей! Сам делает! И угостил. Крепчайшая была, градусов 70 с гаком.

В другой день побывали в монастыре 13-ти ассирийских отцов в селе Дзвели Канда. В селе живет 2000 ассирийцев и потому служат тут на двух языках, грузинском и арамейском.

Трогательный такой архангел в окладе из бисера и жемчуга, невьянскую икону напомнила эта отделка.

Владыка Исайя подъехал позже, а пока его не было нас курировал молодой монах, смотрел чтобы мы не пошли куда не надо, и ногу на ногу строго попросил не закидывать.  Точнее попросил снять одну закинутую. Практически приказал.Мы смотрели на стройные и строгие, как это монах, кипарисы, знойное небо, яблони, и как на задах купали щенка из шланга. Наконец приехал епископ и все зашевелилось.Исайя рассказывает о 13-ти отцах:

В дверном проеме наш куратор:

Потом заехали в поселение беженцев (забыл название), где нам играли, пели и танцевали дети, а им показывали мультфильмы.

Это уже Мцхета, храм Свети-Цховели. Каменный иконостас современный, начала XXI века, но вписался органично:

здесь находится плащ пророка Илии и хитон Иисуса, тот самый, что разыграли в кости солдаты на Голгофе. Плащ, вроде бы хранится в алтаре, а хитон по преданию - под землей в могиле Седонии. Вроде бы та могила под башней с Животворящим Столбом. Украдкой наблюдал, как русский батюшка заряжал от той башни свой массивный крест литого серебра на цепи.

Страшный суд, фреска:

Просто наклонился, простите:

Таксисты Мцхета - самые свободные таксисты в мире:

Вечерний Джвари

Да, Мцыри, "там где сливаяся шумят струи Арагвы и"... Нет, не Куры. Грузины всех тут поправляют: тут "сливается" не Кура, а Мтквари. А Кура - от турков пошло. Так что не надо.

aldashin.livejournal.com

ДОРОГАМИ ГРУЗИИ ЧАСТЬ 2 - svetamikh

7 августа

День второй

КАНДА

Грузинское село Канда - одно из редких мест на Земле, жители которого говорят на арамейском. Они хотят, чтобы власти разрешили преподавать этот язык хотя бы в начальных классах, потому что писать и читать на «языке Христа» могут уже немногие.Неподалеку от Тбилиси находится ассирийское село Канда, жители которого общаются между собой на арамейском – «языке Иисуса Христа».  На сегодняшний день в мире проживает около 4 миллионов ассирийцев (из них 70 тысяч в СНГ), однако лишь немногие из них свободно говорят на арамейском.Близкий к ивриту и арабскому арамейский язык был некогда «языком межнационального общения» в странах Ближнего Востока. И в Святой земле, и в Египте, и в Месопотамии именно арамейский использовался в государственных учреждениях и при заключении торговых сделок. Многие части  Библии и Талмуда были записаны на арамейском языке. Как утверждают специалисты, последние слова, которые произнес Иисус Христос на кресте были на арамейском: «Элахи, Элахи, лема шабатхани?!(Господь! Господь! Почему ты меня покинул?».  В романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»  Иисус Христос общается с Понтием Пилатом  также на арамейском.После завоевания Ближнего Востока арабами арамейский язык был вытеснен из региона.   Ему удалось выжить лишь в отдаленных горных деревнях Ирана, Турции и Сирии. Большинство проживающих в них ассирийцев были христианами, хотя среди людей, считающим своим родным языком арамейский, встречались и иудеи. Однако  даже в отдаленных деревнях арамейский мало используется в повседневной жизни. Только в сирийской деревне Маалула в пригороде Дамаска этому языку не угрожает исчезновение в ближайшем будущем. Здесь при поддержке правительства старики обучают этому языку молодежь.Сегодня  в мире говорят приблизительно на 7000 языках, и ожидается, что от 50 до 90 процентов из них исчезнут к концу нынешнего столетия.  В общем-то это объективный процесс, но арамейский язык теснейшим образом связанный с  историей Святой земли – язык особый, и очень не хотелось бы, чтобы он умер.Кроме далекого села в Сирии, в мире есть, по крайней мере, еще одно место, где вполне реально сохранить арамейский от вымирания. В селе Канда в Грузии  местные жители говорят между собой только по арамейски потому, что многие пожилые люди с трудом понимают грузинский и русский.В селении Канда проживает около двух тысяч человек, всего же в Грузии около 4 тысяч ассирийцев. Приблизительно столько же представителей этой национальности проживает и в соседней Армении, но не так компактно. Почти все они бежали на Кавказ из Турции во время геноцида армян, когда турки убивали всех христиан.Сегодня центром поддержания арамейского языка в селе Канда  является монастырь 13 ассирийских отцов. Служба здесь проводится на арамейском, на этом же языке ведутся занятия и в воскресной школе. Настоятель монастыря отец  Серафим обратился с просьбой к министру просвещения Грузии  разрешить преподавание в начальных классах местной школы на арамейском. «Педагоги у нас есть – главное, чтобы нам дали разрешение на преподавание. Хотя в селе и говорят на армейском, читать и писать на нем,  могут только несколько человек. Язык Иисуса Христа не должен исчезнуть!» - считает священник.

