Алаверди монастырь грузия


кафедральный собор Грузии, заслуживающий внимания туристов

Алаверди – кафедральный собор и одна из главных архитектурных достопримечательностей Грузии. Этот храм считается наиболее крупным и самым старинным на территории страны. Каждый год в сентябре все, кто желает отпраздновать Алавердобу, приезжают к стенам этого культового сооружения. Алавердоба является религиозным праздником, который устраивается в честь алавердского епископа Иосифа. Алавердский собор и монастырский комплекс производят мощное впечатление гармонией своих огромных пропорций. Это здание дарит чувство покоя и восхищает взгляд, а находясь у его старинных стен, понимаешь, что никакие земные силы не способны его разрушить.

Немного об истории храма

Алаверди, кафедральный собор, можно найти в 20 километрах от грузинского города Телави. Его построил в начале XI столетия правивший в те времена Кахетией царь Квирике Кахи. Тогда это была наивысшая конструкция, которая поражала внимание своей красотой и монументальностью. Алаверди - кафедральный собор, высота которого достигает 50 метров, - и сегодня считается одним из наибольших храмов Грузии.

Храм возвели на месте, на котором в VI столетии стояла маленькая церковь Св. Георгия. Эту церквушку построил Иосиф Алавердели, поэтому даже ныне местное население называет собор Алаверди храмом Святого Георгия.

Алаверди - кафедральный собор, который был много раз разрушен захватчиками. В XI веке были проведены первые весомые реставрационные работы. Их возглавил кахетинский царь Александр. В 1142 году произошло землетрясение, в результате которого строение было вновь повреждено. Отремонтировать его взялась царица Тамара в 1150 году. Реставрация была закончена монархом Ираклием II. Во время ремонта во внешний вид конструкции были внесены некоторые изменения, но даже в наши дни достопримечательность остается неоценимым историческим монументом средневековой архитектуры Грузии.

Описание собора

Алаверди - монастырь и кафедральный собор – это архитектурный ансамбль, который окружает крепостная стена. Также этот ансамбль состоит из средневековой трапезной, колокольни с оградой и летнего дворца. Основное здание собора имеет прямоугольную форму и представляет собой стремительно возвышающуюся ввысь конструкцию с бедным декором. Это невероятно красивое здание, но по-настоящему шикарно оно выглядит внутри.

Внутренний зал просто огромен. Увеличивается он высотой купола, которая превышает 42 метра. На стенах здания сбереглись элементы фресковой живописи, датируемые XI, XV, а также XVII столетиями.

История появления названия Алаверди

До сих пор до конца неясно, откуда Алаверди (кафедральный собор) взял свое название. По этому поводу существует много споров, домыслов, аргументов и рассуждений. Но единого мнения не найдено. Но есть несколько версий о том, что же именно обозначает слово «Алаверди» и откуда, вообще, оно появилось.

Алаверди иногда переводится как «Аллах дал». И если предположить, что этот домысел считается правильным, то тогда непонятно, кто же решил назвать христианскую святыню словом тюркского происхождения.

Не все знают, что в Армении существует город, который, как и храм, называется Алаверди. Этот населенный пункт был основан как раз турками.

Довольно часто собор Алаверди именуют Алаверды. Но и это является недопустимой ошибкой, ведь Алаверды – это старинное наименование армянского города Алаверди, о котором говорилось выше. Также «алаверды» считается и застольным словом, которое зачастую связывают как раз с наименованием церкви. А это вообще недопустимо.

Наиболее убедительной версией относительно происхождения наименования собора является следующая: Алаверди – это исковерканное Алва-Хварди, обозначающее «Алванская равнина». Ну а если припомнить, что достопримечательность располагается как раз на Алванской равнине, то все становится понятным и логичным.

Особы, похороненные в Алаверди

Поскольку Алаверди (кафедральный собор, фото которого представлено выше) был основным христианским храмом Кахетии, то в его стенах хоронили монарших особ. Так, собор стал последним пристанищем для:

  • Святого Иосифа Алавердского.
  • Великомученицы Кетеван, супруги царевича Давида. Эта царица является главным персонажем некоторых грузинских стихов, сказаний и песен.
  • Епископа Алавердского Иоанна, которого убили в этом храме лезгины в 1480 году.
  • Кахетинского царя Александра I, убитого в результате заговора собственного сына Георгия.
  • Георгия II Авгиоргия, отпрыска вышеупомянутого царя. Георгий II носил прозвище Злой Георгий за то, что убил своего родителя и ослепил своего младшего брата.

