Храмы и культовые cооружения Грузии. Церковь в грузии


Церкви и храмы Грузии | Сайт посвященный туризму и путешествиям. Фотографии, описание местности, отчеты о походах, легенды, прошлое и настоящее.

Нужно отметить, что грузины, как и мы (имеются в виду не татары, а русские) – православный народ. Именно этот факт после захвата турками древней Византии – привело к тому, что православные народы и царства искали помощи и защиты у Российской империи.

И чем больше турки и персы резали и угоняли в рабство христиан, тем более, Грузия и Армения тяготели к России.

Мало того, известный геноцид армян произошёл в 1915-1918гг.  – а это совсем недавно по историческим меркам, а ведь мало кто знает, что кроме армян в Турецкой империи убивали и изгоняли греков, грузин, ассирийцев, курдов и другие христианские и не христианские народы.

В настоящее время, когда разгорается вокруг наших стран пояс нестабильности, вспыхивают цветные и коричневые революции – фактор агрессивного ислама может вернуть Закавказье на 500 лет назад, и тогда всё вернется на круги своя!

 

 

                                  Троицкий монастырь у подножья Казбека

Грузинская православная церковь  — автокефальная поместная православная церковь, имеющая шестое место в диптихах славянских поместных Церквей и девятое в диптихах древних восточных патриархатов.

Одна из древнейших христианских церквей в мире.

Юрисдикция распространяется на территорию Грузии и на всех грузин, где бы они ни проживали, а также на территорию частично признанных Абхазии и Южной Осетии и на север Турции. По преданию, основанному на древней грузинской рукописи, Грузия является апостольским жребием Божьей Матери.

В 337 году трудами святой равноапостольной Нины христианство стало государственной религией Грузии. Церковная организация находилась в пределах Антиохийской Церкви.

 

Сложным является вопрос получения грузинской церковью автокефалии. По мнению историка грузинской церкви, священника Кирилла Цинцадзе, Грузинская Церковь пользовалась фактической самостоятельностью со времен царя Мириана, но полную автокефалию получила лишь в V веке от Собора, созванного Антиохийским Патриархом Петром III.

Статья 9 Конституции Грузии гласит: «Государство признает исключительную роль грузинской православной церкви в истории Грузии и вместе с тем провозглашает полную свободу религиозных убеждений и вероисповедания, независимость церкви от государства».

                                                         Церкви и храмы Грузии

 

Христианство как государственная религия

В период между 318 и 337 годами, скорее всего в 324-326гг. трудами святой равноапостольной Нины христианство стало государственной религией Грузии. Церковная организация находилась в пределах Антиохийской Церкви.

В 451 году, вместе с Армянской церковью, не приняла решений Халкидонского собора и в 467 году при царе Вахтанге I стала независимой от Антиохии, приобретая статус автокефальной Церкви с центром в Мцхета (резиденция верховного Католикоса).

В 607 году Церковь приняла решения Халкидона, нарушив каноническое единство с Армянской Апостольской Церковью.

(напомним, что Халкидонский собор признал догмат о единстве божественного и человеческого начала в Христе!)

 

При Сассанидах (VI—VII вв.) выдержала борьбу с персидскими огнепоклонниками, а в период турецких завоеваний (XVI—XVIII вв.) — с исламом. Эта изнурительная борьба привела к упадку грузинского Православия и утере церквей и монастырей на Святой земле.

В 1744 году в Грузинской Церкви прошли реформы, аналогичные реформам патриарха Никона на Руси.

 

                                         Гелатский монастырь              Церкви и храмы Грузии

Грузинский экзархат Российской Церкви

В 1801 году Грузия вошла в состав Российской империи. По проекту, разработанному главноуправляющим генералом А. П. Тормасовым и представленному Александру I в 1811 году, в Восточной Грузии вместо 13 епархий учреждалось 2: Мцхетско-Карталинская и Алавердско-Кахетинская.

21 июня 1811 года Святейший Синод снял сан Католикоса-Патриарха с Антония II (Теймураза Багратиони; 1762-21 декабря 1827 года).

С 30 июня 1811 года до марта 1917 года (де-факто) Церковь в Грузии имела статус Грузинского экзархата Российской Церкви; звание Католикоса было упразднено. Первым экзархом 8 июля 1811 года стал Варлаам Эристави (князь Эристов) (30 августа 1814 — 14 мая 1817; 20 марта 1825 года назначен управляющим Даниловым монастырём; † 18 декабря 1830). К концу 1810-х был упразднён также и Абхазский католикосат.

Впоследствии экзархи назначались из епископов-негрузин, что нередко приводило к трениям с местным духовенством и эксцессам, как-то, убийство Экзарха Никона (Софийского) 28 мая 1908 года в здании Грузинско-Имеретинской синодальной конторы.

 

                                            монастырь Джавари               Церкви и храмы Грузии

История грузинской храмовой архитектуры

История грузинской храмовой архитектуры насчитывает примерно 1500 лет, а точнее 1536 лет (на настоящий момент). Эта эпоха делится на отдельные периоды со своими особенностями. При этом, в отличие от российской, грузинская была более консервативна, не вдавалась в эксперименты, и храм VI века не всякий отличит от храма XVIII века. Грузия не знала готики, барокко, да и модернизм особенно не прижился.

 

Из сохранившихся храмов самый ранний был построен в 477 году, хотя есть претенденты на более раннюю хронологию. Храмов языческой эпохи не сохранилось, хотя есть что-то, претендующее на принадлежность к зороастризму. От языческих храмов кое-где остались только фундаменты, по которым сложно что-то определить.

Крупнейший - это, наверное, фундамент зороастрийского храма около монастыря Некреси.

 

Христианские храмы в Грузии стоились двух типов – базилика и купольный храм. Базилика, если кто не в курсе, это такое четырехугольное здание с двускатной крышей. Купольное здание чуть более сложно по конструкции. Есть гибриды: например, храм Рождества в монастыре Шио-Мгвиме был построен как купольный, потом купол разрушился и храм достроили как базилику. Успенский собор в Хобском монастыре - редкий случай крестового храма: здесь нет купола, но все же он не базилика.

 

 

                КАФЕДРАЛЬНЫЙ ХРАМ В ТБИЛИСИ

Цминда Самеба - собор Святой Троицы - главный кафедральный собор Грузинской православной церкви, построенный к 2000-летию рождества Христова на холме св. Ильи в самом центре Тбилиси. Собор Цминда Самеба является третьим по высоте православным храмом в мире.

Мифы и факты

Идея строительства нового собора возникла в 1989 году, когда патриархия Тбилиси объявила архитектурный конкурс "Собор Святой Троицы". Из сотни представленных проектов была выбрана работа архитектора Арчила Миндиашвили.

План Свято-Троицкого комплекса включал церковь, часовню, монастырь, семинарию, академию, гостиницу и другие вспомогательные здания. Власти Тбилиси выделили 11 га земли на холме св. Ильи. Но из-за беспорядков в стране строительство грандиозного храма было отложено.

В 1995 году, наконец, был заложен первый краеугольный камень. По древней традиции, в основание фундамента поместили предметы, привезенные из святых мест: камни с горы Сион и реки Иордан, землю из Иерусалима и могилы Св. Георгия, и др. Священники Тбилиси возложили золотые монеты, а патриарх и президент Грузии – памятные плиты со своими именами.

Тбилисская Цминда Самеба стала символом новых достижений Грузии и консолидации нации. Средства на строительство собирали всем миром: кто пожертвованиями, кто помощью в строительстве, многие предприятия предоставляли строительные материалы и необходимое оборудование.

За несколько лет над старым Тбилиси вырос золотой купол огромного собора высотой более 100 м (без надкупольного креста 98 м и крест 7,5 м), общей площадью более 5000 кв.м и вместимостью 15 тысяч прихожан. Освящение собора состоялось в 2004 году, ровно через 9 лет после закладки в день Святого Георгия патриархом Грузии Илией II.

        

                                            Ананури                        Церкви и храмы Грузии

 

ХРАМЫ И ЦЕРКВИ ГРУЗИИ

  Грузия - страна каменного зодчества. С такой историей, если бы в Грузии строили из дерева, следы пепелищ давно и безвозвратно заросли бы и затерялись.

   Грузии не было нужды возводить пирамиды - природа сделала это за нее. Человеку осталось увенчать природную пирамиду. И, думаю, не будет большим преувеличением с моей стороны сказать, что в Грузии практически на каждом мало-мальски высоком холме можно увидеть или крепость или храм.

 

   Немного лет тому назад

   Там, где сливаяся, шумят,

   Обнявшись будто две сестры

   Струи Арагвы и Куры,

   Был монастырь...