https://www.youtube.com/watch?v=9iF-lwKk-gA

МГВИМЕВИ

Монастырь Мгвимеви (მღვიმევის მონასტერი) - маленький, мало известный в Грузии пещерный женский монастырь Рождества Богородицы, который находится в Чиатурском районе, совсем рядом с городом Чиатура. Его историческая значимость почти отсутствует, но он интересно расположен, является редким случаем пещерного монастыря и даже немного напоминает Вардзию. Сейчас это один из двух монастырей Сачхерско-Чиатурской епархии.Об этом монастыре мы знаем очень мало. Он был основан в эпоху "Золтого века", при царице Тамаре, но это был частный проект Рачинского эристава Рати Кахаберидзе. Этот человек владел тогда всей областью Рача и большой частью области Таквери (Лечхуми), а так же вроде бы и современной Верхней Имеретией. (Вообще-то рачинский эристав эпохи Тамары звался Кахабер, но строителем собора отчего-то называют Рати).По другой версии, это был Рати Сурамели - эристав Картли, живущий в городе Сурами (см. там краткую инфу о нем). Этот же Рати участвовал в оформлении монастыря Вардзия, что объясняет некие элементы сходства между Вардзией и Мгвимским монастырем.Если ехать из Чиатуры на Сачхере или обратно, то монастырь хорошо видно сверху над трассой. К нему ведет узкая лестница, которую важно не пропустить. Лестница делает несколько петель и выводит к дверям в скале.Оттуда вглубь скалы ведет темный тоннель. Он выводит в большую пещеру, где находится основной храм монастыря. Это единственый на всю Грузию пещерный храм - он не вырублен в скале, не имеет классической прямоугольный формы, а размещен прямо в бесформенной пещере и часть его занимает сталагмит - как раз около правой части алтаря.Из этой пещеры можно выйти на внешнюю галерею. Там построен каменный храм в виде двухнефной базилки. Он покрыт красивой, хорош сохранившейся резьбой. Внутри есть фрески, но в плохом состоянии.От храма галерея ведет к колокольне, но за ней уже закрытая для посещения зона.

