Грузия минанкари


Что такое минанкари? Особенности и применение минанкари

«Минанкари» — грузинское слово, переводится, как «эмаль». Однако, в виду имеется не всякое покрытие, а именно перегородчатое. На нем мастера Грузии специализируются с 11-го века.

Технику переняли у жителей Византии. Это государство перестало существовать в 15-ом веке. Но, ювелирное наследие страны не кануло в лету. Его продолжат мастера Грузии, сохраняя мельчайшие нюансы старинной технологии. В чем эти нюансы заключатся, расскажем далее.

Нюансы производства минанкари

Минанкари – эмаль, наносимая на золото, медь, или серебро. Последний металл подходит лишь в чистом виде. То есть, требуется серебро 999-ой пробы.

Другие сплавы не применяются вовсе. Стеклообразное покрытие на них либо не держится, либо сильно меняет цвет. Краски преображаются во время обжига.

Для него во многих грузинских домах есть специальные печи. У них толстые стенки. Температура внутри – 800 градусов Цельсия. Именно столько требуется для затвердения минанкари.

Чтобы покрытие не расплывалась по изделию еще в «сыром» виде, грузинская эмаль минанкари заливается в формы. Их называют перегородками и делают из тонких нитей серебра.

Проволочки изгибают, получая нужный узор. Композицию приклеивают к изделию-основе. Остается, как в детской раскраске, заполнить ячейки цветным содержимым.

Бесцветную эмаль используют как основу для художественной композиции. То есть, изделие обжигается несколько раз. Сначала, ждут затвердения прозрачного покрытия. Лишь после этого, на него крепят серебряные нити и заполняют их новой партией минакари. Теперь, украшение ждет второй обжиг.

Грузинская перегородчатая эмаль минанкари, как и тысячелетие назад, основана на минеральных красках. Их получают путем перемалывания природных камней.

В старину каждый мастер делал это сам. Современные ювелиры заказывают уже готовые пигменты. Больше всего предложений поступает от фирм из США, Японии и Франции. Оттуда и встречают посылки.

Именно за счет природного происхождения, краски минанкари могут сильно менять цвет при обжиге. Из разрешенных для производства металлов, сильнее всего покрытие реагирует на медь. Красная эмаль на ней становится бурой, белая – желтой.

Поэтому, ювелиры пользуются специальными палитрами. На фанере размещают цветные кружки. Они воссоздают цвет эмали до и после ее обжига на той, или иной основе. Так проще ориентироваться, создавая рисунок на поверхности украшения.

Минеральные порошки разбавляют перед работой простой водой. Чаще всего требуются красный и синий цвета. Алый олицетворяет христианский символ на государственном флаге Грузии.

На полотне изображены пять крестов. Крупный посередине – символ Христа, а боковые распятия – знаки четыре евангелистов. Синий же цвет ассоциируется с небесами страны. Их редко затягивает тучами.

Минанкари – украшения, существующие в единственном экземпляре. Старинная технология не адаптируется под заводское производство. Каждое изделие изготавливается вручную. Узнаем чьими конкретно руками творятся шедевры.

Знаменитые мастера минанкари

Сделать самому минанкари пришло в голову Вахтангу Джанишвили. Он начинал, как художник. Картины основывал на эмоциях, вызываемых теми, или иными предметами, явлениями.

Поэтому, полотна красочные и, зачастую, размытые, в духе импрессионизма Франции. Таковыми Вахтанг сумел сделать и украшения минакари, которыми занялся, уже будучи известным живописцем.

Десять лет практики в сфере перегородчатой эмали позволили Джанишвили создать несколько композиций, с которыми мастер колесит по разным странам.

Кольца минанкари, кулоны и браслеты грузинского ювелира выставлялись и в России. Так, в августе этого года экспозиция побывала в Нижнем Новгороде.

Минанкари купить предлагает и Кетеван Кавтеладзе. За ее плечами лишь четыре года увлечения перегородчатой эмалью. Зато, на счету мастерицы уже есть почетные регалии.