   М.Ю. Лермонтов

 

   На самом деле не немного лет, а без малого 16 столетий... был и есть храм, один из древнейших и красивейших на Кавказе. А вот Кура и Арагви там действительно сливаются, журчат неутомимо и ласково, как описал поэт.

   Иногда даже границу между глинистыми водами Куры и зеленоватыми водами Арагви видно невооруженным глазом, как на фото.

                           Арагви и Кура              Церкви и храмы Грузии

   Потрясающее, невероятное место. Место, откуда открывается космос. В последние годы в Джвари практически непрерывно присутствуют группы туристов, что, конечно, отвлекает и портит впечатление, поэтому позволю себе дать два совета - поднимайтесь к храму рано утром, пока людей еще не много, и поднимайтесь обязательно пешком. Поверьте, оно того стоит.

 

                    Манглиси                                            Церкви и храмы Грузии

   Что за бесценный завет

   был нам оставлен веками!

   И безграничен свет,

   и гармоничен камень.

   Г. Табидзе

   Один из красивейших храмов Грузии (хотя, на мой взгляд, они все прекрасны), - Манглиси (храм Успения Пресвятой Богородицы).

 

   Баракони 

   Грузинские храмы поражают своей идеальной вписанностью в окружающую природу, гармонией с ней. Они не подавляют величием, подобно готическим соборам Европы, не сверкают богатством красок и позолотой куполов Востока. Их простота многомерна и гениальна, она дарит ни с чем несравнимое ощущение единения человека и природы с Создателем всего сущего.

 

Кацхис свети 

   Средневековые грузинские зодчие творили, приспосабливаясь к рельефу, вливаясь в него, каким бы разнообразным и удивительным он ни был.

   Небольшая церковь Максима Исповедника была сооружена в IX веке на природном скальном острове, известном как Кацхис свети.

 

                               Ванис Квавеби                       Церкви и храмы Грузии

Часовня в расщелине скалы (Ванис Квавеби, VIII в.).

 

                        Монастырский комплекс Давид Гареджа.

  

   Кладка пытает взгляд,

   словно скрывает клад.

   Скальное кружево

   кем отутюжено?

   Музыку кто ваял?

   Тот, кто обломки скал

   переколдовывал

   в церковь...

   Г. Табидзе

   Кажущаяся простота и бедность убранства при приближении оборачиваются такой вот музыкой в камне. Завоеватели приходили и уходили, унося с собой золото и серебро, бесценные иконы и реликвии. Камень остался. Остался зачастую единственным зримым подтверждением былой славы и величия.

 

 

Никорцминда 

   Кто расписал тебя,

с кисти питал, любя,

выпестовал, корпя,

   Церковь Никорцминда?

   Г. Табидзе

 

   Собственно, все стихи Галактиона, процитированные выше и ниже по тексту, взяты из похвалы именно ей - церкви Никорцминда (Святого Николая, построена в 1010-1014 гг.). Росписи, в отличие от каменных узоров, гораздо более хрупки и многое безвозвратно утеряно или безнадежно испорчено. Фрески горели в пламени пожарищ, их закрашивали, "украшали" надписями типа "здесь был Вася". То немногое, что сохранилось в Бетании, Бодбе, Бугеули, Вардзии, Гелати, Кинцвиси, Никорцминде заставляет поражаться равно силе человеческого гения и его же, человека, варварской агрессивности.

 

                                     Кватахеви купол                     Церкви и храмы Грузии

   Ровно двенадцать лампад

   смотрят в двенадцать окон.

   Что за огни горят

   в доме твоем высоком?

   Г. Табидзе

 

   Некоторые храмы снабжены солнечными часами. Маленькими, незаметными, но дающими понять, что помимо гармонии с рельефом и пространственной ориентации сооружений их создатели предусмотрели и многое другое.

 

                                       Шио-Мгвиме                             Церкви и храмы Грузии

   Мастер был смел и строг:

огонь сей - в душе стерёг,

душу - меж стен сберёг

церкви Никорцминда.

   Г. Табидзе

   Иногда в строительство вкладывали не только душу. Но об этом позже...

 

                                        Светицховели                         Церкви и храмы Грузии

   Храм твой громокрылат,

   Своды его непреклонны,

   Годы его хранят,

   Гулко поют колонны.

   Г. Табидзе

 

   В лоне Светицховели начинается одиннадцатый по счету век...

   Всегда прекрасен этот храм. Утром, освещаемый солнцем, он отливает цветом ящерицы; к закату весь омыт золотом; а в сумерки, когда на него глядит звездный свод, контуры его, полные суровой гармонии, как бы рассекают небо.

   Неизвестный мастер высек на стене изображение правой руки человека, держащей наугольник. Подпись под ней гласит: "Рука раба Константина Арсакидзе, во отпущение грехов".

   Около этой надписи высечена фигура одетого в грузинскую чоху безусого юноши.

   - Вон тот безусый и есть Константин Арсакидзе, строитель Светицховели. Покажу тебе изображение еще одного человека...

   Он принес древнюю грузинскую монету. На ней был изображен всадник с ястребом на правом плече. Надпись на обороте монеты, сделанная заглавными буквами, гласила: "Царь царей Георгий - меч Мессии".

   Вот и все...

   К. Гамсахурдиа

 

 

   Мцхета 

   - Взгляните направо! - очнулся экскурсовод. - Перед нами - Светицховели!... Зодчему, который построил этот собор, по приказу царя отсекли десницу...

   - Это почему же? - спросил Нестор.

   - Интрига... Кто-то донес на него...

   - Никак присвоил стройматериалы? - сказал водитель.

   Н. Думбадзе

 

   Во всем мире существуют легенды о зодчих, которых покарали вместо того, чтобы наградить за создание шедевра. Дедал, запертый в созданном им лабиринте, ослепленные создатели храма Василия Блаженного, отсеченная рука Константине Арсакидзе - явления (или мифы) одного порядка, несущие древний, сакральный смысл - создание шедевра творец должен выстрадать, уравновесить свой дар великой жертвой и великим страданием.

   Хотя, для заказчиков, наверное, смысл был куда более прозаическим, и заключался в том, чтобы не платить строителям за выполненную работу.

 

                                            Марткопи                 Церкви и храмы Грузии

   Крыльев бы, крыльев нам,

   Силы - живым крылам,

   Правь же пространством, храм,

   цари...

   Г. Табидзе

 

   Монастырь Марткопи, одиноко стоящий на вершине, среди лесов. Само название "Марткопи" означает "уединенный".

 

                                              Моцамета 

   Собрат Марткопи по уединенному расположению и архитектуре - монастырь Моцамета (Мучеников Давида и Константина). Один (Марткопи) расположен в Восточной Грузии, другой (Моцамета) - в Западной.

 

 

                            Алаверди 

   Выше бы! - к облаку,

к высшему ко благу

рвёшься крыльями

синими, сильными.

   Г. Табидзе

 

   Кафедральный собор Святого Георгия или в просторечии Алаверди, построенный в начале XI века, - самая грандиозная стройка средневековой Грузии. Собор виден практически со всех концов Алазанской долины, посреди которой стоит, его высота, рекордная для всей грузинской расположенной в сейсмоопасном регионе архитектуры - 50 метров. Слово "Алаверди" - тюрко-арабского происхождения и переводится как "дарованный Богом". Вокруг храма, за исключением крепостной стены - одни развалины: останки дворца, трапезной, колокольни, гарнизонной казармы и даже общественной бани.

   В Грузии два главных храмовых праздника - Светицховлоба (14 октября) и Алавердоба (28 сентября). Алавердоба - храмовый праздник Алаверди - отмечается с VI века. С точки зрения церковной традиции праздник посвящен основателю Алаверди Иосифу, одному из 13 сирийских отцов, заложивших традиции монашества в Грузии. С точки зрения истории и крестьян, которые испокон веков в этот день приносили в храм плоды нового урожая, проводили скачки и устраивали жертвоприношения - это, скорее, древний языческий праздник урожая, совмещенный с церковной историей и в таком виде продолживший существование уже в христианскую эру.

 

                                                Гергети Самеба

   ... пусть шествуют века

   и поколенья мимо

   сокрытого от глаз

   приюта моего.

   И. Абашидзе

 

   Если Алаверди - самый высокий храм Грузии, то Церковь Святой Троицы (Самеба) в Гергети - самый высокогорный. Церковь возведена на высоте 2170 метров предположительно в XIV веке. Фоном для храма служит почти всегда покрытая снегом и льдом гора Мкинварцвери (в России более известная как Казбек).

   В исторических хрониках Гергетскую Троицу иногда называют "хранилищем Мцхетского сокровища" - во времена набегов и войн, сюда по крутым горным тропам поднимали, дабы охранить от захватчиков, главную грузинскую святыню - Крест Святой Нино.

