Голос и история этого священника не оставляют равнодушным никого. Грузия отец серафим


Схиархимандрит Серафим (Бит-Хариби). Служащий на языке Христа

Преподобный Иоанн Зедазнийский и 12 его учеников: Авив, епископ Некресский, Антоний Марткобский, Давид Гареджийский, Зенон Икалтский, Фаддей Степанцминдский, Исе, епископ Цилканский, Иосиф, епископ Алавердский, Исидор Самтавийский, Михаил Улумбийский, Пирр Бретский, Стефан Хирский, Шио Мгвимский – святые сирийские (каппадокийские) подвижники, основатели грузинского монашества, пришедшие в Грузию из Каппадокии в середине VI века.

Схиархимандрит Серафим (Бит-Хариби)Схиархимандрит Серафим (Бит-Хариби)

Они учили народ, наставляли его в вере, уничтожали мрак суеверия и истребляли оставшиеся в горных теснинах идолослужение и капища, вместо чего воздвигали святой крест и святые храмы, устрояли в народе гражданственность.

В Грузии, в 25 километрах от столицы находится ассирийское село Канда, где в монастыре в честь тринадцати святых ассирийских отцов служит ассирийский схиархимандрит Серафим (Бит-Хариби). Он второй священнослужитель в мире, который служит Божественную литургию на арамейском (язык, на котором говорил Христос Спаситель) языке. До этого на этом языке богослужение совершалось только в сирийском городе Маалюля. О том, как он выбрал этот путь и как стал священнослужителем, с корреспондентом портала Православие.Ru беседует батюшка Серафим.

– Отец Серафим, расскажите, пожалуйста, как вы распознали Бога и как стали монахом – ведь у вас была семья и трое детей...

– Когда мне было 10–11 лет, мама подарила мне детское Евангелие, которое я прочитал несколько раз, но тогда для меня это была красивая сказка, потому что всегда сомневался в существовании Бога. А когда я уверовал в Бога, то принял монашество. У меня была семья и трое детей. В 2001-м году моя жена тяжело заболела. Она была на восьмом месяце беременности. Врачи не оставляли нам надежды на спасение, они открыто сказали, что её спасти невозможно, что нужно думать, как спасти ребёнка.

У могилы старца Гавриила (Ургебадзе)У могилы старца Гавриила (Ургебадзе)

На могиле старца я обратился к нему: «Если правда то, что о тебе говорят, умоляю, помолись перед Богом о том, чтобы моя жена и мой ребенок остались живы»

Проснувшись утром я не узнал свою жену: она очень опухла, и врачи не смогли поставить диагноз. Гемоглобин упал до сорока. Ее срочно госпитализировали. В течение 10 дней её положение было критическим. Потом я забрал её из больницы, так как уже ни на что не надеялся. Тогда я отвёл её на могилу старца Гавриила (Ургебадзе, ныне канонизирован как преподобный Гавриил, исповедник и юродивый). Мы пришли, и я обратился к старцу. Я говорил, как мог, как умел. Я сказал: «Если правда то, что о тебе говорят, умоляю тебя, помолись перед Богом о моей семье, чтобы роды моей жены окончились благополучно, чтобы и она, и ребёнок остались в живых. Если ты мне в этом поможешь, обещаю, что я брошу всё и стану монахом». На второй же день свершилось чудо – она пошла на поправку. Это произошло всего за одну ночь – с вечера до утра. Я понял, что так и должно было быть, чтобы я прошёл этот путь. Конечно, и Богу не нравится наше мучение – Он же есть любовь. Но, должно быть, эти искушения были нужны нам.

Впоследствии, конечно, я позабыл свои обещания. Тогда я занимался спортом и был четырёхкратным чемпионом Грузии по восточной борьбе, у меня чёрный пояс и второй дан. Президент Федерации совсем недавно узнал, что я уже священнослужитель, они приехали и присвоили мне третий дан. Это, конечно, радует меня, но уже ничего не значит.

27-го числа появилась на свет моя дочка – Кетеван. После выздоровления жены я уехал в Киев и открыл там спортивную школу. Но нервы у меня сдавали, сердцебиение усиливалось... Тогда я решил сменить работу, об обете своем не помнил, таким образом шла моя жизнь.

Матушка Ксения ударила меня палкой: «Я ведь попросила у вас благословение!»

Я часто ездил в Свято-Троицкий Ионинский монастырь в Киеве, где была икона святого Георгия, написанная грузинским иконописцем. Все грузины обычно там и собирались.

Свято-Троицкий Ионинский монастырь, КиевСвято-Троицкий Ионинский монастырь, Киев

Однажды, выйдя из монастыря, я на тропинке встретил матушку Ксению. Она была белоруска по национальности, передвигалась с палкой, очень плохо видела и плохо слышала. Но она была прозорливой. Я тогда был молодым парнем в джинсах, с сигаретой в руках, гулял так, ради удовольствия, а она шла навстречу мне. Когда я проходил мимо неё, она сказала: «Благословите, отец Серафим...» Я даже не посмотрел в её сторону, так как подумал, что сзади идет какой-то отец Серафим, и она у него просит благословение. Я продолжил свой путь, но тут она с такой силой ударила меня палкой по голове, что я упал.

– Госпожа, что вы делаете? Как вам не стыдно? – сказал я. На ней не было монашеского одеяния, и я не понял, что это монахиня.

– Я ведь попросила у вас благословение, – ответила она.

Я подумал, что она какая-то сумасшедшая.

– Как я могу вас благословить? Вот монастырь, идите и попросите благословение у монахов, я же простой мирянин, и иду своей дорогой.

– Нет, ты Серафим. Бог избрал тебя в твоём роде, ведь у тебя больше нет ни брата, ни двоюродных братьев (она подразумевала мужчин), все умерли.

Матушка Ксения сказала, что я буду тем, кто молится за свой народ, что такова воля Божия

Я был очень удивлён ее словами, потому что был больше реалистом, чем мистиком. А она сказала, что я буду тем человеком, который будет молиться за свой народ, что такова воля Божия.

После этого моя жизнь очень изменилась. Я начал видеть разные сны. Позже я ещё раз встретился с матушкой Ксенией, и она повторила мне: ты будешь тем, кем я сказала.

– Умоляю, матушка, объясните, – просил я, – ну какой из меня монах, я ведь отец семейства, у меня трое детей, уже поздно мне становиться монахом...

– Ты сам поймёшь, – ответила она.

– А когда это будет? – спросил я.

– Бог Сам даст тебе об этом знать, – был ответ.

