Крещение Господне: традиции праздника в Грузии. Дата крещение грузии


Крещение в Грузии

Христианская вера является неотъемлемой составляющей культуры и истории Грузии. Именно  на основе христианства строились и развивались такие ветви искусства, как архитектура, литература, живопись и духовная музыка — уникальные церковные хоровые песнопения – грузинское многоголосие, которое можно услышать только в храмах Грузии. Доказательством тому служат многочисленные древние храмы и церкви со старинными иконами и фресками, которые строились и создавались в Грузии с принятием христианства и дошли до нас из глубины веков,  притягивая сотни тысяч туристов со всего мира. Сегодня мы хотим рассказать вам об истории принятия Христианства в Грузии и познакомить с главным христианским обрядом – обрядом Крещения в Грузии.

Крещение в Грузии: Принятие Христианства в Грузии

Грузия считается одной из первых стран в мире, а если быть точнее, второй после Армении, принявших христианство в качестве государственной религии. Принятие христианства в Грузии широко ассоциируется с именем Святой Нино, благодаря которой учение Христа распространилось по древней Иберии.  В 337 году нашей эры, в эпоху правления царя Мириана, христианство было провозглашено государственной религией Иберии, или Картли, как называлась Грузия в древние времена.

С именем Св. Нино связано множество легенд. Она одна из самых почитаемых святых в Грузии на сегодняшний день. Несмотря на многочисленные легенды, достоверных фактов  распространения христианства в современной Грузии до 4-го века до сих пор малоизвестно. По легенде, Святая Нино была просветительницей Грузии. Она была дочерью  римского генерала Забулона из Каппадокии, который приходился родственником Святого Великомученика Георгия, покровителя Грузии. Ее родители, исповедавшие христианство, продали все свое имущество, раздали бедным и переехали Иерусалим, когда Нино было 12 лет. Позже Нино осталась на попечении своей няни, которая и воспитала в ней любовь к учению Христа. Согласно легенде, Нино приснилось священное видение, в котором Дева Мария дала ей крест из виноградной лозы и завещала распространять учение Христа в Иберии. С помощью чудесных исцелений она смогла  обратить языческого царя Иберии Мириана III в христианство. Царь Мириан, которого Нино исцелила от слепоты, поручил строительство первой христианской церкви в Иберии, на месте, где сейчас стоит собор Светицховели в Мцхете, где похоронен Хитон Господень.  Нино продолжила свою миссионерскую деятельность среди грузин до самой смерти. Святая Нино стала одной из самых почитаемых святых Грузинской Православной Церкви и ее атрибут — крест из виноградной лозы, является символом грузинского христианства.  В Грузии 1 июня и 27 января торжественно отмечают Нинообу- дни пришествия и блаженной смерти Св. Нино.

Крещение в Грузии: Праздник «Крещение Господне»

19 января грузинская православная церковь торжественно отмечает праздник Богоявления, или Крещение Господня. Этот религиозный праздник приравнен к государственным выходным дням. В этот день вся страна отдыхает. Во всех церквях страны проводят торжественные богослужения во главе с Патриархом Всея Грузии Илия II. В день Крещения проводят таинство освящения воды. Считается, что освященная вода исцеляет от заболеваний и приносит благополучие в дом, поэтому верующие после окончания службы становятся в очередь за святой водой.

С праздником Крещения связано много традиций и обычаев. Один из них — массовое крещение младенцев. Впервые этот обычай появился благодаря Патриарху Илии II в 2008 году. Илия II считается одним из самых влиятельных людей Грузии. Идея массового крещение носит в себе не только религиозный посыл, но и помогает  стимулировать низкий уровень рождаемости в стране и вывести страну из демографического кризиса. Ведь иметь самого Патриарха в качестве Крестного Отца большой почет для любой грузинской семьи. На сегодняшний день у Патриарха Илии около 25 000 крестников!

Крещение в Грузии

Венчание и крещение — одни из самых востребованных таинств в Грузинской Православной церкви. В Грузии принято крестить детей на сороковой день после рождения, так как согласно Библии именно на сороковой день женщина очищается и получает разрешение войти в храм божий. Перед  таинством Крещения родители ребенка выбирают крестных родителей. По традиции, крестные родители не должны состоять в браке. Как и в Русской Православной Церкви, в Грузии при крещении также принято давать детям второе имя в честь святых. Любопытен сам обряд крещения: священник ловкими и быстрыми движениями трижды окунает младенцев в купель: во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, символизируя Святую Троицу. После этого священник читает молитвы и в завершение таинства надевает на ребенка нательный крест, который отныне призван защищать от недугов и приносить благополучие своему хозяину. Полотенца и свечи, использованные во время крестин, принято хранить как память об этом священном дне.