   В одной из пещер высоко в горах был найден клад с церковными рукописями - кто-то из монахов поднял и спрятал его там. Горы всегда были для народа Грузии домом, защитой, убежищем, родными стенами.

   Но и они не всегда спасали...

 

 

  

                                       Кватахеви 

   Дикие леса карабкались по ступеням гор. Отвесные скалы обрывали настойчивые набеги врагов, и, соблазненный этой охраной, царь Давид Строитель воздвиг над крутизной Кватахевский монастырь.

   Сменялись цари, убегали века...

   Но однажды налетела желтая буря... И молили колокола о помощи, но лежала разбитая Грузия под голубыми сапогами беспощадного Тимурленга... напрасно умоляли колокола, напрасно с бойниц свистели стрелы, напрасно трупы защищали вход в монастырь. Пали тяжелые ворота. Хлынул в них желтый поток...

   А.А. Антоновская

 

   Монахинь связали всех вместе и сожгли заживо, монастырь разграбили. С тех пор женская нога не ступала больше в Кватахеви. Вход разрешен только мужчинам.

   Никогда не понимала, зачем было устраивать костер из уже беззащитных женщин. Как не понимаю и тех людей, что называют сыновей Тамерланами, в честь хромого кровожадного уродца. Как не понимаю средневековых церковных иерархов, решивших больше не впускать в монастырь ни одну женщину, во избежание осквернения памяти невинно убиенных инокинь.

 

 

                          Мартвили

   Как далеко, а виден до сих пор

   Мартвили, недостигнутый Мартвили,

   Высокий белый стих Одишских гор.

   И. Абашидзе

 

   Очень приятная небольшая церковь X века Мцире Чиквани (монастырь Мартвили). Ее крыши и купол покрывает черепица. На многих других храмах еще с советских времен из соображений экономии крыши перекрыты металлом. Мне кажется, черепица смотрится, гораздо лучше, нежнее, гармоничнее.

 

 

                      Ниноцминда

   И снова кладка. На этот раз рельефная. Такая кладка характерна именно для Восточной Грузии (Греми, Сигнаги, Бодбе). И еще одна характерная особенность - купол, сложенный из того же материала, что и стены. Построенный в VI веке храмовый комплекс сильно разрушен землетрясением в первой половине XIX века.

 

 

                             Цугругашени 

   Творение времен царствования Лаша-Георгия, законченное уже после первых появлений монголов в Грузии (1213-1222 гг.). Согласно ктиторской надписи, выстроено неким Хасаном Арсенидзе. Последние вспышки света перед погружением во тьму восьмисотлетней пропасти практически непрерывных нашествий и разорений. Дальше все чаще приходилось не строить, а восстанавливать.

 

 

 

      Метехи

  Над обрывистой Метехской скалой, там, где ныне восседающий на каменном коне Горгасали поднятой десницей предупреждает водителей быть поосторожнее на повороте и откуда в былые времена отчаявшиеся тбилисцы совершали свой последний путь в жизни - с камнем на шее в мутные воды Мтквари, раньше стоял Метехский замок (слово "замок" здесь следует понимать в смысле "тюрьма").

   Н. Думбадзе

 

   Название квартала - Метехи - появилось в XII веке и означает "окрест дворца". В храме находится захоронение Святой Шушаник, первой христианской мученицы Грузии, армянки по происхождению. А рядом с Метехи в 1961 году был установлен памятник основателю города царю Вахтангу Горгасали.

   Метехский храм, построенный в 1278-84 гг. при царе Деметре II Самопожертвователе, сначала был дворцовой церковью грузинских царей, с XVII века находился на территории крепости, с присоединением Грузии к России крепость переоборудовали в тюрьму, а в середине ХХ века тюрьму снесли.

   Сам храм неоднократно разрушали и отстраивали вновь. В XIII веке церковь сравняли с землей монголы, но она быстро была восстановлена. В XV веке ее разрушили персы, а в XVI-XVII веках она постоянно перестраивалась грузинскими царями. Во времена Берии при сносе крепости-тюрьмы хотели снести и церковь (за протесты против её сноса художник Дмитрий Шеварднадзе заплатил жизнью, так что в этой части сюжет "Покаяния" документален).

  

                                                    Метехи 

   И тотчас зазвенели колокола тбилисских храмов. Каждый звонарь вызванивал колокольные фразы своего храма.

   Кар...тли...я...ли...я... Кар...тли...я...ли...я, - отзванивала Анчисхатская церковь.

   Эгрэ...ихо...эгрэ...ари... Эгрэ...ихо...эгрэ...ари, - гудел Сионский собор.

   Велит...мепес... мепес... велит...гамарджвебит...мепес...велит... - заливалась Метехская церковь.

   А.А. Антоновская

 

                                        Сиони                  Церкви и храмы Грузии

   Так было... так есть... - означает в переводе колокольная фраза Сионского собора. Сиони стоит почти столько же, сколько Тбилиси - с V века - и все эти полтора тысячелетия разделяет судьбу города.

   Первый храм на этом месте был снесен арабами. После освобождения Тбилиси от арабов в 1112 году Сиони возвели заново. В 1226 году город был захвачен шахом Хорезма Джалал-ад-Дином. Шах приказал снять с Сиони купол, бросить иконы на мосту и заставить жителей Тбилиси пройти по ним. Сто тысяч мучеников, отказавшихся переступить через святыни, Грузия ежегодно поминает 13 ноября на Метехском мосту, там, откуда летели в Мтквари (Куру) отрубленные головы казненных.

 

   Тамерлан разрушил Тбилисский Сиони в конце XIV века, но церковь была восстановлена.

   В 1522 году по приказу шаха Измаила из Сиони вынесли икону Богоматери и бросили в реку. Икона была найдена и возвращена в собор. В 1724 икону снова похитили, на сей раз мусульманский правитель Кахетии Али-Кули-Хан.

   В 1668 году храм сильно пострадал от землятрясения, но был вновь восстановлен.

   В 1726 году турецкий султан приказал превратить Сиони в мечеть. Князь Гиви Амилахвари сумел убедить султана отказаться от его намерения ценой дорогих подарков.

   После нашествия персов под предводительством Ага-Мухаммед-Хана в 1795 году собор был восстановлен князем Цициановым. Посетивший Сиони в 1817 году Минай Медичи писал, что "он обширный и великолепный, разрисован внутри картинами из Библии". Часть фресок в храме выполнена русским художником Г.Г. Гагариным.

   22 августа 1828 года в Сионском соборе венчались Александр Грибоедов и Нино Чавчавадзе.

   Сиони стоял и будет стоять, пока стоит Тбилиси, пока жива вера народа. Здесь хранится Крест Святой Нино.

 

                                       храм Баграти

   Бачана убрал руку с пульса и приложил ее к сердцу. Сердце молчало...

   - Так у тебя была всего лишь ишемия задней стенки, а у него не стенка, а развалины Баграти!

   Н. Думбадзе

 

   Баграти - второй из четырех кафедральных соборов средневековой Грузии (собор Успения Пресвятой Богородицы), построенный в X веке царем Багратом III и взорванный турецкими войсками в 1691 году.

   В 2007 году было принято решение воссоздать храм. Именно воссоздать, потому что то, что от него осталось, никак не тянет на осторожное понятие "реконструкция". На первом этапе работ было найдено женское захоронение, судя по обилию драгоценностей, принадлежащее особе царских кровей. Было даже высказано предположение о том, что, наконец-то обнаружена могила царицы Тамар, однако захоронение оказалось древнее (VIII век).

   Храм Баграти внесён ЮНЕСКО в список объектов Всемирного культурного наследия и именно благодаря этому факту воссоздание дважды приостанавливалось. Причиной первой остановки в 2010 году послужило использование новых современных материалов, что противоречит самой концепции сохранения культурного наследия в первоначальном виде. Причиной второй остановки стало появление в макете стеклянного лифта.

   Еще одна из ключевых проблем воссоздания заключалась в том, что не сохранилось изображений, дающих четкое представление о том, как выглядело наиболее сильно разрушенное взрывом западное крыло храма. Есть и сторонники того, чтобы законсервировать развалины, но мне кажется, уж лучше пусть будет лифт, чем так.

   В сентябре 2012 года основной этап реставрационных работ завершился.

   Не могу не вспомнить о первом из четырех кафедральных соборов - Ошки (кафедральный собор Иоанна Крестителя). Построенный в Х веке, чуть раньше Баграти и Манглиси, этот прекрасный храм очень похож на них по стилю. Увы, находящийся сейчас на территории Турции, храм медленно погибает. Все переговоры правительства и Католикос-Патриарха Грузинской православной церкви пока не привели к положительному решению. Власти Турции отказываются не только допустить священнослужителей для отправления службы, но даже разрешить Грузии на собственные средства провести реставрацию.

