Грузия дворец дадиани


Экскурсии Грузии: Дворец Дадиани

В 30 километрах от Черного моря, в Колхидской низменности на территории Грузии, расположен небольшой городок – Зугдиди. В нем проживает всего около 1100 жителей, но ежегодно десятки тысяч туристов многократно уплотняют пешеходное движение на улочках городка. Приезжают путешественники в Зугдиди для того, чтобы совершить экскурсию во дворец Дадиани. Что это за дворец? Читаем в этой статье!

Зугдиди

История города Зугдиди тесно связана с историей знаменитого грузинского рода Дадиани (в древние времена городок даже носил имя Дади). Прибывая в это место сегодня, туристы оказываются в зеленом массиве частного сектора: все вокруг пропитано классической, по-грузински шумной и оживленной патриархальной атмосферой. Уводя гостей от этого шума и веселья, тропинка медленно перебегает через приток Джумы – речушку Чосоуши, за которой начинается историческая часть Зугдиди. Внешне ничего не меняется – все та же невысокая частная застройка, стадион и рынок. Но еще несколько шагов, и перед глазами туристов оказывается настоящая жемчужина Грузии – дворец Дадиани.

Дворец Дадиани

Дворцовый комплекс «Дворец Дадиани» состоит из парка («Сад Дадиани», он же – Ботанический сад Зугдиди), покоев вдовы могущественного князя Давида Екатерины Александровны Дадиани-Чавчавадзе («мегрельской царицы», сестры супруги Александра Грибоедова Нины Чавчавадзе), покоев Нико Дадиани и дворцового храма. Сегодня во дворце Дадиани расположен Зугдидский государственный историко-этнографический музей.

Дворцовый комплекс представляет собой оригинальное роскошное сооружение. Построенное в середине XIX века, здание гармонично сочетает в себе имперские и национальные мотивы. Грузия вошла в состав Российской империи в 1801 году. До этого времени княжеские усадьбы и дома местной знати были очень простыми: одноэтажными, прямоугольными в плане, словно придавленными плоской крышей (очень редко над ними возводился ступенчатый купол). К середине позапрошлого столетия вкусы грузинской элиты основательно изменились.

Дворец Дадиани – характерное и лучшее отражение этих изменений. К моменту его появления в грузинской архитектуре проявилось стремление к классицизму с его пилястрами и высокими фронтонами. Здания «выросли», получив несколько этажей. Однако во внешней отделке остались и национальные следы – мозаичные покрытия, традиционные балкончики и арки.

Однако классицизм – типовой и весьма строгий архитектурный стиль, а «горячие» грузинские фамилии стремились к индивидуальности и самовыражению. Для реализации их амбициозных и честолюбивых планов как нельзя кстати пришлось новое, появившееся в России в начале 30-х годов XIX века, архитектурное течение – эклектика. Это был «стиль над стилями», допускавший смешение элементов разных стилей в одной конструкции. Экскурсия во дворец Дадиани – это знакомство с лучшим образцом «грузинской эклектики». Здание дворца – коктейль из национальных архитектурных деталей (балкончики, прямоугольная планировка здания) и эклектичных лжемавританских (стилизованные арки, стрельчатые окна, конструкция кровли).

Экскурсия во дворец Дадиани

Настоящим шедевром дворца Дадиани является его резной потолок. Его тщательно продуманные и высокохудожественно выполненные формы замечательно гармонируют со стрельчатыми сводами окон и простыми, выбеленными стенами. Роскошное убранство потолка подчеркивается игрой светотеней и применением в панелях древесины разных пород. Экскурсия по дворцу Дадиани вызывает ощущение «попадания» в сказку: например, безмятежно прогуливаясь по галерее, можно совершенно неожиданно наткнуться на средневековую пушку…

Межкомнатные двери дворца – такое же произведение резного искусства, как и потолок. Парадные залы, прячущиеся за ними – воплощение богатства и эклектики. В одном из них находится по-княжески накрытый стол – дорогая посуда (хрусталь, фарфор, серебро), подсвечники, резные стулья и массивный буфет. Эта мебель была изготовлена во Франции по заказу Андрея Дадиани. Одну из стен украшают грузинские «мотивы» – рог для вина и кинжал. В соседних покоях можно увидеть другие образцы мебели из собранной князем Андреем коллекции. Это собрание великолепно: в нем присутствует мебель со всех уголков мира в стилях буле, ампир, рококо и прочих.