И вот там, на Украине, 14 марта 2006 года, в день изгнания Адама и Евы из рая, я действительно стал монахом (а потом и схимником). А в 2010 году, по благословению Святейшего Патриарха Илии II меня рукоположили в сан диакона. Это было уже в Грузии.

Со Святейшим Патриархом ИлиейСо Святейшим Патриархом Илией

– А как вы познакомились со Святейшим Патриархом-Католикосом Илией?

– Я даже не думал, что когда-нибудь встречусь с ним. Это было в 2008 году. Настоятелем храма святого Дионисия тогда был архимандрит Серафим (Киконишвили). В последствии он принял схиму с именем Михаил. 11 октября 2013 года он преставился ко Господу. Это он познакомил меня со Святейшим Патриархом, который предложил мне остаться в Грузии. А я тогда собирался на Святую Гору Афон.

– Вы же ассириец? – спросил меня Святейший.

Я кивнул.

– Так вот, я подумал, может быть, вас отправить в ассирийскую деревню, чтобы вы служили там на родном для вас языке. Ведь это ваш народ, вы знаете их природу и характер, и вы сможете присмотреть за ними...

Я ничего не смог ответить. Понял, что что это было благословление от Христа... Я очень люблю Святейшего Илию...

– Но в этой деревне была достаточно тяжёлая ситуация. Вам понадобилось много усилий, чтобы привести этот народ в храм... Как вы сумели обратить всё село к Богу?

– С Божией помощью... Мы собирались раз в неделю (это стало традицией) и беседовали. Говорили обо всём – начиная с примитивных вопросов и кончая серьёзными и теологическими вопросами. Так мы знакомились друг с другом... Если я видел, что парни сидели на улице, я приглашал их во двор монастыря и предлагал познакомиться, побеседовать. Большую роль сыграло благословение Святейшего – он точно знал, что делал...

Они приезжают не к отцу Серафиму, а для того, чтобы выслушать богослужение на том языке, на котором говорил наш Христос Спаситель

– Но к вам ходят не только ассирийцы, приезжают ещё и из Тбилиси...

– Не только из Тбилиси... Приезжают из Кутаиси, Ткибули... Думаю, слишком громко сказано, что это духовные чада, а я – духовник... Они приезжают не к отцу Серафиму как к личности, а для того, чтобы выслушать богослужение на том языке, на котором говорил наш Христос Спаситель...

– Отец Серафим, я знаю, что вы строите большой храм...

– Храм уже построен. Это большой храм во имя тринадцати святых ассирийских отцов, скоро всё уже будет готово...

– Расскажите, пожалуйста, о ваших песнопениях.

– В прошлом году наши песнопения победили в конкурсе на Украине и получили Гран-при. Некоторые думают, что это старинные песнопения, что эти мелодии созданы 2000 лет назад, но это не так. Песнопения создаём мы, сегодня, я стараюсь, чтобы они были полифоническими...

Иногда по ночам я плачу, вспоминая, как измучилась моя мама – ведь она всё время была в больницах вместе со мной...

– Как вы сегодня оцениваете свою прошедшую жизнь?

– Знаете, с детства до монашества моя жизнь была чудом. Господь сохранил мне ее. В детстве я упал внутрь бетономешалки, выжил только чудом... Потом два года не мог встать на ноги, потом сидел в коляске, потом с трудом ходил на костылях... Руки практически были отрублены, в клинике пятеро врачей работали над моими руками, они меня спасли... Потом меня сбила машина, потом я выпил пергидроль, позднее даже аппендицит вырезали... – всю жизнь со мной происходили искушения. Даже когда уже был монахом, со мной происходили такие искушения. Наверное, это о чём-то говорит. Когда я жил на Украине, к нам в гости приехал архимандрит Филарет. Мы узнали, что в городе только что появилась какая-то новая секта, она называлась «Новое миссионерское движение». Отец архимандрит предложил мне поехать туда и проповедовать у них. Они снимали здание кинотеатра. Я был в восторге от своей веры и думал: кто же сможет это сделать, если не мы... А нас там так избили, что долгое время мы лежали в больнице без сознания, и только чудом, с Божьей помощью, спаслись... Вся моя молодость была полна такими приключениями. Я так измучил этим своих родителей, что считаю – это моя трагедия. Иногда по ночам я плачу, когда вспоминаю, как измучилась моя мама – ведь она всё время была в больницах вместе со мной...

Но я всё-таки счастлив тем, что никогда не пререкался с родителями. Я вырос так, что мой отец до сих пор глава семейства, и его слово для меня до сегодняшнего дня закон. Также относится мой папа к своему отцу – я даже стал свидетелем того, что мой 70-летный дед дал пощёчину сыну, то есть моему отцу, которому 50 лет, со словами: «Как тебе не стыдно, как ты разговариваешь с отцом!» А мой папа только склонил голову и попросил прощения. Я счастлив тем, что всегда уважал своих родителей, и что это до сих пор так.

Я молю Бога, чтобы Он дал мне силы для служения там, где меня поставил. Я неоднократно попросил Святейшего отпустить меня на пенсию – ведь я уже 5 лет служу совсем один. Но он не соглашается. Я благодарю Бога и Святейшего за то, что я поставлен на служение своему народу. Я ассириец и люблю свой народ. Мать у меня грузинка, я родился и вырос в Грузии, здесь служил в армии.

– Мы все скорбим о событиях в Сирии и в Ираке, о том, что бойцы «Исламского государства» так жестоко и беспощадно убивают совершенно невинных христиан-ассирийцев... Известно, что вы организовали митинг протеста против этого события...

– Да. Восьмого марта я побывал у Патриарха Илии со своей скорбью, что опять начался геноцид против моего народа, они же моя плоть и кровь... Меня приняли очень тепло.

Митинг против ИГИЛМитинг против ИГИЛ

Наше сердце разрывается от боли и плачет о судьбах ассирийских христиан на Ближнем Востоке

Мы безмерно скорбим, наше сердце разрывается от боли и плачет о судьбах ассирийских христиан на Ближнем Востоке. Сегодня, как никогда, гонения на христиан достигли масштабов первых веков христианства, когда убийства и казни имели массовый характер. Еще совсем недавно, в период Первой мировой войны, начали совершаться чудовищные преступления по отношению к ассирийцам. Это планомерно переросло в уничтожение целого народа, когда было убито около 4 миллионов человек, миллион из которых составляли ассирийцы.

