Грузия пиросмани


Нико Пиросмани и его шедевры за еду

Нико Пиросмани — честный и нищий художник, писавший пронзительные шедевры на дешевой клеенке за еду.

Пиросмани был примитивистом. Из тех художников, про которых люди, далекие от искусства и его понимания, говорят «Да я бы сам не хуже нарисовал». Но только слепой может не увидеть всю пронзительность живописи грузинского художника.

За кажущейся наивностью нарисованных на клеенке животных и праздничных застолий скрыты глубокие чувства, боль сквозь радость и радость сквозь боль. И все это становится более чем очевидно, если знать хоть немного о жизни Нико Пиросмани.

AdMe.ru восхищается талантом и внутренней силой художника-самоучки из маленькой грузинской деревни. И надеется передать часть своего восхищения и вам.

Где и когда родился Нико Пиросманашвили, долгое время было неизвестно. Уже через много лет после смерти художника исследователи перевернули архивы и половину Грузии и выяснили год и место рождения — 151 год назад в маленькой кахетинской деревне Мирзаани. В настолько бедной семье, что уже ребенком будущее достояние Грузии отдали в услужение в богатую тифлисскую семью, где он был слугой до 20 лет.

Рисовать он начал тогда же, когда устроился кондуктором на железную дорогу. Первой его работой был портрет начальника с женой. И, похоже, что он не удался, потому что Нико тут же вылетел с работы.

Пиросмани не был «хрестоматийным» бедным грузином того времени. В нем было не очень много знаменитой врожденной веселости, он не был хитрым, не мог приспосабливаться к условиям и зарабатывать деньги. Честный, тихий, гордый интеллигент из крестьянской семьи, мечтающий только о том, чтобы рисовать.

Он перебивался нищенским доходом, торгуя молоком, но лавку свою очень любил — потому что разрисовал ее пышными цветами. А картины просто дарил своим покупателям, некоторые отдавал перекупщикам в тщетной надежде выручить немного денег. Это было, мягко говоря, не совсем то, что хотели покупать жители Тифлиса.

От голода Пиросмани сбежал из Тифлиса обратно на родину. Расписал и свой дом в Мирзаани, созвал пир, а потом написал про этот пир четыре картины. Которые в результате подсказали ему, как же совместить не самую голодную жизнь на свете с живописью.

Вывеска для пивной «Закатала»

Нико вернулся в большой город и стал за еду, вино и немножко денег расписывать вывески для духанов. Или писать тематические картины. Денег на холсты и доски не было ни у художника, ни у духанщиков, и поэтому он брал то, что было в прямой досягаемости — клеенки со столов. Клеенки были в основном черные, что во многом определило то, как стала выглядеть его живопись. И невзирая на черный цвет «холста», краски его картин всегда были чистыми и сильными.

Натюрморты, веселые застолья, сцены крестьянское жизни, животные, лес — вот темы, которые вдохновляли Пиросмани. Он никогда не мог удовольствоваться чем-то одним. Когда ему надоело писать для духанов виноград и мясо, он начал писать людей. И даже придумывать странные названия для своих «клиентов» — например, «Одному не надо пить».

У Нико Пиросмани не было своей семьи. Ни жены, ни детей. Зато была любовь к актрисе по имени Маргарита. Любовь всепоглощающая, болезненная и, к сожалению, безответная. Она не обратила внимания на его ухаживания, завоевать возлюбленную не помог даже ее портрет, который художник так и назвал — «Актриса Маргарита».

О его последней попытке покорить сердце неприступной красавицы в советские времена была написала известнейшая песня. Ее знают все, кто родился в СССР — «Миллион алых роз».

Это были вовсе не розы, конечно, и никто не знает точно, сколько было цветов на самом деле, но Нико прибыл к дому Маргариты ранним утром в день своего рождения в сопровождении повозок, доверху груженых самыми разными цветами. Он усыпал всю улицу перед домом актрисы так, что не было видно мостовой.

Тощий и бледный, он ждал, когда же она выйдет. Маргарита вышла из дома, пораженная, поцеловала Нико в губы и ушла. Никакого хэппи-энда не случилось.

Бездетный миллионер и бедная с детьми

У каждого свое несчастье и мерило для него, считал Пиросмани.

Счастье — это было не то, для чего оказался рожден Нико Пиросмани. Он умер от голода и холода в полнейшей нищете в мае 1918 года. После того как сухой закон прикрыл почти все духаны Тбилиси, и ему нечем стало зарабатывать на жизнь. Пиросмани было 56 лет. Ему и раньше приходилось трудно, но так, как в то время — никогда. Ранее гордый и самолюбивый, теперь он был готов на все. Он соглашался съесть тарелку супа и кусок хлеба, которые давали ему из милости. Ночевал в подъездах, забираясь в темные углы, стараясь остаться незамеченным под лестницей, скорчиться так, чтобы меньше ощущать сырой пронизывающий холод. К утру тело застывало, и он с трудом разгибался. Глубокий кашель не оставлял его, ноги, руки, спина, грудь болели. Его нашли в ледяном подвале, где он пролежал в беспамятстве три дня, и отвезли в больницу. Там Пиросмани и умер, не приходя в сознание.

Белая свинья с поросятами

Через два года после смерти художника к нему пришла слава, росшая год от года. Из двух тысяч работ Пиросмани сохранилось не более трехсот. Они хранятся в Тбилиси, Москве, Лондоне, Париже и других городах.

Со стен десятков галерей и музеев на людей смотрят простые грузинские крестьяне и человеческие глаза животных кисти художника с примитивными картинами и таким сложным сердцем.

www.adme.ru

Нико Пиросмани - художник-примитивист. Биография, картины, интересные факты из жизни

Нико Пиросмани – художник, жизнь которого практически нигде не задокументирована, будто и не было вовсе такого человека. Но он был. Был и творил свои незамысловатые и пронзительные картины так же просто, как жил.