На стенах дворца Дадиани много картин в богатых рамах. Среди полотен можно обнаружить портреты князей рода Дадиани, изображение царицы Тамары. Иоанна Крестителя, Марии Магдалены и сцены баталий. Здесь присутствуют как работы знаменитых итальянских, немецких, французских и грузинских мастеров, так и полотна художников-россиян – К. Маковского, И. Тюрина, В. Машкова и В. Верещагина.

Особый интерес во дворце Дадиани вызывает археологическая галерея. В ней собрано множество находок с раскопок древнего города Археополиса. Среди них можно увидеть орудия труда первобытных людей, клад из серебра и золота. Примечательна также собранная Давидом Дадиани нумизматическая коллекция, включающая монеты Колхиды, Рима, Грузии, Польши, Венгрии, Византии и России. Еще одна важная часть галереи дворца – собрание старинных икон в драгоценных окладах и религиозных экспонатов.

Всего в экспозициях дворца-музея представлено около 40 тысяч предметов. Это количество, а также красота «грузинской эклектики» – достаточный повод для того, чтобы совершить экскурсию во дворец Дадиани. Хороших вам впечатлений от поездки!

seacool.ru

Первое знакомство с Грузией

Дворец Дадиани - изящный родовой дворец мегрельских князей Дадиани подлинное украшение города. Своим видом усадьба напоминает средневековые замки Европы.

Дадиани – древний аристократический род, известный родством с самим Наполеоном Бонапартом. Одна из княгинь Дадиани была замужем за племянником Наполеона Аскилом Мюратом. Некоторые предметы мебели и интерьера, перешедшие по наследству княгине, а затем ее детям, в разное время принадлежали именно Наполеону. Например, им досталась одна из трех его посмертных масок, две другие находятся во Франции и Англии. Все это хранилось раньше в семейном музее Дворца Дадиани.

Дворец - роскошное и очень оригинальное сооружение, в котором интересным образом сочетаются как национальные, так и имперские мотивы: здание строилось в середине XIX в., к тому времени - с 1801 г. - Грузия уже была в составе Российской империи.

В то же время, Дворец Дадиани – это один из ярких примеров «грузинской эклектики», удивительное сочетание национальных элементов в общей планировка здания, украшенного балкончиками, с поддельно-мавританскими элементами - стрельчатые окна, стилизованные арочки и, конечно же, с бросающимся в глаза архитектурном решением кровли, в котором заметны неоготические элементы. Вычурная кровля - вполне в духе эклектики, она то ли оттеняет, то ли вступает в резкий контраст с достаточно скупым в архитектурном плане решением фасада, первый этаж которого украшен легкими штрихами, а на втором рельеф создает замысловатую игру светотени.

Дворец Дадиани состоит из дворца «мегрельской царицы», вдовы владетельного князя Давида, Екатерины Александровны Чавчавадзе-Дадиани, сестры Нины Чавчавадзе, супруги Александра Грибоедова, и дворца Нико Дадиани, последнего владетельного князя Мегрелии, который после утраты трона стал именоваться на русский манер - светлейший князь Николай Давидович Мингрельский. В комплекс дворца входят также дворцовая церковь и так называемый Сад Дадиани. В прошлом он и был искусственно высаженным приусадебным парком, а сйечас это – Зугдидский ботанический сад.

Сегодня во дворце Дадиани расположен Зугдидский государственный историко-этнографический музей с уникальной коллекцией произведений искусства и старинных артефактов, которые начали собирать князья Дадиани. Помимо интерьеров роскошного княжеского жилища, воссозданных с помощью подлинных предметов мебели и быта, принадлежавших этому знатному роду, в музее хранится более 40 тысяч экспонатов, значительная часть которых уникальна или представляет собой редкие образцы национальной культуры.

Деревянный резной потолок внешней галереи дворца Дадиани – это настоящий шедевр. Его потрясающе высокохудожественные, тщательно продуманные и исполненные формы прекрасно гармонируют со стрельчатыми окнами здания и, в свою очередь, контрастируют с побеленными, лишенными какого-либо декора стенами.