 

______________________________________________________________________________________

 

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

Команда Кочующие.

http://world.lib.ru/d/dia/georgian_temples.shtml

Авторы фото:

Joerj, Алексей Мухранов,

Irina Kalatozishvili, Skitalаc, taki-net, tetri info,

World monument fund, Ivane Goliadze, paata.ge,

Paata Liparteliani, Tina Sitnikova.

http://allcastle.info/asia/georgia/

Сайт Википедия.

 

 

komanda-k.ru

Грузинская православная церковь — WiKi

Ранний период

Согласно грузинской легендарной истории, Грузия является апостольским жребием Божьей Матери.[14][20]

  По вознесении Господа на Небо, Апостолы с Мариам (Марией), Матерью Иисусовой, собрались в Сионскую горницу, где и ожидали пришествия обещанного Утешителя. Здесь Апостолы бросили жребий, куда кому идти с проповедью Слова Божия. Во время метания жребия Пресвятая Дева Мария сказала Апостолам:

«Желаю и Я принять вместе с вами жребий, чтобы и Мне иметь страну, которую изволит дать Мне Сам Бог».

Брошены были жребии, по которым Пресвятой Деве досталась в удел Иверия. Владычица с великой радостью приняла Свой удел и уже готова была туда идти со словом благовестил, как перед самым выступлением Её в путь явился Ей Господь Иисус и сказал: «Матерь Моя, не отвергну жребия Твоего и не оставлю народа Твоего без участия в небесном благе; но отправь вместо Себя Первозванного Андрея в удел Твой. И пошли с ним образ Твой, который изобразится приложением приготовленной на то доски к Твоему лицу. Образ тот будет заменять Тебя и послужит хранителем людей Твоих во веки». После этого божественного явления Пресвятая Дева Мария призвала к Себе святого апостола Андрея и передала ему слова Господни, на которые Апостол только ответил:

«Святая воля Сына Твоего и Твоя будет во веки».

Тогда Пресвятая умыла лицо Своё, потребовала доску, приложила её к Своему лицу, и на доске отразился образ Владычицы с Предвечным Сыном Её на руках.[21]
 

Вскоре после этого события, Апостол Андрей отправился проповедовать христианство[22]. Сначала он пошёл на север от Палестины, затем повернул на восток, достиг города Трапезунда, находившегося в тот период в пределах Эгриси (современная Мингрелия), после проповедования там Евангелия перешёл в пределы Иверии, в землю Дид-Адчары.

Там апостол проповедью и творением чудес обратил множество людей в христианство и крестил их.[23] По рассказу царевича Вахушти, сына царя Вахтанга V, на том месте, на котором Апостол Андрей поставил икону Божией Матери, открылся целебный источник. Поставив новообращенным христианам иереев и диаконов, построив храм в честь Божией Матери и установив церковный порядок, оставил их апостол.[23]

Перед уходом святого Андрея из той земли, новообращенные просили его оставить икону Божией Матери, но апостол не согласился на таковую просьбу, а велел сделать доску, величиной, как эта икона, и принести ему. Когда доска была готова, он положил её на икону Божией Матери, и икона полностью изобразилась на доске. Апостол отдал христианам новый образ, который они поставили в своей новой церкви. Затем святой Андрей отправился в другие земли.[23]

Перейдя через гору, называемую горой Железного Креста, и дзархийское ущелье, он вступил в пределы Самцхе и остановился в селении Заден-гора. Отсюда он отправился в город Ацкури, называвшийся в древности Сосангети. Достигнув Ацкури, апостол выбрал один дом близ главного капища города и поселился в нём. В то время там царствовала одна вдова, имевшая единственного сына, которого любила более всего в мире, который был единственным наследником её царства. К несчастью, сын вдовы скончался незадолго до прихода апостола в Ацкури.

Согласно преданиям, во время пребывания апостола Андрея в Ацкури произошло несколько чудес — главным из которых является воскрешение сына вдовы и уничтожение статуй языческих богов.[23] Затем, поставив новообращённым епископа, иереев и диаконов, святой Андрей хотел уже отправиться в другие страны, однако царица и её подданные просили Андрея не оставлять их, или же оставить им нерукотворную икону Божьей Матери. Оставленную Святым Андреем икону поставили в новом храме, воздвигнутом в честь Богородицы.[23]

Вскоре после описываемых событий Андрей отправился в Нигли, Кларджети и в Артан-Панкола, где он после долгой проповеди обратил в христианство жителей тех мест и крестил их. Затем он возвратился в Иерусалим на праздник Пасхи.[23]

После Пятидесятницы святой Андрей взял с собой апостола Симона Кананита, Матфея, Фаддея и других. С ними он отправился первоначально к царю Авгарю, где, проповедав слово Божие и крестив жителей, оставил апостола Фаддея для утверждения новой Церкви. Прочие же, обходя с проповедью города и села Каппадокии и Понта, достигли наконец Картли (Карталинской стран) (Иверии). Далее, они прошли часть Мтиулетской земли до реки Чорохи.[23]

Затем апостолы посетили Сванети, в правление вдовствующей царицы, жены убитого Понтийского царя Поламона Пифодоры, которая со многими подданными приняла христианство и была крещена самим Андреем. В Сванети при царице остался апостол Матфей с прочими учениками для утверждения новоосвещенных в христианстве, как свидетельствует об этом блаженный Иероним[24]. Из Сванети Андрей вместе с Симоном Кананитом отправился в Осетию, где достиг города Фостафора. Здесь апостолы многих обратили в христианство. Оставив Осетию, они пошли в Абхазию и достигли города Севасти (ныне Сухуми), где также обратили многих. Тут Андрей оставил апостола Симона Кананита с другими для утверждения новообращенных, сам же отправился в землю джикетов . Джикеты не приняли христианства, и, более того, сам апостол едва не был убит. Оставив их, Андрей отправился в Верхний Суадаг[23][25]

Жители Верхнего Суадага приняли религию от апостола. Отсюда он отправился к верхним берегам Чёрного моря, посещая города и села, и наконец достиг города Патры в Ахаи, где и принял смерть на кресте от анфипата Эгеата в 55 году.[23]

Вера, проповедуемая св. Андреем и оставшимися после его ухода апостолами, стала укореняться в народе. Адерки, или Фарсман I, воцарившийся в Картли (Иберии) за три года до нашей эры и управлявший страной шестьдесят три года, услышал о том, что его подданные обратились от язычества к христианству, и начал гонения на христиан. Многие из них во время этого гонения приняли мученичество вместе с апостолом Симоном Кананитом. Христианство, подавленное по-видимому неистовством царя, в действительности все-таки не было побеждено: оставались христиане, скрывавшиеся в горах и лесах, имевшие места общих собраний и молитв. Вскоре могила Симона Кананита, находящаяся в горах Абхазии близ Сухуми, сделалась предметом глубокого почитания.[23]

Со времени этого гонения почти полвека Иберия не получала более ниоткуда проповедников Христианства и не имела руководителей, которые бы утверждали новопроообращённых в их исповедании.[23]

По мнению историка Грузинской церкви Михаила Сабинина:

  «Думаем, что эти предания имеют такое же право быть выслушанными и принятыми в соображение, как и предания других Церквей (например, Греческой, Русской, Болгарской и др.), и что факт непосредственного апостольского основания Грузинской Церкви может быть доказан на основании этих преданий с такою же степенью вероятности, с какою он доказывается и относительно других Церквей, на основании подобных же фактов»[26]  

Уже в 100 г. священномученик Климент, епископ Римский, сосланный императором Траяном в безлюдные места Тавриды, творением чудес и наставлениями помогал многим колхидцам остаться верными Христианству. По мнению Михаила Сабинина между семьюдесятью церквями, построенными святым ещё при его жизни на берегах Чёрного моря, была и Колхидская[23].

Между тем, окончательное утверждение христианства и то, что оно стало господствующей религией,

  было плодом долговременной и усердной проповеди апостола всея Грузии, святой просветительницы, блаженной матери Нины [23]  

Христианство как государственная религия

В период между 318 и 337 годами, скорее всего в 324—326 годах трудами святой равноапостольной Нины христианство стало государственной религией Грузии. Церковная организация находилась в пределах Антиохийской церкви[16].

При царе Вахтанге I обрела некоторую автономию от Антиохии, с центром в Мцхета.[17].

В 609 году Церковь в Грузии полностью приняла решения Халкидонского собора (на Двинском соборе в 506 году грузины вместе с армянами приняли Энотикон), таким образом обособившись от Армянской церкви[27].

