Давид гареджи грузия


Давидо - Гареджийский

Давидо-Гареджийский монастырский комплекс входит в число обязательных к посещению достопримечательностей Грузии. Интернет пестрит фотографиями живописных монастырских башен на фоне горных хребтов, монашеских келий в пещерах и необычных пейзажей Гареджийской пустыни. И все это относительно недалеко от Тбилиси. Непременно нужно ехать! Есть, конечно, сомнения на счет качества дороги, но гоним их прочь, будем решать проблемы по мере поступления. В Давид-Гареджи существует две дороги. Google прокладывает путь через город Рустави. До монастыря от Тбилиси - 73 км (2 часа) пути. Но во всех форумах пишут о дороге через Сагареджо (от Тбилиси до Сагареджо - 50 км и далее 45 км по Гареджийской пустыне). Казалось бы, Google прав и первый вариант выглядит предпочтительнее, но почему тогда все массово выбирают второй?

Мы решаем прокатиться по обеим дорогам: вперед через Рустави, а обратно через Сагареджо, чтобы была возможность сделать крюк в сторону до города Сигнахи, который позиционируется в Грузии как город любви и туристический центр Кахетии.

Стартуем в 9 утра. Толкаемся в пробках на узких улочках в центре, выезжаем на трассу ს4. Дорога практически пустая. Проехали Рустави - город с типичной советской архитектурой, который некогда благоденствовал за счет работы множества промышленных предприятий. Внешне он чем-то напомнил нам Северодвинск, но только сильно потрепанный жизнью. За Рустави дорога продолжалась мимо каких-то редких населенных пунктов, заброшенных объектов, полей с пасущимися коровами и овцами. Удивительно, но навигатор на этом этапе пути понимал, куда нас ведет и знал все повороты на маленьких грунтовках. Без него мы бы точно заблудились.

Едем довольные. После нескольких хмурых дней наконец-то мир вокруг сияет яркими красками: солнце, классическое сочетание голубого неба и белых облаков, молодая зеленая трава. Дорога, несмотря на плохое качество покрытия, вполне проезжаемая, и почему все предпочитают путь через Сагареджо - нам не понятно. Вот и какой-то древний указатель к монастырю, надпись на грузинском нам не прочитать, но судя по картинке, мы едем в нужном направлении. Дорога идет по полям, периодически встречаются ямы и мы их объезжаем по траве. Сплошная романтика. Навстречу едут французские кемперы, улыбаются и машут. Ну раз тут граждане Евросоюза на автодоме проехали, значит, мы выбрали верный путь.

И вот перед нами развилка: можно поехать прямо или повернуть направо вверх по холму. Судя по карте, нужно выбрать дорогу направо. Только это не холм оказался, а небольшая гора, и дорога продолжается под таким уклоном, что нам периодически кажется, что машина перевернется. Тут автодом явно не мог бы проехать. У нас появилось подозрение, что французы до монастыря не доехали, а просто развернулись и отправились восвояси. Но мы сделали это, вползли наверх! О, нет, приехали! Пограничная военная часть (здесь совсем рядом граница с Азербайджаном). Не хватало еще конфликта с военными. Навигатор потерял дорогу, используем его только для определения направления.

Огибаем потихоньку военную базу. Черт! Зона огня! Только бы нас не пристрелили, нечаянно… А то мало ли как бывает. Информационное табло сообщает, что международная организация HALO Trust тут уже разминировала территорию. Интересно, когда они ее успели заминировать? Грузия же не воевала с Азербайджаном. Едем вперед молча, на душе скребут кошки. Страшно. После военной части дороги как таковой нет, только следы от машин по полю. Снова холм, дорога размыта, глубокие колеи. Если здесь застрять, то вытащат нас не скоро. Вокруг вообще ни души. Возвращаться к военной части тоже очень не хочется, не нравится нам их “зона огня”. Сидим размышляем… И вот на дороге показался “знак свыше” - старенький полноприводный Subaru Forester с местными номерами. Со знанием дела объехал все ямы, нигде не застрял, значит, здесь все-таки можно проехать на легковушке и мы поехали след вслед за ним. Ура!

Наш следующий возглас радости последовал вскоре на развилке с дорогой из Сагареджо, где обнаружились настоящие дорожные указатели. Значит, мы почти у цели! Последние несколько километров пути идут чуть ли не вплотную к границе, но тут уже ехать не страшно. По этой дороге каждый день проезжает много туристов.

Вскоре показалась Лавра Святого Давида. Припарковались у монастырского магазина, тут же пришел монах и пригласил войти. Сувениры с религиозной атрибутикой нас не интересуют, непонятное вино тоже, поэтому мы ограничились покупкой небольшого буклета о монастыре (4 лари). Монах рассказал, где выход к пешеходной тропе по горе и предупредил, что на весь круговой маршрут потребуется не меньше двух часов.

Мы начали осмотр с Лавры. Тут, конечно, не обойтись без истории. Она длинная, но постараемся максимально сократить и упростить.