В 2014-ом, к примеру, Кети заняла первое место на выставке современного искусства в Японии. В Тбилиси работы Катвеладзе запросила галерея «Шарден». В столице Грузии она считается лучшей.

Васил Геджадзе – еще один умелец минанкари. Цены мужчина устанавливает немалые. Оно и понятно, Васил – один из немногих ювелиров Грузии, делающий в технике перегородчатой эмали не только классические украшения.

К сережкам, кольцам, подвескам, Геджадзе добавляет оправы для очков, браслеты и циферблаты часов, шкатулки, иконы. Правда, церковные предметы в технике минанкари производили еще века назад. Проблема в том, что искусство было утеряно. Из старинных образцов сохранились единицы. Расскажем о парочке из них.

Артефакты минанкари

Из старинных икон в технике минанкари выполнена Цилканская Божья Матерь. Это перерисовка с иконы четвертого века. Репродукция сделана девятью столетиями позже и размещена в Мцхетском храме. Он признан главным в Грузии. На месте храма когда-то стояла церковь Святой Сидонии. Это строение было первой обителью христиан в стране.

Есть минанкари и на фото гробницы равноапостольной Нины. Она жила в четвертом столетии, тогда же, когда писалась икона Цилканской Божьей Матери. Нина распространила веру во Христа на территории Грузии.

О том, что эта страна погружена во мрак невежества девушке рассказала воспитанница. Взять евангелие и пойти проповедовать в далекие земли подсказала сама матерь Божья. Она явилась к Нине во сне. Жители Грузии считают святую своей покровительницей, хранят мощи Нины в Бодбе, что на краю Кахетия.

Гроб женщины деревянный, но снабжен металлическими деталями, на которых и выведены узоры перегородчатой эмали. Она прикреплена к серебру. В оформлении композиции использованы так же жемчужины. Они переливаются на фоне синего стекла.

Эмаль принято называть именно минеральным стеклом. Материал столь же хрупок. По сохранности узоров в зале Нины понятно, насколько трепетно относятся к ней и ее деяниям жители солнечной Грузии. Гроб святой и ее мощи бесценны. Что же касается изделий минанкари на продажу, самые недорогие и них стоят 1000-1200 рублей.

tvoi-uvelirr.ru

Минанкари

Красота, проверенная временем. Грузия – необыкновенная, колоритная страна. За много веков в ней произошло удивительное слияние грузинских, восточных и европейских культур. Грузинское искусство завораживает своей самобытностью и яркостью. В 19 веке произошел небывалый подъем культуры этой страны. Именно в это время воскресла уникальная, знаменитая ювелирная техника грузинской перегородчатой эмали, которая зародилась на этой земле более 1200 лет назад.

Эти ювелирные украшения покоряют восхитительной тонкостью линий и потрясающими сочетаниями цветов. Способ изготовления ювелирных украшений не меняется около двенадцати столетий. Это полностью ручной труд, кропотливая и уникальная работа.

Перегородчатая эмаль по-грузински произносится «Минанкари». Мастера Грузии переняли эту технику у мастеров Византии еще в 11 веке. Византия давно трансформировалась и исчезла, но уникальное ювелирное искусство продолжили грузинские мастера, которые сохранили мельчайшие детали техники из далекого прошлого.

Вот некоторые тысячелетние нюансы этой технологии:

  • Основой грузинской перегородчатой эмали минанкари служат минеральные краски, полученные при перемалывании природных минералов. Конечно, в современном мире технологий мастера используют современные красители, созданные на натуральных компонентах.
  • Эмаль наносится на золото, серебро или медь исключительно в чистом виде.
  • Сплавы металлов никогда не применяются, потому что эмаль не сможет на них держаться или цвет сильно изменится после обжига в печи.
  • Чтобы минанкари затвердела, температура в печи должна быть примерно 800 градусов Цельсия. Для этого существуют специальные печи с очень толстыми стенками.
  • Грузинская эмаль заливается в специальные формы из тонких ниточек серебра, которые называют перегородками. Это защищает жидкую эмаль от растекания, когда она еще «сырая»
  • Серебряные проволочки изгибают до нужного узора.
  • Полученную формочку из проволоки приклеивают к основному изделию.
  • После этого ячейки заполняются жидкой цветной эмалью.
  • Бесцветная эмаль служит основой для всей композиции. Таким образом, изделие обжигают не один раз. Сперва, затвердевает прозрачное покрытие. Только после этого на него прикрепляются серебряные проволочки и их снова заливают новым слоем минанкари. Затем следует второе обжигание.