Еще не зажили раны тех времен, а мы вновь стоим на пороге новой волны геноцида, по своей бесчеловечной жестокости не уступающей тем кровавым событиям.Мы призываем всех верующих православных христиан сплотиться в молитве, стать единой стеной, поднять свой голос в поддержку тех, кто гоним, кто беззащитен в эти тяжелые дни! Наших братьев во Христе убивают в их домах всего лишь за их веру.

Мы устроили митинг, и рядом с нами стояли не только ассирийцы, но и грузины, они разделяли нашу боль, спасибо им за эту поддержку...

pravlife.org

Голос и история этого священника не оставляют равнодушным никого

Начинается все с голоса. Еще не успеваешь понять ни языка, на котором он поет, ни слов молитвы, да вообще ни о чем не успеваешь подумать — весь обращаешься в слух.

О чудо! — даже гудение огромного трансформатора становится для этого голоса осторожным аккомпанементом, безупречным альтом, опорой для необыкновенной мелодии.

Казалось бы, хулиганство — молитва о мёртвых, спетая под гул трансформатора. Но как звучит! Не по-человечески ведь. Божественно.

Это Грузия, тбилисский Троицкий патриарший собор. Схиархимандрит Серафим, настоятель Старо-Кандского монастыря Тринадцати сирийских отцов, духовник православной ассирийской общины в Грузии, один из двух (!) человек в мире, совершающих Божественную Литургию на арамейском языке, языке, на котором говорил Христос — именно этот удивительный человек поет под аккомпанемент трансформатора.

Псалом 53 на арамейском языке. Поет отец СерафимБит-Хариби

Арамейский язык, тот, на котором говорил Христос, сегодня практически вымер. Не в каждой энциклопедии даже найдется статья «арамейский язык» — все чаще исследователи говорят о целой группе «арамейских языков», на которых разговаривало население Ближнего Востока три тысячи лет назад.

Арамеи — народ, населявший в те времена земли Сирийской пустыни — кочевал, занимая все новые и новые территории, земли современных Ирака, Сирии, Израиля, Палестины. Своего государства у арамеев не было, но язык их развивался очень бурно и экспансивно, и к моменту, когда в Вифлееме родится младенец, нареченный Иисусом, станет «лингва-франка», языком межэтнического общения на всем Ближнем Востоке.

Сегодня по-арамейски никто не говорит. Разве что христианские общины в Сирии, несколько деревень в Иране и Ираке и одна — в Грузии, да и то это уже не арамейский, а диалекты, наследующие его лингвистические черты, ассирийский и мандейский.

До того, как отец Серафим получил благословение служить на арамейском, молитвы на языке Христа звучали только в сирийском городе Маалюля.

Сегодня это еще и Дзвели Канда, грузинское село, в котором живут ассирийцы — они стекаются сюда со всех окрестных земель, привлеченные служением отца Серафима.

«Пресвятая дева» в Троицком храме Тбилиси

История отца Серафима — непроста. Родился и вырос он в Грузии. Отец его — ассириец, мать — грузинка. Обычная светская семья. Да, в детстве он читал детское Евангелие, рассматривал красивые картинки — но не более того. Увлечением его юности был спорт: отец Серафим — четырехкратный чемпион Грузии по восточной борьбе. Женат, четверо детей.

Собственно, с детей все и началось — его жена, беременная третьим ребенком, тяжело заболела. Восьмой месяц беременности, десять дней в больнице, на десятый — при смерти.

Отчаявшийся муж бросился на могилу преподобного Гавриила, известного в Грузии святого: спаси, исцели! Конечно же, наобещал с три короба. И жена выздоровела, дочка родилась абсолютно здоровой. А о своих обещаниях проситель благополучно забыл.

«После выздоровления жены я уехал в Киев и открыл там спортивную школу. Но нервы у меня сдавали, сердцебиение усиливалось... Тогда я решил сменить работу, об обете своем не помнил, таким образом шла моя жизнь», — рассказывает отец Серафим в интервью сайту православие.ру. 

А дальше — начались знаки. О данном обещании ему напоминало все: и обстоятельства жизни, и случайные встречи, и нечаянно брошенные слова…

Как-то в Киеве навстречу ему шла настоятельница монастыря, матушка Ксения. «Благословите, отец Серафим», — вдруг обратилась она к нему. Он даже не остановился — наверное, за мной идет какой-то Серафим, к которому и обращается эта уважаемая женщина. Отошел на несколько шагов. И вдруг — удар! Такой удар палкой, что он просто-напросто упал.

«Что вы делаете?!» — «Я попросила тебя о благословении, отец Серафим» — «Но я никакой не отец, никакой не Серафим, вы ошиблись!» — «Нет, я не ошиблась. Я обращаюсь к тебе так, как должно к тебе обращаться. Благословите, отец Серафим!» 

«Трисвятое» на арамейском языке

В 2006 году отец Серафим был пострижен в монашество, принял великую схиму и начал свое служение. Через два года патриарх грузинский Илия пригласил его в Грузию, в приход селения Дзвели Канда, которое издавна населяют православные ассирийцы.

Теперь здесь большой храм, построенный отцом Серафимом, служба в котором отправляется на арамейском языке. Многие песнопения сочинены самим схиархимандритом. Послушать его в храме съезжаются люди за многие сотни и тысячи километров. И это того стоит, как вы можете убедиться.

www.velvet.by

выходя на сцену, я молюсь за всех нас

Послушать схиархимандрита Серафима (Бит-Хариби) приезжают со всего мира. Он известен тем, что служит литургию на арамейском языке — том самом, уже "мертвом" языке, на котором говорил Христос. Не имея музыкального образования, запоминая тональность на слух, не читая нот, он также играет на фортепиано и гитаре.

По признанию схиархимандрита Серафима, из монастыря он практически не выезжает. Но с "пламенем в сердце", по его словам, откликнулся на приглашение стать участником Второго Международного фестиваля православного пения "Просветитель", которое прислал ему наместник Спасо-Преображенского Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий. Фестиваль прошел в конце июля на Валааме, где корреспондент РИА Новости Юлия Чичерина и встретилась с гостем из Грузии.

- Отец Серафим, перед выступлениями вы не репетируете. Бывают ли переживания и волнения на сцене?

— Выходя на сцену, видя лица людей, я не пою, а молюсь за всех нас. Это подобно тому, как пророк Давид писал Псалтирь, — в это время он играл и пел, воспевая каждую строчку молитвы. Мое выступление на фестивале подобно утренней молитве в нашем монастыре, когда чтец читает, и я возношу молитвы.

-  Какая жизнь была у вас до монастыря?