В 6 веке, когда христианство было еще очень молодой религией, в древней Сирии (в Антиохии) жил монах Иоанн. Его вера была так сильна, что он не только проповедовал, но и творил божественные чудеса. Естественно, толпы людей приходили к нему за исцелением, но он мечтал об уединении. В родных местах его популярность была слишком велика и жить отшельником не получалось. Однажды во сне к нему явилась Дева Мария, которая направила его в Грузию помочь церкви донести слово божье до основных масс населения и укрепить веру. Он отправился на задание, захватив с собой учеников. Сколько их было изначально - история умалчивает, но принято считать, что до Грузии с Иоанном дошли 12. В настоящее время эта компания известна как “13 ассирийских отцов” и они очень почитаемы.

Прибыв в Грузию, монахи поселились на горе Зедазени близ Мцхеты. Двоим повезло стать епископами, а остальных Богоматерь, снова явившаяся во сне Иоанну, командировала в разные части страны, чтобы агитационная деятельность продвигалась более эффективно. Но сейчас нас интересует только один ученик Иоанна - Давид. Он отправился в Тбилиси и поселился в пещере на горе Мтацминда, откуда один раз в неделю спускался в город проповедовать. Согласитесь, не сильно утруждался. Но спокойно работать ему не дали. Вскоре Давид оказался в центре скандала с внебрачной беременностью некой гражданки. Язычники оклеветали монаха, обвинив в неподобающем поведении по отношению к женщине, но он чудесным образом доказал свою невиновность. Тем не менее, “осадок” остался и Давид со своим учеником Лукианом отправились на поиски более уединенного места. Однажды, изнуренные жарой и долгой дорогой, они остановились отдохнуть в пустыне у скалы и Давида осенило, что поселиться нужно именно здесь. Вот с этого момента и начинается история монастыря. Монахи выдолбили в скале для себя кельи и с божьей помощью принялись преодолевать житейские сложности. Одним из достижений стало обнаружение источника питьевой воды, который считается целебным и сейчас известен как “Слезы Давида”.

Со временем желающих отречься от мирской жизни становилось все больше. Монастырь рос. Давид совершил паломничество в Иерусалим, принес в Гареджа камень со Святой Земли и с тех пор монастырь обрел треть иерусалимской благодати. Это значит, что три паломничества в Гареджа приравнивались к одному в Иерусалим. Популярность монастыря возросла многократно. Лукиан основал неподалеку монастырь Натлисмцемели (Св. Иоанна Крестителя), а второй ученик Давида - Додо - монастырь Додос Рка. Следующий этап развития Гареджа связан с деятельностью Илариона Картвели (9 век). При нем была расширена церковь Преображения, украшена могила Давида, появились новые помещения, новые гареджийские монастыри, увеличилось церковное имущество и количество монахов. В 11 веке Гареджа перешел под покровительство царского двора и к началу 13 века комплекс насчитывал уже 12 монастырей. Это был важный духовный центр страны. Как и весь регион, монастырь переживал иноземные нашествия, но вновь и вновь восстанавливался. Особенно сильно Давид-Гареджа пострадал в 1616 году во время нашествия шаха Аббаса I, чье войско разорило все монастыри и убило 6000 монахов. В конце 17 века настоятелем Давид-Гареджа избирают Онуфрия (Мачутадзе), который возродил былую славу монастырей, многое построил и восстановил. Но уже в 18 веке начинается упадок. Вновь нашествия и разрушения. К концу 19 века в Давид-Гареджа почти не остается монахов, а в 1920-е годы монастыри закрывают.

Со времен СССР новая граница между Грузией и Азербайджаном пролегает по территории бывших монастырей Удабно и Чичхитури, а монастырь Бертубани полностью принадлежит Азербайджану. В 1970-е до Лавры проложили асфальтовую дорогу, возможно, были планы что-то здесь окультурить, но руки не дошли; и видимо все сейчас ездят по тому, что от этой дороги осталось. В 1990-е в Гареджа вернулись монахи (в Лавру и Натлисмцемели). Их совсем мало, но на правах хозяев они решают, куда можно допускать туристов, а куда нет.

Проходим через монастырские ворота. Направо путь закрыт, частная территория монахов. Но и того, что открыто для туристов, вполне достаточно, чтобы рассмотреть монастырь, все сфотографировать и, конечно, вдоволь повосторгаться. Место необычное и очень красивое. Скала с пещерами монахов, галереи вокруг монастырского дворика, башенки, домики, лесенки. И никого вокруг!

В храме Преображения (где находится могила Святого Давида) шла служба, поэтому мы внутри ничего не рассмотрели и побыстрее удалились.

Осмотр Лавры занимает совсем немного времени и только ради этого монастыря сюда ехать не стоит, даже несмотря на все его очарование. Поэтому у нас не было никаких сомнений, идти по горам в Удабно или нет - однозначно, да! При этом не нужно ждать, что на финише увидишь какой-то сногсшибательный храм или яркие образцы старинного религиозного искусства. Вы получаете “в комплекте”: прогулку на природе, необычные пейзажи, полуразрушенные пещерные кельи и церкви с немногочисленными остатками фресок, а также небольшой азарт (Ура! Наконец-то дошли!).