В старинные времена, грузинские мастера сами делали всю эту технологию. В наше время, ювелиры покупают уже готовые краски. Эти натуральные пигменты могут сильно изменять цвет во время обжига в печи. Особенно, если покрытие нанесено на медь. Эмаль красного цвета на меди становится бурой, а белая превращается в желтую.

Из–за этого, ювелиры используют специальные палитры, сделанные на фанере. На ней воссоздается цвет эмали, который был до обжига и стал после. Это помогает ориентироваться в цвете при создании рисунка. Порошки из природных минералов перед работой разводят простой водой.

Украшения, выполненные в этой технике, существуют только в одном экземпляре. Каждая вещь уникальна и сделана вручную.

Очень важно то, что грузинские традиции продолжаются, а уникальные старинные ювелирные техники занимают достойное место в Грузинской культуре и передаются из поколения в поколение.

minankaristore.ru

Из Грузии с любовью: О дареных конях начистоту

В последние годы дико модным стало привозить из поездок все “местное” и “аутентичное”. Избежать ловушек для туристов, найти собственные фишки, подружиться с аборигенами становится таким же трендом, как бронирование турецкого all-inclusive 7-10 лет назад. Требование аутентичности касается и подарков: привозить магниты и майки с надписью “Я люблю такой-то город” давно уже стало дурным тоном.

Если вы меня немного знаете, то вас ждет сюрприз. Я не стану уговаривать вас совершить марш-бросок по винным подвалам, скупить все тамошние сокровища и закусить это все свежей чурчхелой от кахетинской бабушки! То есть, это, конечно, всегда хорошо, но вы бы и без меня догадались это сделать, верно?

Но есть кое-что еще. Как большой сторонник политики “покупай местное”, я привлеку ваше внимание к некоторым самым что ни на есть грузинским штукам, которые веками здесь производятся, и которые нравятся мне самой.

  1. Скатерти с грузинским орнаментом

Моя последняя любовь, эти скатерти послужат отличным подарком для человека, который любит этнические элементы в декоре дома. Разнообразие узоров и расцветок, самой традиционной из которых является сине-белая, действительно очень приятно смотрится. А еще покупка такой скатерти или хотя бы салфеточки на телевизор – это прямая помощь популяризации грузинской культуры. Из патриотических и эстетических соображений обязательно куплю такую себе в дом, когда решу им обзавестись.  И вам советую 🙂 Готовя этот пост, я бродила по излюбленным точкам продажи подарков с целью исследования рынка. Что узнала: за большую салфетку или платок с таким узоров с вас возьмут около 30 лари (12 долларов), за размеры побольше – около 90 – 110 лари (36 – 40 долларов). Покупать их советую в Карвасла (здании караван-сарая у церкви Сиони) или в грузинско-армянском магазинчике за испанским рестораном на Мейдани. Вроде бы место туристическое, а цены и качество вполне приличные!

Другая крутейшая вещь из списка грузинских ремесел – минанкари, перепончатая эмаль. Украшения из нее производятся по старой технологии, которая заключается в многократном ручном нанесении эмали на ювелирное изделие и последующем ее запекании. Повторяю: работа ТОЛЬКО ручная, поэтому и цена за один предмет стартует примерно от 25-30 лари (11-12 долларов).

Не советую идти за минанкари на улицу Леселидзе (Котэ Апхази). Там она стоит безумные деньги, а качество не всегда соответствует цене. Спуститесь немного ниже на улицу Эрекле II и зайдите в Ornament Gallery или в Pokany Gallery на улице Бамбис Риги (Ватный ряд). Там будет недешево, но очень качественно. Сама я часто вожу своих гостей в уже упомянутую выше Карвасла у церкви Сиони – там находятся мои любимые Gallery 27 и Nima Gallery.