— Я родом из Тбилиси, но мои корни тесно переплетены с Россией, которую я считаю своим вторым домом. Во время репрессий ассирийцев ссылали в Сибирь. Мои родственники попали в Томск, там и родился мой отец. Мама — из Грузии. Среднюю школу закончил в Тюмени, до этого год прожил в Москве у своей тети. Москва — удивительный город, который мне очень понравился. Из-за любви к Александру Беляеву родители называли меня "Ихтиандром".

Одним из главных моих увлечений был спорт. Занимался тхэквондо ИТФ — одним из видов искусства самообороны без оружия. Был четырехкратным чемпионом Грузии и обладателем третьего дана по тхэквондо, а также обладателем третьего дана по кошипи (каратэ). Победил на чемпионате Закавказского округа по тхэквондо. Был совершенно современным молодым человеком, дружил с девушками… Но все в жизни меняется, поменялся и я.

- И что же изменило вашу жизнь?

— Встреча в Киеве с монахиней Ксенией. Как-то приехал на Украину и прогуливался по Ботаническому саду, на территории которого стоит Свято-Троицкий Ионинский монастырь. Опираясь на две палочки, навстречу мне шла старая монахиня. Она остановилась и сказала: "Благослови меня, отец Серафим". Я не понял, что она обращается ко мне и, думая, что за мной идет священнослужитель, хотел было пройти мимо. Тогда она ударила меня палкой по голове. От боли я даже присел. Мать Ксения предсказала мне мой путь: я должен молиться за свой род и свой народ. Эта история перевернула всю мою жизнь.

- Встретиться с вами за пределами монастыря села Канда довольно сложно…

— Более двадцати лет я не выезжал из Грузии. За все это время покинул стены монастыря лишь однажды, когда скончался мой духовник — схииеромонах Амфилохий (Трубчанинов), который был духовным чадом старца Серафима (Тяпочкина). Впрочем, когда-то матушка Ксения мне предсказала путь в Россию на Валаам. И получив приглашение епископа Панкратия, я с радостью принял его. Не скрою, мечтал о возможности посетить Россию, за которую молюсь и которую считаю очень близкой и родной нам страной. Мои же певчие, напротив, очень много выезжают и участвуют в различных конкурсах.

© video: Sputnik . Denis Aslanov

В грузинском селе сохранили богослужение на древнем арамейском языке

- За время пребывания на Валааме вас можно было увидеть только во время молитвы со сцены. Вы затворник?

— Затворник — это очень громко сказано. Какое может быть затворничество в XXI веке? Можно жить и в миру, и в сердце твоем будет слышна молитва как щебетание птиц. А можно — в монастыре, в "затворе", но в сердце будут суета и мирские проблемы. Поэтому слово "затворник" — слишком глубокое и ответственное.

На Валааме сгорела гостиница, и всех участников фестиваля расположили на корабле в каютах. За все это время я покинул свою келью всего четыре раза — дважды для выступления и дважды, когда ходил в ближайший от корабля скит, чтобы помолиться. Я не затворник, но беседа с Богом — истинное мое предназначение.

- Как вы относитесь к гаджетам, пользуетесь ли телефоном и интернетом?

— Во времена Пушкина было гусиное перо, с помощью которого он передавал свое видение мира, красоту своих произведений. На смену перу пришла авторучка — она тоже стала своеобразным гаджетом, который помог людям общаться и создавать что-то новое, отвечать на вопросы. Если раньше старцы, отвечая своим духовным чадам, писали от руки и отправляли письма, то сегодня есть возможность написать и через две минуты уже получить ответ. Ко мне тоже обращаются с вопросами. Если я не нахожу ответ, то отвечаю "помолимся", и человек понимает, что ответ — в молитве к Богу.

- Терроризм — одна из важнейших проблем человечества. Как вы думаете, как с ним можно бороться?

— Являясь этническим ассирийцем, я очень близко сталкиваюсь с этой темой. В Ираке и Сирии убивают ассирийцев. Считаю это геноцидом против моего народа. На какой из идеологий он основан и кем он придуман, нам неизвестно. Крик в моей душе долго не вырывался на свободу. В прошлом году я обратился к святейшему (патриарху – ред.) с просьбой о разрешении выйти на площадь Руставели в Тбилиси с плакатами "Нет терроризму". На митинг собралось более пяти тысяч человек. Мы отслужили молебен по убиенным.

Но самый большой терроризм — это идеология растления наших моральных качеств. Ребенок рождается светлым и невинным. Очень важно в течение жизни не растерять все самое светлое и духовное, что в нас есть. Как-то у одного старца спросили, от Бога ли советская власть. Старец подумал и сказал: "Конечно, от Бога. Но, придет время, и Бог скажет: "Хватит!". Я искренне верю, что скоро придет время, когда Бог скажет "хватит", и людей не смогут зомбировать и настраивать на убийство других людей. Сегодня многие стали грамотными, и от этого у них огромная голова и маленькое сердце. Но если не все можно познать головой, то все можно ощутить сердцем.

- Отец Серафим, о чем вы мечтаете?

— Спастись.

sputnik-georgia.ru

Отец Серафим Бит-Хариби|Схиархимандрит Серафим

Грузия – страна с многовековой историей, а грузины – один из самых сильных и стойких народов в мире, видавшие на своем веку безжалостные кровопролитные войны и золотой век процветания, ощутившие боль предательства и радость возрождения.

Что привлекает миллионы туристов в Грузию? Зажигательные танцы и грузинское вино? Могущественные горы и невиданной красоты природа? Да, несомненно! Но каждый, кто бывал в Грузии, согласится со мной — здесь царит совершенно иная атмосфера, в твоем сердце поселяется бесконечная любовь и радость, от понимания того, что ты находишь в Грузии. Здесь другая, необъяснимая энергия, изменяющая мысли и сознание, и заставляющая возвращаться сюда снова и снова.

Во многих своих материалах, вне зависимости от их содержания, я часто делаю акцент на том, что Грузия была одной из первых стран, принявших христианство. Это знаковое для страны событие произошло благодаря просветительнице Грузии – Святой равноапостольной Нино – сегодня покровительнице Грузии. Так же ярким и важным событием для Грузии было основание монашества. Тринадцать Ассирийских Отцов из Сирии были посланы в Грузию для укрепления христианской веры. Они разошлись по всей стране, основывая первые монастыри и лавры. Благодатная слава об Ассирийский Отцах до сих пор распространяется по всему миру, привлекая все больше и больше внимания туристов и паломников.