Тропинка начинается за магазином и ведет вверх по склону. Периодически останавливаешься, чтобы сфотографировать Лавру с нового ракурса и перевести дух. По пути обходишь колючие кустарники и любуешься первыми цветами.

Пересекаем вершину хребта (по гуглу это граница с Азербайджаном). Тропинка раздваивается. Направо - маленькая церковь Святых мучеников. Закрыто.

Налево - дорожка вдоль пещерных келий. Чуть ниже в долине видны пограничные заграждения Азербайджана. Сейчас не очень понятно, в какой мы вообще стране, и спросить не у кого.

Удабно был основан в 9-10 вв и считался одним из самых крупных гареджийских монастырей. По традиции, праздник Пасхи все гареджийские монахи встречали именно здесь.

Давид-Гареджа был не только духовным центром, но и культурно-просветительским. Тут развивалась церковная письменность и иконопись. Гареджийские фрески лучше всего сохранились в Удабно. Главная церковь и трапезная были расписаны в 11 веке. Наряду с библейскими сюжетами, фрески освещают отдельные эпизоды жизни Святого Давида.

Многие фрески датируются 12 - началом 13 века, и некоторые - 13-14 вв. С этого времени архивных записей о монастырской жизни и строительстве в Удабно больше не встречается. Хотя известно, что войско шаха Аббаса I уничтожило всех монахов на Пасху, а если Пасху они встречали в Удабно, то получается, что где-то здесь были зверски убиты 6000 человек. Как-то не верится, что они все могли тут поместиться. Может святые отцы ошиблись в количестве?

Пещеры заканчиваются и тропа приводит к церкви Вознесения. Отсюда можно сразу направиться вниз к Лавре или пройти чуть дальше по хребту, где стоит непонятное каменное сооружение, за которым мобильные сети начали приветствовать нас в Азербайджане.

Вид с горы непривычен. Вроде бы ничего особенного, но новый ракурс всегда привлекает и прогулка в этих местах стала для нас интересным опытом.

По пути вниз проходишь мимо святого источника “Слезы Давида”. Закрыто на замок. Это единственная пригодная для питья вода в этих местах. Круг замкнулся, маршрут закончен, можно ехать дальше.

В принципе, отсюда недалеко гареджийский монастырь Натлисмцебели. Но у нас на сегодня запланирована еще поездка в Сигнахи, поэтому мы поворачиваем в сторону Сагареджо и мчимся через пустыню. И кого мы вскоре встречаем? - Правильно, французских кемперов. Улыбаемся и машем. Пока мы гуляли, они почти добрались до Лавры “правильным” путем.

Единственный населенный пункт по дороге - поселок Удабно. Печальная бедная деревушка. Видели в интернете информацию, что поляки в Удабно открыли хостел и ресторан. Отзывы хорошие, поэтому мы рассматривали его как вариант для обеда. Но то ли мы его не заметили, то ли было закрыто… В общем, не нашли.

Что касается качества дороги - гораздо лучше, чем из Рустави. И гареджийская пустыня - это совсем не то, что мы представляли. В марте она больше похожа на зеленую степь. Местами очень красиво. А цветущие деревья вдоль дороги - просто сногсшибательно. Из таких мелочей, в том числе, и складывается общее впечатление о стране.

101ways.ru

Давидо-Гареджийский монастырь

Комплекс Давид-Гареджи представляет собой несколько монастырей в пещерах, построенных в VI веке. Комплекс находится в 60 км от Тбилиси, на границе Грузии с Азербайджаном. Монастырь основал монах Давид, один из «ассирийских отцов», которые проповедовали христианство в Грузии. Это произошло через 2 века после того, как святая Нино принесла в Грузию христианство. Кстати, у верующих считается, что 3 посещения Гареджийской пустыни можно приравнять к паломничеству в Иерусалим. Самыми известными и посещаемыми туристами пещерами можно назвать: Лавру святого Давида, пещеры Святого Додо, Бертубани, Воскресенскую, Чичхитури, Иоанно-Крестительскую, Тетри-сенакеби, Колагири, Мохатули, Веран-Гареджа и Пир-Укугмарти.

Масштабы комплекса поражают: всего в Давид-Гареджийской пустыни было выдолблено руками отшельников около 5000 келий и церквей. Давидо-Гареджийский монастырский комплекс совершенно особенный, ведь он протянулся на 25 км на Гареджийском кряже. Это полупустынная местность, где мало растительности и живых организмов, к тому же, территория комплекса поделена границей между Грузией и Азербайджаном. Интересно, что причиной того, что именно на этом засушливом месте был построен огромный комплекс, стало то, что здесь существует источник воды рядом с церковью Преображения Господня в Лавре Святого Давида. Эта Лавра считается главным монастырем комплекса и представляет собой кельи в скале, которые вместе образуют по форме крест.

В церкви Преображения Господня расположена усыпальница самого Давида Гареджийского. Это святое место посещает множество паломников. Ученые предполагают, что здесь захоронен и последователь Давида Гареджийского — святой Додо. В Лавре есть 2 часовни, расположенные на холме, с территории которых открываются живописные виды на окрестности и соседний Азербайджан. После смерти Давида Гареджийского в VI веке были возведены монастырские комплексы Додос-Рка и Натлисмцемели. В IX веке в Давид-Гареджи святой Илларион Картвели возвел новые церкви, а также достроил главную церковь Лавры.