Другие функции храма и монастыря

Мы уже писали о том, где находится кафедральный собор, но еще хотелось бы упомянуть о том, какие же еще функции играло это сооружение. С начала своего существования Алаверди был монастырем, но только для мужчин. Лишь в XVII-XVIII столетиях он стал приютом для женщин из царских семей, которые решили принять постриг.

Алаверди был огромным очагом рукописной и просветительской деятельности. В монастыре была роскошная библиотека, для которой документы и рукописи переписывали сами монахини.

fb.ru

Монастырь АлавердиАлавердоба | Алавердоба

Гео — земля. Грузия — пространство, которое взращивает, наполняет подобно лучу солнца.

Мир Алаверди — это особое пространство в пространстве: застывшее время, сохранившее чистоту и ритм, архитектура, имеющая свое собственное звучание, люди с глубоким, чистым взглядом.

Есть места на земле, аккумулирующие смысл и суть нашего бытия. Одним из таких мест является пространство Алаверди, где в преддверии церковного праздника монастыря 20 — 22 сентября 2016 нас ждет уникальное событие — Алавердоба.

Монастырь Алаверди — место творения, где живы процессы, возвращающие нас к истоку, смыслу бытия, где творится мистерия, погружающая нас в реальное чудо. Это чудо выражено в явлении животворящей эссенции, которую потом и трудом творят Владыка Давид, отец Герасим, отец Иосиф.

Это монастырь, монахи которого своим служением явили нам реальное чудо в виде чудодейственных эликсиров (которые и вином в привычном понимании сложно назвать), содержащих тонкий и воистину божественный нектар.

Земледелие учит нас смирению и упованию. Обрабатывая землю, мы следуем воле небес, божьему велению. Это не выдуманная нить, это струна, соединяющая нас с небом. Тело Адама и тело кувшина имеют единую структуру, единую кровь. Алаверди — это место, где мы можем стереть время, где проложена тропинка к истине, живущей тысячу лет назад и сейчас. Место, стирающее историю и границу, когда в наше время мы можем пережить историю давно минувших дней. Вино, сделанное в квеври, радует душу человека. В монастыре Алаверди это еще соединено с силой пространства.

Не меньшим чудом является то, что сегодняшнее вино из Алаверди такое же, как оно было тысячу лет назад. Мы имеем уникальную возможность соприкоснуться со временем, когда собственно вино несло в себе идею мистерии. Никакое другое вино не может быть таким, каким оно было десять веков назад. Для воспроизведения подобных условий нужна лаборатория, коей и является монастырь Алаверди, где плотское время останавливается. Вечность присутствует здесь, где меняется время, а следовательно, и законы делания — по богоисчислению, а не по часам.

Получается, говорить и воспринимать вино как тысячу лет назад можно, но только в определенных местах, одним из которых и является монастырь Алаверди, где реализуется основной закон виноделия — искренность и честность, где каждый бокал вина — это Чаша, наполненная светлым напитком. Конечно, особо хочется отметить уникальность белого вина, имеющего силу, которую, пожалуй, мы можем увидеть только здесь.

При всем уважении к хорошим и даже великим винам, найти такую силу и благость в вине можно лишь в Алаверди. И хотя можно говорить о том, почему и как это получается, но все-таки без чуда такое невозможно. То, в каком спектре и силе здесь открывается Ркацители… Сложно вообразить, что такое вообще возможно! Все белые вина монастыря имеют душу, находятся в развитии, имеют силу и рост. Если вы хотите открыть код вина, вина не просто как продукта, а как гена, открывающего силу пространства, то вам следует приобщиться к таинству Алаверди.