При Сассанидах (VI—VII века) выдержала борьбу с персидскими огнепоклонниками, а в период турецких завоеваний (XVI—XVIII века) — с исламом. Эта изнурительная борьба привела к упадку грузинского Православия и утере церквей и монастырей на Святой земле.

В 1744 году в Грузинской церкви прошли реформы, аналогичные реформам патриарха Никона на Руси.

Грузинский экзархат Российской Церкви

В 1801 году Грузия вошла в состав Российской империи. Грузинская Церковь представляла собой огромное феодальное хозяйство в безраздельном распоряжении Католикоса, что контрастировало со статусом Церкви в России после реформ управления и финансирования, проведённых императорами в XVIII веке.[28] По проекту, разработанному главноуправляющим генералом А. П. Тормасовым и представленному Александру I в 1811 году, в Восточной Грузии вместо 13 епархий учреждалось 2: Мцхетско-Карталинская и Алавердско-Кахетинская. 21 июня 1811 года Святейший Синод снял Католикоса-Патриарха Антония II с должности.

С 30 июня 1811 года до марта 1917 года (де-факто) Церковь в Грузии имела статус Грузинского экзархата Российской Церкви; звание Католикоса было упразднено. Первым экзархом 8 июля 1811 года стал Варлаам (Эристави) (30 августа 1814 — 14 мая 1817;

К концу 1810-х гг. был упразднён также и Абхазский католикосат, включённый в состав Грузинского экзархата.

После Варлаама (Эристави) экзархи назначались из епископов-негрузин, что нередко приводило к трениям с местным духовенством и эксцессам, как то, убийство экзарха Никона (Софийского) 28 мая 1908 года в здании Грузинско-Имеретинской синодальной конторы.

Восстановление автокефалии. Новейший период

12 марта (25 марта[29]) 1917 года на Мцхетском Соборе была провозглашена автокефалия Грузинской Церкви; блюстителем престола Католикоса был избран епископ Гурийско-Мингрельский Леонид (Окропидзе). Последний 13 марта уведомил Экзарха Грузии архиепископа Карталинского-Кахетинского Платона (Рождественского) о его смещении с кафедры, что не было признано Русской православной церковью.

27 марта 1917 года Временное правительство признало автокефалию Грузинской Церкви в принципе. 10 июля 1917 года совместное заседание Временного правительства и Синода постановило учредить Кавказский экзархат для добровольного вхождения в него русских приходов Тифлисской, Елизаветпольской, Бакинской, Эриванской, Кутаисской, Черноморской губерний и Карской, Батумской областей, Артвинского, Закатальского и Сухумского округов. Епископом в Тифлисе был назначен Феофилакт (Клементьев), вскоре удалённый грузинскими архиереями из Грузии.

Московский Патриарх Тихон своим посланием от 29 декабря 1917 года к Католикосу Кириону II (Садзаглишвили), избранному на Соборе в сентябре 1917 года, осудил самочинный характер восстановления автокефалии более древней Грузинской Церкви. Общение между Московским Патриархатом и Грузинской Церковью было прервано.

30 января — 5 февраля 1927 года в Москве состоялось Общее собрание членов обновленческого Священного Синода Православных церквей на территории СССР. В нём участвовали следующие лица: Председатель Священного Синода Митрополит Ленинградский и Северо-Западной Области Вениамин; члены президиума: митрополит Московский Серафим, митрополит Александр, Николай, архиепископ Гуовский(?), протопресвитер П. Н. Красоткин и профессор С. М. Зарин; представитель Вселенского Патриарха и Синайского архиепископа архимандрит Василий Димопуло, представитель Александрийского Патриарха архимандрит Павел Катаподис; члены Священного синода: представитель Белорусской церкви митрополит Могилевской и Белорусский Иосиф, митрополит Крымский Алексей, митрополит Бакинский и Закавказский Петр, митрополит Ростовский и Северо-Кавказский Константин, митрополит Владивостокский и Дальне-Восточной области Василий, митрополит Воронежский Сергий, митрополит Астраханский Анатолий, митрополит Тульский Василий, митрополит Ташкентский Николай, митрополит Кубано-Черноморский Михаил, архиепископ Сталинградский Иоанн, архиепископ Калужский Георгий, архиепископ Лужский Михаил, протопресвитер А. Боярский, протоиерей Н. Г. Попов, протоиерей П. В. Раевский, протоиерей Т. Д. Попов, протоиерей Д. А. Адамов, протоиерей М. А. Князевский, протоиерей А. П. Эндека, профессор Б. В. Титлинов и другие. Члены Общего собрания слушали заключение Комиссии по делам Грузинской церкви. Комиссия, под председательством митрополита Московского Серафима, и в составе митрополита Закавказского Петра, митрополита Северо-Кавказского Константина, митрополита Кубано-Черноморского Михаила, архиепископа Владикавказского Петра и протоиерея Терекской области М. А. Князевского рассмотрела следующие документы: послание святейшего Католикоса-Патриарха Всея Грузии Леонида (Тифлис 1920 год), письмо заместителя Католикоса-Патриарха Грузии митрополита Христофора Урбнисского от 28 января 1925 года, ответ Священного Синода митрополиту Христофору от 6 апреля 1925 года, от Священного Синода Патриарху Грузии от 2 ноября 1925 года, письмо Католикоса и Патриарха Грузии Амвросия от 12 декабря 1925 года, от Священного Синода Патриарху Амвросию от 12 ноября 1926 года, доклад священному Синоду Закавказского Митрополитанского Управления от 4 января 1927 года, постановление Св. Синода от 11 января 1927 года, отчет о положении Закавказской митрополии от 9 февраля 1927 года, отчет Священному Синоду за Католикоса-Патриарха митрополита Сухумского Христофора и управляющего делами Временного Управления Грузинской Церкви преп. М. Нацвлишвили от 10 февраля 1927 года и заключила: принимая во внимание древность Грузинской церкви (с начала 4 века), и стойкость в борьбе с иноверием, её многочисленность (до 2 миллионов членов), её автокефальность в прошлом (с 1053—1810 г.), объявленное решение Св. Синода предоставить национальностям СССР свободу в устроении своей церковной жизни `признать неоспоримость прав Грузинской церкви на автокефалию и представить на утверждение общего собрания членов Священного Синода следующее своё постановление: автокефалию Грузинской церкви признать. Епархии Тбилисскую и Сухумскую не считать… в составе Св. Синода. Вопрос об их передаче решить по отношению с Католикосом Грузии, о том, чтобы Русские православные приходы сохранили Русский уклон церковной жизни. Означенное заключение Комиссии общим собранием Членов Священного Синода принято единогласно. Во исполнение сего, Священный Синод 3 февраля 1927 года постановил: составить особый Акт по делу признания Автокефалии Грузинской церкви и препроводить его Восточным Православным Патриархам… Грузинской церкви молитвенным положением: да процветает на вечные времена древнейшая христианская автокефалия Грузинской церкви в союзе мира и любви со всею Православной Христовой церковью"[30]

В 1927 году Грузинская церковь перешла на новоюлианский календарь, но под давлением верующих должна была «отложить» своё решение.

Официально общение было восстановлено Определением Священного Синода РПЦ от 19 ноября 1943 года[31].

В 1997 году Грузинская Православная Церковь вышла из Всемирного совета церквей.

Предстоятель с 23 декабря 1977 года — Католикос-Патриарх всея Грузии, Архиепископ Мцхетский и Тбилисский и митрополит Бичвинтский и Цхум-Абхазетский Святейший и Блаженнейший Илия II.

Церковь состоит из 35-ти епархий, объединяющих около 300 общин; Абхазская епархия после 1992 года де-факто не входит в состав Грузинской Церкви. Также существует каноническая неурегулированность в Южной Осетии, где, по утверждению Католикоса Илии II, «присутствуют представители Русской зарубежной церкви»[32].

  Ворота Патриархии Грузии

ru-wiki.org

ХРАМЫ ГРУЗИИ - LE BRISTOL GEORGIA

HomeХРАМЫ ГРУЗИИ

Древние храмы Грузии: храмы, монастыри, мечети, синагоги в Грузии. Исторические факты и фотогалерея. Ссылки на достопримечательности и полезная информация для путешествия по Грузии.

