Грузия самтавро


Древние и новые святыни Мцхеты: Ежевика святой Нины и могила старца Гавриила

Монастырь Самтавро хранит множество святынь: ежевичник святой Нины (Маквловани), часть Животворящего Столпа Светицховели, чудотворные иконы Божией Матери «Иверская» и святой Нины, мощи святого Абибоса Некресского и Шио Мгвимского...

Мцхета – древняя столица Грузии и ее духовный центр. Недаром в древних грузинских источниках город называли «вторым Иерусалимом».

Колокольня XV – XVII вв

На месте, где проповедовала святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии, много веков находится красивейшая церковь Самтавро. Сейчас здесь действует небольшой женский ставропигиальный монастырь святой Нины.

Просвещение Грузии

В 319 году в грузинскую столицу Мцхету вошла каппадокийская девица Нина и начала проповедовать забытое в этих землях учение Господа Иисуса Христа. Вскоре крестилась исцеленная по молитвам святой царица Нана. Царь Мириан, ее муж, вначале не внимал ни проповеди, ни явным чудесам – кроме исцеления супруги, он во время языческого жертвоприношения был свидетелем низвержения идолов по молитвам святой Нины (это событие совпало с днем празднования Преображения Господня).

Монахиня возле иконы святой Нины (1870), привезенной из Петербурга

Один раз, отправившись на охоту, Мириан стал размышлять о том, чтобы предать мучениям царицу Нану и святую Нину. В этот момент солнце померкло, и напуганный царь взмолился к «Богу Нины». Тьма рассеялась.

После этого события Мириан вместе со свитой крестился. В 324 или 327 году христианство было объявлено государственной религией Грузии.

История Самтавро

После смерти святой Нины в Бодби, царь Мириан построил возле ежевичника, где она проповедовала, маленький храм – ныне это часовня “малая церковь святой Нино”.

Ежевичник святой Нины

Чуть западней устроена «Верхняя церковь» Преображения Господня – Самтавро («нижней церковью» называли церковь Светицховели).

Здесь хранится частица Столпа животворящего (Светицховели)

Здесь царская чета и была похоронена.

Гробницы святых царя Мириана и царицы Наны

С V века Самтавро – кафедральный собор.

Храм Самтавро

Нынешняя церковь Самтавро хранит облик, приобретенный ею в 30-40 годы IX века, во времена царствования Георгия I. По указу католикоса Мелхиседека храм расширили, пристроили южные врата и украсили оригинальным орнаментом, равного богатству и тонкости работы которого нет ни в одном храме Грузии.

Малая церковь святой Нины

Комплекс Самтавро многократно перестраивался и дополнялся. На сегодняшний день кроме храма Преображения и малой церкви святой Нины сохранились колокольня XV-XVII веков и башня-крепость XVII века. В том же XVII веке «верхняя церковь» была расписана сохранившимися до наших дней фресками.

Святой диссидент

Монастырь Самтавро хранит множество святынь: ежевичник святой Нины (Маквловани), часть Животворящего Столпа Светицховели, чудотворные иконы Божией Матери «Иверская» и святой Нины, мощи святого Абибоса Некресского и Шио Мгвимского…

Чудотворная Иверская икона Божией Матери

Одна из святынь – современная: могила архимандрита Гавриила (Ургебадзе) (1929-1995).

Могила архимандрита Гавриила (Ургебадзе)

Отец Гавриил уже прославлен официально. Его поучения, дар прозорливости и исцеления от болезней еще при жизни привлекали христиан и просвещали неверующих.

Юродивый с детства

Еще в детстве Васико Ургебадзе уверовал во Христа и проповедовал Евангелие. Тогда же он начал юродствовать – ребенком он часто садился в мусор, говоря: «Ты мусор, не будь о себе большого мнения».

Даже служа в армии, он продолжал поститься и ходить в храм (он служил в Батуми, где действовала церковь святителя Николая). После армии его объявили психически больным. В дальнейшем это спасло ему жизнь.

Своими руками Васико построил храм во дворе своего дома в Тбилиси. Несколько раз его разрушали власти, но каждый раз он его отстраивал заново.