Закажите свой тур в Грузию у Тур оператора MyGeo и насладитесь прекрасным и незабываемым отдыхом!

mygeotrip.com

Крещение Грузии - Тапир: Здоровье и Земледелие

Ежевичный куст и церковь св. Нины в монастыре Самтавро в Мцхете

Л. Патаридзе

Проповедь св. Нины в IV в., Крещение Грузии, объявление христианства государственной религией в Картли.

Крещение Грузии и объявление христианства государственной религией связано с проповедью св. равноап. Нины. Сведения о ее деятельности в Картли (Вост.Грузия) сохранились как в грузинских преданиях и историографии, так и в греческих, латинских, армянских, коптских источниках. В сочинениях визант. церковных историков V в. Руфина Аквилейского упоминается некая «пленница», проповедующая христианство в Картли (Иберия), отождествляемая со св. Ниной; в сочинении арм. историка Мовсеса Хоренаци рассказывается о подруге девиц Рипсимян (святых Рипсимии и Гаиании) – Нунее.

Основным источником для реконструкции культурно-исторических реалий обращения Картлийского царства является грузинский агиографический памятник Житие св. Нины, сохранившийся в неск. редакциях. Древнейшая вошла в Мокцеваи Картлисай (Обращение Картли, V/VII в.) и считается протографом, созданным в ближайший после обращения грузин в христианство период (т.е. в сер. IV в.). К более поздним версиям относятся т.н. летописная редакция, включенная Леонтием Мровели в Картлис Цховреба (XI в.) и метафрастическая редакция XII в. Э. Хоштария-Броссе считает, что Леонтий Мровели использовал созданный в более раннее время утерянный текст. Еще одним важнейшим источником является Житие царя Мириана, также вошедшее в «Картлис Цховреба».

По Житию св. Нины, она была уроженкой Каппадокии (г. Коластра) и приходилась дочерью полководцу рим. имп. Максимиана (284–305) св. Завулону и св. Сосанне. Считается, что св. Нина по отцу приходилась двоюродной сестрой св. вмч. Георгию Победоносцу. После того как ее родители посвятили жизнь Церкви, св. Нина воспитывалась в Иерусалиме старицей из Двина армянкой Саррой Миафорой (Ниофорой). Услышав от нее рассказ о хитоне Господнем, хранящемся в Мцхете, св. Нина искала возможности поклониться святыне. Как гласит метафрастическая версия, однажды во сне ей явилась Божия Матерь и благословила ее проповедовать в своем уделе (Грузии), вручив девушке крест из виноградной лозы, который она, проснувшись, обвила волосами. Крест с немного опущенными боковыми сторонами («крест святой Нино»), является символом ГПЦ. В 303 г., спасаясь от преследований рим. имп. Диоклетиана, святые Нина, Рипсимия, Гаиания и неск. девушек-христианок бежали в Армению, где в то время правил царь Трдат III. Святые Рипсимия, ее подруги и старица Гаиания были жестоко замучены, а св. Нина, спасаясь, оказалась на севере. Древнейшая версия Жития не упоминает имени рим. императора; сведения Жития царя Мириана относят дату мученичества святых Рипсимии и Гаиании к времени царствования имп. Лициния (ок. 320).

Накануне дня празднования культа грузинского языческого бога Армаза (5 авг.) св. Нина достигла Мцхеты. Святая жила у садовника царского сада Мцхеты, затем у сев. границы города в шалаше в кустах ежевики (сейчас здесь расположен жен. монастырь Самтавро, рядом с ежевичным кустом выстроена маленькая ц. св. Нины), исцеляла и проповедовала. Ее последовательницами стали женщины из знатных семей и царского дома: жена царевича Реви св. Саломия Уджармская, жена картлийского эристава св. Перожавра Сивнийская, супруга св. царя Мириана св. царица Нана, которую св. Нина исцелила от тяжелой болезни, дочь настоятеля мцхетской синагоги св. Авиафара Мцхетского Сидония.

Житие св. Нины особенное внимание уделяет тесной связи просветительницы Грузии с евр. общинами Картли: «священниками» из мест. Боди (совр. Бодбе, Сигнахский р-н, где находится Бодбийский монастырь; по др. версии, совр. Ниноцминда, ок. г. Уджарма – З. Кикнадзе, Т. Мирзашвили), «книжниками» из Кодисцкаро, «переводчиками Кананита» из Хоби. Наиболее близкими ко двору были «обитатели Мцхеты» («дом Элиоза») – род, считавший себя потомком библейского первосвященника Илия, по традиции обладавший правом служить в мцхетской синагоге. От Авиафара и Сидонии св. Нина узнала, что хитон Господень в I в. привез в Мцхету левит Элиоз, и поклонилась тайному месту погребения хитона. От лица св. Сидонии и св. Авиафара ведется повествование в некоторых главах Жития св. Нины. Существует еще неск. сведений о связях св. Нины с евр. общинами Картли: так, еще до прибытия в Мцхету святая месяц жила в евр. общине Урбниси («для языка еврейского»), а последние годы жизни провела в мест. Боди. После Крещения Картли и кончины св. Нины евр. просветительские центры в источниках больше не упоминаются, что связывают со слиянием общин крещеных иудеев с Церковью.