Уже слышу фырканье насчет того, что это есть в любой стране. Но ребята, клянусь своим абонементом в тренажерку: здешние варенья стоят внимания! Обязательно попробуйте варенье из белой черешни, грецкого ореха, фейхоа и шишек – что-то из этого да понравится. Грузинский чай тоже весьма неплохая вещь. Самый популярный бренд, Gurieli, можно найти в любом супермаркете, но обычно своим друзьям за рубеж я везу развесной гурийский чай из маленького магазинчика на пересечении улиц Галактиона Табидзе и Лермонтова. 

  1. Шерстяные шарфы и аксессуары ручной работы

И традиционный шарф на моей картвелофильской шее тоже гостит, теплый и красивый. Помимо того, что его ношение соответствует идее поддержки местных производителей, это еще симпатично и довольно своеобразно. Обзавестись таким можно за 35 лари и выше.

Еще в Грузии можно найти множество сумочек и украшений. Ну, вы видите на фото. А еще мне нравятся эти раскрашенные камни авторства Mari Chkhartishvili, художницы, с которой мне посчастливилось познакомиться лично. Насколько знаю, она также делает аксессуары и пишет картины. Но эти камни для меня особенная вещь – однажды в 2013 году я привезла такой из Грузии, и он меня как-то притянул обратно 🙂 Он гораздо оригинальнее попсовой чашки или магнита с “Я “сердечко” ГРУЗИЮ”, и не так тяжел, как картина, например. Выходит что-то между ощутимой частичкой Грузии и настоящим произведением искусства.

Сыры можно купить на рынке или в магазине. Они вкусны, но не всегда транспортабельны. Многое зависит от правил перевозки, вида упаковки и срока хранения… А еще классический сулугуни или имеретинский – это уже мейнстрим 🙂 Мой совет: если поедете в регион Джавахети, то загляните в монастырь Пока у озера Паравани. Монашки продают вкуснейшие сыры (а еще шоколад, масла и варенье – что относится к нашему пункту 3). Как минимум, десяток видов различной вкуснятины! А еще сыром славится Тушетия и нижняя часть Кахетии – спросите местных о сортах гуда и дамбали.

В Тбилиси же я посоветую вам пойти в магазин Aristaeus на улице Пушкина, рядом с баром Warszawa, или в магазин “Cheese House” на улице Александре Казбеги (Павлови) 20-А. Это уж точно нетуристическое место! Сыры, маринованные в вине, сухие сыры, мягкие сыры… Настоящий маленький рай. Думаю, вам там понравится.

Таков мой список Большого Грузинского Подарочного Набора. Конечно же, в него могут и должны входить и специи – сванская соль и аджика – но я думаю, о них вы уже наслышаны и без меня 😉

Удачных покупок и приятного путешествия!

About Dariko

Born in Ukraine, now Tbilisi-based. Love seeing new places.

www.dariko.net

Что почем в Тбилиси?

В этой статье мы кратко расскажем о ценах в Тбилиси. Рассмотрим стоимость аренды жилья, ценник на продукты в магазинах и на рынках, в кафе, билеты на транспорт и достопримечательности, сувениры. *Цены актуальны на минувшую зиму (декабрь 2015-ого).

Курс грузинского лари к российскому рублю: 1 лари (GEL) = около 28 руб (RUB)

Курс доллара к грузинскому лари: 1 $ = 2,27 лари (GEL)

Жилье

Аренда скромной 1-2-комнатной квартиры в хороших районах в центре города обойдется около 60 лари (1700 руб) за сутки (при бронировании заранее, например, через airbnb или booking). Речь идет о непопулярных у туристов зимних месяцах. В сезон, с весны по раннюю осень, цены могут быть выше, да и бронировать лучше сильно заранее, если хотите подобрать себе хороший вариант.