«Расстрелять без суда и следствия»

Монашеский постриг он принял в 1955 году. А в 1965 на первомайской демонстрации совершил беспрецедентный поступок – публично сжег портрет Ленина. Ужаснувшемуся народу пояснил:

– Я это сделал, потому что нельзя боготворить человека. Там, на месте портрета Ленина, должно висеть Распятие Христа. Зачем вы пишете: «Слава Ленину», ведь такая слава не нужна человеку. Надо писать: «Слава Господу Иисусу Христу, который победил смерть и подарил нам вечную жизнь».

Монаха Гавриила избила толпа. Полуживым его доставили в изолятор КГБ. В Москве узнали о преступлении и потребовали расстрелять мятежника без суда и следствия. Пытками его заставляли признать, что он совершил поджог по заданию Церкви, но монах был тверд, и на допросе называл Ленина «зверем» и «приспешником сатаны».

Типичный грузинский подсвечник

В конечном итоге, приговор отменили (возможно, потому, что о деле отца Гавриила много писали в иностранной прессе). Монаху Гавриилу был поставлен диагноз: «психопатическая личность, предрасположенная к психозным шизофреноподобным провалам». Психиатры объявили, что он постоянно находится в галлюцинациях.

Фрески

После этого отец Гавриил начал явно юродствовать: изображать пьяного, проповедовать на улице…

«Здесь будут службы Богу»

В 1971 году он был назначен настоятелем в Самтавро, но почти двадцать лет он скитался и служил в разрушенных или заброшенных во время коммунистического режима храмах.

– Мы дождемся, что эти церкви и монастыри будут восстановлены, и здесь вновь будет проводиться служба Божья, – говорил он.

В последние годы жизни он жил в башне монастыря Самтавро и тяжело болел водянкой. Умер 2 ноября 1995 года.

Башня-крепость XVII в.

Говорят, чада отца Гавриила так любили его, что не могли заставить себя засыпать гроб. Комья земли кидали вокруг могилы, и на глазах у хоронивших земля как бы обняла гроб, смыкаясь над ним…

Поучения старца Гавриила

– Выше всех канонов и уставов – любовь. Если ненавидишь хотя бы одного человека – отвратителен перед Богом. Надо любить всех. Но если не можешь, хотя бы желай всем добра. В последние времена людей спасёт любовь, смирение и доброта. Доброта откроет врата Рая, смирение введет туда, а любовь покажет Бога.

– В последнее время сторонники антихриста будут ходить в церковь, будут креститься и будут проповедовать евангельские заповеди. Но не верьте тем, у кого не будет добрых дел. Только по делам можно узнать настоящего христианина.

– Ты не осуждай, судия – сам Бог. Тот, кто осуждает, как пустой колос пшеницы, у которого всегда поднята голова и который поэтому всегда смотрит на других сверху в низ. Если увидишь убийцу, или блудницу, или пьяницу, валяющегося на земле, не осуждай никого, потому что Бог отпустил их повода, а твой повод держит в руках. Если твой тоже отпустит, ты окажешься в худшем положении: можешь впасть в тот грех, в котором осуждаешь другого и погибнуть.

– Сначала лечит Бог, а потом врач, но кто не благодарит врача, не благодарит Бога. Труженик достоин награды. Ум и руки врача творят богоугодные дела.

– Для Бога не важно, кто ты: монах или мирянин. Главное – это стремление к Богу. Но сможет ли кто-нибудь достичь совершенство? Однако стремлением человек и спасается. С монашествующего спросится монашеское, а с мирянина – мирское.

– Ненавидьте зло. Человека же, творящего зло, любите и жалейте. Может быть, тот, кто сегодня творит зло, завтра молитвой, слезами, постом и покаянием очистится и станет подобен ангелу – всё в воле Божией. Много было таких случаев.

Колокол – дар Троице-Сергиевой Лавры (1897)

Родословие Христа. Современная вышитая икона

Протоиерей Александр Ильяшенко. Кладбище возле храма

Фотогорафии Юлии Маковейчук

www.pravmir.ru

Посещение монастыря Самтавро в городе Мцхета

Если вы не бывали в древних монастырях Грузии, то можно сказать, что вы почти ничего не знаете о стране. Это значительная часть ее истории, ее гордость и душа.

Одним из таких монастырей является Самтавро. Он знаменит тем, что служит усыпальницей первым правителям Грузии – царю Мириану и его жене Нино. Они приняли христианство от известной Святой Нино, которая по приданию и привела весь грузинский народ к вере в 324 году. Название храма дословно переводится как «царская территория».