Детство и юность

Пока точно не удалось установить, в каком году родился грузинский художник Пиросмани. Искусствоведы предполагают, что это произошло в 1862-м. Нико Пироманошвили жил в бедной крестьянской семье в селе Мирзаани. Он был самым младшим ребенком и помогал отцу по хозяйству. Однако работа на земле не захватывала его. Каждую свободную минуту он посвящал рисованию. Воссоздавал на старой оберточной бумаге с помощью огрызка карандаша все, что его окружало: гроздья винограда, треснувший кувшин, куцего пса…

В восьмилетнем возрасте мальчик теряет отца, а вскоре и мать со старшим братом. С тех пор он зарабатывал себе на жизнь сам. Ходит по окрестным селам и перебивается мелкими подработками. Естественно, что в такой сложной жизненной ситуации ни о каком образовании, а уж тем более художественном, и речи быть не могло. Однако Нико все же обучился читать на русском и грузинском языках.

Путь к искусству

Еще с юности будущий художник Нико Пиросмани брал уроки живописи у странствующих мастеров. У них он перенял умение разрисовывать вывески для магазинов и трактиров. В восьмидесятых годах Нико предпринял попытку открыть мастерскую художественной росписи вместе со своим другом, тоже художником. Однако эта идея с треском провалилась: заказов практически не было и мастерскую пришлось закрыть.

Скопив небольшой капитал, работая кондуктором на железной дороге, Пиросмани вкладывает деньги в молочную торговлю. Однако Нико был человеком творческим, торговля была ему чужда. Но он получал небольшой доход от молочной лавки, на том и закончились его предпринимательские попытки.

Начало XX века стало целой эпохой в творчестве Пиросмани. Художник полностью посвящает себя искусству. Он вновь возвращается к изготовлению вывесок, а также увлекается созданием декоративных панно. Именно в этот период Нико много рисует на клеенке с помощью самостоятельно изготовленных красок. Особенно удачно ему удавалась черная. Пиросмани добавлял в золу печную копоть, настой коры дуба и пару капель масла. Клеенки были белого или черного цвета. И там, где нужно было отобразить эти оттенки, он просто оставлял незакрашенные участки. Так художник выработал один из своих уникальных приемов. Особенно впечатляюще он смотрится на портретах, придавая картине необычайную глубину и пронзительность.

Первые успехи

В десятых годах XX века на Нико обращают внимание в профессиональных кругах. Художник-футурист Кирилл Зданевич приобретает большое количество картин Пиросмани, некоторые из них были написаны на заказ. Брат Кирилла, Илья, опубликовал о Нико статью «Художник-самородок» в местной газете. И уже в марте 1913 года картины самоучки были выставлены на выставке в Москве. Конечно, это была не персональная выставка, но тем не менее личный грандиозный успех для бедного крестьянина из грузинского села.

В 1916 году наконец удалось устроить выставку, где были представлены исключительно работы Пиросмани. Самородок получил определенную известность. Он был приглашен в Общество грузинских художников, его произведения стали покупать для частных коллекций. Однако, несмотря на это, художник Пиросмани, имя которого стало ассоциироваться с аутентичным творчеством, умер в нищете и бедности.

След в искусстве

Примитивизм - стиль живописи, характерный для художника Пиросмани, – это художественное воплощение детских рисунков. Наивные по своему исполнению и честные по эмоциональной составляющей, эти картины не несут в себе ничего напыщенного, лишнего, наносного. Лишь простота восприятия жизни, какой бы она ни была. Рисовал Нико быстро. Мог создать картину всего за несколько дней. Он не любил что-либо исправлять или дорабатывать в произведении – как вышло, так и вышло.

Основные мотивы в творчестве Нико Пиросмани анималистические. Животных художник изображал со взглядом человеческих глаз, трогательных, на которые, кажется, вот-вот навернутся слезы. Друзья Нико утверждали, что, изображая животных, Пиросмани на самом деле больше рисует самого себя, нежели жирафа или барашка. Из-за того что они были исполнены в самобытной технике, животные выглядели особенно беззащитными и одинокими.

Также одной из излюбленных тем было изображение пиров и застолий. Богатые столы ломятся от яств, вино льется рекой, люди веселятся, забывая о тяготах жизни. Все это имело огромный контраст с реалиями жизни художника – бедной, голодной, одинокой. Рисовал Пиросмани и портреты, но зачастую не с натуры, а просто перерисовывал изображение с фотографии.

Сохранилось не так уж и много работ руки художника-самоучки. В основном мы можем оценить творчество Пиросмани по его вывескам для магазинов и таверен.

Самые известные картины

Нико Пиросмани – художник, картины которого поражают своей пронзительностью. «Актриса Маргарита» – это произведение, которое однажды было выставлено в Лувре. Говорят, что на выставку приходила даже сама француженка, изображенная на полотне, и долго смотрела на картину, не отрывая глаз. Художник подчеркнул изящность ножки актрисы, тонкую талию девушки. С большой любовью он изобразил Маргариту, ради которой однажды пошел на отчаянный шаг.

Произведение «Бездетный миллионер и бедная с детьми» как будто показывает, в чем истинное богатство. Сухие пеньки деревьев на заднем плане подчеркивают бессмысленность жизни, которую невозможно увековечить в потомках.

В картине «Сбор винограда» можно видеть художественное развитие Пиросмани. Он применил прием изображения перспективы – виноградники, уходящие вдаль, подчеркивающие плодородную, богатую грузинскую землю. Художник также нарисовал пробивающийся свет сквозь листья – попытка поиграть светом и тенью.