Поражает обилие картин в залах дворца Дадиани. Это и фамильные портреты, и старые грузинские иконы (и стилизации под них), и родовые гербы, и большие живописные полотна. Среди произведений искусства французских, итальянских, немецких и грузинских мастеров есть и работы российских художников – Ивана Тюрина, Константина Маковского, Владимира Машкова.

Коллекция роскошного оружия – сабли и шпаги с дорогими эфесами и именной гравировкой, парадные шлемы и кирасы, изготовленное на заказ личное стрелковое оружие – это все неотъемлемые атрибуты богатого дворянства вообще и, разумеется, кавказского дворянства в частности. Есть во дворце Дадиани и оружие с еще более солидной историей – европейское, периода Средних веков.

Археологическая галерея дворца Дадиани основывается на многочисленных находках, сделанных в ходе раскопок античного города Археополиса. В собрании Дадиани есть орудия труда первобытных людей, населявших когда-то эти земли, их оружие – каменные топоры. Античный период представляет клад артефактов из золота и серебра, который был найден у села Тагилони уже в советское время, в 1930 году. Этот клад относится ко второй половине I – первой половине II в. н.э.

Из предметов, собранных еще князем Давидом I Дадиани, привлекает особенное внимание нумизматическая коллекция – большое количество колхидских, римских, византийских, русских, грузинских, польских и венгерских монет. Многие отчеканены из драгоценных металлов. Конечно, наибольшим интересом среди историков и нумизматов пользуются античные монеты – деньги древней Колхиды I века до н.э. – II века н.э. из золота и серебра, монеты Римской империи времен императора Юстиниана.

Еще одна часть галереи - старинные иконы в драгоценных окладах. Наиболее выдающиеся экспонаты датированы XII веком. Вообще же образцов «ювелирной иконы» во дворце Дадиани много, относятся они к разным эпохам, включая XVII и XIX века. Один из самых древних экспонатов, связанных с христианской культурой,- крест абхазского царя Георгия X века. 

Риза Богородицы, которая хранится во дворце Дадиани и выставляется только по общим церковным праздникам, является, пожалуй, одной из самых таинственных реликвий экспозиции.

Рассказывают, что в конце V века два брата – Галвий и Кандид – держали путь в святой город Иерусалим. Проезжая через Назарет, они решили отдохнуть и поужинать. Остановились в небогатом доме некой старушки. Осматривая жилище, они якобы заметили потайную комнату. Там горели свечи, курились благовония, а в центре стоял ларец, вокруг которого толпились страждущие. На вопрос братьев, что в ларце, женщина ответила, что чудотворная риза, исцеляющая больных. Тогда-то гости и задумали похитить сокровище. Они подобрали ковчег, похожий на тот, в котором хранилась плащаница, и на обратном пути подменили его. Братья тайно привезли святыню в Константинополь и на собственном участке построили молебен. Но шила в мешке не утаишь, чудеса происходили одно за другим, и доложить о плащанице правителю все же пришлось. Император мечтал завладеть святыней. По его приказу для нее возвели роскошный Влахернский храм. Сохранилось документальное тому подтверждение.

В VI веке Историк Никифор Каллист писал: «Риза Богоматери сохранялась в этом храме и доселе сохраняется, как защита для города, подавая различные исцеления, и чудесами своими, побеждая естество и время».

Известно, что плащаница много раз спасала Константинополь от завоевателей. Так, в начале VII века к стенам Царьграда подошли персидские и хазарские войска. Когда начался штурм, стало ясно, что защитить город своими силами жители не смогут. Тогда патриарх Сергий вынес ризу из храма. Горожане начали молиться, и в этот момент налетел ураган. Начавшийся шторм уничтожил вражеские корабли. Прошло несколько десятилетий, и история повторилась.

В летописях сохранилось упоминание об осаде Царьграда витязями Аскольдом и Диром. Тогдашний патриарх – Фотий – погрузил ризу в море. И штиль обернулся бурей, снова уничтожив корабли неприятеля. Византийский историк XI века Кедрен писал, что тогда «испытали руссы [варяжские дружины] Божью власть и отступили». Да не просто отступили, а даже приняли христианство. Современные скептики могли бы в этом усомниться, но упоминания о данном эпизоде встречаются и в других источниках, например, у историков Льва Грамматика и Симеона Логофета.