Здание основного монастыря многократно перестраивалось, но основание было заложено еще в IV веке. В XIII-XIV веках на территории страны были сильнейшие землетрясения, которые нанесли храму значительные повреждения.

После в здании перестраивали часть стен и купол, возвели алтарную преграду, сделали колокольню из трех ярусов. Окончательно монастырь был построен уже в 1820-м году.

Фрески, которыми украшены стены храма, датируются примерно XVI — XVII веками.

В ограде монастыря также покоятся мощи Святого Гавриила, которого знают во всей Грузии, очень любят и почитают. В 2012 году он был причислен к лику святых.

На территории комплекса находятся останки Святого Авива Некресского – одного из основателей монашества в Грузии. Во время захвата здешних земель персами, навязывавшими местным жителям язычество, Авив ходил по деревням и проповедовал христианскую веру.

По приданию, он обратил в православие не только кахетинцев, но и некоторых персов, отказавшихся от языческой веры. Легенда гласит, что персы его схватили, убили и бросили на съедение зверям, но животные не коснулись тела святого.

Монастырь находится в древнем городе Мцхета. На протяжении нескольких веков Самтавро был местом сосредоточения немаловажных событий в церковной жизни христианства и благодаря своей популярности и многочисленным подношениям был одним из самых богатых храмов в Грузии.

Верхняя церковь (Самтавро) по завету ее основателя была построена для него самого и всего грузинского народа, а нижняя была неприкосновенна для простых людей – Святая святых.

Всего в комплекс входит несколько зданий: Преображенский храм – самое главное и масштабное строение на его территории, церковь Святой Нино, храм Архангела Михаила, небольшая колокольня и крепостная башня. Стены главного храма украшены искусно исполненным орнаментом, подобных которому нет в грузинской архитектуре.

Роспись стен в церкви Святой Нины в наше время сохранилась очень плохо и в ней едва различимы очертания фигур. Но есть свидетельства, что на них были изображены женские фигуры пышных форм, не уступающие живописи знаменитых мастеров эпохи Ренессанса. Это совершенно не увязывается с общей строгостью православного храма.

На данный момент святыня охраняется ЮНЕСКО как часть культурного наследия человечества.

Самтавро – действующий женский монастырь. Когда-то здесь был пансион для девушек, где они обучались святой вере, чтению и вышиванию, учились быть добродетельной женой и матерью.

Посещение монастыря бесплатно, но правилом хорошего тона будет оставить в нем подаяние. Фотографировать на территории комплекса запрещено. Добраться до комплекса довольно просто – из Тбилиси регулярно ходят рейсовые автобусы или можно арендовать авто. Найти дорогу до храма легко можно по указателям на автомагистрали.

В таких местах душа будто замирает внутри, трепещет и тело наполняется благодатью и осознанием какой-то древней мудрости. Здесь человек действительно ощущает себя ближе к Богу.

Хотите приехать сюда? Команда Viva-Georgia организует для вас экскурсию или тур, составит оптимальный маршрут путешествия и окажет любую другую помощь в поездке.

Галерея

v-georgia.com

САМТАВРО

Монастырь Самтавро в Мцхета. Монастыри Мцхета. Достопримечательности Мцхета. История храма Самтавро.

АДРЕС: Мцхета

АДРЕС НА КАРТЕ

На территории монастыря Самтавро находятся могилы первого христианского царя Грузии — Мириана, его жены Наны и святого старца Гавриила. Храм является частью комплекса Самтавро-Преображенской церкви и женского монастыря Святой Нино, в котором проживает около пятидесяти послушниц. Храм Самтавро воздвигнут в 4 веке царем Мирианом. На сегодняшний день это святое место с множеством святых реликвий в стенах храма: чудотворная икона Иверской Божьей Матери, Святой Нино, мощи Святого Абибоса Некресского, часть камня с могилы Святой Нино (в Бодбе), мощи Святого Шио Мгвимского.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЁИ И КАРТА МЦХЕТА