История монастыря

Есть на Земле места, которые будто бы аккумулируют незримую для нас силу и мощь, где интуитивно мы чувствуем себя пробужденными, более возвышенными и живыми. Таким удивительным «кластером» на земле Грузии стала Кахетия, а именно небольшой регион Алазанской долины. Именно здесь оказалось сосредоточено большое количество мест, связанных с духовностью, верой, служением и очищением. Монастырь Икалто (основан в VI веке), церквушки возле разрушенной крепости Бахтриони, храм Кветера (первая половина X-го века), замок Греми (XVI век), монастыри Старая и Новая Шуамта (Дзвели-Шуамта и Ахали-Шуамта, V-го и XVI-го века соответственно) и, конечно же, жемчужина этих места — храм Алаверди!

Алаверди (ალავერდი) не просто сооружение, памятник древности или легенда — нет! Это уникальное явление нашего мира, так как данный храмовый комплекс представляет собой некую вершину духа человека, высочайшую ноту в пространстве, которая зазвучала благодаря вере Иосифа Алавердского (Иосеба Алавердели). На протяжении веков она не теряла свою силу, невзирая на политические, военные, культурологические катаклизмы. Звучит эта нота и сейчас, являясь невидимым камертоном для людей, живущих в храме, и позволяя прикоснуться к чему-то великому его гостям.

«Единственность» собора проявляется во многих вещах: на протяжении веков это был самый высокий храм Грузии среди «Четырех Кафедралов» (50 м.), это место захоронения как самого Иосифа Алавердского, так и христианских святых и мучеников, а также лиц царских кахетинских семей. Здесь уникальным образом переплетается древнее христианское служение и традиции классического грузинского виноделия. Сегодня ведение дел храма, служение и работа на виноградниках и в винном погребе происходит силами трудов и молитв всего четырех монахов. «С любовью и помощью Божией!» — так говорят сами братья храма Алаверди.

История

Алаверди означает «Алаванская долина» (Алва Хварди). Храм стал центром епархии в начале XI-го века, когда Квирике III Великий, на годы правления которого приходится расцвет Кахетии, на месте деревянной церкви построил каменный кафедральный собор невероятного величия и красоты. Он заменил собой первоначальное деревянное строение, возведенное Иосифом Алавердским, одним из двенадцати ассирийских отцов, которые пришли на землю Грузии в шестом веке с целью нести людям слово божие.

Жизнеописание Иосифа полно удивительных фактов: известно, что уже в юности он выбрал для себя путь монашества и служения. Под руководительством Иоанна Зедазнийского он прибыл в неизвестную для себя страну — Грузию, где получил для проповедования один из регионов — Кахетию. Иосиф обосновался в самом центре Алазанской долины, построив небольшой скит. Отсюда он уходил в села беседовать с местными жителями, объяснял им основы своей веры, говорил о добродетелях и пороках. Со временем молва об Иосифе стала распространяться все шире: о его мудрости и святости, о том, что его не трогают дикие животные (наоборот, они становятся кроткими в его присутствии и тянутся к нему), что к этому отшельнику присоединяются и знатные, и богатые, и простолюдины, отказываясь от своей прежней жизни.

Со временем люди стали все чаще приходить к скиту Иосифа, некоторые оставались подле него. Довольно скоро возникла обитель и был возведен храм в честь Святого Георгия (Цминда Георги).

За свою долгую историю собор пережил многое: набеги и завоевания, землетрясения и разрушение от рук человеческих. На непродолжительное время он становился крепостью, тюрьмой и даже коровником, но, как феникс, раз за разом он очищался и возрождался вновь.

О важности Алаверди как центра епархии в прошлом говорит тот факт, что до XIII-го века глава собора возглавлял всю кахетинскую церковь, а без его совета кахетинский царь не принимал ни одного политического, военного или социального решения.

В определенный период, помимо религиозного значения, монастырь выполнял также культурно-просветительскую функцию: в XVI-XVIII веках здесь писали и переписывали книги известные грузинские писатели и каллиграфы, имелась обширная библиотека с рукописями.

В XVII-XVIII веках Алаверди был женским монастырем, здесь принимали постриг и становились инокинями представительницы царской семьи.

В 1828 году, после присоединения Грузии к России, была отменена автокефалия грузинской церкви, и алавердийская епархия была упразднена. На протяжении последующего века ее несколько раз восстанавливали, но в 1929 году, при советской власти, ее снова отменили.

Возрождение Алаверди началось относительно недавно — в 90-х года XX-го века — благодаря подвижничеству нескольких монахов во главе с Амбой Давидом (от греческого «авва» — отец).