КАЦХИ

Столп Кацхи (Кацхис Свети) – находится в одноименном селе Кацхи (63 км от Кутаиси). В переводе со сванского языка «кацхи» означает – «вершина». Высота столпа – 40 метров. Состоит он из известняка. До 2008 года на вершине столпа ничего не было, кроме остатков фундаментов двух небольших церквушек V и VI веков, а также неизвестное захоронение. У подножия столпа был высечен так называемый «Болнисский крест», датируемый VI веком (аналоги такого креста можно найти в храме Болниси (юг Грузии) и в Сирии). А уже в VIII веке здесь построили церковь. К XVIII веку в этом месте уже никто не жил. В 2008 году на вершине столпа возвели церковь святого Семеона Столпника. От подножия на вершину ведет одна железная лестница. Подняться по ней можно только с разрешения местного настоятеля – отца Максима. Женщин наверх не пускают!!! Кто-то из основателей монастыря так постановил в далеком прошлом. Воды здесь нет, ее привозят сюда в бочках из окрестностей. На данный момент комплекс Кацхи включает в себя: сам каменный столп, церковь святого Семеона Столпника на вершине столпа, крипту (гробницу) также на вершине, 3 монашеские кельи, винный погреб, каменную ограду и церквушку «Свимон Месвети» у подножья столпа с останками каменной ограды, старую звонницу. Монастырь Кацхи очень похож на горные монастыри Метеоры в провинции Фессалия (Греция), которые также построены на неприступных скалах. Символично считается, что эти монастыри символизируют место соединения неба и земли.Храм в Кацхи – был построен в XI веке, во времена объединения Грузии царем Багратом III (960 – 1014 гг.), в то же время, что и Храм Баграта в Кутаиси. Сразу же после постройки, храм оказался во владении сильного и мятежного княжеского рода Багуаши, известного своей борьбой с централизованной властью. Один из них, Липарит Багуаши, живший в этоху Баграта IV (1018 – 1072 гг.), здесь и похоронен (могила до сих пор сохранилась). Лишь царь Давид IV (1073 – 1125 гг.) сумел разгромить княжеский род Багауши и выслал из Грузии всех оставшихся в живых его представителей. Позже храм Кацхи был дважды серьезно поврежден, но был восстановлен. В XVII-XVIII веках храмом владела очень влиятельная княжеская семья Абашидзе. В 1854 году была проведена реконструкция храма, но очень неудачная, в результате которой он утратил часть своей древней красоты. В наши дни храм Кацхи окружен каменной оградой, вход в нее - через часовню (XVI-XVII вв.). В архитектурном плане храм Кацхи весьма оригинален, такая форма постройки нигде в Грузии больше встречается. На его стенах - образцы очень тонкой резьбы на камне, а также многочисленные надписи, выполненные древнегрузинским шрифтом «асомтаврули».

ХРАМ БАГРАТА

Этот величественный собор возвышается над Кутаиси, и его видно с любой точки города.Величайший памятник культуры и архитектуры Грузии храм Баграта построен в X-XI веках, во времена правления грузинского царя Баграта III (975-1014 г.г.) – основоположника великого рода князей Багратиони. До наших дней сохранились только руины храма, раскинувшиеся на холме Укимериони близ Кутаиси. Храм, освященный в честь Успения Пресвятой Богородицы, являл собой целый дворцово-храмовый комплекс, культурный и религиозный центр своего времени, в котором отмечались все значительные события того времени, была сосредоточена вся интеллектуальная жизнь государства. Собор имел не только духовное предназначение, но и был символом объединённого грузинского народа. И этому тоже есть объяснение: в XI веке в храме Баграта был коронован Давид Строитель – царь, объединивший всю Грузию в одно централизованное государство.Храм сохранялся в целости до XVII века (когда его разрушили турки) и по свидетельству послов русского царя Алексея Романова, был полностью покрыт росписями и мозаиками. Тогда в XVII веке сильно пострадала крыша храма – ее практически снесло. А в целом памятник неплохо сохранился наших дней. Целыми остались стены, часть сводов и алтарная часть. Благодаря этому здесь было решено возобновить богослужения прямо под открытым небом.Храм Баграта - один из лучших образцов поздней средневековой архитектуры. Он отличается изысканными, гармоничными пропорциями, изящным декором. Это квадратное в плане здание крестообразной конструкции. Главный вход украшен арочным портиком. Капители были покрыты лепными украшениями, стены и пол – отделаны мозаиками, фрагменты которых ещё видны. В южном вестибюле можно также проследить фрагменты фрески Пресвятой Богородицы. Не северной стене храма имеется надпись о дате окончания постройки - 1003 г. Внутри храм выглядит, как обычная церковь – иконы, подсвечники, алтарь. Орнамент и барельефы храма Баграта похожи на филигранную работу древних ювелиров.В 1994 году в Кутаиси был основан фонд возрождения Багратского собора. На сегодняшний день храм внесен в список мировых исторических и культурных памятников ЮНЕСКО.

svetamikh.livejournal.com

Уникальное село в Грузии говорит на языке Христа

Местные жители рассказывают, что их кормят руки — они, по большей части, мастеровые. Из инфраструктурных объектов там есть школа и медпункт. Лечиться ездят во Мцхета или Тбилиси, а за продуктами и хозяйственно-бытовыми товарами – в село Мухрани. Говорят, там все относительно дешевле, да и выбор больше.