lebristolgeorgia.ru

Самтавро

Краткий исторический очерк Очень значительный и с исторически-религиозной точки зрения значительный храм в Мцхета. Впервые он упоминается в 20-30 годах V века, когда при картлийском царе Арчиле храм Светицховели рухнул и Иона, бывший в ту пору архиепископом Мцхета, перенес свою резиденцию в «Гареубани» (можно перевести как «окраина»). Именно так называлось до этого то место, где сегодня возвышается современный храм Самтавро. Это новое имя он получил именно в связи с упомянутым событием, ибо слово переводится как «место, где пребывает предводитель». Особо нужно подчеркнуть, что в историческом документе упоминается некая церковь, стоявшая в этом месте, в которую архиепископ и перенес свою резиденцию. Судя по всему, речь идет о церкви святой Нино, которая и сегодня является составной частью комплекса. Датируется она IV веком и является одной из древнейших в Грузии. В Самтавро несколько очень значительных могил. Помимо царя Мириана и царица Наны, принявших христианство и превративших его в государственную религию, здесь покоятся мощи святого Абибоса (VI век), основателя Некресского монастыря, которого персы схватили, перевезли в Мцхета, а затем казнили. Расширился Самтавро в первой половине XI века в годы правления Георгия I (1014-1027), имя которого связано со строительством Светицховели. В годы нескончаемых нашествий и упадка Картли религиозная жизнь в монастыре пришла в упадке, но была возрождена в 1820 году десятью монахинями, которые основали здесь женский монастырь, существующий поныне.

В 90-х годах ХХ века в башне Самтавро провел последние годы своей жизни старец Габриэль, являющийся самым великим святым в новейшей истории Грузии. Его могила считается чудотворной и притягивает большое количество верующих.

trip-about-georgia.astrolabe.su

Самтавро

Самтавро – монастырский комплекс XI века, находящийся в центре Мцхета. Мо­настырь состоит из большого епископского собора, церкви Св. Нино, колокольни, ограды, башни и пос­тро­енных позже жилых и служебных помещений. Согласно историческим источникам, здесь в VI-VIII вв. находилась резиденция эрисмтавари Картли, откуда и произощло название – Самтавро. Здесь жила Нино, пришедшая в Грузию проповедовать христианство. В настоящее время в Самтавро находится женский монастырь.

Большой собор представляет собой большое крес­тово-купольное строение (27X23 м.) с пристрой­ками с южной, северной и западной сторон. В 1283 году в результате землетрясение обвалился купол, который восстановили на рубеже XIII-XIV вв. В конце XVII в., во II половине XIX в. и в 1974 годах собор капитально отремонтировали. В юго-западном углу находятся могилы первого царя-христианина Грузии Мириана и царицы Наны. Надгробный памятник обновлён в XIXв. Росписи собора относятся к XVII в.

Церковь Св. Нино является небольшим (6,2X3,9м.) купольным строением и находится к востоку от большого собора. Его построил царь Мириан на месте зарослей ежевики, где первоначально остановилась Святая Нино. На фресках интерьера церкви изоб­ражены отдельные моменты из жизни Св. Нино и другие сюжеты. Росписи примитивны и относятся к позднему периоду.

Трёхэтажная колокольня (4,7X5,8 м.), находя­щая­ся на возвышенном холме в двадцати метрах к се­веро-западу от собора, построена в XV-XVI в. из хорошо обтёсанных желтовато-серых квадров пес­чаника. Из ограды осталась только повреждённая цилиндрическая башня, которая находится в юго-западном углу двора и была построена в XVIII в. (эта башня в настоящее время является общежитием женского монастыря). Существующая крепостная стена относится к XIX в.

Самтавро – монастырский комплекс XI века, находящийся в центре Мцхета. Мо­настырь состоит из большого епископского собора, церкви Св. Нино, колокольни, ограды, башни и пос­тро­енных позже жилых и служебных помещений. Согласно историческим источникам, здесь в VI-VIII вв. находилась резиденция эрисмтавари Картли, откуда и произощло название – Самтавро. Здесь жила Нино, пришедшая в Грузию проповедовать христианство. В настоящее время в Самтавро находится женский монастырь.

Большой собор представляет собой большое крес­тово-купольное строение (27X23 м.) с пристрой­ками с южной, северной и западной сторон. В 1283 году в результате землетрясение обвалился купол, который восстановили на рубеже XIII-XIV вв. В конце XVII в., во II половине XIX в. и в 1974 годах собор капитально отремонтировали. В юго-западном углу находятся могилы первого царя-христианина Грузии Мириана и царицы Наны. Надгробный памятник обновлён в XIXв. Росписи собора относятся к XVII в.

Церковь Св. Нино является небольшим (6,2X3,9м.) купольным строением и находится к востоку от большого собора. Его построил царь Мириан на месте зарослей ежевики, где первоначально остановилась Святая Нино. На фресках интерьера церкви изоб­ражены отдельные моменты из жизни Св. Нино и другие сюжеты. Росписи примитивны и относятся к позднему периоду.