Считается, что Грузия приняла Крещение в 326 г. В «Мокцеваи Картлисай» описывается обращение царя в христианство, поводом к которому послужило чудо во время охоты на горе Тхоти (ок. совр. г. Каспи), в окрестностях Мцхеты. Внезапно потемнело небо, спутники царя разбежались, а царь вознес тщетные молитвы языческим божествам, затем воззвал к «Богу Нино», обещая в случае спасения принять христианство, и в тот же момент он увидел свет. Царь исповедал Христа перед св. Ниной и направил письмо о желании принять крещение св. царице Елене и ее сыну св. царю Константину I Великому, который прислал в Картли еп. Иоанна, свящ. Иакова и диакона. Царь и двор были крещены немного ранее, а затем в Мцхете, у слияния рек Арагви и Мтквари (Кура), был окрещен народ. 1 окт. ГПЦ отмечает Светицховлоба – древний праздник, восходящий к времени Крещения Картли: ежегодно в этот день Католикос-Патриарх Грузии совершает в водах Арагви и Мтквари массовое крещение народа.

Грузинский писатель и богослов XI в. прп. Ефрем Мцире, опираясь на «Антиохийский хронограф» (Х в.), отмечает, что для основания и организации Церкви в Мцхету прибыл архиеп. Антиохийский свт. Евстафий (324–330). Источник, на который ссылался прп. Ефрем, не сохранился, но существует слав. перевод хронографа, сделанный Никоном Черногорцем, где содержатся те же сведения, что использовал прп. Ефрем. Предание о крещении грузин прп. Евстафием Антиохийским долгое время сохранялось и отражено на фреске XVIII в. храма Светицховели: св. Евстафий Антиохийский вручает царю Евангелие, рядом Мириан, царица и царевич. Однако ни ранние редакции Жития св. Нины, ни сочинения визант. авторов не содержат упоминаний о роли свт. Евстафия в организации ГПЦ. Эти источники указывают, что первым иерархом новой Церкви стал еп. Иоанн (20–60-е гг. IV в.), «человек, украшенный как благочестием и умом, так и праведной жизнью и почтением к архиерейству».

В знак торжества христианства в Картли на горах, где прежде стояли языческие идолы, по повелению св. Нины были воздвигнуты кресты: главный – в Мцхете (позже на этом месте был выстроен храм Джвари), др. на горе Тхоти (место обращения царя Мириана), в г. Уджарма. Праздники по случаю воздвижения крестов продолжались 52 дня: с пятницы 25 марта по воскресенье 15 мая.

Первый грузинская храм было решено заложить на месте 300-летнего кедра, который вырос над погребением св. Сидонии и хитона Господня. Основание храма сопровождалось чудесами: после неустанных молитв св. Нины ствол, который до того срубить было невозможно, чудесным образом поднялся в небо и опустился на место, предназначенное для строительства, став первым столпом церкви. К нему стали приводить больных, и они исцелялись. Столп окружили деревянной оградой и вокруг него выстроили церковь Светицховели (Животворящий столп). Источники называют ее «Святая Святых». Как повествует Житие св. Нины, храм был овеян особой святостью, и «никто не смел кроме воскресенья туда войти, лишь монахи пели там псалмы». Согласно Картлис Цховреба, у мироточивого столпа Светицховели происходили многочисленные чудеса и знамения, и вскоре частицы древа распространились по всей стране. Опасаясь, что столп будет т.о. разделен на части, царь с согласия архиеп. Мцхетского Иакова, чтобы сохранить святыню, приказал покрыть известняком чудотворный столп, а сверху установить вырезанный из этого же дерева крест – т. н. Животворящее Древо.

С просьбой о помощи в церковном строительстве в Константинополь отправилось посольство, возглавляемое еп. Иоанном. Имп. Константин вручил ему святыни (подножие св. Креста, гвозди Распятия), церковную утварь, иконы и деньги, а также направил в Картли строителей, которые заложили церкви в Цунде, Эрушети (где еп. Иоанн оставил гвоздь Господень), Манглиси (куда передал подножие св. Креста), затем каменные храмы в Мцхете (Самтавро), а также крестили др. народы Картлийского царства. Сведения источников о церковном строительстве времени св. царя Мириана подтверждаются и археологическими исследованиями. Так, следы алтарей IV в. были обнаружены в Манглиси, в нижних слоях пола мцхетских храмов Самтавро и Светицховели, ок. Самтавро найден надгробный камень главного зодчего и живописца (греч. arhitekton) Аврелия Аколлы с греч. надписью.