Сегодня это действующий мужской монастырь и целый комплекс, состоящий из храма Святого Георгия, трапезной XVI-го века, колокольни, епископского дворца, жилых монастырских построек, винодельни и виноградников. Здесь сохранилось самое главное — изначальная архитектура, фрески и атмосфера пространства собора.

Геометрия природы и человеческого духа

Надо сказать, что Алазанская долина сама по себе прекрасное творение природы: она тянется на 150 км вдоль реки Алазани, здесь очень мягкий и здоровый климат, от северных ветров и холодов эти места хранит главный Кавказский хребет, правый берег реки слегка приподнят и будто бы подставлен солнцу.

Собор отражает покой и величие этих мест. Возведенный в XI-м веке, он и сейчас поражает гармонией своих выверенных пропорций. Вся его структура, вслед за куполами, кажется, будто бы устремлена ввысь, в небо.

Стены внутри собора ничем не закрыты, это позволяет изучать особенности строительства и архитектуры. Внутри также сохранилось множество фресок. Они относятся к разным векам, некоторые из них не раз заштукатуривались, представляя, таким образом, несколько слоев. В жертвеннике находятся изображения Богоматери и Иоанна Крестителя, на стенах храма можно видеть изображения отцов церкви и апостолов, надписи на древнегрузинском языке.

Ощущение присутствия многовековой истории, следы трудов людей, живущих здесь, особая атмосфера замершего времени — все это погружает любого человека в себя, в особое состояние размышления и переживания.

Несколько лет назад была подана заявка на включение монастыря Алаверди в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

Alaverdi Village, KakhetiTel: +995 (0)5 5150 4774

alaverdoba.com

Кафедральный собор и монастырь Алаверди в Грузии

Адрес: П. Алаверди, 20 км от г. Телави

Zemo Khodasheni-Alaverdi-Kvemo Alvani, Грузия

Алаверди — это кафедральный собор и монастырский комплекс XI века. Расположен он в поселке Алаверди, что в 20 км от столицы Кахетии — города Телави. Алаверди — главный храм всей Кахетии.

Собираетесь в Грузию? Напишите на [email protected] — мы составим для вас оптимальный маршрут путешествия. Приезжайте, а мы постараемся сделать ваш отдых незабываемым! Получить бесплатную консультацию можно по телефонам: +7 (495) 268-07-72 или +995 555 566 540

История собора

Алаверди основал ассирийский отец Иосиф Алавердский в VI веке. В то время это был небольшой скит, к которому приходили люди, чтобы послушать рассказы монаха-отшельника о вере, добродетелях и пороках. После смерти Иосифа Алавердского он был захоронен в церкви, его могила и сегодня находится в северной части современного собора.

В начале XI века царь Кахетии Квирике III построил на месте древней церкви кафедральный собор Святого Георгия и монастырский комплекс Алаверди.

Собор пережил многое: набеги, завоевания, землетрясения и разрушения от человеческих рук. В 1530 году храм пострадал от сильного землетрясения.

В 1614 году жестокий иранский шах Аббас совершил набег на эти места. Персы заселили Алазанскую долину туркменами, которые превратили монастырь в скотный двор, а виноградники — в пастбища. В 1660 году произошло Бахтрионское восстание, персы были изгнаны, а монастырь спасен.

В 1700 году на храм напали лезгины. А в 1742 году храм ждала еще одна беда — вновь произошло землетрясение, которое повредило собор.

После присоединения Грузии к Российской империи в начале XIX века епархия в храме то уничтожалась, то вновь восстанавливалась, а в 1929 году ее окончательно ликвидировала советская власть.

Возрождение монастыря началось относительно недавно — в 1990-х годах благодаря нескольким монахам во главе с Амбой Давидом.

Алаверди сегодня

Сегодня Алаверди представляет собой действующий мужской монастырь и целый комплекс сооружений при нем — храм Святого Георгия, трапезная XVI века, баня, колокольня, епископский дворец, винодельня и собранный из обломков огромный древний квеври. При монастыре расположен так называемый музей винограда — здесь растут более 500 сортов винограда, в том числе редких и когда-то утерянных.

Кафедральный собор Алаверди

Высота собора — 50 метров, а высота внутреннего пространства превышает 42 метра. До строительства храма Цминда Самеба в Тбилиси Алаверди был самым высоким собором Грузии. По форме монастырь представляет собой крестообразное сооружение — триконх.