После нападения турков-сельджуков в XI веке постройка сооружений на территории комплекса прекратилась. Пика развития комплекс достиг в XII веке, когда появились монастыри Удабно, Бертубани и Чичхитури, а Лавра Святого Давида расширялась и благоустраивалась. Особое внимание туристов и искусствоведов обращает то, что в Давид Гареджа существовала своя школа живописи, так как во всех церквях есть уникальные фрески, иконы и картины христианской жизни. На рисунках на стенах храмов можно увидеть и выдающиеся исторические личности: царя Давида IV Строителя, царицу Тамару, царя Георгия IV Лаша, Димитрия Саможертвователя и многих святых. Внимание ученых привлекают и старинные надписи на стенах сооружений монастыря: грузинские, армянские, греческие, арабские, а также уникальная «тетралингва» сразу на этих 4 языках. Грузинские надписи можно прочесть при входе в лавру святого Давида.

В XII веке при главе комплекса Онуфрии Гареджели монастырь стал одним из крупнейших культурно-просветительских центров Грузии. Однако в XIII веке на этой территории появились монголы, которые разграбили и повредили Давидо-Гареджийский монастырь. Некоторые монахи тогда бежали в другие монастыри. В XIV–XV веках на территории Грузии появился Тамерлан, а в 1615 году за одну ночь Шах-Аббас разорил монастырь и убили немногих монахов, которые поддерживали деятельность монастыря и восстанавливали его. Возрождение этой святыни началось лишь в XVII веке при царе Теймуразе II. Онуфрий Мачутадзе, настоятель монастыря с 1690 года, многое сделал для его возрождения. Монастырю были возвращены прежние владения и построена стена, которая оберегала святыню от вражеских нападений. Тем не менее, в XIX веке, когда во многих грузинских городах появлялись духовные школы, интерес к монастырю спал, он постепенно опустел, и лишь в Натлисмцемели проживало несколько монахов.

Так как территория монастырского комплекса делится пополам границей, он является предметом территориального спора между двумя странами, начиная с 1991 года. Грузия хочет вернуть свои святыни, которые несут огромную культурную и историческую значимость для страны, а для Азербайджана данная территория важна из-за стратегического расположения высот. В настоящее время Давидо-Гареджийский монастырь притягивает туристов как магнит. Некоторые даже остаются здесь с ночевкой, так как одного дня недостаточно, чтобы осмотреть все местные достопримечательности. Удивительны и живописные виды с территории монастыря, а также его энергетика, которая позволяет забыть о житейской суете. Так как в Давид Гареджа нет организованных точек питания, еду и воду нужно брать с собой.

Как добраться: из Тбилиси можно доехать на маршрутном такси до Гардабани или Рустави, а оттуда до Давидо-Гареджийского монастыря добраться на такси. Ближайший к монастырю населенный пункт — Сагареджо, поэтому такси можно брать и отсюда.

www.tourister.ru

Давид Гареджи

Монастырский комплекс Давид Гареджи, одна из главных святынь и достопримечательностей Грузии, представляет собой около двадцати древних пещерных монастырей различной степени сохранности, расположенных в радиусе 20 километров на обоих склонах полупустынного Гареджийского кряжа. Центральная часть комплекса достаточно компактна и её можно спокойно обойти за два-три часа – здесь, на небольшом пятачке находятся Лавра Давида на северном склоне хребта, а также ещё три церкви и около сотни древних монастырских пещер-келий на южном склоне кряжа. Лавра Давида - древнейший монастырь и главная доминанта всего комплекса, был основан в начале VI века сирийским монахом Давидом, поселившимся в природной пещере Гареджа.

Hot Lightbox - модуль joomla Форекс

Давид был одним из тринадцати сирийских отцов, пришедших в Иверию с проповедью христианства. С годами основанный Давидом монастырь креп, община росла - ученики и последователи Давида основали по соседству еще несколько монастырей и скальных комплексов, территория обители достигла нынешних размеров, а сам монастырь стал одним из главных духовных центров Грузии.

Комплекс находится в 60 км от Тбилиси, на границе Грузии с Азербайджаном. Монастырь основал монах Давид, один из «ассирийских отцов», которые проповедовали христианство в Грузии. Это произошло через 2 века после того, как святая Нино принесла в Грузию христианство. Кстати, у верующих считается, что 3 посещения Гареджийской пустыни можно приравнять к паломничеству в Иерусалим. Самыми известными и посещаемыми туристами пещерами можно назвать: Лавру святого Давида, пещеры Святого Додо, Бертубани, Воскресенскую, Чичхитури, Иоанно-Крестительскую, Тетри-сенакеби, Колагири, Мохатули, Веран-Гареджа и Пир-Укугмарти.