О том, как это сокровище попало в Мегрелию, высказывали предположения многие исследователи. Между тем наиболее вероятной кажется версия одного итальянского миссионера XVII века – Джузеппе Марии Дзампы.

В одном из своих трудов, посвященных мегрелам, он писал: «У этого народа есть много реликвий, которые они получили от тех святых отцов, которые после взятия Византии турками, во избежание мусульманской тирании, нашли прибежище в Мегрелии и в соседних странах. Говорят, что в те времена в Колхиду приехал один архиепископ, привезя с собой плащаницу, которая, по их словам, принадлежала Богородице. Материал, из которого она сшита, желтый, местами с набивными цветами, и вышита она иглой. В длину она равна восьми римским ладоням, в ширину – четырем, рукава – в одну ладонь и узкий ворот. Я тоже видел ее в Хобской церкви, где она хранится в ларце, усыпанном драгоценными камнями и запечатанном».

В то время цари берегли плащаницу как зеницу ока. Рассказывают, что грузинский царь Леван вообще решил запереть ее в золотой ковчег и поручил стражникам охранять его. Но она все равно была похищена, правда, далеко унести ее не успели – уже на следующий день воров схватили, а реликвию вернули на место.

После революции, в эпоху атеизма, про плащаницу вообще забыли, обнаружив ее едва ли не случайно в 1936 году. Тогда же ее перенесли из храма во дворец Дадиани и заключили в одну из башен. А в конце прошлого века плащаница удивила всех еще одним чудом. Началось все с того, что сокровищем всерьез заинтересовались ученые. Ее сняли на кинопленку, а потом, просматривая запись на студии, вдруг заметили на полотне изображение Христа, абсолютно невидимое невооруженным глазом. Почти как на Туринской плащанице....

В затененном, сумрачном помещении дворца устроен своеобразный наполеоновский уголок. Здесь, рядом с портретами и бюстом французского императора, а также статуэткой его любимца и сподвижника Иоахима Мюрата, хранится настоящее сокровище – бронзовая посмертная маска Наполеона Бонапарта. Таких масок было сделано всего три. Одна из них на острове Эльба, в старинной церкви Мизарикордия, при которой создан небольшой музей Наполеона. Эльба – место первого заточения императора, откуда в свои триумфальные Сто дней он вернулся в Париж, но был разбит англичанами под Ватерлоо.

Вторая маска находилась в одном из музеев Лондона. В 1973 году она странным образом исчезла из коллекции и была обнаружена лишь в 2004 г. в Нью-Йорке. Там ее выставили на аукцион и продали в частную коллекцию. Копия этой маски хранится в парижском Музее армии, где ее долгое время считали подлинником, пока эксперты не выяснили, что это не так.

И третья посмертная маска Наполеона находится во дворце Дадиани, в небольшом грузинском городке Зугдиди. Эта бесценная реликвия попала в коллекцию музея от потомков Мюрата, владевших некоторое время дворцом. Маска была сделана с гипсового слепка, который создал личный врач Наполеона, Франческо Антомарк, и отлита в бронзе в 1833 году – спустя 12 лет после смерти императора.

Дворцовая церковь, самая старая постройка всего музейно-усадебного комплекса, была сооружена в XVI веке, однако ее архитектурное решение практически в точности соответствует древним канонам «грузинского стиля» в храмовом строительстве. Грузинам не было свойственно экспериментировать с экзотической стилистикой, поэтому церкви XVI века и последующего времени были удивительно похожи на храмы XI – XII столетий.

tta-georgia.com

Дворец Дадиани

Дворец Дадиани в Зугдиди. Екатерина Чавчавадзе. Достопримечательности Зугдиди. Музеи Грузии. Зугдиди на карте Грузии. Фото Зугдиди. Историко-архитектурный музей дворцов Дадиани.

АДРЕС: Зугдиди

АДРЕС НА КАРТЕ

ВРЕМЯ РАБОТЫ: ежедневно с 9:00 до 18:00, выходной — понедельник

СТОИМОСТЬ: 2 лари, с гидом — 5 лари

КАК ДОБРАТЬСЯ: в центр города (ядом с Ботаническим садом), через дорогу автобусная станция, недалеко ж/д станция. До Зигдуди можно добраться на маршрутках из Тбилиси, которые ходят от станции метро Vagzlis Moedani или  ж/д вокзала, на поезде. Из Батуми и Местии маршрутки отправляются из центра города. Из Кутаиси ходит поезд с 13:00 до 16:25.