Каким он был?

Художник Пиросмани, имя которого теперь известно на весь мир, был загадкой для современников и остался неразгаданной тайной и для нас. В конце 1910 годов поклонники творчества художника начали ходить по деревне и собирать о нем информацию, чтобы составить если не биографию, то хотя бы приблизительный портрет Нико. Из отзывов крестьян мы знаем, что Пиросмани обладал взрывным характером и неуравновешенным нравом. Прямолинейный, эмоциональный, отчаянный. Соседи говорили, что у художника семь пятниц на неделе, будто он не от мира сего. Такие пересуды подкрепляли рассказы самого Нико о том, что он видит святых и кисть его «сама пишет».

Запутанный след

Известно, что художник вел переписку со своей сестрой, но письма эти не сохранились. Их сожгла сама девушка, видимо, напуганная тем, что в близлежащих селах незнакомые люди все больше стали расспрашивать о брате.

Говорят, что у Нико была тетрадь, с которой он никогда не расставался и постоянно делал в ней записи. Но еще при жизни художника эти заметки где-то затерялись. И только незадолго до смерти Пиросмани встретил образованных людей, которые понимали ценность жизни Нико и зафиксировали события встречи с ним и личные впечатления.

Интересные факты о Нико Пиросмани

  • В 1969 году в Лувре состоялась персональная выставка Нико Пиросмани.
  • История несчастливой любви бедного художника из песни «Миллион алых роз» была взята из жизни Нико Пиросмани. Художник потратил все свои сбережения, чтобы одарить приехавшую в Тифлис французскую актрису Маргариту де Севр.
  • Картина «Арсенальская гора ночью» была продана за 1,2 млн долларов на аукционе Christie’s. Работа была представлена в разделе «Русское искусство», что вызвало недовольство грузинского сообщества.
  • Художник Пиросмани, биография которого наполнена трагическими моментами, вдохновил на творчество многих творцов. О нем снято три фильма (один из них короткометражный). Нико посвящали стихи Булат Окуджава, Андрей Вознесенский, Ярослав Смеляков.

fb.ru

Где искать Пиросмани в Грузии

Нико Пиросмани. «Девочка с воздушным шаром».  Музей искусств Грузии, Тбилиси

В 2018 году Грузия будет отмечать 100-летие со дня смерти художника Нико Пиросмани. Художник умер в одной из тбилисских больниц и был погребен на Кукийском кладбище Святой Нины в общей могиле для бедняков и бездомных. Точной записи об этом не сохранилось, но условной датой его ухода считают 5 мая. На протяжении следующего года, конечно, неоднократно вспомнят и трагедию его жизни, но основное внимание будет сосредоточено на произведениях художника.

Большая часть работ Нико Пиросмани находится в Национальном музее искусств Грузии в Тбилиси, в Государственной Третьяковской галерее и Государственном музее искусства народов Востока в Москве. Можно их увидеть и в собраниях Государственного Русского музея, Московского музея современного искусства, в музее города Сигнахи. Однако есть небольшая коллекция из 14 работ, изученных и опубликованных, которая занимает в этом списке особое место. Это собрание хранится в музее Пиросмани в его родном селе Мирзаани в грузинском регионе Кахетия в 130 км от Тбилиси. Музей был основан в 1963 году — к тому времени имя Пиросмани уже вызывало большой интерес как исследователей, так и публики, а через шесть лет прошла выставка в Париже, которая принесла художнику мировую известность. Музей Пиросмани объединяет два дома, две главные вехи в жизни художника: место его рождения в Мирзаани и последний приют в Тбилиси.

Интерьер комнаты в Государственном музее Нико Пиросманишвили в селе Мирзаани

Тбилиси. Чулан в подвале

Сейчас эта улица носит имя Пиросмани, но до 1938 года она называлась Молоканской. Дом 29, где жил Пиросмани в 1917–1918 годах, до сих пор сохранил свой номер. Трехэтажное здание XIX века, большой внутренний двор с деревянными балконами, развешанным бельем, деревьями — такие дворы в Тбилиси называют итальянскими. Мемориальная доска на доме называет Пиросманишвили «видным художником Грузии». А рядом с доской — закрытый сеткой вход в подвал, где почти век назад художник с трудом сводил концы с концами. Правда, в больницу, где он умер, его увезли из другого подполья, расположенного в том же дворе, но оно до сих пор находится в частных руках и закрыто. А мемориальный подвал площадью всего шесть квадратных метров стал частью экспозиции музея Пиросмани. Кроме того, музей включает небольшой выставочный зал, где висят репродукции работ Пиросмани и проходят выставки современных художников. Подлинники хранить здесь возможности нет: помещение крохотное и не отвечает требованиям безопасности.

Экспозиция подвала составлена из вещей начала XX века, привезенных из Кахетии, но к самому Пиросмани не относящихся: кушетка, стол со стульями, бадьи, самовар. На стене висит копия одной из трех сохранившихся фотографий Пиросмани, снятая в 1880-е годы — своеобразное напоминание о времени больших надежд. Рядом на мольберте — копия «Актрисы Маргариты» (подлинник хранится в Национальном музее Грузии). Кирилл Зданевич датирует картину 1909 годом, то есть за восемь лет до смерти художника. Пиросмани — один из самых романтизированных героев истории искусства, и музей отчасти поддерживает эту легенду. Хотя исследователи и не находят доказательств того, что именно любовь к заезжей француженке привела Пиросмани к разорению, одиночеству и нищенской гибели, без воспоминаний о ней не может обойтись даже такая маленькая экспозиция.