Масштабы комплекса поражают: всего в Давид-Гареджийской пустыни было выдолблено руками отшельников около 5000 келий и церквей. Давидо-Гареджийский монастырский комплекс совершенно особенный, ведь он протянулся на 25 км на Гареджийском кряже. Это полупустынная местность, где мало растительности и живых организмов, к тому же, территория комплекса поделена границей между Грузией и Азербайджаном. Интересно, что причиной того, что именно на этом засушливом месте был построен огромный комплекс, стало то, что здесь существует источник воды рядом с церковью Преображения Господня в Лавре Святого Давида. Эта Лавра считается главным монастырем комплекса и представляет собой кельи в скале, которые вместе образуют по форме крест.В церкви Преображения Господня расположена усыпальница самого Давида Гареджийского. Это святое место посещает множество паломников. Ученые предполагают, что здесь захоронен и последователь Давида Гареджийского — святой Додо. В Лавре есть 2 часовни, расположенные на холме, с территории которых открываются живописные виды на окрестности и соседний Азербайджан. После смерти Давида Гареджийского в VI веке были возведены монастырские комплексы Додос-Рка и Натлисмцемели. В IX веке в Давид-Гареджи святой Илларион Картвели возвел новые церкви, а также достроил главную церковь Лавры.Древнейший монастырь комплекса, Лавра Давида, основан в начале VI в. сирийским монахом Давидом, одним из 13 сирийских отцов, поселившемся в Гареджийской пустыне.В том же VI в. его ученики и последователи Додо и Лукиан основали еще два монастыря — монастырь Додо (Додос Рка) и Натлис-Мцемели (Иоанна Крестителя).ДАВИД Гареджийский-Иверский почитается не только Грузинской Православной Церковью, но и Русской и Украинскими православными церквями.Преподобный особо почитается женщинами как усердный молитвенник о их чистоте и чадородии, имеющий благодать от Господа помогать женщинам в их нуждах.Память его в Православной церкви совершается каждый понедельник, кроме того -  7/20 мая и в четверг по Вознесении.В Гареджийской пустыне после краткой весны, которая расстилает свой яркий разноцветный ковёр по земле, наступает знойное и засушливое лето. Цветы блекнут, трава засыхает. Кажется, что всё вымерло и уснуло, только орёл неподвижно висит в воздухе, высматривая добычу.Летом Гареджийская пустынь становится похожей на царство смерти и молчания.

Но на самом деле, это место стало символом великого подвига духовного самопожертвования и возрождения души человеческой.

www.georgia-travel.ru

Грузия. Монастырь Давид Гареджи.

Грузия. Монастырь Давид Гареджи. karpukhinsMay 17th, 18:07Ещё одним местечком в Грузии, которое я хотел посетить с самого начала, являлся монастырь Давид Гареджи. Как всегда, меня этот объект интересовал больше с ландшафтной стороны, а не в культурном, историческом или уж тем более, туристическом аспекте. А то, что это теперь очень даже туристический объект, однозначный факт. Но! Я то думал, что монастырь один и всё, но оказывается это целый комплекс пещерных монастырей, которые основал ещё в 6 веке сирийский монах Давид, а затем и его последователи Додо и Лукиан. Так что, наиболее популярным и очень посещаемым здесь является только главный - лавра Давида. Вот эту лавру и присмотрел ещё раньше на фотографиях, в обрамлении потрясающего ландшафта в виде цветных и полосатых холмов. А всего пещерных монастырей основанных Давидом и его последователями около 20 штук, они разбросаны на большой территории и частично расположены на территории Азербайджана. Из-за этого даже существует территориальный спор. Если обозначить эмоциональный аспект от посещения этого монастыря, то могу сказать да, понравилось. Несмотря на то, что туристов было довольно много. Но никто не мешает здесь свободно перемещаться по территории и заглядывать в разные уголки, прицениваться к ракурсам. Есть только небольшая внутренняя территория, куда вход закрыт, там находится хозяйство местных обитателей. Есть также тропа наверх и по горе можно обойти всё вокруг. Надо признать, что основателям монастыря было не чуждо художественное видение, всё очень гармонично вписывается в местный ландшафт и не нарушает его, а дополняет. Жаль только приехали мы в неудачное по погоде время. Был очень сильный ветер, который просто сбивал с ног. А по хорошему здесь надо было где-то заночевать среди цветных холмов и поснимать именно эти причудливые полосато-цветные холмы. Да ещё на небе что-то зрело очень подозрительное. Но местечко это я присмотрел на будущее.

Несколько не доезжая Давид Гареджи м ы обнаружили соляное озеро. Сильный ветер поднимал белую пыль. Конечно, любопытно было остановиться и посмотреть. На губах потом было очень солоно.

Ветер просто сбивал с ног.

Ниже монастыря территория сейчас обустраивается для приёма туристов.

В породах вырублены ступени, по ним хожено уже много веков. Где-то здесь мне дорогу переползла змея.

Не берусь разобраться, где тут и что создано ещё при образовании монастыря и что и когда впоследствии. Какое-то время назад здесь вообще всё было в разрухе, но сейчас всё восстановили.

По тропе на гору я забрался, отсюда тоже вид весьма неплох. Вроде бы слева внизу уже Азербайджан.