Более подробно о быте жителей Канда рассказывает духовный наставник проживающих в Грузии православных ассирийцев, схимархимандрит Серафим Бит-Хариби.

© SPUTNIK/ DENIS ASLANOV

Духовный наставник Серафим Бит-Хариби, село Канда

— У нас нет точных исторических данных о том, когда было основано село Канда, знаем лишь, что ассирийцы начали поселяться в Грузии после их первого геноцида – с 1833 года. Наши предки — в основном, переселенцы из Ирана, Ирака, Турции и Сирии. В настоящее время в селе проживают более 2000 ассирийцев. Большинство семей – смешанные, и они говорят на грузинском и ассирийском языках.

— Какую роль играет Церковь в жизни местного населения?

— Культурным центром Канда является эта церковь. Здесь собирается молодежь. У нас, ассирийцев, популярен фольклор – песни, танцы… Есть у села и свой хореограф – Людмила Биткаш, уникальная и талантливая личность.

Маленький храм мы построили здесь в 1997 году, а в 2013 – Церковь имени 13 святых ассирийских отцов. В ней служба проводится на двух языках – грузинском и арамейском. И это звучит очень красиво. Для нас большая радость, что, по милости Божьей и с благословения Его Святейшества Католикоса-Патриарха Грузии Ильи Второго, установлено богослужение на нашем языке. И это является гарантией, что наш язык не исчезнет. Я здесь служу с 2010 года, и уже шесть лет провожу службы на двух языках.

© SPUTNIK/ DENIS ASLANOV

Надпись у входа в Кандский монастырь

— Что вы чувствуете, когда молитесь на языке Христа?

— Недавно, во время службы, мы на арамейском языке совершили литургию XIII, XIV веков, которую обнаружили австралийские археологи. Такое чувство, будто находишься в той эпохе, в той эпохе молишься и обращаешься к Господу. Ощущение, что стоишь перед Христом…

Конечно, язык имеет очень большое значение. Лично я рад, что у меня есть возможность проводить службу на арамейском языке. Тем более, что сегодня православные богослужения на нем уже не проводятся нигде в мире, кроме Грузии. Раньше проводились в Сирии, в городе Малула, но не было точно установлено, проводилась ли служба Иоанна Златоуста. А у нас мы проводим службу Иоанна Златоуста и Басила Великого. Вообще, разницы большой нет, за исключением тайных молитв. Очень многие из-за рубежа приезжают, чтобы послушать эти молитвы. Тысячи людей в год посещают нашу церковь, в том числе – православные ассирийские священнослужители.

© SPUTNIK/ DENIS ASLANOV

Кандский монастырь имени тринадцати ассирийских отцов

— Какие, в основном, проблемы, волнуют это село?

— Если бы шесть лет назад вы спросили, что было главной проблемой села, я бы сказал, что безделье. Сегодня ситуация другая. Биржа не для того, чтобы молодые там проводили время. Слава Богу, большинство их них заняты – кто-то учится в вузе, кто-то – осваивает специальности и трудится. Социальные проблемы есть не только у Канда, но и у всей Грузии, и мы на это не жалуемся, кусок хлеба всегда для себя добудем.

© SPUTNIK/ DENIS ASLANOV

Кандский монастырь имени тринадцати ассирийских отцов

— Как бы вы поздравили Грузию со светлым Праздником Пасхи?

— Грузия – одна из тех четырех стран, которые являются уделом Богородицы, и это особая благодать для грузинской земли. У меня мать – грузинка, отец — ассириец, Грузия – моя родина, здесь я родился, вырос и произнес первое слово – деда (мама). Хочу пожелать всей Грузии душевного покоя и радости. До того, как полюбишь Господа, должен полюбить брата своего. И я хочу, чтобы эта любовь у нас была еще глубже. Желаю всей Грузии, чтобы в ней всегда была радость, чтобы радость была у ее народа вместе с другими этническими меньшинствами. Люблю тебя, Грузия! Что я могу еще сказать?!