В молодости другой мастер «грузинского авангарда», Ладо Гудиашвили несколько раз встречался с Нико Пиросмани в Тифлисе и позже записал в своих воспоминаниях: «Пиросмани жил в чулане под лестницей. Мне запомнились сложенные в углу инструменты: ведро, кисти, краски, клеенка». Гудиашвили оставил два небольших наброска подвала и карандашный портрет самого художника. Эти и еще несколько графических листов Гудиашвили, изображающих старый Тифлис, входят в собрание Музея Пиросмани в Мирзаани.

Тбилисский музей Пиросмани расположен недалеко от железнодорожного вокзала в окружении ларьков, торговцев, попрошаек. В этом смысле сегодняшний городской пейзаж выглядит вполне адекватно тому, что ежедневно видел сам художник. Этот, относительно новый район города называется Чугурети. Он был застроен только в XIX веке, а в начале ХХ столетия стал кварталом «маленьких людей». И век назад здесь все было утыкано кабаками и лавками. Сегодня близкий к туристическому центру район находится в плачевном состоянии. Как рассказала куратор музея Нино Бахуташвили, в мэрии Тбилиси существуют планы реконструкции квартала. В первую очередь она, конечно, коснется дома Пиросмани и окружающих объектов (в непосредственной близости от дома располагались духаны, где художник жил и работал в последние годы). Но, как скоро это случится, пока неизвестно.

Дом художника. Государственный музей Нико Пиросманишвили в селе Мирзаани

Мирзаани. Дом, который построил Нико

Живописное село Мирзаани, где Пиросмани родился и провел первые годы своей жизни, расположено в Кахетии, на холме над Алазанской долиной. Дорога плутает по старым деревням, по своему духу мало изменившимся за сотню лет: тянутся заборы и покосившиеся сараи, гуляют коровы, у дороги на лавочках сидят за разговорами пожилые мужчины. На подъезде к музею стоит памятник — Пиросмани верхом на олене, изображенном на одной из его знаменитых картин из Национального музея Грузии. Памятник подарил музею скульптор Важа Микаберидзе.

Музей состоит из двух основных объектов: выставочного зала и мемориального дома. Дом построил сам Нико Пиросмани в 1898 году для своей сестры Пепуцы, у которой было десять детей и материальное положение еще хуже, чем у брата. К тому времени ему удалось скопить некоторую сумму благодаря работе на железной дороге и торговле молочными продуктами. Как рассказала многолетняя смотрительница дома Нино Багашвили, это был первый в селе каменный дом. Кровельное железо Пиросмани привез из Тифлиса — в деревне такая крыша казалась удивительной. Дом был выкуплен государством в 1960 году, но семья еще долгое время жила в нем, пока не получила новое жилье. На фотографиях 1970-х годов дом еще жилой, окружен плодовыми деревьями и обычным деревенским забором. Дом построен из кирпича и состоит всего из одной комнаты и большого подполья. Восстановлен традиционный интерьер XIX века: встроенный шкаф ганджина, тахта, глиняная посуда, котелок на треножнике, детская люлька. Из мемориальных вещей остались только большой окованный сундук, который Пиросмани привез из Тбилиси, ковер, сотканный его матерью, и старая швейная машинка сестры. На мольберте — копия «Девочки с шариком» из Национального музея Грузии, ассоциативно напоминающая и о сестре, и о детстве самого художника.

Несколько раз здание подвергалось реставрации — последняя была проведена в 2012 году, когда обновили кровлю, террасу, полы. Тогда Всемирный банк предварительно согласился финансировать развитие всего музея, но затем по неизвестной причине вычеркнул его из списка своих объектов. Реставрацию здания провели на государственные средства. Были решены проблемы с подачей в музей электроэнергии, воды и газа, но дальше этого дело пока не пошло. Как отмечает куратор Нино Бахуташвили, музею принадлежит 10 га и этот участок никак не используется. В планах — посадить собственный виноградник и устроить винный погреб, построить гостиницу. Дом, в котором родился Пиросмани, не сохранился, но в деревне есть еще дом его родственников, который музей также мечтает сделать своим объектом и разместить там этнографическую коллекцию. «Мы хотели бы создать целый музейный комплекс, который привлекал бы туристов и был бы посвящен и судьбе Пиросмани, и жизни традиционной деревни», — говорит куратор.

Однако спонсоров у музея нет, финансирование идет только из государственного бюджета. Музею не хватает хорошей рекламы, у него нет даже своего сайта, так что случайные туристы здесь редкость. Несмотря на то что музей расположен всего в 7 км от популярного, свежеотреставрированного городка Сигнахи, экскурсионные автобусы сюда не заезжают. В год музей посещают всего 4,5 тыс. человек.

Нико Пиросмани. «Пир молокан». 1905. Государственный музей Нико Пиросманишвили

Стол с самоваром

Здание выставочного зала было построено в 1979 году — сегодня его несколько хмурая архитектура смотрится чужеродно среди деревенской зелени. Однако помещение обеспечивает условия хранения и безопасности, правда, как отмечает куратор, требует реконструкции хранилище. Основа коллекции музея — 14 работ Пиросмани. Как рассказала главный хранитель фонда музея Ламара Узунашвили, большая их часть была передана сюда из частных собраний. Несколько работ принадлежали братьям Зданевичам, другие поступили в музей от писателя Акакия Белиашвили, филолога Иосифа Мегрелидзе, московских коллекционеров Татьяны Александровой и Игоря Попова. Одну из работ лично передал в музей в 1996 году Эдуард Шеварднадзе.