Житие св. Нины повествует, что св. Нина, свящ. Иаков и «некий эристав» (наместник царя) проповедовали в горных районах Вост. Грузии. Но население ущелий Арагви и Иори, к сев. от Мцхеты, отказалось принимать новую веру. Источники упоминают, что тех, кто отказывался принимать христ. веру, заставляли платить больше дани. Часть евр. диаспоры, которая приняла христианство, св. царь Мириан пожаловал статус граждан Мцхеты, что давало право землевладения и др. привилегии. Остальные евреи после крещения Авиафара и освящения мцхетской синагоги как христ.храма переселились в др. регионы страны.

Археологические исследования подтверждают сведения «Мокцеваи Картлисай» об активном церковном строительстве в IV в. В этот период были построены Ниноцминда, болнисский Сиони, храмы в Цилкани и Некреси; в Вардисубани при раскопках обнаружены датируемые эпохой Мириана остатки круглой церкви.

Св. равноап. Нина. Икона, XVII в. (ГМИГ)

Фрагмент статьи «Грузинская Православная Церковь» из XIII тома «Православной энциклопедии», Москва. 2007 г.

tapirr.livejournal.com

Крещение Господне: традиции праздника в Грузии

Грузинская православная церковь 19 января, как и весь православный мир, отмечает один из 12 главных праздников - Крещение Господне (Богоявление).

Крещение Господне отмечается в Грузии как государственный праздник и объявлен выходным днем.

С утра праздничные службы пройдут во всех действующих церквях Грузии. В Патриаршем соборе Самеба (Святой Троицы) в Тбилиси праздничную службу, которая начнется в 10 часов, проведет Католикос-Патриарх Всея Грузии Илия Второй вместе с духовенством.

Крестник Патриарха Грузии

По завершении службы будет совершен чин Великого водосвятия. Этот чин совершается дважды в год: накануне праздника Крещения — после литургии или вечерни, и в сам день праздника — после службы.

Освящается вода либо в специальных наполненных емкостях, либо в реках, источниках, озерах, других водоемах, куда совершается торжественный крестный ход. Вода, освященная в эти дни, называется Великой агиасмой, что в переводе с греческого значит "святыня". 

Благочестивые прихожане в этот день стараются запастись святой водой на целый год, которую в небольшом количестве выпивают на голодный желудок, особенно при болезни, опасностях и испытаниях. Освященной водой также окропляют свои жилища.

Богоявление

Праздник 19 января называют "Теофания" — Богоявление, ибо в этот день произошло явление Пресвятой Троицы. Об этом свидетельствуют все четыре Евангелия.

В праздник Крещения верующие вспоминают, как в возрасте 30 лет Иисус из Галилеи пришел к реке Иордан, чтобы принять крещение водой от Иоанна Предтечи.

В этот день миру впервые явилась Пресвятая Троица — Бог Отец провозгласил о Сыне с небес, Сын принял Крещение в водах реки Иордан, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя.

"И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: "Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение".

Отмечать праздник Крещения христиане начали еще в апостольские времена. В древности Рождество и Богоявление праздновались в один день, однако со временем церковные воспоминания этих событий были разведены по времени.

Традиции

Одна из устоявшихся годами традиций в Грузии – это массовое крещение младенцев, которое проводится по инициативе главы грузинской православной церкви. 

В Грузии первое массовое крещение младенцев состоялось 19 января 2008 года по инициативе Илии Второго. Католикос-Патриарх всея Грузии крестит третьих и последующих детей в семьях, родители которых венчались в церкви. Цель данной инициативы — улучшение демографического положения в стране.

На сегодняшний день крестниками Илии Второго являются 30 тысяч 238 малышей.

© Sputnik.

Патриарх Грузии стал крестным отцом еще 800 детей

В праздник Богоявления Католикос-Патриарх Всея Грузии проведет очередное, 47-ое по счету, массовое крещение, которое пройдет в патриаршем храме Самеба в Тбилиси во второй половине дня. На этот раз крестниками Илии Второго станут более 770 детей. 

В 2016 году были изданы уникальные книги-альбомы "Крестники патриарха" и "Илия Второй". Книги созданы уникальным прописным шрифтом. В них кроме имен, фамилий и дат рождения крестников Католикоса-Патриарха Всея Грузии, вошли молитвы и проповеди Илии Второго, касающиеся семейных ценностей и святынь. Книга-альбом богато иллюстрирована фотоматериалами, собранными на протяжении 2008-2016 лет.

По традиции морским купанием завершается праздник Крещения в Батуми. По окончании литургии духовенство, члены правительства и многочисленная паства шествием направляются на берег, чтобы окунуться в море. Традиция ночного морского купания на Крещение была возрождена в Аджарии в 1990-е годы.

В Грузии также есть традиция проводить массовые крещения народа и не только в праздник Богоявления.