Зугдидский музей основан во дворцах бывших владетелей Самегрело в 1921 году на базе хранящихся там архивов и предметов. Сегодня он официально именуется «Историко-архитектурным музеем дворцов Дадиани». Дворец царицы Мингрелии Екатерины Чавчавадзе — Дадиани «Царицын» построен в 1873-1878 годах архитектором Эдвигом Райсом, Дворец Нико Дадиани «Никосеули», построен в 80-х годах 19 века русским архитектором Леонидом Васильевым. Придворная церковь св. Богородицы построена в 20-х годах 19 века во времена правления Нины Дадиани. Давид Дадиани доверил своей супруге создание Ботанического сада. Екатерина выписала растения из Версальского дворца и Милана, для планировки сада она пригласила из Италии известных специалистов. На сегодняшний день сохранена только часть этого чудесного парка.

Музей был основан в 1921 году. Он является одним из древнейших музеев Грузии. Сегодня в музее хранится более 52 тысяч образцов национального культурного наследия, среди которых выделяется хитон Пресвятой Богородицы, который ежегодно торжественно выносится на празднование «Влакерноба» 15 июля. Среди редчайших экспонатов музея особенностью является брозновая маска Наполеона I (1769-1821), которую отлил в 1833 году в Париже профессор анатомии Франческо Антомарк (1780-1838). В музее хранятся личные вещи Наполеона, в том числе 6000 томная библиотека, коллекция живописи и графики, гравюры и другое. Эти предметы оказались в Зугдиди посредством принца Ашиля Мюрата (1847-1895), супруга Саломэ — дочери Давида Дадиани. Мюрат был внуком сестры Наполеона Бонапарта и флигель-адьютантом Наполеона III.

Перейти к достопримечательностям Зугдиди

Перейти к ОБЩЕЙ КАРТЕ ГРУЗИИ

lebristolgeorgia.ru

Дворец Дадиани в городе Зугдиди

Дворец Дадиани — резиденция мегрельских правителей из рода Дадиани в грузинском городе Зугдиди.

История

?отя современный вид дворец приобрёл в конце XIX века, резиденция Дадиани существовала на его месте с первой половины XVII века. Итальянский миссионер Арканджело Ламберти, побывавший в Грузии, писал, что «глава Мегрелии имеет более пятидесяти дворцов, среди которых особой красотой отличается дворец в Зугдиди. Он — прекрасен…»

После отречения в пользу российского императора 1866 году последнего мегрельского правителя его сестра Саломе уехала с матерью в Париж, где 18 мая 1868 г. вышла замуж за внука маршала Мюрата — принца Ашиля Мюрата, который привёз в Мегрелию несколько реликвий бонапартистов, включая одну из трёх посмертных масок Наполеона. Ныне она выставлена в историческом музее, который занимает часть дворцового комплекса.

Музей

?узей был основан по инициативе владетеля Мегрелии Давида Дадиани в 1849 году на базе предметов из хранилища сокровищ владетеля и грузинских древностей. Сегодня в музее собрано до 41000 экспонатов — редких образцов грузинской национальной культуры. Среди них — инвентарь Тагилонского клада (1-е тысячелетие до н. э.), золотая античная маска, икона матери грузинской царицы Тамары (12 в.), памятники древности, попавшие в Грузию после падения Константинополя, боевое европейское оружие средних веков, произведения живописи и графики западноевропейских мастеров.

Вокруг дворца раскинулся обширный Зугдидский ботанический сад, который разбила при помощи выписанных из Европы садовников мать Саломе, Екатерина Александровна Чавчавадзе-Дадиани — родная сестра Нины Грибоедовой. Площадь сада составляет 26,4 га.

Вопрос о собственности

? середине 1990-х гг. в Зугдиди на постоянное место жительства переехал внук принца Ашиля Мюрат и княжны Саломе - принц Ален Мюрат вместе с супругой принцессой Вероникой (урожденной де Шабо-Трамекур) и дочерью принцессой Матильдой. Они основали фонд «Мюраты в Грузии», а затем стали пытаться через Европейский суд получить имущество князей Дадиани, включая дворец. Однако существует и грузинский Фонд спасения дворцов Дадиани, представители которого указывают на то, что в 1919 году наследники Дадианов официально отказались от прав на дворцовый комплекс.