© SPUTNIK. DENIS ASLANOV

В грузинском селе сохранили богослужение на древнем арамейском языке

www.gumilev-center.ru

✿✿ Уникальное село в Грузии ☼♥☼ Скидка ↯ на летние ☀♒☀ туры ✈ в Грузию ☎

В православном мире Кандский монастырь имени тринадцати ассирийских отцов — единственный, где богослужение проводится на грузинском и арамейском языках. Село Канда входит в Мцхетский муниципалитет, и там, в основном, проживают ассирийцы.

Местные жители рассказывают, что их кормят руки — они, по большей части, мастеровые. Из инфраструктурных объектов там есть школа и медпункт. Лечиться ездят во Мцхета или Тбилиси, а за продуктами и хозяйственно-бытовыми товарами – в село Мухрани. Говорят, там все относительно дешевле, да и выбор больше.

Более подробно о быте жителей Канда рассказывает духовный наставник проживающих в Грузии православных ассирийцев, схимархимандрит Серафим Бит-Хариби.

— У нас нет точных исторических данных о том, когда было основано село Канда, знаем лишь, что ассирийцы начали поселяться в Грузии после их первого геноцида – с 1833 года. Наши предки — в основном, переселенцы из Ирана, Ирака, Турции и Сирии. В настоящее время в селе проживают более 2000 ассирийцев. Большинство семей – смешанные, и они говорят на грузинском и ассирийском языках.

— Культурным центром Канда является эта церковь. Здесь собирается молодежь. У нас, ассирийцев, популярен фольклор – песни, танцы… Есть у села и свой хореограф – Людмила Биткаш, уникальная и талантливая личность.

Маленький храм мы построили здесь в 1997 году, а в 2013 – Церковь имени 13 святых ассирийских отцов. В ней служба проводится на двух языках – грузинском и арамейском. И это звучит очень красиво. Для нас большая радость, что, по милости Божьей и с благословения Его Святейшества Католикоса-Патриарха Грузии Ильи Второго, установлено богослужение на нашем языке. И это является гарантией, что наш язык не исчезнет. Я здесь служу с 2010 года, и уже шесть лет провожу службы на двух языках.

— Что вы чувствуете, когда молитесь на языке Христа?

— Недавно, во время службы, мы на арамейском языке совершили литургию XIII, XIV веков, которую обнаружили австралийские археологи. Такое чувство, будто находишься в той эпохе, в той эпохе молишься и обращаешься к Господу. Ощущение, что стоишь перед Христом…

Конечно, язык имеет очень большое значение. Лично я рад, что у меня есть возможность проводить службу на арамейском языке. Тем более, что сегодня православные богослужения на нем уже не проводятся нигде в мире, кроме Грузии. Раньше проводились в Сирии, в городе Малула, но не было точно установлено, проводилась ли служба Иоанна Златоуста. А у нас мы проводим службу Иоанна Златоуста и Басила Великого. Вообще, разницы большой нет, за исключением тайных молитв. Очень многие из-за рубежа приезжают, чтобы послушать эти молитвы. Тысячи людей в год посещают нашу церковь, в том числе – православные ассирийские священнослужители.

— Какие, в основном, проблемы, волнуют это село?

— Если бы шесть лет назад вы спросили, что было главной проблемой села, я бы сказал, что безделье. Сегодня ситуация другая. Биржа не для того, чтобы молодые там проводили время. Слава Богу, большинство их них заняты – кто-то учится в вузе, кто-то – осваивает специальности и трудится. Социальные проблемы есть не только у Канда, но и у всей Грузии, и мы на это не жалуемся, кусок хлеба всегда для себя добудем.

Кандский монастырь имени тринадцати ассирийских отцов

— Как бы вы поздравили Грузию со светлым Праздником Пасхи?

— Грузия – одна из тех четырех стран, которые являются уделом Богородицы, и это особая благодать для грузинской земли. У меня мать – грузинка, отец — ассириец, Грузия – моя родина, здесь я родился, вырос и произнес первое слово – деда (мама). Хочу пожелать всей Грузии душевного покоя и радости. До того, как полюбишь Господа, должен полюбить брата своего. И я хочу, чтобы эта любовь у нас была еще глубже. Желаю всей Грузии, чтобы в ней всегда была радость, чтобы радость была у ее народа вместе с другими этническими меньшинствами. Люблю тебя, Грузия! Что я могу еще сказать?!