В частности, массовое крещение народа в водах Арагви и Мтквари (Куры) проводится 14 октября в Мцхетоба-Светицховлоба — большой религиозный праздник, посвященный Хитону Господню и Столпу Животворящему, источающему чудотворное миро.

sputnik-georgia.ru

Возникновение и развитие христианства в Грузии

Политическое положение в Грузии и на Ближнем Востоке в начале IV века

IV—V вв. представляют собой один из наиболее значительных и интересных периодов истории Грузии. В политической, социальной и культурной жизни страны в это время произошли важнейшие события, получившие дальнейшее развитие в последующие века и существенным образом повлиявшие на всю средневековую историю Грузии.

В рассматриваемый период на Ближнем Востоке создалась следующая ситуация: в Иране воцарилась династия Сасанидов, значительно укрепившая социальную и политическую организацию страны. Значительно возросла также военная мощь Ирана. В результате всего этого соотношение сил на Ближнем Востоке существенно изменилось. Перейдя в наступление против своего исконного врага — Рима, Иран добился большого успеха. Он занял и разорил восточные провинции Римской империи, города Антиохию, Тарс, Кесарию. Среди стран, которых иранцы обложили данью, были также Картли, Армения, Албания и Атропатена. Таким образом, в лице сасанидского Ирана у закавказских народов появился более сильный и опасный враг, чем до того была аршакидская Парфия. Наступление Ирана Рим сумел приостановить лишь 80-х в гг. Хотя успешный поход императора Кара (282—283), взявшего обе столицы Ирана — Селевкию и Ктесифон, был прерван его неожиданной смертью, условия мира 283 г. все-таки были выгодными для римлян. Они получили Месопотамию и Армению, или ее часть. Картли, по-видимому, оставалась в сфере влияния Ирана. В 296 г. шах Нерсе вторгся в римские владения, но потерпел сокрушительное поражение. Хотя раненый Нерсе и сумел спастись, однако весь его лагерь, государственная казна и даже гарем попали в руки римлян. В 298 г. в г. Нисибине было заключено сорокалетнее перемирие, по условиям которого иранцы признавали преимущественные права римлян в Армении и Иберии. По условиям перемирия, картлийский царь знаки своей царской власти должен был получать от римлян.

Со смертью царя Аспагура прекратилась династия, имевшая аршакидское происхождение. Но Аспагур был также последним представителем грузинской царской династии Фарнавазианов. Поэтому картлийская знать попросила сасанидского шаха дать им в цари своего сына. Согласившись с этим, шах посадил на картлийский престол своего семилетного сына Михрана, по-грузински Мириана, женив его на дочери Аспагура. Иранцы дали Мириану также Эгриси, Армению, Рани, Мовакани и Эрети. как известно, мир между римлянами и иранцами после Нисибина не нарушался в продолжение почти сорока лет. Можно предполагать, что за это время политическая ситуация в Закавказье не менялась и Картли опять оставалась вассалом Рима. Однако эта зависимость, вероятно, была номинальной, т. к. у римлян было меньше оснований иметь претензии в отношении Восточного Закавказья. И Картли, и Армения фактически являлись независимыми государствами. Поэтому Картли, по-видимому, предпочитала иметь дело с более отдаленным патроном, чем с соседним Ираном. Следует думать, что именно это положение Картли в значительной степени и обусловило принятие ею христианства в качестве государственной религии.

Возникновение и развитие христианства

Христианство - мировая монотеистическая авраамическая религия. Возникла в первом веке нашей эры в Палестине в среде иудеев. Название «Христианство» происходит от греческого слова «христос», что означает «помазанник». Христом называется Иисус, живший в первом веке нашей эры. Последователи Его учения называются христианами. Христианство настолько повлияло на мировую историю, что от рождения ее Основателя стали отсчитывать новую мировую эру. В настоящее время Христианство - самая многочисленная религия в мире, насчитывает около 2,1 миллиарда последователей. Христианство является религией Откровения, то есть основана на явлении Бога человеку. Это Богоявление произошло в воплощении Бога в виде человека. Бог стал человеком Иисусом Христом. Слово Божие было со временем частично зафиксировано в Священном Писании Нового Завета.

Возникновение Христианства

Христианство возникло в Палестине, которая входила тогда в состав Римской империи, в первом веке нашей эры среди иудеев. В средиземноморье иудеи были единственной монотеистической религией. К моменту возникновения Христианства в иудаизм переходило много не иудеев, их называли прозелитами. В Римской империи иудеям разрешалось исповедовать свою национальную религию, иудаизм имел особый статус. Остальные люди исповедовали государственную религию – язычество, которое носило синкретический характер. В каждом регионе были свои особенности. Так, например, в Эфесе особо почитали богиню Артемиду. Язычество Римской империи объединяло то, что необходимо было почитать царя как бога, только для иудеев делалось исключение. Иудеи ко времени рождения Иисуса отчаянно ждали Мессию (Христа), надеясь, что он освободит народ иудейский от владычества Римской империи. В такой среде и родился основатель Христианства – Иисус Христос.