Несмотря на то что собрание совсем небольшое, в нем представлены почти все характерные для творчества Пиросмани темы. Здесь есть вывеска из духана, натюрморт, несколько женских образов («Лежащая грузинка» и «Женщина с пасхальными яйцами»), мужской портрет муши, гуляния («Кутеж молокан»), тема животных («Медведица с медвежатами») и любимые Пиросмани и неоднократно им написанные «Царица Тамара» и «Шота Руставели». Навеяна воспоминаниями о деревенской жизни работа «На гумне. Вечер». Еще одна картина — «Сона играет на гармони» — и вовсе мемориальная: она написана здесь же, в Мирзаани, после праздника в честь завершения строительства дома Пиросмани. За последние пять лет несколько работ из коллекции были отреставрированы в мастерских Национального музея Грузии, остальные находятся в хорошем состоянии сохранности.

Всего же собрание насчитывает 11 тыс. единиц хранения: это живопись грузинских художников, посвященная Пиросмани, работы современных мастеров, созданные, в частности, на живописном семинаре, который проходил в Мирзаани в 2016 году, целая коллекция детских рисунков. Есть в музее и портрет Нико Пиросмани, сделанный Пабло Пикассо в 1972 году, один из последних его офортов. Испанский мастер не был знаком с грузинским примитивистом, но восхищался его творчеством и судьбой. В собрании музея сохранилось и личное дело Нико Пиросманишвили, которое охватывает 1890–1894 годы, когда он работал на Закавказской железной дороге. А вот письма сестре не уцелели. Считается, что она сожгла их сама, испугавшись нарастающего интереса к судьбе брата.

В центральном зале музея в окружении работ Пиросмани стоит круглый обеденный стол начала XX века с самоваром и чашками. Такого стола у Пиросмани никогда не было, но Кирилл Зданевич в своей книге, посвященной жизни художника, вспоминает его слова: «Посередине города, чтобы всем было близко, нам нужно построить большой деревянный дом, где мы могли бы собираться; купим большой стол, большой самовар, будем пить чай, много пить, говорить о живописи и об искусстве».

Сегодня имя и творчество Пиросмани объединяют не только Грузию и Россию, где хранятся его работы и ведутся исследования, но и другие страны, считающие художника частью общеевропейского модернизма. Возможно, благодаря этому юбилейный год позволит музею Нико Пиросмани найти средства на свое развитие и изучение наследия мастера.

Нико Пиросмани. «Черный медведь». 1910

www.theartnewspaper.ru

Jan 8 10 удивительных фактов о Нико Пиросмани

10 удивительных фактов о Нико Пиросмани

Настоящее имя этого выдающегося грузинского примитивиста Нико Пиросмани – Николоз Пиросманашвили.  У художника не было  никакого образования; все, чему его научили в детстве – это письмо и чтение по складам на грузинском и русском языках. Многие работы Пиросмани подписаны на обоих языках, причем в русских подписях часто бывают грубые ошибки

Первые картины Пиросмани – вывески для лавок и магазинов. Уже начав художественную карьеру (то есть, уже рисуя вывески), художник периодически возвращался к другим профессиям – например, работал кондуктором и пастухом, торговал в молочной лавке. Обычно это  приносило  ему больше дохода, чем рисование 

3

Нико Пиросмани писал стихи, и некоторые современники оценивали их достаточно высоко, но, к сожалению, ни одного стихотворения Пиросмани не сохранилось

4

Некоторые исследователи творчества и биографии Пиросмани полагают, что до нас дошла лишь малая часть - не более 10 процентов - созданных им картин. Несмотря на то, что еще при жизни Нико им заинтересовались определенные круги художников и знатоков искусства, умер он в нищете и одиночестве, от голода и воспаления легких в 1918 году. Только в 50-е годы его творчество обрело широкое признание

5

Недавно в Грузии было озвучено предложение причислить Нико Пиросмани к лику святых 

До сих пор неизвестно, где находится могила Нико Пиросмани – ее продолжают безуспешно искать. Скорее всего, он был похоронен в общей могиле вместе с безвестными тифлисскими  босяками

Пиросмани работал быстро – мог закончить портрет за день и не стремился исправить ошибки (которые часто случались). Часто работы были выполнены на клеенке черного цвета. Особая техника художника заключалась в том, что черные фрагменты картины он не закрашивал, а для того, чтобы белый цвет не выглядел слишком контрастным, добавлял в него немного черной или серой краски 

8

История неразделенной любви Нико Пиросмани к французской актрисе Маргарите, которая приезжала в Тифлис на гастроли, легла в основу советского хита «Миллион алых роз». 

Портрет Нико Пиросмани изображен на купюре 1 лари, а репродукции его картин можно встретить в Грузии посвюду – начиная от винных этикеток, и закнчивая международными паспортами граждан Грузии

10

Сам о себе Пиромани говорил, что рисовать он не умеет, а просто держит в руке кисть, которой водит кто-то неведомый

Работы Нико Пиросмани можно посмотреть в Нациоональном музее искусств Грузии, или в музее, расположенном в родном селе художника – Мирзаани. Посещение этого музея и интересные беседы о Пиросмани входят в одну из наших экскусий по Кахетии

© Friend in Georgia

www.friendingeorgia.com

Грузинский художник Нико Пиросмани (1862 - 1918)

?

Вадим Алешин (vakin) wrote, 2015-03-24 16:15:00 Вадим Алешин vakin 2015-03-24 16:15:00 Оригинал взят у philologist в Грузинский художник Нико Пиросмани (1862 - 1918)Нико Пиросмани (настоящее имя Николай Асланович Пиросманашвили (Пиросманишвили), 1862 — 5 мая 1918, Тбилиси) — известный грузинский художник XX века, самоучка, представитель примитивизма. Постоянно повторяющимся сюжетом творчества Пиросмани являются сцены праздника или пира. Они могут быть частью пейзажа, а могут быть предметом самостоятельного произведения. Эти сцены представляют яркий контраст с полуголодным существованием самого художника. Наиболее известные работы — «Дворник» (1904); «Продавец дров»; «Рыбак среди скал» (1906); «Медведь в лунную ночь» (1905); «Гумно» (1915); «Лань» (1916); «Кутёж трёх князей», «Маргарита (1909)», «Жираф».