Я посетила почти все монастыри Грузии, основателями которых являются Ассирийские Отцы! Непонятным мне самой образом, эта тема меня очень привлекает, и если передо мной стоит выбор посетить монастырь Ассирийских отцов Грузии или другое место, предпочтение я всегда отдаю первому варианту.

Несколько лет назад, я увидела новостной сюжет о селе Канда в 25 километрах от Тбилиси, где построен монастырь в честь Тринадцати Ассирийских отцов. В монастыре служит ассирийский схиархимандрит Серафим (Бит-Хариби), а богослужения он совершает на арамейском языке – языке Иисуса Христа. Должна признаться, что сюжет мне запомнился только по одной причине: у меня есть несколько друзей – ассирийцев. С Вашего позволения, отойду от повествования об Ассирийских отцах и расскажу о своей недавней поездке в Сванетию. Как всегда, моей целью было полюбоваться на могучие горы Кавказа, пообщаться с интересным и необычным народом, найти интересные сюжеты для своих новых статей и просто подышать чистейшим горным воздухом. Жила я в небольшом семейном гестхаусе, неподалеку от центра Местии, и казалось, я в этом доме была единственным человеком. В полном одиночестве и незнакомом месте человек стремится к общению, и мое стремление привело меня к знакомству с соседским мальчишкой по имени Иосиф. Он провел мне небольшую экскурсию по городу, мы много ходили пешком, гуляли и разговаривали. Мы обсуждали древние сванские традиции, культуру и обычаи, и многие другие интересные темы. Но больше всего мы говорили о Боге! О Боге и о вере! Прогуливаясь по улочкам Местии, мы подошли к памятнику Царицы Тамар. Памятник не произвел на меня должного впечатления, в отличие от слов о единстве религий, которые были написаны там:

«ჩვენერთისისხლისანივართ»,

что в переводе с грузинского означает: «Мы одной крови!»

Будто молния пронзила меня, когда я прочитала эту фразу! Все мы, произошли от одной крови и плоти! Все мы на этой земле братья и сестры друг другу! Но живя в этом материальном мире, мы почти забыли о своем истинном пути и о нашем истинном предназначении в жизни! Деньги, войны, соблазны захватили наш разум. Мы шагаем вверх по карьерной лестнице, а когда идем — ступеньки позади нас рушатся. Это ступени нашей истинной человеческой сущности, ступеньки добра, взаимопомощи, уважения друг к другу, истинной любви к этому миру и к каждому человеку, истиной любви к себе!

Иосиф показал мне видео. «Посмотри!» — говорит он. «Это наш Отец Серафим! Послушай, как он поет!». И я послушала! На всякий случай попросила Иосифа, чтобы он прислал мне ссылку, чтобы после легко найти в интернете песнопения Отца Серафима. Это был «второй звоночек», который я легкомысленно пропустила.

Вернувшись домой, я начала изучать попавшую мне в руки информацию. Все в моей голове сложилось в единую мозаику. Я поняла, что об Отце Серафиме я узнала задолго до судьбоносной встречи в Сванетии. Это было в тот день, когда я впервые увидела сюжет о небольшом ассирийском селе, где богослужения проводят на языке Иисуса Христа! Я не буду здесь писать об Отце Серафиме и его жизни. А жизнь его очень удивительна. В качестве интересного факта скажу Вам лишь одно – Отец Серафим обладает черным поясом по борьбе и является чемпионом Грузии! Если после прочтения моей статьи, вы захотите узнать подробнее об Отце Серафиме, то всю информацию Вы сможете найти в свободном доступе в интернете.

Я начала слушать песнопения в исполнении Отца Серафима. Одно, второе, третье…. И была поражена! И до сих пор поражена всем, что увидела, и всем что услышала. Мои эмоции если и пройдут, то только после того, как мои бессвязные мысли превратятся в логичный текст на бумаге.

Мне трудно подобрать слова. Откуда берутся эти песнопения? Откуда берется этот голос? С Небес? Возможно. Это очень тонкая связь между Богом и искусством!

В нашем мире забот и хаоса в голове человека ведется бесконечный диалог. Диалог с самим собой, диалог о своих проблемах, заботах, планах на будущее. Ты ложишься спать и постоянно думаешь, думаешь, думаешь! Бывало ли у Вас такое, что поток мыслей настолько силен, что хочется отрубить голову. Я сама страдаю этой «болезнью», но теперь у меня есть лекарство! Я слушаю Отца Серафима. Его песнопения оказывают на меня какой-то неведомой силы эффект. Как будто тонкая струя света проникает в тебя, сметая все плохие и недружелюбные мысли на своем пути, от этой музыки и пения исчезают лишние заботы, навязанные страхи и переживания. А в твоем внутреннем мире наступает благодать. Наибольшее впечатление на меня произвел 50 Псалом. Не только на меня, думаю на всех людей, которые когда-либо слушали его в исполнении Отца Серафима. Это свет распространяется на всех, люди наполняются истинной любовью, плачут – когда слушают песнопения отца Серафима. Это невозможно описать словами! Каждый звук – в самое сердце, в самое сердце твоей души. Снова звук – и снова прямое попадание. Благодаря таким людям, как Отец Серафим, наш мир наполняется светом и добром! Все великолепия, глубины и чистоты, которую несет его пение передать невозможно, это нужно услышать сердцем.

С того момента, как и я узнала об Отце Серафиме, мне захотелось написать об этом человеке. И каждый раз на протяжении месяца, ложась спать после прослушивания песнопений, в моей голове формировался текст, который сегодня я описала Вам. Единственное, о чем жалею, так это о том, что я не приехала в село Канда и не повидалась с Отцом Серафимом. А это самый лучший повод приехать еще раз! Чего и Вам всем желаю!

 

best-georgia.ru

СЕРАФИМ (БИТ-ХАРИБИ) - Древо

Схиархим. Серафим (Бит-Хариби)
Схиархим. Серафим (Бит-Хариби)
Серафим (Бит-Хариби) [1], схиархимандрит, настоятель Старо-Кандского монастыря Тринадцати Сирийских отцов, духовник православной ассирийской общины в Грузии

Родился и вырос в Грузии. Отец - ассириец, мать - грузинка. В семье научился глубоко уважать отца. Когда ему было 10-11 лет, мать подарила ему детское Евангелие, которое он прочитал несколько раз, но в то время воспринял как "красивую сказку", т. к. сомневался в существовании Бога.

В детстве упал внутрь бетономешалки и еле выжил, почти лишившись конечностей. Потом два года не мог встать на ноги, потом сидел в коляске, потом с трудом ходил на костылях. Впоследствии стал заниматься спортом, получил чёрный пояс и второй дан, стал четырёхкратным чемпионом Грузии по восточной борьбе.