Несмотря на многократные разрушения, собор сохранил первоначальные очертания. Только из трех галерей, окружавших храм, сохранилась лишь одна. Снаружи стены монастыря украшены резьбой в виде орнамента.

Внутри храма сохранились древние фрески, потрясающие своей красотой изображения отцов и апостолов церкви, надписи на древнегрузинском языке и картины, датированные XV веком.

Как добраться

Собор Алаверди расположен в 20 км от города Телави и в 17 км от города Ахметы. При этом он находится в 10 км в стороне от трассы Телави — Ахмета. Поэтому добраться сюда общественным транспортом не получится.

Добираться нужно на арендованной машине, автостопом или в составе экскурсии.

Хотите сэкономить в путешествии? Напишите нам! Проект Viva-Georgia создан для того, чтобы делать отдых в Грузии популярным и доступным, поэтому мы предоставляем скидки от 5 до 25% на проживание в отелях и помогаем взять напрокат лучшие авто.

Собор Алаверди отражает покой и величие этих мест. Возведенный в XI-м веке, он и сегодня поражает грандиозностью своих масштабов. Ощущение присутствия многовековой истории и следы трудов людей, живущих здесь, делают атмосферу этого места особенной.

Хотите приехать сюда? Команда Viva-Georgia организует для вас экскурсию или тур, составит оптимальный маршрут путешествия и окажет любую другую помощь в поездке.

Фото: Настя Наумова.

Понравилась статья? Поделитесь!

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Google+

v-georgia.com

Монастырский комплекс Алаверди | Ваш путеводитель по Грузии

Алаверди — место, к которому прикасаешься взглядом и душой. И пока твой взгляд наслаждается суровой красотой величественных очертаний, через прикосновение души ты ощущаешь его размеренный пульс и звенящую чистоту, которая сквозит в архитектуре, наполненной собственным звучанием.

Алаверди – когда история может быть интересной

Всемирное наследие ЮНЕСКО регулярно пополняется интересными достопримечательностями, которые имеют особую культурную и историческую ценность для всего человечества. На очереди в этот уникальный список стоит Алаверди – духовный собор и монастырский комплекс, древний памятник зодчества и просто красивое место в  Кахетии (Грузия).

Являясь самым почитаемым в своем регионе, Алаверди уже давно стал местом настоящего паломничества. Ежегодно в конце августа – начале сентября сюда прибывает  большое количество верующих, которые отмечают Алавердобу – религиозный праздник и по совместительству знаменитый фестиваль настоящего монастырского вина.

Когда и как добраться до Алаверди?

Лучшее время для путешествий по Алазанской долине, в которой расположен комплекс, и посещения Алаверди – май-октябрь. До комплекса можно с легкостью добраться из Тбилиси. Стоимость поездки на такси примерно 112 лари (ок. 40,40 $), время в пути 1 час 36 минут. Тот же маршрут можно проделать и самостоятельно, на личном авто. В этом случае придется потратиться только на бензин. Ну а если вы оказались в Телави то поездка до Алаверди займет и того меньше времени – всего 20 минут.

Сам вход на территорию комплекса бесплатный. Время работы ежедневно, с 08.00 утра до 19.00 вечера. Для его посещения нужен специальный дресс-код – для женщин длинные юбки, а для мужчин брюки (не шорты!). Если же подходящей одежды под рукой не оказалось, то ее выдадут прямо на месте. Официально внутри комплекса запрещена любая съемка и фотографирование.

Кроме того, любители интересных впечатлений всегда могут воспользоваться и более насыщенной программой, рассчитанной на 10 часов путешествия по Кахетии. За это время помимо собора и монастыря Алаверди взору предстанут и другие достопримечательности – крепость Греми, монастырь Икалто, красоты Телави и имение Цинандали. 350 км увлекательного путешествия из Тбилиси по Кахетии и обратно в Тбилиси обойдутся где-то в 138,30 лари (50 $) с человека.