Разделение Церквей

К концу первого тысячелетия между Восточной Церковью и Западной происходят противостояния и в 1054 году произошло разделение Церкви на Восточную и Западную. За Восточной Церковью закрепилось название «Греческая», «Православная», а за Западной – «Латинская», «Католическая». Не раз после разделения Церквей были попытки заключить унию, подчинив Восточную Церковь Римскому папе. Например, Лионская уния, Брестская уния и др.

Со времени разделения отличия между Церквами усугублялись. В Западной Церкви вводились новые догматы. Во время активной проповеди индульгенций в Западной Церкви начинается раскол. В 16 веке возник Протестантизм, который противопоставлял себя Католичеству. Внутри самого протестантизма формировалось множество течений. Самые распространенные – лютеране, кальвинисты, англикане, баптисты, пятидесятники. Таким образом, самыми распространенными сейчас в Христианстве конфессиями являются: Католичество, Протестантизм, Православие, Дохалкидониты.

Священное Писание

Священное Писание – это книги, содержащие в себе Божественное Откровение и написанные по вдохновению Святого Духа святыми мужами, пророками и апостолами. Христиане признают Священным Писанием Библию - Ветхий и Новый Заветы, считая их единым целым. Слово «Библия» происходит от греческого «τα βιβλια», что означает «книги». Термин «Завет» означает – союз, договор, т.е. это союз Бога со Своим народом. Сущность этого договора в том, что Бог ведет человека ко спасению, а человек исполняет заповеди Божии. Священное Писание Ветхого Завета не имеет для христиан абсолютного значения. Важность его в том, что это также Божественное Откровение. Определяя значение Ветхого Завета апостол Павел назвал его детоводителем ко Христу. Между различными конфессиями существуют небольшие различия в признании каноничности некоторых книг Ветхого Завета.

Христиане признают 4 Евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна). С течением времени, после смерти апостолов стали появляться подложные Евангелия, надписанные именами апостолов. Но эти писания никогда Церковью не признавались и получили название «апокрифы».

Миланский эдикт 313 года. Провозглашение христианства государственной религией Римской империи

IV век сыграл огромную роль для христианской религии, античного мира и последующего развития европейской цивилизации. Эта роль в значительной степени определялась процессом христианизации Римской империи, который составлял, пожалуй, главное содержание этой эпохи с точки зрения перспектив исторического развития и влияния на будущий облик Европы. В IV в. - в период от Константина до Феодосия происходит процесс "обращения" Римской империи в христианство и "обращения" христианства в Римскую империю. Результатом этих взаимных обращений стало то, что к V веку Римская империя стала христианской империей, явив собой модель государства, типичного для последующих веков. Но Римская империя стала христианской не только в силу этого, а еще и потому, что с конца IV в. христианство начинает оказывать существенное влияние практически на все сферы жизни римского общества и становится важнейшим историческим фактором. Одним из самых важных шагов к христианизации Рима было подписание Миланского эдикта.

Миланский эдикт - знаменитый документ, даровавший свободу вероисповедания христианам и возвращавший им все конфискованные церкви и церковное имущество. Был составлен императорами Константином и Ликинием в 312-313 гг.

Эдикт состоит из вступления и двух частей. В первой части эдикта объясняются причины гонения христиан. В качестве главной причины приводится необходимость следовать древним законам, обычаям предков и общественной дисциплине. Христиане же отвергли религию предков, создали свои законы и устраивали свои собрания.

Во второй части эдикта утверждается, что большинство христиан осталось верным своим убеждениям и что положение, когда люди не почитают языческих богов и лишены возможности почитать бога христианского, заставило императоров объявить следующее:

1) всем христианам давалось прощение, то есть, по сути прекращались гонения;

2) христиане признавались государственной властью, хотя это еще не означало полной легализации их статуса, так как церковь не признавалась еще юридическим лицом;

3) христианам разрешалось строить здания для своих собраний, и, следовательно, им было позволено свободно отправлять культ, но так, чтобы они не делали ничего, противоречащего «дисциплине»

Итак, Миланский эдикт явился важнейшим этапом религиозной политики первого христианского императора. Программным содержанием этого документа во многом обуславливалась, в понимании историков, дальнейшая религиозная политика Константина Великого.

Главную роль в признании Константином христианства сыграли политические соображения. Правда, в начале IV в. христианство исповедовало не более одной десятой части населения империи, однако христиане успели уже создать исключительно крепкую организацию, умевшую влиять на массы. Миланский эдикт привлёк на сторону Константина христиан Востока во время его борьбы с другими претендентами на власть. Константину тем легче было пойти на союз с церковью, что на Западе христианство распространилось позже, чем на Востоке, и преимущественно среди аристократии, ставленником которой был Константин.