В Грузии проходил служение в армии. Женился, у четы родилось трое детей.

Когда в 2001 году его жена, будучи на восьмом месяце беременности, тяжело заболела, врачи заявили что её спасти невозможно, а нужно думать о спасении жизни ребёнка. После того как жена провела десять дней в больнице в критическом состоянии, муж забрал её, как безнадёжно больную. Он отвёл её на могилу преподобного Гавриила (Ургебадзе), где обратился к старцу с молитвой об исцелении жены и спасении ребёнка. В то время он дал святому обещание стать монахом, если молитва будет услышана. На второй день после этого, за одну ночь, жена стала быстро поправляться, и у родителей благополучно родилась дочь Кетевана.

После чуда позабыл о своём обещании. По выздоровлении жены уехал в Киев, где открыл спортивную школу. Но, как он рассказывал, "нервы у меня сдавали, сердцебиение усиливалось [...] я решил сменить работу, [но] об обете своем не помнил" [2].

В то время часто ездил в Киевский Свято-Троицкий Ионинский монастырь, где имели обыкновение собираться местные грузины. Однажды там он встретил матушку Ксению, которая неожиданно обратилась к нему со словами: "Благословите, отец Серафим..." Думая, что та говорит с другим человеком, он поначалу даже не посмотрел в её сторону, но тогда старица так сильно ударила его палкой по голове, что он упал. В ответ на его возмущенное недоумение, матушка Ксения сказала, что он станет "тем человеком, который будет молиться за свой народ, что такова воля Божия". После этого его жизнь изменилась - по его словам он "начал видеть разные сны." Во время последующих встреч с матушкой Ксенией, он молил её объяснить, как он может стать монахом имея семью с тремя детьми, но матушка лишь заявила что "Бог Сам даст тебе об этом знать" [2].

Впоследствии так и случилось. 14 марта 2006 года, в день изгнания Адама и Евы из рая, на Украине, он был пострижен в монашество. Потом принял великую схиму с именем Серафим. Подвергался побоям за попытки проповедовать среди сектантов. Собирался уйти Святую Гору Афон.

В 2008 году был представлен патриарху Грузинскому Илии II, который пригласил его остаться в Грузии и стать пастырем для ассирийцев в селе Старая Канда (Дзвели Канда) Мцхетского муниципалитета. Принял патриаршее благословение и в 2010 году был рукоположен в сан диакона в Грузии.

Приложил много трудов для воцерковления села Дзвели Канда: проводил ежемесячные беседы на разные темы, приглашал молодёжь в храм. Стал служить на арамейском языке, близком для ассирийцев, что сыграло большую роль в привлечении в его приход ассирийцев с разных концов Грузии. Вместе с собранным им хором стал составлять и записывать новые полифонические песнопения, которые быстро получили широкую известность и признание. Под его началом в селе был возведён большой храм во имя Тринадцати Сирийских отцов при котором был учреждён монастырь.

На 2015 год носил сан схиархимандрита.

Использованные материалы

  • Раквиашвили Хатуна, "Матушка Ксения ударила меня палкой: «Я ведь попросила у вас благословение!». Беседа с схиархимандритом Серафимом, служащим на языке Христа", портал Православие.Ru, 22 апреля 2015:

[1]  Фамилия также иногда приводится как Битбунов.

[2]  Раквиашвили Хатуна, "Матушка Ксения ударила меня палкой: «Я ведь попросила у вас благословение!». Беседа с схиархимандритом Серафимом, служащим на языке Христа", портал Православие.Ru, 22 апреля 2015, http://www.pravoslavie.ru/78842.html

drevo-info.ru

Отец Серафим суперзвезда — НОВОСТЬ.ge

Отец Серафим суперзвезда

Отец Серафим суперзвезда

В храме Тринадцати святых ассирийских  отцов, воскресная служба подходит к концу, но прихожане не торопятся расходиться. Все ждут Отца Серафима. Он должен спеть на арамейском языке, на том самом, на котором говорил Иисус Христос.  В храме наступает полная тишина. Кто-то тянется к телефону, чтобы настроить его на режим видеосъемки, кто-то затаил дыхание в ожидании. В село Канда, где расположен его приход, съезжаются люди со всей Грузии и со всего мира. Большинство из них верующие, но многие хотят послушать голос суперзвезды Грузинской православной церкви.До обет

Раньше Серафим Бит-Хариби жил совершенно иной жизню. Занимался спортом. Четырёхкратный чемпион Грузии по восточной борьбе, священнослужитель является обладателем чёрного пояса и второго дана. Была и семья: жена и трое детей. А веру в Бога Отец Серафим обрел во время болезни беременной супруги.

«Проснувшись однажды  утром я не узнал свою жену: она очень опухла, и врачи не смогли поставить диагноз. Гемоглобин упал до сорока. Ее срочно госпитализировали. В течение десяти дней её положение было критическим. Потом я забрал её из больницы. Уже уже ни на что не надеялся и решил отвезти её на могилу старца Гавриила (Ургебадзе, ныне канонизирован как преподобный Гавриил, исповедник и юродивый). Мы пришли к старцу и я сказал ему: «Если правда то, что о тебе говорят, умоляю тебя, помолись перед Богом о моей семье, чтобы роды завершились благополучно, чтобы и она, и ребёнок остались в живых. Если ты мне в этом поможешь, обещаю, что я брошу всё и стану монахом». На второй же день свершилось чудо – она пошла на поправку. Это произошло всего за одну ночь. Я понял, что так и должно было быть, я должен был пройти этот путь. Конечно, и Богу не нравится видеть наши мучения».

После этого жизнь еще не раз приводила Отца Серафима к мыслям о Боге. Прогуливаясь однажды по ботаническому саду в Украине, на территории которого стоит Свято-троицкий Ионинский монастырь, одна из монахинь попросила благословения у Серафима. Это заставило его вновь задуматься о Боге и своём предназначении. Так 14 марта 2006 года, в день изгнания Адама и Евы из рая, он стал монахом, позже схимником. А в 2010 году по благословению Святейшего Патриарха Илии II он стал диаконом.

Сегодня отец Серафим известен на весь мир благодаря песнопениям на арамейском языке.