В нашем случае, за эту стоимость нам удалось пожить в трехкомнатной (!) квартире (с двумя маленькими спальнями и гостиной), в 5-7 минутах ходьбы от метро «Марджанишвили» или «Руставели». Квартира находится в «сталинском» доме на берегу реки Куры. Говорят, в союзные времена в здании проживали известные грузинские деятели театра и кино.

В ту же цену обошлась квартира поскромнее – однокомнатная, зато прямо в Старом городе Тбилиси. В пяти минутах ходьбы от дома – множество основных городских достопримечательностей – серные бани, крепость Метехи, ботанический сад, площадь Горгасали, улицы Котэ Абхази, Сиони и Шардена с кафе и сувенирами.

Транспорт

Станция метро “Авлабари”

Чтобы воспользоваться общественным транспортом в Тбилиси нужно купить магнитную пластиковую карточку – на ее счет зачисляются деньги. Стоимость карты – 2 лари. Ей можно пользоваться в метро, автобусах, или, например, на канатной дороге. Одна поездка на метро, автобусе – 0,5 лари, на канатной дороге – 1 лари.

Продукты

Уличная торговля овощами и фруктами

Цены на некоторые продукты в магазинах:

Колбаса (вареная) – 8-10 лари

Макароны – 2 лари, «Ролтон» – 0,5 лари

Пельмени – 4-6 лари

Сыр сулугуни – 10-12 лари

Чай – 2-3 лари

Пиво местное – 1,5-2 лари

Пиво импортное – 3 лари

Вино – 7-11 лари и более

Цены на рынках и в овощных палатках:

Мандарины – 2 лари

Гранаты – 6-8 лари

Лимоны (шт.) – 0,5 лари

Картофель – 0,5-1 лари

Лук – 1,5 лари

Морковь – 1-2 лари

Свинина (свежая) – 13-15 лари

Курица – 6 лари

Чурчхелла – 1-3 лари

Домашнее вино белое/красное (1 л) – 3/5 лари

Мацони – 1,5 лари

Одно из кафе в центре города

Цены в бюджетных кафе (на основании сетевых «Shemoikhede Genatsvale», «Macharkhela» и еще нескольких заведений):

Чебуреки – 2-2.5 лари

Хинкали – 0,5-0,7 лари

Хачапури (в зависимости от разновидности) – от 5-8 (маленькие – от 3,5) до 10-12 лари

Лобиани – 5 лари

Кубдари – 9 лари

Эларджи – 3,5 лари

Мамалыга – 2,5 лари

Картофель фри – 3,5 лари

Суп харчо – 7 лари

Суп с хинкали – 6 лари

Салат по-грузински – 5 лари

Кебаб – 5-8 лари

Куриная грудка на углях – 6 лари

Горячие мясные блюда – 10-15 лари

Шашлык – 10 лари

Пиво местное – 2,5-3 лари

Вино (1 л) – 5-7 лари

Чача (50мл) – 2 лари

Чай – 2 лари

Кофе – 3 лари

Достопримечательности

Колесо обозрения на горе Мтацминда

Мтацминда

На гору Мтацминда, где расположена самая высокая городская обзорная площадка, можно подняться на фуникулере. Для этого на входе нужно купить специальную пластиковую карту (не путать с картой для оплаты транспорта – здесь используется другая) за 2 лари. По ней можно оплачивать поездки на фуникулере (2 лари) и аттракционы в парке на холме. Стоимость аттракционов начинается от 1-3 лари.

Тбилисский ботанический сад зимой

Стоимость билетов в музеи

Грузинский национальный музей, один из основных исторических музеев в стране (проспект Руставели, 3) – 5 лари

Музей искусств им. Ш. Амиранашвили (ул. Гудиашвили, 1) – 3 лари

Тбилисский музей истории (ул. Сиони, 8) – 3 лари

Этнографический музей – 1,5 лари

Национальная галерея (проспект Руставели, 11) – 5 лари

Тбилисский музей кукол

Музей кукол (ул. Шавтели, 17) – 3 лари

Ботанический сад (ул. Ботаническая, 1) – 1 лари

Серные бани старом городе Тбилиси

Серные бани

Стоимость посещения знаменитых тифлисских серных бань сильно варьируется в зависимости как от выбора самой бани, так и от предпочтений в пользу общих или индивидуальных помещений. Так, например, в Бане № 5 процедуры в общем зале обходятся в 3 лари в час. Отдельные кабинки в различных банях стоят от 30 до 80 лари (в зависимости от их размера). А вот большой зал в элитной бане «VIP» обходится в 150 лари за час.