Церковь Рождества Девы Марии: Анчисхати. Икона Спасителя. Икона Иисуса Христа. Грузинские иконы. Великие иконы. Реликвии. АДРЕС: Тбилиси ул. Шавтели АДРЕС НА КАРТЕ Церковь Рождества Девы Марии (Анчисхати) была возведена в XI в. сразу после перенесения столицы […]

Храмы Грузии. Церкви Грузии. Храмы и монастыри Грузии. Армянский храм на карте. Армянские храмы в Грузии. Храм Святого Христа Всеспасителя построена в середине 80 годов 19 века. Сегодня в храме работает воскресная школа, центр молодежи […]

Комплекс пещерных монастырей в Квемо-Картли на грузино-азербайджанской границе. Около двадцати монастырей и ста пещер высечено в скалах. Пещеры используются монахами в качестве келий. В стенах монастыря сохранились исторические надписи и фрески с портретами. Монастырь сегодня является […]

Храмы Грузии. Старый район Тбилиси. Прогулка по Тбилиси. Церкви Грузии. История православия Грузии. Достопримечательности Грузии. АДРЕС: Тбилиси ул. Коте Абхази, 41 (на перекрестке улиц Коте Абхази (Леселидзе) и Иерусалимской) АДРЕС НА КАРТЕ Церковь Святого Креста […]

Батумские евреи. Синагога в Батуми. История батумской Синагоги. В 1899 году проживающие в Батуми евреи получили от императора разрешение на строительство синагоги. Синагога была построена согласно проекту известного архитектора Льва Волковича в 1904 году. В […]

Костел Вознесения Пресвятой Девы Марии. Католический костел. Храмы Тбилиси. Костел в Тбилиси. АДРЕС: Тбилиси ул. Абесадзе, 4 (Gia Abesadze St). Необходимо повернуть направо после дома 9 на ул. Коте Абхази АДРЕС НА КАРТЕ По просьбам грузинских […]

Мечеть в селе Квирике. Достопримечательности Грузии. Храмы и мечети Грузии. Деревянная мечеть с грузинским резным орнаментом была построена в центре села Квирике в 1865-1866 годах. АДРЕС И КОНТАКТЫ: село Квирике Тел.: (+995): 0 422 22 […]

АДРЕС: Тбилиси АДРЕС НА КАРТЕ

Монастыри и храмы Грузии. Православие в Грузии. Достопримечательности Тбилиси. Улицы Тблилиси. Церкви Тбилиси. История Тбилиси. Монастырь Сорока Себастийских мучеников построен в память о событиях 320 года, когда 40 солдат 12-го молниеносного легиона в каппадокийском городе […]

Крест Святой Нино. Что находится в монастыре Бодбе. Чем знаменит монастырь в Сигнахи. История монастыря Бодбе. Факты, лица и фотографии монастыря Бодбе. АДРЕС: Сигнахи АДРЕС НА КАРТЕ «… что же создала св.Нина? Не оставив нам […]

АДРЕС: Кутаиси АДРЕС НА КАРТЕ

Монастырь Джвари в Грузии. Фото монастыря Джвари. Как добраться до монастыря Джвари. История монастыря святого креста. Монастыри Мцхеты. Достопримечательности Грузии. АДРЕС: Мцхета (несколько километров от Тбилиси) АДРЕС НА КАРТЕ Монастырь Джвари построен на вершине скалы […]

АДРЕС: Кутаиси АДРЕС НА КАРТЕ

Церковь Норашен. Церковь Норашен в Тбилиси. Армянская церковь Норашен. Храм Норашен. АДРЕС: Тбилиси, старый город ул. Леселидзе (Коте Абхази), напротив дома №40 +995 322 18 45 39 АДРЕС НА КАРТЕ Восточный фасад армяно-григорианского храма (еще […]

Аджария Грузия. Горная Аджария. Религия Грузии. Монастыри Грузии. Сегодня это действующий монастырь. Здесь можно увидеть руины малой церкви (10-11 века), церковь Пресвятой Богородицы (13 век), винный погреб и ограда из камня (времена Царицы Тамары, 12 […]

Монастырь Самтавро в Мцхета. Монастыри Мцхета. Достопримечательности Мцхета. История храма Самтавро. АДРЕС: Мцхета АДРЕС НА КАРТЕ На территории монастыря Самтавро находятся могилы первого христианского царя Грузии — Мириана, его жены Наны и святого старца Гавриила. […]

Собор Светицховели. Мцхета. История собора и адрес на карте. Достопримечательности Мцхета. Полезная информация для путешествия по Грузии. АДРЕС: Мцхета АДРЕС НА КАРТЕ

Церковь Святого Давида Гареджийского в Тбилиси. Церковь Святого Давида. Храм Святого Давида. Мтацминда. Пантеон Мтацминда. Визитная карточка Тбилиси.   Церковь Святого Давида называют Мамадавити (переводится «отец Давид»). Вокруг церкви расположен известный Пантеон, где захоронены многие […]

Синагони в Грузии. Храмы Грузии. Церкви Тбилиси. Тбилисская Синагога. История Синагоги. АДРЕС: Тбилиси ул. Коте Абхази (Леселидзе), между домами №45 и 47 АДРЕС НА КАРТЕ Грузинская синагога построена в 1910 году евреями из Ахалцихе, обосновавшимися в Тбилиси […]

Грузинские синагоги. Храмы в Грузии. Достопримечательности Тбилиси. Евреи в Тбилиси. АДРЕС: Тбилиси ул. Коте Абхази, 28 АДРЕС НА КАРТЕ Евреи (ашкенази от слова ашкеназ — семитское название средневековой Германии) основали синагогу. В итоге ашкенази стали […]

Тбилисский храм Сиони. церкви Грузии. Сионских собор в Тбилиси. АДРЕС: Тбилиси ул. Сиони АДРЕС НА КАРТЕ В соборе находится древняя реликвия — крест Святой Нины (из виноградной лозы, скрепленный ее волосами). Святая Нина крестила Грузию […]

Патриарх Грузии Илья II. Собор Сиони. Кафедральный собор Грузии. Храмы Тбилиси. Сионский собор — это монументальный храм в исторической части города на берегу реки Куры. Назван в честь храма в Иерусалиме и освящен во имя […]

АДРЕС: Тбилиси АДРЕС НА КАРТЕ

АДРЕС: Мцхета, Степанцминда (Казбеги) АДРЕС НА КАРТЕ

Храм Баграта АДРЕС: Кутаиси Bagrati Street АДРЕС НА КАРТЕ перейти к другим ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЯМ КУТАИСИ

АДРЕС: Кутаиси, село Цеси АДРЕС НА КАРТЕ

Храм Метехи в Тбилиси. Достопримечательности Тбилиси. Карта города Тбилиси. Адрес храма на карте города. История храма Метехи. Фото храма Метехи и Тбилиси. АДРЕС: Тбилиси АДРЕС НА КАРТЕ Храм Метехи (Успенская церковь) живописно стоит на вершине […]

перейти к другим ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЯМ ГОРИ

АДРЕС: Сигнахи АДРЕС НА КАРТЕ перейти к другим ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЯМ КАХЕТИИ

Храм Тимотесубани в Боржоми. Достопримечательности Боржоми. Храмы Грузии. КАК ДОБРАТЬСЯ: на маршрутке Боржоми — Тимотесубани: 10:30, 13:30, 17:00 АДРЕС: Боржоми Timothesubani Holy Dormition Church пос. Цагвери АДРЕС НА КАРТЕ СТОИМОСТЬ: бесплатно ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ БОРЖОМИ

lebristolgeorgia.ru

Храмы Грузии — церкви, соборы, монастыри, мечети

Достопримечательности

Цминда Самеба

Тбилисский кафедральный собор - самый высокий храм Грузии - 101 метр.

Монастырь Джвари

У храма один большой плюс - рядом с ним одна из самых лучших смотровых площадок в округе, откуда можно делать роскошные фотографии Мцхеты.

Собор Свети-Цховели

Самое намоленное место в Грузии - вот уже десять веков считается главным собором страны.

Анчисхати

Церковь Рождества Девы Марии (официальное название храма) - самое древнее городское сооружение из доживших до наших дней.

Монастырь Гелати

Это место знаменито тем, что здесь зарождался грузинский Золотой век. Под его сводами были коронован Давид Строитель и царица Тамара.

Пещерный монастырь Давид-Гареджи

Действующий монастырь на границе Грузии и Азербайджана. Увидеть пещеры, в которых живут монахи, вряд ли получится, но устроить прогулку по его территории точно стоит.

Храм Самтавро

Первый христианский царь Грузии - Мириан - проникся к Светицховели таким уважением, что не считал себя достойным прикасаться к его дверям.

Греми

Некогда процветающая столица Кахетии, сегодня – родина одноименных коньяков. Городок интересен храмом XVI века, покрытым изнутри старыми фресками.

Храм царя Баграта

Он производит странное ощущение. Есть в нем что-то загадочное, что-то фэнтезийное. Он напоминает руины таинственной забытой цивилизации.

Монастырь Некреси

Сейчас Некреси – просто небольшой монастырь, затерянный в горах над Алазанской долиной. Но когда-то в здешних местах шумел немаленький по былым временам город.