 

georgiantour.ru

Канда (село, Грузия) Вики

Tools.svg

Эта страница требует существенной переработки.

Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать.Пояснение причин и обсуждение — на странице Википедия:К улучшению/31 августа 2017.
Страна
Населённый пункт
Канда
41°54′17″ с. ш. 44°35′51″ в. д.HGЯO
ГрузияГрузия

Показать/скрыть карты

Канда на картеКанда

Канда

Commons-logo.svg Аудио, фото и видео на Викискладе

Канда — село в Грузии, в области Мухрани. Иногда называется Дзвели-Канда.

Храм в селе Канда

Село Канда входит в Мцхетский муниципалитет. Большинство жителей села являются потомками ассирийцев, перебравшихся в Российскую империю из из окрестностей озера Урмия в Персии (совр. провинция Западный Азербайджан). Большую роль в переселении ассирийцев на территорию Грузии сыграла деятельность Урмийской духовной миссии.

Из почти 2000 жителей села ассирийцы составляют свыше 70 % населения.

Содержание

  • 1 Достопримечательности
  • 2 См.также
  • 3 Внешние ссылки
  • 4 Примечания

Достопримечательности[ | код]

В селе на территории кладбища находится несколько храмов Ассирийской церкви Востока, к которой принадлежит подавляющее большинство ассирийцев СНГ.

В июле 2010 года по благословению Каталикоса-Патриарха всея Грузии Илии II в селе был открыт монастырь в честь Тринадцати Ассирийских отцов (в средние века ассирийцы были также известны как сирийцы, носители сирийского языка). Настоятелем монастыря является схиархимандрит Серафим (Битбунов), окормляющий грузин и ассирийцев-прихожан Грузинской Православной Церкви[1].

См.также[ | код]

Картли

Внешние ссылки[ | код]

Примечания[ | код]

  1. ↑ Мужской монастырь Тринадцати Святых Ассирийских Отцов (Дзвели Канда) — Азбука паломника (рус.). azbyka.ru. Проверено 29 января 2018.
Флаг Грузии Это заготовка статьи по географии Грузии. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

ru.wikibedia.ru

WikiZero - Канда (село, Грузия)

Open wikipedia design.

Tools.svg

Эта страница требует существенной переработки.

Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать.Пояснение причин и обсуждение — на странице Википедия:К улучшению/31 августа 2017.
Страна
Населённый пункт
Канда
41°54′17″ с. ш. 44°35′51″ в. д.HGЯO
ГрузияГрузия

Показать/скрыть карты

Канда на картеКанда

Канда

Commons-logo.svg Аудио, фото и видео на Викискладе

Канда — село в Грузии, в области Мухрани. Иногда называется Дзвели-Канда.

Храм в селе Канда

Село Канда входит в Мцхетский муниципалитет. Большинство жителей села являются потомками ассирийцев, перебравшихся в Российскую империю из из окрестностей озера Урмия в Персии (совр. провинция Западный Азербайджан). Большую роль в переселении ассирийцев на территорию Грузии сыграла деятельность Урмийской духовной миссии.

Из почти 2000 жителей села ассирийцы составляют свыше 70 % населения.

Содержание

  • 1 Достопримечательности
  • 2 См.также
  • 3 Внешние ссылки
  • 4 Примечания

В селе на территории кладбища находится несколько храмов Ассирийской церкви Востока, к которой принадлежит подавляющее большинство ассирийцев СНГ.

В июле 2010 года по благословению Каталикоса-Патриарха всея Грузии Илии II в селе был открыт монастырь в честь Тринадцати Ассирийских отцов (в средние века ассирийцы были также известны как сирийцы, носители сирийского языка). Настоятелем монастыря является схиархимандрит Серафим (Битбунов), окормляющий грузин и ассирийцев-прихожан Грузинской Православной Церкви[1].

Картли

www.wikizero.com


Смотрите также