Распространение христианства в Грузии

В Грузии распространение христианской религии началось в I веке. Христианство здесь проповедовали ученики Христа: Андрей Первозванный и Свимон Кананит. Однако в Грузии в I веке христианство не нашло широкого распространения. Несмотря на это автокефалию грузинской церкви связывают с именами этих апостолов. Автокефальной может стать церковь лишь той страны, где проповедовал хоть один из апостолов.

Древнейшие сведения об утверждении христианства в качестве государственной религии в Картли сохранились в греко-латинских источниках. Самым ранним из известных нам таких источников является «Церковная история» Геласия Кесарийского, написанная в конце IV в., всего лишь полувеком позднее христианизации Картли. Согласно этим сведениям, принятие христианства в качестве государственной религии в Картли произошло следующим образом. К иберам попала некая пленница-христианка, которая проповедовала христианство и исцеляла больных. Так она вылечила и тяжелобольную царицу иберов. Это произвело большое впечатление на иберийского царя, однако все еще не решался креститься. Через некоторое время царь отправился на охоту. Неожиданно сгустился такой туман, что царь потерял свою свиту и сбился с пути. Напуганный, он обратился с просьбой о помощи к богу пленницы. Тотчас же туман рассеялся, и опять настал светлый день. Возвратившись к себе, царь вызвал пленницу и, подробно расспросив ее об ее боге, уверовал в него. После этого началось строительство церкви. Для того, чтобы укрепить веру в народе, во время строительства было явлено чудо: строители никак не могли установить один из столпов.

Ночью, благодаря молитвам пленницы, столп вознесся в воздух и повис над своим основанием. Когда же на следующее утро народ вновь собрался у строящейся церкви, столп сам опустился на свое место. Окончив строительство, царь послал людей к императору Константину с просьбой прислать священнослужителей для освещения церкви и крещения народа. Сообщение такого же содержания имеется и у древнеармянского историка V в. Мовсеса Хоренаци. В сочинении Хоренаци привлекает внимание тот факт, что в нем упоминаются имена пленницы и царя Иберии, Нунэ и Михран. Следует отметить и то, что Михран, по словам Хоренаци, был не независимым царем Картли, а лишь правителем, подчиненным царю Армении Трдату. Что же касается Нунэ, то ее Хоренаци связывает с последовательницами св. Рипсимэ, по преданию, принявшими мученическую смерть в Армении. Упоминается также и о том, что Нунэ руководствовалась указаниями просветителя Армении Григора Партева. Наконец, о принятии христианства в качестве официальной религии говорится и в грузинских источниках, например, в обеих частях «Обращения Картли» — как в хронике «Обращения Картли», так и «Житии Нино».

Грузинская национальная традиционная версия о распространении христианства такова. У Забилона, знаменитого каппадокийского военачальника и поборника христианства, и Сусанны, сестры иерусалимского патриарха Иубенала, была дочь по имени Нино. Когда Нино исполнилось двенадцать лет, ее родители распродали все свое имущество, вырученные деньги раздали неимущим, сами же полностью посвятили себя служению богу. Оставшись одна, Нино первые два года провела у некой армянки из Двина, которая хорошо знала христианское учение. Затем Нино встретилась с Рипсимэ, женщиной царского происхождения. Кесарь решил жениться на Рипсимэ. Однако та, дав обет целомудрия, вместе с пятьюдесятью другими женщинами бежала в Армению. Вместе с ними была и Нино. В Армении им всем пришлось принять мученическую смерть от царя Армении Трдата, который тогда был еще язычником. Спаслась одна лишь Нино, которая по внушению свыше отправилась на север. Она прибыла в Джавахети, оттуда с трудом добралась до города Урбниси и, присоединившись к группе людей, направляющихся во Мцхета на ярмарку и моление, очутилась в столице Картли. Во Мцхета Нино увидела, как народ поклонялся местным идолам—Армазу, Гаци и Гаиму. Благодаря молитвам Нино бог ниспослал страшную непогоду.

Град совершенно разбил и ниспроверг идолов. После этого Нино девять месяцев жила у сторожа царского сада (этот сад находился там, где час стоит собор Свети-Цховели). Затем Нино, связав ветки лозы собственными волосами, сделала крест, поставила его в ежевичный куст, где и стала жить сама (сейчас там стоит собор Самтавро). Шесть лет прожила Нино в этом месте, где сперва тайно, а затем и открыто стала проповедовать Христову веру и творить чудеса. Наконец, она избавила от неизлечимых болезней царицу Нану и главу магов. Однажды, 20 июля царь отправился на охоту в ту сторону, где теперь расположена деревня Мухрани. По дороге царь задумал уничтожить всех христиан. Однако неожиданно, когда царь был на горе Тхоти, спустилась непроглядная мгла, и царь сбился с пути. Царь стал взывать о помощи к своим богам, но это не помогло. Тогда он обратился к богу Нино. Сразу же мрак рассеялся, и царь уверовал в бога Нино. На следующий же день царь и Нино отправили к кесарю людей с просьбой прислать им священников для крещения народа, сами же принялись за строительство церкви в царском саду. Во время этого строительства бог сотворил упомянутое выше чудо со столпом, который в дальнейшем сам творил многие чудеса. Присланные кесарем духовные лица крестили царя, его семью, вельмож и народ. Затем по божьему указанию были воздвигнуты три креста: один на том холме, где сейчас находится монастырь Джвари, второй — на горе Тхоти, где Мириан впервые уверовал в Христа, а третий — в городе Уджарма. После этого Нино отправилась проповедовать христианство в горную часть Картли — Цобени и Эрцо-Тианети, оттуда она перешла в Кухети, где заболела и умерла. Похоронена она в Бодини.