Атенский Сион

Когда-то вместо села в этих местах был мощный город с большой крепостью Атенис-цихе, от которых ничего не осталось за исключением этого храма VII века.

Монастырь Моцамета

По традиции, полагается три раза пролезть сквозь тесный туннель под входом - это приносит счастье.

Латали

Община Латали многие века служила культурной и духовной столицей Верхней Сванетии, пока в 1921 году центр региона по указу большевиков не был перенесен в Местиа.

Храм Метехи

Храм Метехи на одноименной скале, у одноименного моста можно смело назвать смысловым центром Тбилиси.

Гора Казбек

Бывший потухший вулкан и самый восточный пятитысячник Кавказа, на который можно совершить восхождение даже при отсутствии альпинистского опыта и снаряжения.

Кафедральный собор Алаверди

Впечатляющий 50-метровый храм долгое время был самым высоким собором во всей Грузии. Внутри – росписи XV века и захоронения кахетинских царей.

Троицкий храм в Гергети

Древний храм на высоте больше двух километров над уровнем моря. Александр Пушкин посвятил ему стихотворение «Монастырь на Казбеке».

Монастырь Икалто

Крупнейший из монастырей, основанный в VI веке учениками подвижника Симеона. Здесь можно осмотреть несколько храмов VI-XIII веков и оценить виды, взобравшись на холм.

Храм Преображения Спасителя

Один из самых древних храмов Сванетии с уникальной «двухслойной» росписью внутри. Находится в деревне Лагами, которая входит в общину Местиа.

travel.rambler.ru

Грузинская православная церковь — википедия фото

Ранний период

Согласно грузинской легендарной истории, Грузия является апостольским жребием Божьей Матери.[14][20]

  По вознесении Господа на Небо, Апостолы с Мариам (Марией), Матерью Иисусовой, собрались в Сионскую горницу, где и ожидали пришествия обещанного Утешителя. Здесь Апостолы бросили жребий, куда кому идти с проповедью Слова Божия. Во время метания жребия Пресвятая Дева Мария сказала Апостолам:

«Желаю и Я принять вместе с вами жребий, чтобы и Мне иметь страну, которую изволит дать Мне Сам Бог».

Брошены были жребии, по которым Пресвятой Деве досталась в удел Иверия. Владычица с великой радостью приняла Свой удел и уже готова была туда идти со словом благовестил, как перед самым выступлением Её в путь явился Ей Господь Иисус и сказал: «Матерь Моя, не отвергну жребия Твоего и не оставлю народа Твоего без участия в небесном благе; но отправь вместо Себя Первозванного Андрея в удел Твой. И пошли с ним образ Твой, который изобразится приложением приготовленной на то доски к Твоему лицу. Образ тот будет заменять Тебя и послужит хранителем людей Твоих во веки». После этого божественного явления Пресвятая Дева Мария призвала к Себе святого апостола Андрея и передала ему слова Господни, на которые Апостол только ответил:

«Святая воля Сына Твоего и Твоя будет во веки».

Тогда Пресвятая умыла лицо Своё, потребовала доску, приложила её к Своему лицу, и на доске отразился образ Владычицы с Предвечным Сыном Её на руках.[21]
 

Вскоре после этого события, Апостол Андрей отправился проповедовать христианство[22]. Сначала он пошёл на север от Палестины, затем повернул на восток, достиг города Трапезунда, находившегося в тот период в пределах Эгриси (современная Мингрелия), после проповедования там Евангелия перешёл в пределы Иверии, в землю Дид-Адчары.

Там апостол проповедью и творением чудес обратил множество людей в христианство и крестил их.[23] По рассказу царевича Вахушти, сына царя Вахтанга V, на том месте, на котором Апостол Андрей поставил икону Божией Матери, открылся целебный источник. Поставив новообращенным христианам иереев и диаконов, построив храм в честь Божией Матери и установив церковный порядок, оставил их апостол.[23]

Перед уходом святого Андрея из той земли, новообращенные просили его оставить икону Божией Матери, но апостол не согласился на таковую просьбу, а велел сделать доску, величиной, как эта икона, и принести ему. Когда доска была готова, он положил её на икону Божией Матери, и икона полностью изобразилась на доске. Апостол отдал христианам новый образ, который они поставили в своей новой церкви. Затем святой Андрей отправился в другие земли.[23]

Перейдя через гору, называемую горой Железного Креста, и дзархийское ущелье, он вступил в пределы Самцхе и остановился в селении Заден-гора. Отсюда он отправился в город Ацкури, называвшийся в древности Сосангети. Достигнув Ацкури, апостол выбрал один дом близ главного капища города и поселился в нём. В то время там царствовала одна вдова, имевшая единственного сына, которого любила более всего в мире, который был единственным наследником её царства. К несчастью, сын вдовы скончался незадолго до прихода апостола в Ацкури.

Согласно преданиям, во время пребывания апостола Андрея в Ацкури произошло несколько чудес — главным из которых является воскрешение сына вдовы и уничтожение статуй языческих богов.[23] Затем, поставив новообращённым епископа, иереев и диаконов, святой Андрей хотел уже отправиться в другие страны, однако царица и её подданные просили Андрея не оставлять их, или же оставить им нерукотворную икону Божьей Матери. Оставленную Святым Андреем икону поставили в новом храме, воздвигнутом в честь Богородицы.[23]

Вскоре после описываемых событий Андрей отправился в Нигли, Кларджети и в Артан-Панкола, где он после долгой проповеди обратил в христианство жителей тех мест и крестил их. Затем он возвратился в Иерусалим на праздник Пасхи.[23]

После Пятидесятницы святой Андрей взял с собой апостола Симона Кананита, Матфея, Фаддея и других. С ними он отправился первоначально к царю Авгарю, где, проповедав слово Божие и крестив жителей, оставил апостола Фаддея для утверждения новой Церкви. Прочие же, обходя с проповедью города и села Каппадокии и Понта, достигли наконец Картли (Карталинской стран) (Иверии). Далее, они прошли часть Мтиулетской земли до реки Чорохи.[23]

Затем апостолы посетили Сванети, в правление вдовствующей царицы, жены убитого Понтийского царя Поламона Пифодоры, которая со многими подданными приняла христианство и была крещена самим Андреем. В Сванети при царице остался апостол Матфей с прочими учениками для утверждения новоосвещенных в христианстве, как свидетельствует об этом блаженный Иероним[24]. Из Сванети Андрей вместе с Симоном Кананитом отправился в Осетию, где достиг города Фостафора. Здесь апостолы многих обратили в христианство. Оставив Осетию, они пошли в Абхазию и достигли города Севасти (ныне Сухуми), где также обратили многих. Тут Андрей оставил апостола Симона Кананита с другими для утверждения новообращенных, сам же отправился в землю джикетов . Джикеты не приняли христианства, и, более того, сам апостол едва не был убит. Оставив их, Андрей отправился в Верхний Суадаг[23][25]

Жители Верхнего Суадага приняли религию от апостола. Отсюда он отправился к верхним берегам Чёрного моря, посещая города и села, и наконец достиг города Патры в Ахаи, где и принял смерть на кресте от анфипата Эгеата в 55 году.[23]

Вера, проповедуемая св. Андреем и оставшимися после его ухода апостолами, стала укореняться в народе. Адерки, или Фарсман I, воцарившийся в Картли (Иберии) за три года до нашей эры и управлявший страной шестьдесят три года, услышал о том, что его подданные обратились от язычества к христианству, и начал гонения на христиан. Многие из них во время этого гонения приняли мученичество вместе с апостолом Симоном Кананитом. Христианство, подавленное по-видимому неистовством царя, в действительности все-таки не было побеждено: оставались христиане, скрывавшиеся в горах и лесах, имевшие места общих собраний и молитв. Вскоре могила Симона Кананита, находящаяся в горах Абхазии близ Сухуми, сделалась предметом глубокого почитания.[23]

Со времени этого гонения почти полвека Иберия не получала более ниоткуда проповедников Христианства и не имела руководителей, которые бы утверждали новопроообращённых в их исповедании.[23]

По мнению историка Грузинской церкви Михаила Сабинина:

  «Думаем, что эти предания имеют такое же право быть выслушанными и принятыми в соображение, как и предания других Церквей (например, Греческой, Русской, Болгарской и др.), и что факт непосредственного апостольского основания Грузинской Церкви может быть доказан на основании этих преданий с такою же степенью вероятности, с какою он доказывается и относительно других Церквей, на основании подобных же фактов»[26]  

Уже в 100 г. священномученик Климент, епископ Римский, сосланный императором Траяном в безлюдные места Тавриды, творением чудес и наставлениями помогал многим колхидцам остаться верными Христианству. По мнению Михаила Сабинина между семьюдесятью церквями, построенными святым ещё при его жизни на берегах Чёрного моря, была и Колхидская[23].