А любители дегустаций и грузинской национальной кухни могут выбрать еще один, не менее захватывающий маршрут из Тбилиси по Северной Кахетии. В него помимо посещения Алаверди входит экскурсия по крепости Уджарма, невероятные красоты Гомборского перевала, монастырь Икалто, замок Греми, ну, и, конечно же, музей виноделия в Напареули и визит на Шумский винный завод. Экскурсия, рассчитанная на 12 часов, обойдется в 325 лари (117 $) на двоих взрослых. В эту сумму уже включена стоимость всех входных билетов, роскошный обед из традиционных грузинских блюд и дегустация вин и чачи на открытой веранде с видом на виноградники.

Знакомство с Алаверди

Если описание Алаверди свести всего к одному предложению, то оно будет примерно таким – очень красивый и очень древний комплекс, расположившийся в Кахетии. Но ни в какое количество предложений не войдет подробное описание атмосферы собора и его монастыря, о которых можно говорить бесконечно.

Застывший во времени и пространстве, комплекс словно наслаждается собственным великолепием. Его величественные стены видны уже с трассы, и не свернуть к ним,  значит побороть собственное искушение, что сделать практически невозможно.

Окруженный периметром довольно внушительных крепостных стен, он включает в себя кафедральный собор, мужской монастырь, трехэтажные палаты, винный погреб, баню и кельи монахов. Отдельного внимания заслуживают собственные виноградники и пасека, на которых неторопливо трудятся местные монахи. За их жизнью можно понаблюдать непосредственно при посещении комплекса. Внешне очень сдержанные, они не обращают никакого внимания на туристов, зато с радостью отвечают на все вопросы, связанные с Алаверди.

Если тайно воспользоваться фотоаппаратом все же не удастся, то на память о спокойном и умиротворенном месте можно приобрести цветочную пыльцу и мед с местной пасеки. Или заглянуть в импровизированную лавочку, которая специализируется на продаже изделий из валяной шерсти. Ну, и, конечно же, стоит посетить «Дом Мацони» — небольшой ресторанчик, функционирующий возле Алавердского монастыря. Открытый в 2014 году, он уже известен во всей Грузии и за ее пределами. Именно здесь готовят уникальное мороженое из мацони – традиционный кисломолочный напиток из молока. Одна порция вкуснейшего десерта (150 гр.) обойдется в 5 лари (1,80 $) . Но оно стоит того!

Историческая справка

Возведение величественного комплекса началось еще в VI веке, когда основатель грузинского монашества Иосиф Алавердский построил на его месте небольшую церковь Св. Георгия. Постепенно территория вокруг нее обживалась монахами, благодаря действиям которых и возник сам монастырь Алаверди.

Позднее, в XI веке, по распоряжению царя Кахетии Квирике III, на территории монастыря был возведен кафедральный собор, который и по сей день поражает своими масштабами. Являясь самым высоким церковным сооружением Грузии (высота собора составляет ок. 50 м) он всегда считался духовным и культурно-просветительским центром региона. Библиотека монастыря насчитывала не одну сотню ценных рукописей, документов и книг, собственноручно переписанных монахами. А в период с XVII по XVIII века, монашеские кельи в нем занимали не мужчины, а монахини – женщины, принадлежавшие царскому роду, которые решили принять постриг и посвятить свою жизнь служению Богу.

На протяжении всей своей истории существования Алавердский комплекс неоднократно подвергался частичному разрушению. Его целостность нарушали многочисленные землетрясения и набеги кочевников. Но нужно отдать должное средневековым и современным мастерам реставрации, благодаря таланту которых, он не сильно претерпел от изменений и сохранился до наших дней практически в первоначальном виде.

Сегодня кафедральный собор – это яркий образец грузинского средневекового зодчества. Немного аскетичный снаружи, он довольно роскошно украшен внутри и являет взору интересные фрески и роспись, на тему жития святых. К слову о последних! Именно на территории Алаверди находятся усыпальницы основателя монашества Св. Иосифа Алавердского и великой мученицы Кетеван – супруги царевича Давида. Здесь же захоронены и кахетинские цари — Александр I и Георгий II Авгиоргий по прозвищу «Злой».

Фото: shutterstock.com

Путешественнику на заметку:

Что посмотреть в Кахетии за 2 дня

Выбираем гостиницу или отель в Кахетии 

Кварели

Гид по междугороднему транспорту

Сигнахи – маленькая Европа в сердце Грузии

georgiabest.ru

Достопримечательности Грузии: Алавердский собор | Тамар Тур

Кахетия - чудесный уголок уголок грузинского виноделия, лежащий в двух-трех часах езды от Тбилиси.