Над монастырём вверх уходит круто падающая каменная стена, это коренные песчаники. В них выдолблены канавки. Могу предположить, что их сделали в качестве водоводов. Так доставляли воду сверху туда, куда нужно. Что-то вроде арыков.

Всё же надо было хорошенько побегать по этим полосато-цветным холмам. Но сильный ветер не вдохновлял. Сделал лишь несколько кадров буквально на ходу. Кстати, ещё когда гулял по монастырю, подъехало несколько внедорожников и из них вывалила толпа со штативами. Фототур однако! Вряд ли, конечно, штативы им пригодились при таком ветре. Тем не менее, фототуры значит здесь проводят. К людям не подходил, кто такие и откуда не знаю.

И ещё из этой поездки по Грузии:

Национальный парк Вашловани.

Фотопрогулка по Сигнахи.

Достопримечательности Мегрелии.

Фотопрогулки по Батуми.

Сванетия.

Фотопрогулка по Тбилиси.

karpukhins.livejournal.com

Давид Гареджи | Поездка в Грузию

Покатавшись пару недель на машине по Грузии, мы привыкли к скальным монастырям и городам. Но Давид Гареджи был для нас первым в перечне подобных достопримечательностей и свое «ах!» мы помним до сих пор. И помнить будем долго.

Все путеводители, все гиды, все рассказы о Грузии единогласны в своем мнении – в монастырь Давид Гареджи ехать нужно обязательно! Мы ездили. Мы видели. Нам есть с чем сравнить - мы,за время поездки по Грузии, увидели и Вардзию, и Уплисцихе, и Шатили и прочие необыкновенные красоты этой страны. Первое, что хочется сказать – есть места круче. Подобных скальных пещер в Грузии хватает. Но Давид Гарежди отличается каким-то особым духом. Сюда стоит поехать даже не ради самих пещер, а ради того, чтобы прокатиться по Гареджийской пустыне. Вот уж где антуража хватает… У нас сложилось ощущение, что мы из Грузии перенеслись в США, где ровно год назад гуляли по Долине Смерти. Та же выжженная земля, тускло-желтые краски и неимоверная жара. Отличается только дорога – в Долине Смерти отличный автобан, а к Давид-Гареджийскому монастырю не на каждой машине проедешь.

В грузинской пустыне жарко. Горы куда-то исчезли, а им на замену пришли желтые холмы. Деревень и городов нет. Хотя нет. Города есть. Вымершие такие, мертвые… И озера высохшие, без намека на воду, зато с толстым слоем соли… И колючки повсюду…

Но обо всем по порядку.

Давид Гареджи – это не отдельный монастырь, а целый комплекс. Он тянется вдоль грузино-азербайджанской границы на десятки километров и находится в обеих странах. И это является постоянным спором – грузины просят отодвинуть границы, азейбарджанцы напрочь отказываются это делать. А так как КПП на территории главного монастыря нет, то частенько туристы, сами того не желая, переходят границу… Их возвращают обратно. Вежливо, но настойчиво.

Вот что пишет нам Википедия:

Комплекс представляет собой высеченные в скалах около 20 монастырей и охватывает территории трех районов Грузии — Гардабанского, Сагареджийского и Сигнахского. Главным монастырем считается лавра св. Давида, которая находится на северном склоне горы, разделяющей Грузию и Азербайджан. Граница проходит по вершине горы, которую грузинские историки называют Удабно, по названию одного из монастырей. Этот монастырь находится на азербайджанской территории — на южном склоне горы. Помимо них на южном склоне горы расположены более 100 пещер, которые использовались монахами в качестве келий. Больше всего отдален от границы монастырь Бертубани (датируемый XII веком), который находится на расстоянии примерно двух километров от неё. Во многих церквах и трапезных монастырей сохранились фрески VIII—XIV вв. с портретами исторических лиц, в том числе портрет царицы Тамары.

А теперь – леденящая душу история об основании монастыря Давид Гареджи. История слегка претендует на правдивость.

Жил-был грузинский мужчина по имени Иоанн. Благочестивый был сверх меры. И явилась к нему как-то раз (во сне) Дева Мария и велела ему идти в Иберию (юго-восток теперешней Грузии). Иоанн пошел. И прихватил с собой 12 учеников (потом они станут ассирийскими отцами). Среди этой дюжины был и некто Давид. Давида отправили проповедовать в Тбилиси. Но местные жители его невзлюбили и решили оклеветать. Для этой цели нашли неблагочестивую монашку. Монашка была беременна от разбитного кузнеца и с легкостью пошла на сговор – благочестия и вообще какой-либо чести у нее уже не было. Монашка свалила отцовство на Давида. Но наш Давид каким-то образом заставил говорить еще не родившегося ребенка. И ребенок, сидя у мамы глубоко в утробе, назвал имя истинного отца. Давида оправдали, а монашка вместо ребенка родила камень. Забавно, да?

Давид же, обидевшись на всех, ушел из Тбилиси куда подальше. А именно - в пустыню. Непохожую внешне на привычные ему пейзажи. И решил Давид совершить подвиг – поселиться там, где жить невозможно в принципе. Пил молоко горных ланей и жевал сухую траву. И пещеры рыл. И учеников приваживал… Таким образом и возник монастырь Давид Гареджи.