Tags: XIX век, XX век, Арт, Грузия, Примитивизм

vakin.livejournal.com

Музеи Тбилиси - ТОП-5 интересных музеев тбилисской столицы

Музеи Тбилиси обширны и разнообразны, их посещение может растянуться на многие дни. В столице Грузии работают крупнейшие музеи страны и выделить среди них один или два крайне сложно. И все-таки, если у вас не так много времени, а достопримечательностей в Тбилиси еще много, стоит ограничить список музеев для посещения. Ниже приведена информация о самых интересных и популярных среди туристов музеев тбилисской столицы.

Национальный музей Тбилиси

Данный комплекс представляет собой целую сеть музеев, в которую входит 13 учреждений по всей Грузии. Поэтому другое название – Грузинский национальный музей – является более правильным. Основали сеть в конце 2004 года, когда по всей стране проводились реформы. На волне изменений права и структуры многих государственных институтов в единый комплекс были объединены самые известные грузинские музеи. Это было сделано с целью оптимизации управления подобными учреждениями. Возглавил и в данный момент руководит комплексом профессор Давид Лордкипанидзе.

Национальный музей Тбилиси, а точнее его прообраз под названием Кавказский музей, был основан в 1825 году. Здесь располагались экспонаты со всей Грузии, а сам музей был достаточно универсальным. За свою историю комплекс пережил немало испытаний, переезд всей коллекции в 1921 году в Европу, возвращение в 1945 году, повреждения во время смены власти 1991 года, сильный пожар еще через год. Здание, в котором ныне размещается центр Национального музея – музей искусств Грузии, стало базой для коллекций в 1920 году. Тогда, в неспокойные революционные времена, сюда перенесли все ценности грузинской церкви. Позже также сформировалась коллекция археологических находок.

В настоящее время национальный музей Тбилиси (его главное здание – государственный музей Грузии) интересен экспонатами, связанными с культурой Кавказа. На первом этаже находится коллекция древностей Грузии: оружие, монеты, украшения и керамика II века до нашей эры. Интересны и окаменевшие останки представителя вида Homo ergaste возрастом почти в 2 млн лет. Останки являются подтверждением существования близких к людям видов в те времена где-либо за пределами Африки. И еще одна занимательная коллекция представлена камнями с выгравированными урартскими надписями. Второй и третий этаж отведены под музей советской оккупации, также входящий в эту сеть. О нем расскажу чуть ниже.

Полезная информация о Тбилисском национальном музее

Все музеи сети работают одинаково  – с 10:00 до 18:00. Рабочая неделя длится со вторника по воскресенье, понедельник в комплексе выходной. Стоимость входного билета составляет 5 лари (в других музеях сети стоимость может быть и меньше, вплоть до 3 лари), а посетители до 18 лет могут пройти за 0,5 лари.

Адрес музея: проспект Шота Руставели, 3 (фактически у выхода из метро на станции «Площадь Свободы»).

Официальный сайт всех комплексов (версия на английском языке).

Музей советской оккупации Тбилиси

Учреждение расположено в главном здании национального музея и, как я отмечал выше, музей советской оккупации Тбилиси входит в единую сеть страны. Свою долю славы он получил благодаря умелой рекламе на волне антисоветского настроя в Грузии. Впрочем, если абстрагироваться от политики, музей оккупации является вполне интересным. Основан комплекс был 26 мая 2006 года, но практически сразу его закрыли на ремонт.

Восстановления требовало старое здание, но на ремонт решили закрыть все его залы. Музей советской оккупации Тбилиси открыли спустя пять лет — в 2011 году. Относительная новизна здания и интерьеров контрастирует с коллекцией, отражающей историю советского периода Грузии (1921—1991 года). Сейчас музей является отдельным залом в здании государственного музея Грузии на проспекте Руставели. При этом покупка билета за 5 лари в вышеуказанный комплекс позволяет посетить и музей советской оккупации Тбилиси. Современное оформление, затемнения стен и свободных пространств, музыкальное сопровождение выделяют музей на фоне других подобных заведений страны, уже увядших и состарившихся. На входе посетителей встречает часть вагона, в котором были расстреляны повстанцы 1924 года. Экспозиция, которую следует осматривать по часовой стрелке, полна документами и фотографиями репрессированных и революционеров Грузии. Много экспонатов 1920-х и 1930-х годов. Центральную часть коллекции занимает стол комиссара, за которым даже можно посидеть. Пояснений и информации мало, так что для большего понимания можно воспользоваться услугами экскурсовода.

Полезная информация о музее советской оккупации в Тбилиси

Вход в музей, как помните, стоит те же 5 лари. Поэтому логично будет совместить посещение этого зала со знакомством с другими коллекциями Грузинского национального музея. Адрес, время работы и сайт у музея аналогичны предыдущему – он является его частью, как и многие другие музеи Тбилиси.

Этнографический музей в Тбилиси

Комплекс народной грузинской архитектуры под открытым небом расположен в трех километрах к юго-западу от Тбилиси. Музей ведет свою историю с 27 апреля 1966 года, когда он был основан этнографом и историком Георгием Читая. В данный момент на 52 гектарах территории находится почти 8 000 экспонатов. Их привозили в течение полувека со всей Грузии, из разных ее регионов. Такой подход прекрасно подчеркивает идею музея – собрание архитектуры каждого этнографического региона страны. Всего же их 14, как и зон на территории комплекса. Кроме непосредственно зданий в музее можно увидеть многочисленные предметы, связанные с тем регионом, из которого их привезли. Фактически музей составляет настоящую деревню, созданную из разнообразных построек.