«Все началось с 2013 года, когда мы заложили катлован храма тринадцати святых ассирийских отцов в селе Канда, которое считалось местом переселения ассирийцев.  Редко, кто слышал об этом месте и однажды во время трапезы я сказал в шутку: «ничего, придет время, мы обязательно напишем песнопения, и о нас узнает весь мир». Слова эти оказались пророческими.  6 января 2013 года мы написали песнопение и исполнили его на Рождество Христово. И так в скором времени о нас узнали».

 

Голос Грузинской православной церкви

Об отце Серафиме, поющем на языке Христа, не просто узнали, он стал одним из самых популярных духовных лиц Грузии. Так, во время недавнего визита Папы Римского в Грузию, голос отца Серафима в храме Светицховели во Мцхета не оставил никого равнодушным. Видео с его исполнением в YouTube набрало сотни тысяч просмотров. Хотя сам священнослужитель признается,  что все, перед кем он поет, для него равны. В этот момент главным слушателем для него становится Бог. «Я пою Богу, для Бога. Потому что все, что у меня есть от него. Что я чувствую… Одну только радость, что я могу петь ему».

Служба на арамейском языке сегодня проходит только в селе Канда, а язык Христа уже принято считать «мёртвым». Все это делает Отца Серафима еще более мистическим.

Впервые Отец Серафим попал в поле зрения широкой обществености, когда выразил свой протест в связи с массовыми убийствами христиан в Сирии. Тогда по его инициативе на проспекте Руставели прошла многочисленная акция протеста. Тогда же он и начал писать. Для Отца Серафима музыка стала плачем, возможностью передать боль и скорбь, связанную трагическими событиями на Ближнем Востоке.

«Мы этнические ассирийцы, нам очень больно за наших собратьев, которых убивают каждый день» — признается Отец Серафим.

Отец Серафим

Отец Серафим

Политический оттенок

Имя отца Серафима ассоциируется и с политическим скандалом. В мае Грузию посетил бывший мэр Москвы Юрий Лужков. Экс-градоначальник российской столицы так же был наслышан о песнопениях Отца Серафима и не упустил случая послушать его лично. Лужкова у себя в приходе принимал сам священнослужитель. Он усадил гостя за стол, а после сделал с ним памятную фотографию. Все это отец Серафим опубликовал у себя на странице в социальной сети, чем вызвал негодование части грузинской общественности. Дело в том, что Лужков поддерживает отколовшиеся грузинские регионы — Абхазию и Южную Осетию. Сам не раз гостил в Сухуми и Цхинвали, финансово и политически поддерживал сепаратистов. Но, как признается сам Отец Серафим, большинство злостных комментариев было не от обыкновенных людей, а от различных политических организаций. И имели в основном политический подтекст. Ситуацию отец Серафим комментирует так:

«Во-первых, Лужков приехал в Грузию, а не ко мне лично, а во-вторых, он слышал о наших песнопениях и ему было очень это интересно. Поэтому я говорю, что мы не встречали Лужкова за дверьми этого монастыря и не проважали его за дверьми монастыря. Знаете, быть перед всеми хорошим – это значит быть или аферистом, или очень хорошим. Я не являюсь ни тем, ни другим».

Отношение к личности Отца Серафима  у многих до сих пор остаётся неоднозначным. Одни считают его слишком современным и продвинутым для священнослужителя, другие не видят в этом ничего плохого, тем более,  что сам Патриарх Грузии Илия II одобряет его образ жизни. Но одно можно сказать точно, что когда Отец Серафим начинает петь на арамейском, песнопение его берет за душу и может довести до слез практически любого.

16 августа 2017 года

Facebook comments:

novost.ge

«Моя мечта, чтобы Грузию любили, как любил её Святой Серафим Саровский»

- В Марткопи – образ Иверской иконы написал, еще, будучи послушником. Она впоследствии мироточила. В епископстве, расписал комнатную церковь, очень маленькую. Написал изображение преподобного Серафима в пустыньке. Больше – нет, поскольку я не профессиональный иконописец.

- Вы по образованию архитектор. Полученной профессии находится применение в вашем служении?

- Архитектура помогает мне при строительстве новых церквей. При проектировании новой нового монастыря, ограды прошу также учитывать моё мнение. Но на целый новый проект – на это просто нет времени. 

- В монастыре Цихисджвари есть храм в честь преподобноисповедника Гавриила Ургебадзе. 

- Да, этот первый храм в честь этого удивительного святого не только в Грузии, но и во всём мире. Там стараниями настоятеля, кстати, тоже отца Гавриила, воссоздана келья старца. В храме находятся его личные вещи. Там же сейчас подвизается его келейница матушка Параскева. Но мы собираемся строить ещё собор в его честь, предположительно в Ликани, недалеко от дворца Романовых.

 - У вас в одном из высокогорных монастырей подвизается монах, который провёл 35 лет в монастыре Саввы Освященного на Святой Земле.

- Да, он сейчас в Берис Сакдреби – переводится как «монашеская обитель». Его зовут отец Херувим. Настоящий греческий монах. Чудо, что он приехал в Грузию. Оставил такие святыни в монастыре Саввы Освященного. Там все в ужасе, удивляются, что он здесь. Подумайте, он ведь мог выбрать любой греческий монастырь, Он пришел в Патриархию. Ему показали монастырь на вершине горы, и он попросил разрешения остаться в Берис Сакдреби. 

Там очень уединённо, паломников нет. Поначалу их было двое, а теперь несколько человек. Это у нас самый бедный монастырь. Отец Херувим великий молитвенник. Какая бы ни была шумиха вокруг – он ни на что не реагирует. Весь внутри себя, в сосредоточенной молитве. Мы все его уважаем. У нас есть ещё одна сильная молитвенница - схимонахиня Иоанна. 

И была у нас очень духовная старица – матушка Домнина. Она пришла в монастырь в возрасте 60 лет. Прожила до 82-х, последние два года лежала парализованная, Господь дал ей дар необычайного смирения. Последние годы она стала обладать даром прозорливости. Мы неоднократно это замечали.

- На одной из фотографий вы с паломниками переходите реку вброд. Куда вы идете?

- Каждый год 11 сентября в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи мы ездим с паломниками в район пещерного коплекса Вардзиа. Недалеко от него была обнаружена пещера, внутри которой, если подняться вверх по лесенке, спрятан храм, выдолбленный в скале. Сначала название места не было известно. Но потом один местный старик, дедушка Баграт, которому было за 100 лет, рассказал, что оно называется Тавкветула. Храм освящён в честь св. Иоанна Крестителя, датируется десятым веком. 