Путь от Тбилиси в сердце Кахетии - Алазанскую долину - начинается в левобережной восточной части города и идёт по Кахетинскому шоссе. Позади остаётся гладкая, как скатерть, Самгорская степь. Далее маршрут пересекает пологие гряды, суходолы и лощины обширного Иорского плоскогорья. А вскоре дорога уже петляет в лесистых отрогах Гомборского хребта. На высоких отметках дороги - стоит лесу раздвинуться - там, вдали, показываются скалистые исполины Кавкасиони с крутыми склонами и острыми пиками в снеговых шапках. Здесь же, на Гомборском хребте - царство лесных великанов: бука и граба. Особенно хорош бук. Высокие, прямоствольные деревья достигают толщины в несколько обхватов. Густые кроны, почти не пропуская лучей солнца, создают сплошной шатер и только светлые буковые стволы не дают этому " темному царству" погрузиться во мрак.

Ещё несколько поворотов дороги и взору туриста открывается огромная мозаика Алазанской долины, вытянутой по течению реки Алазани на 150 км. Долина отличается исключительно мягким и здоровым климатом. От северных ветров она защищена Главным Кавказским хребтом, который словно гигантский барьер ограничивает её по левому берегу Алазани. Слегка приподнятый, точно подставленный к солнцу, правый берег Алазани от поселка Ахмета до селения Хирса – это  сплошной виноградник, взлелеянный руками трудолюбивых жителей Кахетии.

 

В центре Алазанской долины, на расстоянии 13 км к северу от Телави, можно увидеть величайший храм средневековой Грузии - Алавердский Кафедральный собор (собор Святого Георгия) и монастырский комплекс. В своё время это было одно из самых высоких зданий в мире (более 50 м). Собор построен в XI в. и частично реставрирован в XV и XVIII вв. Производит он сильное впечатление гармонией своих громадных пропорций и подчеркнуто вытянутого, устремленного ввысь купола. Стоя у его древних стен, понимаешь, что ни враги, ни даже время никогда не разрушат этого здания, которое восхищает взгляд и одновременно дарит ощущение покоя.

Иосиф Алавердский

История основания монастыря Алаверди и его кафедрального собора тесно связана с епископом Иосифом Алавердским, день памяти которого в Грузии празднуется ежегодно 15 сентября. С самых ранних лет Иосиф решил для себя, что непременно станет монахом. Он вошёл в число тех знаменитых 12 монахов, которые вместе со своим учителем Иоанном Зедазнийским прибыли в Грузию для того, чтобы рассказывать населению страны о христианстве.

Когда в VI веке 13 монахов прибыли в Грузию, то каждому из них достался свой регион. Так Иосиф попал в Кахетию, где проводил строгую подвижническую жизнь. Его вера в Бога была настолько сильна, что никакие дикие звери, которые обитали в Кахетии в большом количестве, его никогда не трогали. А лани и косули приходили утором и вечером кормить монаха своим молоком.

Один из вельмож Кахетии, охотившийся в Алавердской степи, увидел монаха, который в чистом поле стоял на коленях и молился Богу. Он был так поражён и заинтересован, что остался с Иосифом. А молва о том, что в безлюдной Алавердской степи живёт монах, а вместе с ним и вельможа, который принял постриг и отрёкся от своей прошлой жизни, очень быстро разлетелась по всей округе. И с тех пор к святому Иосифу стали каждый день приходить люди. Некоторые слушали его проповеди, читали вместе с ним молитвы и возвращались в свой дом, а некоторые оставались с монахом навсегда. И таких людей становилось всё больше и больше. Так возникла обитель и был сооружен храм в честь святого великомученика Георгия.

Настоятелем этой вновь созданной обители был избран святой Иосиф. Этот человек с любовью отца заботился о каждом монахе и о том, чтобы жители Кахетии, наконец, оставили свои языческие суеверия, и приняли веру Христову. Чтобы рассказывать народу о Христе, о его жизни святой Иосиф очень часто оставлял созданный им монастырь и отправлялся по посёлкам проповедовать Слово Божие. Люди Кахетии, слыша о том, что Иосиф ведёт непорочную жизнь, с радостью принимали его у себя и с большой охотой слушали его рассказы. После таких проповедей многие раз и навсегда оставляли неверие и языческие обычаи в прошлом и принимали христианство.