Между тем, окончательное утверждение христианства и то, что оно стало господствующей религией,

  было плодом долговременной и усердной проповеди апостола всея Грузии, святой просветительницы, блаженной матери Нины [23]  

Христианство как государственная религия

В период между 318 и 337 годами, скорее всего в 324—326 годах трудами святой равноапостольной Нины христианство стало государственной религией Грузии. Церковная организация находилась в пределах Антиохийской церкви[16].

При царе Вахтанге I обрела некоторую автономию от Антиохии, с центром в Мцхета.[17].

В 609 году Церковь в Грузии полностью приняла решения Халкидонского собора (на Двинском соборе в 506 году грузины вместе с армянами приняли Энотикон), таким образом обособившись от Армянской церкви[27].

При Сассанидах (VI—VII века) выдержала борьбу с персидскими огнепоклонниками, а в период турецких завоеваний (XVI—XVIII века) — с исламом. Эта изнурительная борьба привела к упадку грузинского Православия и утере церквей и монастырей на Святой земле.

В 1744 году в Грузинской церкви прошли реформы, аналогичные реформам патриарха Никона на Руси.

Грузинский экзархат Российской Церкви

В 1801 году Грузия вошла в состав Российской империи. Грузинская Церковь представляла собой огромное феодальное хозяйство в безраздельном распоряжении Католикоса, что контрастировало со статусом Церкви в России после реформ управления и финансирования, проведённых императорами в XVIII веке.[28] По проекту, разработанному главноуправляющим генералом А. П. Тормасовым и представленному Александру I в 1811 году, в Восточной Грузии вместо 13 епархий учреждалось 2: Мцхетско-Карталинская и Алавердско-Кахетинская. 21 июня 1811 года Святейший Синод снял Католикоса-Патриарха Антония II с должности.

С 30 июня 1811 года до марта 1917 года (де-факто) Церковь в Грузии имела статус Грузинского экзархата Российской Церкви; звание Католикоса было упразднено. Первым экзархом 8 июля 1811 года стал Варлаам (Эристави) (30 августа 1814 — 14 мая 1817;

К концу 1810-х гг. был упразднён также и Абхазский католикосат, включённый в состав Грузинского экзархата.

После Варлаама (Эристави) экзархи назначались из епископов-негрузин, что нередко приводило к трениям с местным духовенством и эксцессам, как то, убийство экзарха Никона (Софийского) 28 мая 1908 года в здании Грузинско-Имеретинской синодальной конторы.

Восстановление автокефалии. Новейший период

12 марта (25 марта[29]) 1917 года на Мцхетском Соборе была провозглашена автокефалия Грузинской Церкви; блюстителем престола Католикоса был избран епископ Гурийско-Мингрельский Леонид (Окропидзе). Последний 13 марта уведомил Экзарха Грузии архиепископа Карталинского-Кахетинского Платона (Рождественского) о его смещении с кафедры, что не было признано Русской православной церковью.

27 марта 1917 года Временное правительство признало автокефалию Грузинской Церкви в принципе. 10 июля 1917 года совместное заседание Временного правительства и Синода постановило учредить Кавказский экзархат для добровольного вхождения в него русских приходов Тифлисской, Елизаветпольской, Бакинской, Эриванской, Кутаисской, Черноморской губерний и Карской, Батумской областей, Артвинского, Закатальского и Сухумского округов. Епископом в Тифлисе был назначен Феофилакт (Клементьев), вскоре удалённый грузинскими архиереями из Грузии.

Московский Патриарх Тихон своим посланием от 29 декабря 1917 года к Католикосу Кириону II (Садзаглишвили), избранному на Соборе в сентябре 1917 года, осудил самочинный характер восстановления автокефалии более древней Грузинской Церкви. Общение между Московским Патриархатом и Грузинской Церковью было прервано.

30 января — 5 февраля 1927 года в Москве состоялось Общее собрание членов обновленческого Священного Синода Православных церквей на территории СССР. В нём участвовали следующие лица: Председатель Священного Синода Митрополит Ленинградский и Северо-Западной Области Вениамин; члены президиума: митрополит Московский Серафим, митрополит Александр, Николай, архиепископ Гуовский(?), протопресвитер П. Н. Красоткин и профессор С. М. Зарин; представитель Вселенского Патриарха и Синайского архиепископа архимандрит Василий Димопуло, представитель Александрийского Патриарха архимандрит Павел Катаподис; члены Священного синода: представитель Белорусской церкви митрополит Могилевской и Белорусский Иосиф, митрополит Крымский Алексей, митрополит Бакинский и Закавказский Петр, митрополит Ростовский и Северо-Кавказский Константин, митрополит Владивостокский и Дальне-Восточной области Василий, митрополит Воронежский Сергий, митрополит Астраханский Анатолий, митрополит Тульский Василий, митрополит Ташкентский Николай, митрополит Кубано-Черноморский Михаил, архиепископ Сталинградский Иоанн, архиепископ Калужский Георгий, архиепископ Лужский Михаил, протопресвитер А. Боярский, протоиерей Н. Г. Попов, протоиерей П. В. Раевский, протоиерей Т. Д. Попов, протоиерей Д. А. Адамов, протоиерей М. А. Князевский, протоиерей А. П. Эндека, профессор Б. В. Титлинов и другие. Члены Общего собрания слушали заключение Комиссии по делам Грузинской церкви. Комиссия, под председательством митрополита Московского Серафима, и в составе митрополита Закавказского Петра, митрополита Северо-Кавказского Константина, митрополита Кубано-Черноморского Михаила, архиепископа Владикавказского Петра и протоиерея Терекской области М. А. Князевского рассмотрела следующие документы: послание святейшего Католикоса-Патриарха Всея Грузии Леонида (Тифлис 1920 год), письмо заместителя Католикоса-Патриарха Грузии митрополита Христофора Урбнисского от 28 января 1925 года, ответ Священного Синода митрополиту Христофору от 6 апреля 1925 года, от Священного Синода Патриарху Грузии от 2 ноября 1925 года, письмо Католикоса и Патриарха Грузии Амвросия от 12 декабря 1925 года, от Священного Синода Патриарху Амвросию от 12 ноября 1926 года, доклад священному Синоду Закавказского Митрополитанского Управления от 4 января 1927 года, постановление Св. Синода от 11 января 1927 года, отчет о положении Закавказской митрополии от 9 февраля 1927 года, отчет Священному Синоду за Католикоса-Патриарха митрополита Сухумского Христофора и управляющего делами Временного Управления Грузинской Церкви преп. М. Нацвлишвили от 10 февраля 1927 года и заключила: принимая во внимание древность Грузинской церкви (с начала 4 века), и стойкость в борьбе с иноверием, её многочисленность (до 2 миллионов членов), её автокефальность в прошлом (с 1053—1810 г.), объявленное решение Св. Синода предоставить национальностям СССР свободу в устроении своей церковной жизни `признать неоспоримость прав Грузинской церкви на автокефалию и представить на утверждение общего собрания членов Священного Синода следующее своё постановление: автокефалию Грузинской церкви признать. Епархии Тбилисскую и Сухумскую не считать… в составе Св. Синода. Вопрос об их передаче решить по отношению с Католикосом Грузии, о том, чтобы Русские православные приходы сохранили Русский уклон церковной жизни. Означенное заключение Комиссии общим собранием Членов Священного Синода принято единогласно. Во исполнение сего, Священный Синод 3 февраля 1927 года постановил: составить особый Акт по делу признания Автокефалии Грузинской церкви и препроводить его Восточным Православным Патриархам… Грузинской церкви молитвенным положением: да процветает на вечные времена древнейшая христианская автокефалия Грузинской церкви в союзе мира и любви со всею Православной Христовой церковью"[30]

В 1927 году Грузинская церковь перешла на новоюлианский календарь, но под давлением верующих должна была «отложить» своё решение.

Официально общение было восстановлено Определением Священного Синода РПЦ от 19 ноября 1943 года[31].

В 1997 году Грузинская Православная Церковь вышла из Всемирного совета церквей.

Предстоятель с 23 декабря 1977 года — Католикос-Патриарх всея Грузии, Архиепископ Мцхетский и Тбилисский и митрополит Бичвинтский и Цхум-Абхазетский Святейший и Блаженнейший Илия II.

Церковь состоит из 35-ти епархий, объединяющих около 300 общин; Абхазская епархия после 1992 года де-факто не входит в состав Грузинской Церкви. Также существует каноническая неурегулированность в Южной Осетии, где, по утверждению Католикоса Илии II, «присутствуют представители Русской зарубежной церкви»[32].

  Ворота Патриархии Грузии

org-wikipediya.ru


Смотрите также