Трёхэтажная колокольня (4,7X5,8 м.), находя­щая­ся на возвышенном холме в двадцати метрах к се­веро-западу от собора, построена в XV-XVI в. из хорошо обтёсанных желтовато-серых квадров пес­чаника. Из ограды осталась только повреждённая цилиндрическая башня, которая находится в юго-западном углу двора и была построена в XVIII в. (эта башня в настоящее время является общежитием женского монастыря). Существующая крепостная стена относится к XIX в.

travelingeorgia.ge

Старец Гавриил Ургебадзе: пророчества о России

Из многих стран мира едут паломники в древнюю столицу Грузии, город Мцхету, где в женском монастыре Самтавро покоятся мощи старца Гавриила Ургебадзе – величайшего духовного подвижника XX века. При жизни авторитет старца был столь высок, что после блаженной кончины, последовавшей в ноябре 1995 года, потребовалось лишь семнадцать лет (необычайно короткий срок) для прославления его в лике святых Грузинской православной церкви.

Детство и юность будущего святого подвижника

Старец Гавриил Ургебадзе, пророчества которого сегодня так волнуют многих людей, родился 26 августа 1929 года в Тбилиси, и во святом крещении, совершённом в церкви великомученицы Варвары, получил имя Годердзи. Его отец, Василий Ургебадзе, как и многие люди тех лет, был убеждённым коммунистом, но жизнь ему была отпущена короткая и трагическая. Седва исполнилось два года, когда отец погиб от рук неизвестных убийц.

Его вдова, мать малолетнего Годердзи, Варвара Ургебадзе, в отличие от своего покойного мужа, была женщиной крайне набожной. Забегая вперёд, отметим, что господь послал ей долгую и благочестивую жизнь. Приняв монашеский постриг с именем Анна и на пять лет пережив сына, она скончалась в том самом монастыре, где ныне покоятся его святые мощи. Годердзи был не единственным ребёнком в семье. Кроме него, подрастали старший брат Михаил и сестра Эмма. Впоследствии к ним добавилась единоутробная сестра Джульетта, рождённая во втором браке матери.

Ныне глубоко почитаемый у себя на родине и за её пределами грузинский старец Гавриил Ургебадзе начал свой религиозный путь в самом раннем детстве. По воспоминаниям знавших его в юные годы, ещё ребёнком он отличался молчаливостью и склонностью к уединению. Обычным детским забавам своих сверстников Годердзи предпочитал чтение духовных книг и посещение церкви.

Первые шаги ко Христу

Любопытна история, послужившая толчком к началу проявления этой его наклонности. Она известна сегодня из воспоминаний подруг его матери. Однажды мальчик стал свидетелем ссоры двух женщин, во время которой одна из них воскликнула: «Ты меня распяла, как Христа!». Значение этих слов было непонятно ребёнку, и взрослые, к которым он обратился за разъяснениями, посоветовали ему обратиться в церковь.

Так случилось, что дать первое наставление будущему святому Господь сподобил не настоятеля храма, куда впервые в жизни пришёл Годердзи, а церковного сторожа. Он в доступной форме рассказал мальчику о великой жертве Христовой и посоветовал мальчику прочитать Евангелие. Экономя на школьных завтраках, он скопил нужную сумму и, купив в церковной лавке святую книгу, не расставался с ней до конца своей жизни.

Ещё в школьном возрасте старец Гавриил Ургебадзе стал известен среди окружавших своими паломничествами в монастыри Бетани и Марткопи, а также отчасти и проявлениями юродства, встречавшими одобрение и сочувствие. Уже тогда за ним укрепилась слава человека, которому господь открывает сокровенные тайны, и в годы войны, несмотря на совсем юный возраст, к нему за духовной помощью обращались многие, чьи родные ушли на фронт.

Вера в бога, приравненная к безумству

В 1949 году двадцатилетний Годердзи был призван на военную службу, но даже и там не порывал с религией, что в годы тотального атеизма было делом весьма рискованным. Находясь в составе пограничной части, дислоцированной в Батуми, он по секрету от начальства посещал церковь святого Николая, соблюдал все предписанные церковью посты и старался вести духовные беседы с сослуживцами. Однако тайное, как известно, рано или поздно, становится явным.