Во время посещения Зугдиди 26 мая 2007 г. президент Грузии заявил, что будут проведены работы по восстановлению дворца князей Дадиани: Шаблон:Начало цитаты «Мы собираемся так восстановить единственный сохранившийся европейский дворец Грузии — дворец князей Дадиани, чтобы им гордились как жители Зугдиди, так и вся остальная Грузия... Работы по восстановлению дворца мы начнем в ближайшие месяцы. Это дорогой по стоимости проект, но я считаю, что этот дворец — гордость Грузии и очень значительная часть ее истории».Шаблон:Конец цитаты Шаблон:Commonscat

Ссылки

Сайт Георгия Каландия «Дворец Дадиани»

ru.advisor.travel

Дворец Дадиани - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Дворец Дадианов — резиденция мегрельских правителей из рода Дадиани в грузинском городе Зугдиди.

История[ | ]

Итальянский миссионер Арканджело Ламберти, побывавший в Грузии XVII века, писал, что «у князя более 50 дворцов, между коими дворец в Зугдиди красивейший: он построен из очень хорошего камня, его внутренние покои отделаны по-персидски»[1].

Ныне существующий дворец возведён в 1873-78 гг. для княгини Екатерины Дадиани. При проектировании архитектор Эдгар Дж. Райс отталкивался от Воронцовского дворца в Алупке[2]. Второй дворец возведён в 1880-е гг. для её сына, последнего мегрельского правителя, по проекту Леонида Васильева.

После отречения Николая Дадиани от престола (1866) его сестра Саломе уехала с матерью в Париж, где 18 мая 1868 г. вышла замуж за внука маршала Мюрата — принца , который привёз в Мегрелию несколько реликвий бонапартистов, включая одну из трёх посмертных масок Наполеона. Ныне она выставлена в историческом музее, который занимает часть дворцового комплекса.

Музей[ | ]

Перед дворцом Дадиани. В парке перед дворцом.

Музей был основан по инициативе владетеля Мегрелии Давида Дадиани в 1849 году на базе предметов из хранилища сокровищ владетеля и грузинских древностей. Сегодня в музее собрано до 41000 экспонатов — редких образцов грузинской национальной культуры. Среди них — инвентарь (1-е тысячелетие до н. э.), золотая античная маска, икона матери грузинской царицы Тамары (12 в.), памятники древности, попавшие в Грузию после падения Константинополя, боевое европейское оружие средних веков, произведения живописи и графики западноевропейских мастеров.

Вокруг дворца раскинулся обширный Зугдидский ботанический сад, который разбила при помощи выписанных из Европы садовников мать Саломе, Екатерина Александровна Чавчавадзе-Дадиани — родная сестра Нины Грибоедовой. Площадь сада составляет 26,4 га.

Вопрос о собственности[ | ]

В середине 1990-х гг. в Зугдиди на постоянное место жительства переехал правнук принца Ашиля Мюрат и княжны Саломе — принц Ален Мюрат вместе с супругой принцессой Вероникой (урожденной де Шабо-Трамекур) и дочерью принцессой Матильдой. Они основали фонд «Мюраты в Грузии», а затем стали пытаться через Европейский суд получить имущество князей Дадиани, включая дворец. Однако существует и грузинский Фонд спасения дворцов Дадиани, представители которого указывают на то, что в 1919 году наследники Дадианов официально отказались от прав на дворцовый комплекс.

Во время посещения Зугдиди 26 мая 2007 г. президент Грузии заявил, что будут проведены работы по восстановлению дворца князей Дадиани:

«Мы собираемся так восстановить единственный сохранившийся европейский дворец Грузии — дворец князей Дадиани, чтобы им гордились как жители Зугдиди, так и вся остальная Грузия… Работы по восстановлению дворца мы начнем в ближайшие месяцы. Это дорогой по стоимости проект, но я считаю, что этот дворец — гордость Грузии и очень значительная часть её истории».

Ссылки[ | ]

Примечания[ | ]

encyclopaedia.bid


Смотрите также