Экспонаты комплекса отличаются не только географией, но и историей. Самые старые оригинальные постройки датируются V веком нашей эры, а копии и реконструкции воссоздают самые древние жилища. Так, дарбази – постройка по типу землянки – служила для грузин укрытием от армий турок в Средневековье. Деревянные дома района Имерети датируются XVIII веком, а базилика Сиони – V. Во всех домах интересны также интерьеры, а в некоторых находятся настоящие малые коллекции. Так, в доме из Ланхути можно увидеть действующую кузницу, традиционную для Грузии. Кроме домов этнографический музей в Тбилиси располагает и вспомогательными постройками. Тут можно увидеть:

  • Кузни;
  • конюшни и стойла;
  • погреба для вина под названием мерани;
  • амбары и хлева;
  • охотничьи жилища.

В обычных жилых помещениях интересны предметы мебели, украшения, одежда, оружие. Естественно, все объекты внутри домов относятся к тем же регионам, что и сами постройки. Без экскурсии бывает непросто выделить какой-то отдельный предмет, поэтому обратите внимание на кубки с кольцами в домах. Подобные сосуды использовались в качестве испытания – человек должен был выпить все вино одним залпом (а кубок-то достаточно глубокий). При этом кольцо стукалось о дно, сообщая окружающим, что испытание пройдено.

Полезная информация о тбилисском этнографическом музее

Музей этнографии также входит в сеть грузинских музеев, но условия его посещения немного отличаются. Так, работает музей с 10:00 до 20:00, последняя продажа билетов осуществляется за полчаса до закрытия. Не работает комплекс по понедельникам, как и многие подобные учреждения Грузии. Вход стоит всего лишь 1,5 лари, для школьников и студентов – 0,5 лари. Экскурсия стоит 25 лари, но она стоит своих денег – без сопровождения гида можно просто не понять многих интересных особенностей.

Добраться до музея (адрес: дорога на Черепашье озеро, 1) можно от остановки «Багеби», что на окраине Ваке. До этого места вас довезут автобусы №9, №61 или №82, которые следуют от площади Свободы. От «Багеби» нужно будет пройти 1,5 километра вверх к озеру. Ориентир – сванская башня, которую хорошо видно от остановки.

Музей Пиросмани в Тбилиси

Помещение, посвященное жизни и творчеству известного грузинского художника Нико Пиросмани (Пиросманишвили), было оформлено как музей в 1984 году. В советское время такое решение принял тогдашний первый секретарь горкома партии. С того времени в интерьере и внешнем виде музея почти ничего не поменялось. Интересна и история самого художника. Нико родился в 1862 году в Мирзаани (сейчас там открыт еще один музей имени Пиросмани). О художнике-примитивисте известно не так много, большая часть его истории не подтверждена никакими документами. В раннем возрасте Нико потерял отца и мать, переехал в юности в Тифлис (Тбилиси) и самостоятельно выучился. Причем художник постиг не только мастерство рисования, ему приходилось учиться даже читать и писать!

Пиросмани работал в лавке росписей, в молочном магазине и даже на железной дороге кондуктором. С 1895 года Нико посвящает себя искусству и зарабатывает на жизнь, расписывая на заказ вывески. Его замечают и начинают популяризировать. В 1916 году Пиросмани становится известен в Тбилиси, но это не улучшает его финансового положения. Спустя два года Нико умирает в нищете, его хоронят в общей могиле для бедных на Кукийском кладбище.

Кстати, конкретное место погребения гения установить не удалось, поэтому могилы на кладбище вы не найдете. Зато есть в Пантеоне на горе Мтацминда установлен кенотаф Пиросмани. Кенотафом называют надгробный памятник в месте, которое не содержит останков покойного.

Музей Пиросмани в Тбилиси состоит из нескольких сотен экспонатов. Такое малое количество объясняется и малой площадью, ведь музей организован в том самом подвале, в котором провел последние годы жизни Нико. Здесь, в маленькой комнате под лестницей, Пиросмани жил с 1917 по 1918 год, отсюда же его увезли в больницу, где Нико и скончался. Основой коллекции музея стали картины автора на клеенках, копии более известных произведений, личные вещи Нико. Музей состоит из нескольких залов в историческом здании, где можно посмотреть, в частности, на рабочий стол Нико Пиросмани, его кровать, коврик авторства мамы Нико. Другие работы Пиросмани представляют на обозрение музеи Тбилиси и Грузии: мемориальный дом-музей в селе Мирзаани, музей искусств Тбилиси и краеведческий музей Сигнахи.

Интересен маршрут по Тбилиси за 2 дня? Подробнее тут. А вот тут рассказывается о том, что посмотреть в Тбилиси за 1 день.

Полезная информация о музее Пиросмани

Музей Пиросмани в Тбилиси работает с 11:00 до 19:00, расписание чуть отличается от режима работы многих других музеев грузинской столицы. Выходными днями являются и обычные выходные – суббота и воскресенье. Вход в музей стоит 3 лари, официального сайта у него нет.

Добраться до музея (улица Пиросмани, 29) можно пешком от станции метро «Вокзальная площадь» (подробная статья о метро Тбилиси).