Чтобы избежать неприятностей и обвинений в низком политическом уровне личного состава, командование части поспешило комиссовать неугодного им солдата в связи с наблюдавшимся у него якобы психическим расстройством. Юношу передали гражданским властям, которые в те годы также косо смотрели на религиозно настроенных людей, как и их военные коллеги.

В результате Годердзи направили в психиатрическую больницу на обследование, где основным и, по всей видимости, единственным симптомом помешательства признали видение Божьей Матери, которое ему было ещё в детстве. Однако этого оказалось достаточно, и совсем ещё молодой человек был признан психически больным, в результате чего вопрос трудоустройства для него стал неразрешимой проблемой.

Начало церковного служения

Пенсия, выплачиваемая ему по инвалидности, была столь мала, что её не хватало даже на самую скромную жизнь, и старец Гавриил Ургебадзе оказался в крайне сложном положении. Однако господь, как известно, не оставляет милостью уверовавших в него. Своему верному слуге он послал помощь в лице грузинского католикоса-патриарха Мелхиседека III, узнавшего о его злоключениях, и распорядившегося принять на работу в тбилисский Сионский кафедральный собор. Там, оказавшись, наконец, среди близких ему по духу людей, Годердзи исполнял вначале обязанности сторожа, а затем и псаломщика.

Его интерес к духовной литературе, проявившийся ещё в детские годы, принёс свои плоды. Изрядно осведомлённый в богословских вопросах и укреплённый в вере, он в январе 1955 года был рукоположен в сан дьякона, а спустя месяц в Кутаисском монастыре Моцамета пострижен в монахи. Отныне смиренный раб божий Годердзи стал именоваться Гавриилом в честь преподобного Гавриила Афонского, чудесным образом прошедшего по воде и вынесшего на берег приплывшую морем Иверскую икону Божьей Матери.

В последних числах февраля 1955 года новопостриженный инок Гавриил был рукоположен в иеромонахи, то есть принял священнический сан, позволявший ему совершать шесть из семи установленных в православии таинств – причащение, крещение, венчание и т. д.

В течение последующих пяти лет старец Гавриил Ургебадзе исполнял послушание в качестве священника Сионского кафедрального собора, где некогда начинал церковным сторожем. Затем провёл два года в монастыре Бетани, а после его закрытия вернулся в Тбилиси, где служил в соборе Пресвятой Троицы.

Самовольное строительство часовни

К этому периоду его жизни относится любопытный эпизод, память о котором сохранилась до наших дней. Ещё в пятидесятые годы, вернувшись из армии, он начал во дворе своего дома строить из бросового материала небольшую часовню, которую местные власти неоднократно разрушали. Избежать серьёзных наказаний за самоуправство ему помогла тогда справка о невменяемости.

Наконец на него махнули рукой, и отец Гавриил смог довести дело до конца. Он сделал всё своими руками, и даже иконы подобрал на местных свалках, а затем, отреставрировав, поместил в самодельные оклады. В середине шестидесятых годов его труд был завершён, и с тех пор построенная им часовня стоит во дворе дома №11 по Тетрицкаройской улице его родного Тбилиси.

Вызов, брошенный имперской идеологии

Однако в те годы далеко не всё складывалось благополучно в жизни отца Гавриила. Ярким тому примером может послужить инцидент, произошедший во время первомайской демонстрации 1965 года, когда на глазах у всех он поджёг двенадцатиметровый портрет Ленина, выразив таким образом свой протест против поклонения кому бы то ни было, кроме бога.

Разъярённая толпа людей набросилась на него, в результате чего старец Гавриил Ургебадзе был избит, а затем доставлен в городское отделение КГБ. В тот день на его теле врачи насчитали восемнадцать переломов.

Избежать тюрьмы помогла всё та же медицинская справка о невменяемости. Сыграл роль и широкий международный резонанс, который благодаря группе диссидентов приняло его дело. Продержав мятежного иеромонаха три месяца в психиатрической больнице, власти были вынуждены выписать его с подтверждением прежнего диагноза.

Жертва предательства

Произошедший инцидент имел последствия, навсегда оставшиеся позорным пятном на совести ряда грузинских церковных иерархов. В угоду властям они запретили настоятелям пускать отца Гавриила во вверенные им храмы, а в случае непокорства предписывали выгонять силой или прибегать к помощи милиции.