Сувениры

Торговля сувенирами у здания Академии наук на проспекте Руставели

К традиционным грузинским сувенирам относятся местные вина и сопутствующие «девайсы» – рога, глиняные кувшины и другая посуда. Популярностью пользуются картины, в том числе всевозможные репродукции грузинского гения Нико Пиросамни. Для женщин отличным подарком станет минанкари – грузинские украшения (серьги, бусы) из перегородчатой эмали, для мужиков – имеется широкий выбор кинжалов, ножей и т.п. Из съедобного – чурчхелла, мед, сулугуни, специи и т.д. В канун нового года можно приобрести – чичилаки, оригинальное грузинское новогоднее дерево.

Магниты – 3-5 лари

Шары с блестками – 10-20 лари

Минанкари – от 50 лари и выше

Чичилаки – от 1 лари.

В центре города на Сухом мосту ежедневно с 9 до 17 функционирует блошиный рынок, где помимо всевозможного раритетного барахла есть и свой вернисаж.

Блошиный рынок на Сухом мосту

passenger.rocks

Похвала минанкари

Среди множества для меня неприемлемых (о вкусах спорят!!!) нарядов, причёсок и прочих  «прикидов» вроде клоунских штанов и грима, именуемого макияжем, лака сатанинских цветов и будто голодным волком изодранных штанов, есть и «жемчужные зёрнышки». Одно из таких – увлечение наших девушек и матрон «минанкари» — украшениями из грузинской перегородчатой эмали.Эту похвальную тенденцию обусловило множество факторов – и генетическое тяготение грузин к традиции, и возрождение религиозной составляющей в жизни общества, и оригинальность, вкупе с доступностью для любого кошелька, образцов этого исконно национального ответвления прикладного искусства.

Ну нет у учителя, писателя, строителя, водителя и прочая и прочая денег на золотые крестики или алмазные диадемы – паче чаяния, если попросят покумиться или на свадьбу пригласят. А минанкари всегда к месту, всегда обрадует и дарителя, и даримого (чуть не написал тостующего и тостуемого, что тоже было бы верно).

Однако у самых истоков своих и во времена раннехристианские, искусство перегородчатой эмали в Грузии было вовсе не общедоступным, а, что называется, «штучным», и представляло собой отдельную и немалую художественную ценность.

«По количеству, художественным достоинствам и научной ценности грузинские эмали, несмотря на хищничество отдельных коллекционеров, занимают одно из первых мест в мире. Они сохранились в виде миниатюрных икон, окладов икон и древних рукописных книг, крестов и т.д.

Грузия должна быть вечно благодарна русскому исследователю Никодиму Кондакову, который первым разграничил византийские и грузинские эмали (последние отличаются большей яркостью красочных сочетаний и другими деталями техники исполнения).

Но, к сожалению, были и другие примеры.

Как пишет классик истории грузинского искусства Шалва Амиранашвили, «большое участие в расхищении грузинских ценностей принимал бывший кутаисский губернатор граф Владимир Левашов, присвоивший золотой чеканный оклад Евангелия, украшенный эмалями. Супруга Левашова Ольга  Викторовна, по свидетельству современников, женщина блистательного ума и недюжинных способностей (ну кто бы сомневался!),  изъявила желание забрать на память  из Гелатского монастыря золотой крест, украшенный драгоценными камнями.