Из всего монастырского комплекса туристам интересна именно Лавра св.Давида. Посетили и мы эту ТОПовую достопримечательность Грузии, рекомендуемую к первоочередному осмотру при наличии полноприводной машины. От парковки вверх ведет тропа, которая и является маршрутом по Лавре. Можно с пути сознательно сбиться и пытаться ползти по скалам, в которых кое-где выдолблены ступеньки, но это еще менее удобно.

В Лавре весьма интересно и необычно. Жаль только, что многие проходы закрыты для туристов – монастырь действующий, в нем живут восемь монахов. Один из них исправно сидит внизу, у парковки, и продает всякую мелочь. Другие, кто в рясах, кто в спортивных штанах, периодически являются туристическим глазам и могут ответить на пару вопросов.

Побродив по территории Лавры, заглянув на ее центральную площадь с огромным тутовым деревом, стоит не жалеть себя и двигаться еще выше, на самый верх гряды. Отсюда-то и будет виден Азейбарджан. А по дороге, где-то посередине между основными постройками Лавры и вершиной гряды, можно будет передохнуть у очередной пещеры, в которой стоит мозаичная ванна для сбора такой ценной в этих краях воды.

И заодно посмотреть на Лавру сверху:

Водосборниками испещрены все скалы, подозреваем, что им очень много лет (и скалам и водосборникам). Вода капает, капает… Но ее всегда мало. Стоит только представить, как монахи под испепеляющим солнцем долбили в скалах пещеры и делали эти водосборники… Начинаешь задумываться об экономии воды в обычной жизни.

Общественный транспорт в Давид Гареджи не ходит. Сюда попадают либо на своем автомобиле, либо на арендованном, либо с гидом

Необычные экскурсии от местных жителей:

Время на осмотр Лавры много не требуется. Минут за 30 ее можно обойти всю. Еще около часа уйдет на подъем к вершине гряды и лицезрение Азейбарджана. Все это совершенно бесплатно. Как и созерцание окружающей местности.

Говорят, что в Гареджийской пустыне много змей и встречаются черепахи. Мы не видели, хотя по траве, усеянной колючками, ползали.

Координаты парковки Давид Гареджи для желающих отправиться в эту часть Грузии на машине: N 41° 26.858' E 45° 22.601'

Booking.com

Если вы планируете в ближайшее время поездку в Грузию (или вам просто любопытно узнать об этой стране), советуем прочитать следующие посты:

Трек поездки по Грузии и Армении и отчет по дням - ЧИТАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Поездка в Грузию - в гости к сванам

Что посмотреть рядом с Тбилиси

Военно-Грузинская дорога - интересные остановки с координатами

Отчет о поездке по Закавказью. Часть вторая – Грузия

Цена нашего «отдыха» в Грузии и Армении

Комментарии:

  • Оставить комментарий без регистрации
Download SocComments v1.3

po-svetu-na-kolesax.ru

Пещерный монастырь Давид-Гареджи

Давид-Гареджи − это один из самых древних пещерных грузинских монастырей. Он основан Св. отцом Давидом. В VI веке он покинул Тбилиси и уединился в пустынных местах на юго-востоке.

Совсем скоро у монаха появились последователи. Они селились в естественных пещерах и вырубали новые, для использования под кельи.

На протяжении последующих веков вплоть до XIII века в этой пустынной местности рядом с Давид-Гареджи были основаны другие монастыри, иногда в крайне труднодоступных местах.

Давид-Гареджи находится в 60 км к югу от Тбилиси, на границе в Азербайджаном. Примерно 1/3 пути проходит по грунтовой дороге, пересекающей красивую холмистую пустынную местность.

Посетить весь комплекс пещерных монастырей Давид-Гареджи практически невозможно. Все они высечены вдоль склонов Гареджийского кряжа, обратная сторона которого, находится за грузино-азербайджанской границей.

Верится с трудом, но одинокие монахи-отшельники до сих пор обитают в пещерных кельях.

Цель экскурсии − посещение главного монастыря − Лавры Св. Давида, основанного одним из 13 ассирийских отцов, пришедших на эти земли с проповедью христианства в VI веке.

Каждый из 13 отцов основал монастырь, но именно с именем Св. отца Давида связывают зарождение монашеского движения в Грузии. В отдалении от людей в пещере Гареджи он поселился первым из своих собратьев.

Монастырь в Давид-Гареджи действующий. Для его посещения действуют ограничения: в шортах и без косынки, как, впрочем, во все грузинские храмы и монастыри, приходить не стоит.

Умиротворенная и намоленная атмосфера создает необъяснимые ощущения благодати. Тишь и покой атмосферы монастыря нарушают одинокие возгласы заезжих путешественников.

Посещение Лавры Св. Давида будет неполным, если не отважиться на подъем в гору через хребет по тропинке с крутым участками. Цель этого подъема − знакомство с замечательными старинными фресками в жилых монашеских помещениях, высеченных в скале.

Особенно интересно увидеть трапезную и молельни. Найти их самим непросто. Для того чтобы поездка оказалась более насыщенной, рекомендуется привлечь профессионального гида. Стоимость гида на целый день начинается от 50 долларов.