Это был страшный и подлый удар, нанесённый к тому же своими братьями-единоверцами, знавшими, что святой старец Гавриил Ургебадзе, способный по нескольку дней обходиться без еды и сна, не мог жить без церковных служб, и особенно без причастия святых даров. Очевидцы рассказывали, что такое низкое предательство повергло его в смятение, и он от бессилия плакал, поверяя своё горе лишь самым близким людям.

Юродивый монастыря Самтавро

В начале восьмидесятых годов, гонимый официальными церковными и светскими властями, отец Гавриил нашёл пристанище в женском монастыре Самтавро. Крайний аскетизм, в рамках которого проходила его жизнь, произвёл впечатление даже на видавших виды инокинь.

По их воспоминаниям, старец-архимандрит Гавриил Ургебадзе поселился в помещении бывшего курятника, насквозь продуваемого зимними ветрами, и наотрез отказывался принять от них какие-либо тёплые вещи. Часто его можно было видеть стоящего босиком на покрытом льдом и снегом монастырском дворе.

Вначале такое поведение вызывало недоумение сестёр, однако вскоре они убедились, что за внешним юродством кроется великий подвиг смирения. Но главное, о чём свидетельствуют насельницы монастыря, это неиссякаемая любовь, которой буквально светился старец Гавриил Ургебадзе.

Книга «Диадема старца», написанная о нём через несколько лет после кончины и включившая в себя воспоминания самых различных людей, знавших святого подвижника, полна подтверждений их слов. Он ничего не желал для себя лично и всё щедро дарил окружающим.

Кончина отца Гавриила и последующая канонизация

В последние годы своей жизни преподобный страдал водянкой, которая и стала причиной его смерти, наступившей 2 ноября 1995 года. Исполняя последнюю волю покойного, тело предали земле не в гробу, а лишь обернув простой циновкой. Также и место своего упокоения старец указал сам, избрав обитель, где некогда подвизалась просветительница Грузии святая равноапостольная Нина.

Можно с полной уверенностью сказать, что в восьмидесятые годы и всю первую половину девяностых одним из самых почитаемых религиозных авторитетов в республике был именно старец Гавриил Ургебадзе. Книга, о которой упоминалось выше, содержит в себе много несомненных тому доказательств. В ней собраны подлинные свидетельства чудес, совершавшихся по его молитвам.

Но ещё больше их стало происходить на его могиле, к которой после похорон не иссякал поток паломников. Стало очевидным, что и после смерти не оставлял своих почитателей старец Гавриил Ургебадзе. Молитва, произнесённая с верой и упованием (как учил он при жизни), несла людям скорое и ощутимое исцеление.

Всё это послужило причиной тому, что в декабре 2012 года решением Священного синода Грузинской православной церкви вчерашний изгнанник был канонизирован в лике преподобных. Тогда же была написана хорошо известная сегодня икона старца Гавриила Ургебадзе, а также составлен подобающий случаю акафист. Следует отметить, что это уникальный случай, когда временной интервал между кончиной и прославлением составил всего семнадцать лет, обычно он включает в себя несколько десятилетий, а порой и веков.

Поучения старца Гавриила Ургебадзе

Известно, что во дни своей земной жизни преподобный не вёл записей, но щедро делился мыслями со всеми приходившими к нему. Многие из тех, кому довелось слышать его слова, сохранили их в своих дневниках, и благодаря этому стало достоянием миллионов людей всё, что хотел сказать им Гавриил Ургебадзе. «Диадема старца» – не просто сборник воспоминаний, это во многом учебник истинно христианской жизни.

Достаточно вспомнить лишь некоторые его наставления. Например, отец Гавриил учил бояться не самой смерти, которая, по его словам, является ничем иным, как преображением человека, ступившего в иной мир, а суда божьего, ожидающего каждого из нас за гранью вечности. Для большей выразительности, он прибегает к сравнению, приводя в пример волнение, ощущаемое перед лицом обычного институтского экзаменатора, и после этого предлагает представить те чувства, которые нахлынут на нас пред ликом Вечного Судии.

Как уже говорилось, все знавшие старца свидетельствовали о его безграничной любви к людям без различия их личных качеств и социальной принадлежности. Именно этому, столь редкому в наши дни качеству посвящено одно из его наиболее известных наставлений. Отец Гавриил учил, что любовь – это не врождённый талант, а искусство, которому следует упорно учиться, но тот, кто сумеет его постичь, обретёт высшее счастье.