Петербургский фотограф Степан Сабин-Гус, пользуясь покровительством духовенства, подчинённого российскому экзарху, под предлогом обновления икон, обокрал множество монастырей Западной Грузии, в первую очередь Джуматский и Шемокмедский. Из Джумати он вывез образа архангелов Михаила и Гавриила: первый был украшен эмалевыми медальонами грузинской работы, а второй – в стиле византийской школы.

Вот такой оказался Гус.

Особое внимание «коллекционеров» привлекал Хахульский образ Богоматери, оклад которого был украшен эмалями грузинской и византийской работы. Шалва Амиранашвили свидетельствует: по архивным документам установлено, что ограбление грузинских монастырей носило организованный характер: основной задачей было похищение именно этой эмалевой иконы Богоматери X века. Осуществляя «вновь утверждённый план», губернатор Левашов заказал эскиз оклада «в древнегрузинском стиле», для новой иконы того же типа. Этот эскиз был обнаружен в монастырском архиве в 1932 году, среди других, не менее интересных документов, по которым можно проследить историю расхищения грузинских художественных ценностей. Граф Левашов, после успешно проведённой «операции», в качестве «утешительного приза» торжественно «пожертвовал» Гелатскому монастырю новую икону Богоматери, напоминающую Хахульский образ лишь по иконографическому типу.

Но в данном случае справедливость всё же восторжествовала: в 1923 году, по постановлению ЦИК РСФСР, эта великая святыня была возвращена на родину и в настоящее время представляет собой национальное достояние независимого грузинского государства.

На сегодняшний день самые выдающиеся грузинские эмали хранятся в Золотом фонде Грузинского Музея Искусств (где нашли надёжное пристанище более 200  выдающихся произведений искусства). Но это – лишь капля в море от того наследия, которое было уничтожено захватчиками, сгорело, разграблено колонизаторами, пропало без следа. Что касается грузинских эмалей, немало выдающихся образцов минанкари хранится в Эрмитаже, Метрополитен-музее, частных коллекциях…

Колумнист «Спутник-Грузия» Екатерина Микаридзе в лапидарной и доходчивой форме описывает особенности техники создания произведений грузинской перегородчатой эмали, метко окрестив этот вид  прикладного искусства «ювелирной нейрохирургией».

«Процесс создания изделия из перегородчатой эмали состоит из нескольких этапов. В первую очередь, на металлическую пластинку (золотую, серебряную, медную или мельхиоровую) наносится контур будущего изображения. Затем на него крепятся тончайшие металлические перегородки, образующие ячейки. Художник заполняет ячейки эмалью разного цвета, обжигает изделие в специальной печи, а потом шлифует и полирует.

Однако трудоёмкость процесса зависит от того, насколько сложен узор. И если на создание одних украшений уходят считанные дни, то для других требуются как минимум месяцы. Эта филигранная работа сравнима с искусством нейрохирурга… Это в высшей степени трудозатратная эмальерная техника, не поддающаяся механизации.

От степени сложности узора и, конечно же, используемого при изготовлении материала зависит и цена. В наши дни мастера используют чаще всего серебро в качестве основы перегородчатой эмали. В то время как в древности предпочтение отдавалось золоту, наивысшей пробы. Потому что у серебра и золота – разные коэффициенты плавления. При соединении золота с эмалью меньше опасности образования трещин и разрыва эмали. А с серебром приходится быть осторожнее. Если не подстраховаться, изделие может испортиться. В качестве страховки современные мастера используют технику контр-эмали, как они её называют. Серебро посыпают эмалью  и обжигают, чтобы основание было прочнее. А уж затем наносится другой, видимый глазом слой эмали.

Настоящие мастера минанкари работают с натуральными камнями, как это и положено по древней технологии —  это могут быть кварцит или горный хрусталь, из них изготавливается стекло.

Вот уже двенадцать столетий неизменным остаётся как метод производства эмалевых украшений, так и старинный рецепт клея из кожуры айвы, который скрепляет перегородки с металлической основой.