Было решено проводить в нём службы, и теперь каждый год 11 сентября сюда съезжается множество паломников. Xрам вмещает около 100 человек. Чтобы попасть в него, мы должны перейти реку. Обычно уровень воды в ней к нашему приезду понижается, и мы спокойно переходим речку. Но бывает и иначе. В прошлом году паломники, отправившиеся в путь во второй половине дня, перейти ее не смогли.

- Но вы же идёте по пояс мокрые. Так и стоите потом на службе?

- Да. А на обратном пути ещё и окунаемся, плаваем.

- Прямо в одежде?

 

- Конечно. 

- Так и едете мокрые домой?

- Я – сейчас уже нет. А когда молодой был – так и ехал.

- На вас необычная панагия. Иисус Христос, закутанный в хитон

- Это подарок ассирийской диаспоры, называется «Христос пустыни». В небольшом селении Канда, что недалеко от Тбилиси, проживает 2000 человек, этнические ассирийцы. У них есть монастырь 13 ассирийских отцов, его настоятелем является отец Серафим. Он очень интересный человек с необычной судьбой. Службы у них проходят и на арамейском языке и на грузинском. Вам обязательно надо там побывать. 

- Вы неоднократно посещали Святую Землю. 

- Я был на Святой Земле пять раз. А вообще за границей я неловко чувствую себя, не могу дышать. Языка не знаю. Идёшь по улице – все смотрят. С крестом – ещё понятно, священник, а тут панагия - ничего не ясно. Что такое Georgia никто не знает. Все смотрят на бороду. С бородой – значит Бен Ладен. Мне это надоедает. Духа нет. Пустота. Один раз можно поехать. Но устаёшь. 

- Мне рассказывали, что в вашу резиденцию может прийти любой человек, что вы доступны для всех..

- И в России много молодых митрополитов, которые постепенно разрушают образ традиционного митрополита. Мы были в гостях у владыки Романа в Якутии – он очень простой в общении. Что вы хотите – русские епархии, они же размером в 3-4 раза больше чем Грузия. В России есть города, в которых не видели епископа вживую. Боржоми - это же маленький город, 20 тысяч человек. Вся епархия – 40 тысяч. И если бы какой-то русский владыка был здесь – было бы точно так же.

- Вы родились в Сухуми, ваш отец воевал в рядах Советской армии.

- Сейчас я вам кое-что покажу. Эта фотография моего отца и его друга Давида. Вот надпись – Сухуми, январь 1946 года.

С геологического факультета все ушли на фронт, и только эти двое остались. Они встретились в декабре 1945 года. Когда отец вернулся с фронта домой, он ходил по городу и решил зайти в свой институт, чтобы узнать, остался ли кто-нибудь в живых. Тогда это был индустриальный институт им Кирова. Сейчас это политехнический университет. И когда отец подошел к институту, он вдруг обернулся и увидел Давида. Тот тоже ходил по городу и решил узнать, выжил ли кто-нибудь из его однокурсников. Кстати оба старшие лейтенанты. Когда они встретились взглядами, у них не было сил обнять друг друга. У них подкосились колени, и они заплакали. Представляете? 

Мой отец был тяжело ранен под Харьковом. Это был 43-й год. Он никогда не любил рассказывать о войне. Спросишь его – в ответ два-три слова. И замолкал. Так вот. Его при взрыве накрыло землей так, что видна была одна только рука. И санитарка, когда обходила раненых, увидела, что рука пошевелилась. Она взяла его за руку и дёрнула. Так он остался в живых. Было тогда отцу 25 лет. Его отправили в военный госпиталь города Изюма. Это недалеко от Харькова. Мне очень хочется поехать в этот город. 

- Русских паломников стало больше в последнее время?

- Да, намного. Но в Боржоми не так много, как в Тбилиси. Был у нас как-то один русский батюшка. Его перед поездкой запугали, что грузины против России настроены. В Боржоми он ходил в рубашке и брюках. Мы присматривались к нему на службах. Стоит, крестится. Видно, что не обычный человек. Подошли, спросили – оказывается священник. 

Поэтому нужны связи, нужно объяснять людям, что духовные, культурные связи, они ни куда не делись. Это главная Ваша журналистская работа. Здесь раньше – с трудом можно было найти квартиру или комнату – столько людей отдыхало, около 100 тысяч человек. Космонавты перед полётом отдыхали, олимпийскую сборную привозили перед соревнованиями. А посмотрите, что сейчас. Санатории и гостиницы пустые стоят. Но для вас есть один существенный плюс – приезд без визы. Мне же трудно попасть в Москву. 

- В монастыре Рождества Богородицы вы с удовольствием общались с русской инокиней Спиридоной из Толгского монастыря.

- Да, это правда. Она активная матушка. И отличается от образа русской монахини. В Грузии, за застольем, где собралось много священников, владык, она берёт в руки гитару и поёт – это талант. Я это сразу отметил. И это ни в коем случае не должно быть осуждаемо. Напротив. Если ей от Бога дан такой талант – надо его использовать. Она для этого создана. Кто-то молится у икон. А она – другая. Она – тёплая. Это не просто так. 

Это нужно и должно использоваться на благо церкви, на благо русской церкви. Она молодец. Дай ей Бог благодати. И чтоб ей везде было хорошо и радостно.

- В этом году исполнилось 20 лет вашего архиерейского служения. Владыка, тяжела она, «шапка Мономаха»? Какая у вас мечта?

- «Шапка Мономаха» очень тяжела. И моя мечта в будущем – принять схиму с именем Серафим (в честь Серафима Вырицкого или Серафима Мотовилова) и быть в монастыре. Также моя мечта, чтобы был явлен православный царь Багратиони в Грузии, чтобы помирились грузины и абхазцы. Чтобы я со своей паствой из Боржоми смог поехать в Дивеево – вся паства, все вместе. Это мечта, поскольку получить визу в Россию – это как выиграть Сталинградскую битву или взять Берлин. Это уж точно, можете это подчеркнуть! Митрополиту, чтобы приехать в Россию, нужно ждать визу два или три месяца! 

Хочется найти спонсора и напечатать житие преподобного Серафима тиражом в 300 тысяч экземпляров. Также хочется сделать о нём фильм на грузинском и на всех европейских языках. Есть у меня такая мечта, чтобы каждый год иметь возможность ездить в Сухуми на могилу отца и матери. Моя мечта, чтобы Грузию любили, как любил её преподобный Серафим Саровский.

 А самая главная моя мечта – чтобы всем нам попасть туда, где сейчас живёт преподобный Серафим – в Царство Небесное.

Лариса ХРАСТАЛЕВА

www.geomigrant.com


Смотрите также