Приведём лишь ещё одно его высказывание, на этот раз относящееся к тем, кто, отрешившись от суетного мира, ступил на путь монашеской жизни. Старец опровергает установившееся мнение, что затворившись в обители, инок все свои помыслы должен обратить лишь к богу, игнорируя происходящее вокруг. Он буквально говорит, что нет спасения тому монаху, который не болеет душой о недугах своего народа. Иными словами, служитель божий обязан оставаться патриотом и гражданином.

Старец Гавриил Ургебадзе, пророчества о грядущих днях

Но не одними только поучениями, подкреплёнными собственным жизненным примером, запомнился жителям республики их прославленный соотечественник. Среди духовного наследия, которое оставил после себя старец Гавриил Ургебадзе, пророчества о России и Грузии занимают совершенно особое место, и сегодня, как никогда, становятся объектом всеобщего внимания.

О том, что в них он предсказывал будущее обеих республик, явствует из его собственных слов. Он говорил, что обе они являются тем крестом, на котором он принимает добровольное распятие. Правда, если быть абсолютно точным, то следует отметить, что сказано было: «Грузия и пол-России…», но этим он, видимо, желал подчеркнуть, что предсказания в большей степени относятся всё же к его родине.

Грузинский старец Гавриил Ургебадзе пророчества свои во многом уподоблял тому, что ещё два тысячелетия назад говорил на страницах Апокалипсиса святой Иоанн Богослов. Как и святой апостол господень, он предрекал приход в мир сил антихриста, но в гораздо более близкие сроки, чем может показаться поверхностному наблюдателю.

Обращаясь одновременно и к современникам, и к будущим поколениям, старец не пытался поселить в них ощущение безысходности, так как безгранично верил во всемогущество божие и конечную победу сил света и добра, но старался наставить и уберечь от гибельных ошибок.

В частности, он предупреждал о том, что наступят времена, когда служители антихриста начнут проповедовать в церквях евангельские истины, умышленно искажая их своим превратным толкованием, и тем попытаются подменить истинную веру её видимым подобием. Старец Гавриил Ургебадзе призывал каждого, прежде чем отверзать слух чьим-либо проповедям, хорошенько убедиться, соответствуют ли дела пастыря тем высоким словам, которые он произносит.

Этим преподобный возвращает нас к евангельским строкам, где подобная мысль прозвучала в устах Иисуса Христа. В позднейшие времена о том же предупреждали многие российские святые, но старец Гавриил Ургебадзе пророчества о России и Грузии дополнил одним совершенно неожиданным предсказанием, в которое, по всей видимости, вкладывал некий иносказательный смысл.

Он говорил о том, что настанут времена, когда люди, желая вырваться из сетей дьявола (а их у него ровно 666), будут ждать спасение из космоса, которое, по их расчётам, должны принести с собой некие инопланетные существа. Но подобные ожидания будут тщетны, так как эти пришельцы, по словам старца, сами окажутся слугами врага рода человеческого.

Едва ли следует понимать это пророчество в буквальном смысле – преподобный Гавриил был далёк от научной фантастики. Очевидно, разгадку его слов следует искать в некоей аллегории. Не исключено, что таким образом он пытался предостеречь от упований на постороннюю помощь в деле становления России. Даже господь не избавляет нас от трудов, но по молитвам посылает необходимые силы и разум для их выполнения. Дьявол же, наоборот, стараясь отвратить человека от полезного деланья, насылает на него несбыточные надежды и мечтания. Россию, по словам старца, впереди ждёт свет божьей правды, но путь к нему невозможен без опоры на Христа.

Конкретно же о судьбе Грузии старец говорил, что она воскреснет, подобно Лазарю, но не раньше, чем во главе её встанет коронованный царь. Оставим толкование этого пророчества нынешним грузинским политикам.

Старчество – духовная опора церкви

В наши дни, когда всё большее количество людей обращается к церкви, ища в ней свою духовную опору, особую актуальность получают высказывания святых отцов, жизнью своей стяжавших благодать божью. Их мудрость – это тот хлеб, вкушая который, обретает силы и человек, имеющий за спиной богатый опыт христианской жизни, и вчерашний неофит. Старцы Гавриил Ургебадзе, Серафим Вырецкий, Амвросий Оптинский, а также многие их предшественники являются тем фундаментом, на котором неколебимо высится здание Церкви Христовой.

fb.ru


Смотрите также