Цветовая гамма перегородчатой эмали – 12 камней-самоцветов, так называемые «библейские камни». В Библии (Исход, глава 28) говорится: 28. 17. И вставь в него оправленные камни в четыре ряда. Рядом: рубин, топаз, изумруд, — это первый ряд. 28. 18. Второй ряд: карбункул, сапфир и алмаз. 28. 19. Третий ряд: яхонт, агат и аметист. 28. 20. Четвертый ряд: хризолит, оникс и яспис. В золотых гнездах должны быть вставлены они.

28. 21. Сих камней должно быть двенадцать, по числу сынов Израилевых, по именам их; на каждом, как на печати, должно быть вырезано по одному имени из числа двенадцати колен.

По сути, это одни из первых (если не самые первые) украшения, сведения о которых дошли до нас в письменном виде. Ветхозаветные первосвященники носили суму- наперсник, обрамлённую этими драгоценными камнямив золотых  оправах.

Для древнегрузинской перегородчатой эмали характерна углубленная прозрачность и разнообразие цветов. Грузинская эмаль всегда отличалась своими традиционными красочными орнаментами. Зачастую отличительной чертой грузинской эмали является использование таких цветов как болотный и винный, оттенки зеленого и красного цветов.

tbilisi.media

Минанкари

Минанкари: возрождение старинных традиций

Среди множества сувенирных изделий, предлагаемых туристам в Грузии, украшения из серебра с эмалью, созданные по старинной технологии, занимают особое место. Способ изготовления ювелирных изделий использовался еще в Византии, грузинские мастера его позаимствовали приблизительно в VIII веке. Технология получила название «Минанкари». Рассматривая предметы старины, созданные византийскими и грузинскими творцами, можно заметить разницу между ними. Для украшений из Византии характерна правильность и четкость линий, экспонаты, изготовленные грузинскими художниками выразительнее, в них больше души и тепла.

На долгие годы, с XII по XIX века, перегородчатая грузинская эмаль была позабыта. Лишь в конце девятнадцатого века началось возрождение этой техники.

Минанкари: особенности изготовления 

Первый этап создания украшений с использованием перегородок – идея. Вся работа выполняется вручную, и настоящие художники, а не просто ремесленники, которые штампуют похожие кольца и серьги с браслетами, для каждого из своих изделий создают уникальное изображение. Яркий пример высокохудожественного произведения с использованием техники перегородчатой эмали – икона Спаса, XII века, хранящаяся в Национальном музее искусств в Тбилиси.

Примечательно, что представленные в музейном зале экспонаты абсолютно не утратили насыщенность оттенков, хотя многим из них более 1000 лет. Это одно из достоинств минанкари. Кстати, самая большая перегородчатая эмаль хранится в Грузии – это икона Хахульской Богоматери. Изготовить украшения из серебра с эмалью не так просто. Сначала на поверхность заготовки наклеиваются перегородки. Клей для этой процедуры готовят из кожуры айвы по старинному рецепту. Сегодня художники не занимаются изготовлением эмали, а закупают готовое сырье, преимущественно зарубежного производства.

Наибольшая сложность в том, что при обжиге эмали для каждого оттенка необходим свой температурный режим. Для мастера крайне важно правильно подобрать время нахождения изделия в печи, это влияет и на качество эмали, и на ее тон. В грузинских минанкари преимущественно преобладают яркие орнаменты с использованием красного, зеленого, синего и других цветов. 

Перегородчатая эмаль из Грузии: эксклюзивные сувениры

Сегодня многих гостей из ближнего и дальнего зарубежья интересует перегородчатая эмаль, украшения с эксклюзивным дизайном пользуются огромной популярностью во всем мире. Браслеты, кольца и серьги с перегородчатой эмалью стали культовыми сувенирами, без которых редко кто покидает пределы Грузии. Особенно хороши ювелирные изделия, сочетающие минанкари с драгоценными камнями. Их стоимость существенно выше, но это – божественная красота, устоять перед которой невозможно. Грузинские мастера современности смогли не только сохранить старинные традиции, но и дополнить их собственными дизайнерскими идеями – в этом и состоит уникальность оригинальных украшений.

Минанкар

turivgruziu.com


Смотрите также