Когда же произошло принятие христианства в качестве официальной религии в Картли? Даты этого события приводятся лишь в грузинских источниках. Но часть этих дат явно ошибочна, другая же — противоречива. Поэтому разные специалисты придерживаются различных дат — с 276 по 355 г. Тем не менее, наиболее вероятным представляется время не позднее 337 г. Это предположение, впервые выдвинутое акад. И. А. Джавахишвили, основано на том факте, что, начиная с древнейших греко-римских источников IV — V вв., христианизация Картли связывается с именем императора Константина Великого. Следовательно, это событие произошло при Константине, который умер в 337 г. При этом следует иметь в виду, что распространение христианства в Картли, по всей вероятности, началось намного раньше. По-видимому, христианские общины стали появляться здесь уже в III в.

Политическое значение провозглашения христианства государственной религией Грузии

Распространение и принятие христианства в качестве официального культа было следствием не только и не столько проповеднической деятельности какого-нибудъ отдельного лица, а главным образом социального, экономического, политического и культурного развития страны. По-видимому, христианство претерпело в Картли такое же развитие, что и в других странах, превратившись из религии порабощенных и эксплуатируемых низов в религию поработителей. К этому времени царь и правящая верхушка Картли, азнауры, т. е. феодализирующаяся часть общества, уже хорошо понимали те преимущества, которые имело христианство перед язычеством. Хотя эта часть общества пока не была единственно господствующей, однако ее значение было уже весьма велико, и, что самое главное, она день ото дня крепла и набиралась сил. Можно сказать, что исход борьбы за христианство был решен позицией именно этой части общества.

Дело в том, что принятия христианства желали именно молодые феодализирующиеся силы Картли. Этот интерес был обусловлен несколькими обстоятельствами: прежде всего, христианство помогало этим силам закабалить народ и, наряду с этим, завладеть новыми земельными владениями — со временем языческие храмы приобрели огромные земельные угодья, в то время как развитие военно-ленной системы сильно сократило земли бывшие в непосредственном распоряжении царя Картли. С принятием христианства храмовые владения упразднялись, земли языческих храмов переходили в руки царя, а от него к азнаурам. Ясно, что это обстоятельство было выгодно и царю, т. к. распределением земель среди преданных ему людей он упрочивал свое положение. Кроме того, организация христианской церкви своей централизацией и гибкостью больше соответствовала феодальному государству, т. е. той норме правления, к которой вела тенденция развития страны.

Принятие христианства в качестве официального культа было в значительной степени обусловлено политическими мотивами. Как уже отмечалось выше, после Нисибинского мира 298 г. Рим распространил свое влияние на Армению и Картли. В Картли римлян главным образом интересовали проходы в Кавказском хребте, через которые могли прорываться северные кочевники. Если бы эти проходы попали в руки иранцев, то для римлян могло создаться очень опасное положение. Поэтому от Картли они, по-видимому, требовали лишь охраны этих проходов. В то время претендовать на большее они, по всей вероятности, не могли. Ясно, что такая легкая зависимость устраивала Картли, к тому же она охраняла ее от более близкого и агрессивного Ирана.

Принятие христианства способствовало сближению Картли с Римом, т. к. с ее стороны это означало отказ от ориентации на Иран, борьбу против политического и культурного влияния Ирана. Хотя в самом Иране в это время было довольно много христиан, Сасаниды всячески старались распространять и укреплять огнепоклонство. В то же время император Константин, сам лично принявший крещение лишь перед смертью (337 г.), со времени Миланского эдикта (313 г.) все больше и больше покровительствовал христианству, поэтому оно быстро превратилось в государственную религию. Таким образом, отношение к христианству различных социальных кругов Картли отражало их отношение к Риму и Ирану. Ко всему вышесказанному следует добавить, что принятием христианства царь (а в его лице и государство) ставили себе целью консолидацию страны. Единый культ, упраздняющий многие родоплеменные культы, помогал объединению страны, укреплял центральную власть. Сама организация христианской церкви соответствовала государственной организации. Как во главе государства стоял один царь, так и во главе христианской церкви стоял один правитель — архиепископ, которому подчинялись епископы и священники.



biofile.ru


Смотрите также