Подробная статья о лучших ресторанах Тбилиси ==>>

Музей кукол Тбилиси

Комплекс открылся в Тбилиси в 1937 году. Инициатором создания музея выступила Тинатин Туманишвили – автор детских книг и известный грузинский педагог. Сначала учреждение занимало несколько комнат в детском саду, после этого переехало в здание Дома пионеров. В первой коллекции были не только куклы, а также детская посуда, книги и прочие игрушки. В 1990-е годы, когда Грузия боролась за независимость, музей ограбили вандалы. Из коллекции исчезли 24 авторские куклы мастеров Нидерландов, Франции и Швейцарии. После ограбления музей закрыли на 15 лет, и вновь посетители смогли осмотреть коллекцию лишь в 2008 году. Все годы велось восстановление и пополнение коллекции, но те самые 24 куклы так и не были найдены. Восстановленный музей стал гораздо более крупным и популярным.

Сейчас музей кукол Тбилиси располагает фондом в 3 000 объектов, основную часть которых составляют куклы и куколки. Время их создания ограничено XIX-XXI веками, а география не в пример обширнее. Кроме европейских игрушек можно увидеть куклы из Японии, Китая, Индии. Существенную часть составляют и работы грузинских мастеров – много экспонатов создали специально для коллекции, они уникальны. Кроме обычных экземпляров в музее кукол можно увидеть заводные механические образцы, народные творения, музыкальные статуэтки. Материалы почти не ограничивают фантазию авторов – есть работы из металла, дерева, фарфора, пластика, слоновой кости. Отдельные экземпляры также интересны:

  • Кукла-марионетка – девушка с жемчужиной;
  • механическая кукла Марине, которая пускает мыльные пузыри;
  • танцующая кукла из России Светлана;
  • целый ансамбль, который играет на чогуре (аналог домры).

Полезная информация о музее кукол

Музей кукол Тбилиси работает с 11:00 до 18:00 в светлый период с мая по ноябрь и на час меньше (до 17:00) в остальное время года. Не работает музей в понедельник, как и почти все музеи Тбилиси. Входной билет стоит 3 лари для всех посетителей. Адрес комплекса – улица Шавтели, 12, доехать сюда можно на многих автобусах (остановка «Бараташвили») или пешком от станции метро «Площадь Свободы».

Остались вопросы о музеях Грузии? Задавайте их в комментариях к этой статье. Там же можете поделиться впечатлениями от посещения музеев. Также советую прочитать статью о том, что привезти из Грузии домой.

Влюбленный в Грузию, Alex-Still.

alex-still.ru

Ресторан грузинской кухни

  • Бренд-шеф-повар ресторана грузинской кухни «Пиросмани» в Махачкале и этнической кухни ресторана «Лаваш»в Каспийске.

    Родился 27 января 1977 года в грузинском городе Гори, в семье с богатой кулинарной историей. Поварским делом в его роду с начала XX века занимались прапрадед, дядя по материнской линии, два родных брата избрали кулинарию делом жизни, племянник и двоюродные братья тоже стали поварами. Бабушка 40 лет проработала в ресторане, она же и привила ему с детства любовь к готовке еды.

    Шеф-повар признается, что половину жизни провел на кухне. За эти 20 лет работал бок о бок с шеф-поваром Букингемского дворца Rod Burrie MacKenzie, су-шефом из Индии Анилем Варма. Во время работы Гоги с ирландским шеф-поваром Brain Farrell гостиничный комплекс Sheraton Metechi Palace стал пятизвездочным.

    Один из учителей, которым он особо гордится – победитель всесоюзного конкурса шеф-поваров Важа Миделашвили. Гоги на сегодняшний день является почётным членом Гильдии шеф-поваров Грузии.

    На кухне шеф готовит блюда по аутентичным рецептам и воплощает в жизнь новые кулинарные идеи, о которых мечтает написать книгу. С увлечением изучает блюда дагестанской кухни, черпает новые рецепты из старинных книг и поездок по древним сёлам. Кулинарные знания предков совершенствует, осовременивая старинные рецепты.

    В работе бренд-шеф-повар совершенно открыт, и не скрывает рецептов даже фирменных блюд. «Когда художник создает картину, он ведь не прячет красок и цветов – всё на холсте, перед зрителем. Так же и у меня. Только мой холст – это тарелка, а краски своей острой и насыщенностью должны заиграть сначала перед глазами, а затем на языке гостя», – говорит о своей работе шеф-повар.

Ресторан «Пиросмани» - кусочек Грузии на дагестанской земле, в котором всегда уютно и тепло, где льются вина и звенят бокалы, где рады встретить и щедро накормить каждого гостя. Проект ООО «Орион» открыл двери перед посетителями в июле 2014 года и за короткое время завоевал расположение махачкалинских гурманов.

В лучших традициях грузинского ресторана, в «Пиросмани» сочетают яркие вкусовые ноты: гости с аппетитом вкушают традиционные хинкали и чахохбили, кучмачи из говядины, цыпленка табака, хачапури, лобио, чихиртму, сациви, купаты и многое другое.

Так же, как и вкусно поесть, грузины любят, наверное, только задушевную музыку. Потому в ресторане каждый вечер звучат национальные песни в живом исполнении.

Вино здесь, как неотъемлемая составляющая грузинского застолья, и ключевая деталь интерьера. Доставляются в ресторан вина только из Грузии, за что ручается шеф-повар Гоги Базандарашвили.

Имя Нико Пиросмани не осталось лишь в названии заведения: в оформлении ресторана легко угадываются знаменитые работы грузинского художника: «Рыбак среди скал», «Актриса Маграрита», «Кутёж», «Брат и сестра». А рядом, как бы невзначай, раскинулись яркие тыквы, стоят заботливо обернутые банки с солениями, которые, при желании гостя, могут оказаться на его тарелке. Уюта добавляют кресла и диваны в бархатистой обивке, освещенные мягким светом абажуров.

Администратор Эльвира - краткий рассказ о происходящем!

Первый мастер класс от бренд шеф повара Гоги

restaurant-pirosmani.ru


Смотрите также