При этом со 100-процентной уверенностью можно утверждать, что не все гиды-водители знают куда идти и что показывать. Поэтому, если Вы решили воспользоваться не профессиональным гидом, а «уличными предложениями», поинтересуйтесь насколько «гид» готов подниматься в гору и сколько времени длится экскурсия.

Минимальная продолжительность поездки в монастырь Давид-Гареджи — 6 часов с подъемом в гору. Только на этот обязательный маршрут уйдет 1,5 часа.

Закажите экскурсию с профессиональным гидом и транспортом у нас на сайте:

[email protected]

Необходимо запастись удобной обувью и водой, т. к. в радиусе нескольких километров нет ни питья ни еды. Сами монахи по каплям собирают воду «слезы Давида» для личного пользования. Полное время экскурсии 5-6 часов.

Посещения монастыря Давид-Гареджи предлагаем совместить с посещение «города вечной любви» Сигнаги и женского Монастыря Бодбе со святым источником. В таком случае путешествие может занять до 12 часов.

СТОИМОСТЬ ТУРА В ДАВИД-ГАРЕДЖИ И СИГНАГИ в $US на группу

№ человек 1-2 3 4-6 7-12 >12
Стоимость 130 130 160-180 220-260 по договору

*В стоимость входит: услуга профессионального русскоязычного гида, транспорта, услуга водителя, топливо.

Пещерный город Уплисцихе

Пещерный комплекс Вардзия

www.tourvtbilisi.ru

Давид Гареджи, Грузия

В 25 км от Гардабани – пригорода Рустави – находится еще один самобытный памятник Грузии, стоящий в ряду с такими шедеврами мирового наследия как скальный монастырь Вардзия, пещерный город Уплисцихе, село Ушгули, грандиозный комплекс пещерных монастырей Давид Гареджи. Этот памятник известен во всем мире за свою исключительность и самобытность.

В комплекс Давид Гареджи входят сотни, высеченных в скалах помещений – храмов, келий, складов, комнат и др. Этот пещерный комплекс находится в Гаре Кахети и простирается на 25 км вдоль полупустынных склонов Гареджийского кряжа, представляя собой величественное зрелище. Всего здесь обнаружено 14 монастырских ансамблей, построенных в разное время – Лавра Давида, Мохатули, Цамебули, Натлис-Мтцемели, Додос Рка и другие. Историческое начало комплекса относится к первой половине VI века, когда один из 13 сирийских отцов, по имени Давид (он и его ученики похоронены здесь же, в Давид Гареджи), поселился в естественной пещере Гареджа на склонах небольшого ущелья и вскоре основал там первый монастырь Лавру Давида. В том же VI веке его ученики Додо и Лукиан основали еще два монастыря - Додос Рка и Натлис-Мтцемели.

В XI веке в Лавре Давида был устроен (в IX веке) террасный двор, построены новые кельи, трапезная и церковь. Вскоре соорудили бассейн, каналы и резервуары. Наибольшего расцвета Давид Гареджи достигает в XI-XIII веках. В это время появляются новые монастыри – Удабно, Бертубани и Чичхитури. В этот период, который совпадает с объединением Грузии, происходит роспись церквей замечательными фресками. Фрески пещерных монастырей Давид-Гареджи отражают религиозные сюжеты, выполненные в особой технике и колорите. Некоторые из фресок представляют собой портреты исторических лиц - Давида Строителя (в Натлис-Мтцемели), царицы Тамары (в Бертубани), Димитрия Саможертвователя (в Удабно). В XII веке Давид-Гареджи превращается в культурно-просветительный центр всей Восточной Грузии. В XIII веке, во время монгольских нашествий, монастыри были разграблены и разрушены.

На протяжении своего многовекового существования монастырский комплекс Давид-Гареджи много раз претерпевал разрушения, но выдержал испытание веков, сыграв существенную роль в духовном развитии страны. Последнее восстановление комплекса датируется концом XVII века. Были восстановлены храмы, двор, трапезные. Но с XIX века в связи с появлением в городах Грузии духовных и светских школ, Давид Гареджи утрачивает свое значение. Во второй половине XIX века монастыри фактически опустели.

Действующий и сегодня монастырский комплекс Давид Гареджи – выдающийся образец строительного искусства - по своим грандиозным масштабам и по историческому и художественному значению занимает особое место среди памятников материальной культуры Грузии феодальной эпохи.

Интересно, что в Давид Гареджи хранилась величайшая святыня – камень, принесённый Давидом из паломничества в Иерусалим. Дойдя до Иерусалима, Давид испытал такой трепет, что не решился войти в город, а только взял 3 камня и пошёл назад. Той же ночью царю был сон, из которого следовало, что некто забрал всю духовную силу Иерусалима. Солдаты догнали Давида и забрали у него 2 камня. А третий он принёс в Грузию. И сейчас этот камень, треть духовной мощи Иерусалима хранится в Сионском соборе Тбилиси, а в Давид Гареджи привозится только на разные церемонии.

www.advantour.com


Смотрите также