Во время своей жизни в монастыре святой Иосиф составил катехизис, по которому и обучал своих монахов. К сожалению, в XVI веке эта святая книга была утрачена.

Когда святой почувствовал, что его земной путь близится к концу, то он заперся в тесной кельи и до самой своей смерти ни с кем больше не разговаривал. Умер Иосиф в 570 году, и был погребён в храме святого великомученика Георгия, в том самом храме, который он сам и основал.

Квирике III Великий и строительство Алаверди

В 1110 году Кахетию унаследовал царь Квирике III Великий (1010-1038). Именно этот правитель вновь объединил Кахетию и Эретию, бывшие тогда независимыми княжествами. Под его началом Телави стал центром Кахетии и превратился в очень богатый город, в котором был выстроен великолепный царский дворец. Был построен дворец и в другом населённом пункте – Тианети. При Квирике III, которого за все его благие деяния прозвали Великим, Кахетия стала богатым регионом. Годы правления Квирике III Великого были золотыми годами для Кахетии того времени.

Но самым главным своим достоянием царь, да и сам кахетинский народ, считали возведение собора Алаверди на месте деревянного храма во имя святого Георгия, который был построен святым Иосифом Алавердским. В каком именно году было начато и закончено строительство великолепнейшего храма точно установить не удаётся, но историки считают, то произошло это знаменательное событие между 1014 и 1037 годами.

В 1039 году Квирике III Великого убили, но Алаверди до сих пор напоминает о том великом человеке, который не пожалел денег своей казны и не побоялся возводить новый храм во времена, когда Кахетия  была буквально зажата между двумя врагами – Тбилиским Халифатом и горцами – аланами.

Алавердская епархия

Практически сразу после постройки Алаверди здесь была образована Алавердская Епархия. Тот, кто становился во главе епархии, был главой Церкви всей Кахетии того времени. К тому же глава епархии принимал непосредственное и активное участие в политической и культурной жизни региона и без него кахетинский царь не принимал ни одного решения.

Возглавляли  епархию только представители древних и влиятельных княжеских грузинских родов. Традиционно Алавердского епископа называли словом «Амба», от греческого «авва» - «отец». Такой порядок пришёл ещё от Иосифа Алавердского, который живя в Кахетии, именовал себя не иначе, как Амба Алавердский.

В период с XIII до XV веков о епархии нет никаких сведений, но объясняется это прежде всего тем, что именно на это время приходится война Грузии с монголами и войсками Тамерлана. 

Восстановлением Алавердской епархии занялся основоположник кахетинской династии Багратиони царь Георгий I (1466-1476). А вот сам разрушенный собор Алаверди был восстановлен другим царём Грузии - Александром I (1476-1511). Алавердская епархия снова и снова пыталась вернуть себе прежнюю власть, но ей этого не удавалось, и она надолго осталась во власти Мцхетского Католикосата.

В 1616 году Алаверди был практически полностью разрушен войсками иранского шаха Аббаса I, а сам монастырь солдаты превратили в крепость. В середине XVII веке территория монастыря Алаверди была заселена племенами тюрков, но после восстания в регионе, которое произошло в 1660 году, тюрков удалось прогнать, но нанесённый ущерб монастырю и храму Алаверди был настолько велик, что Алавердская епархия смогла восстановить здание только в самом конце XVII. Но очень скоро Алаверди снова разгромили, на этот раз лезгины. После этого на территории монастыря Алаверди возник женский монастырь во имя Харульской иконы Богоматери.

Алаверди. История происхождения названия

Происхождение слова «Алаверди» до сих пор остаётся загадкой. По этому поводу сказано немало слов, проведено много споров и рассуждений. Но к единому мнению пока прийти так и не удалось, поэтому стоит озвучить все выдвинутые версии того, что же может означать слово «Алаверди» и как оно появилось.

Иногда это красивое слово переводят как «Аллах дал» (Alla + Verdi,  где второе слово – это прошедшее время тюркского глагола «давать»). И если эту версию считать правильной, то становится очень интересно, кому же пришло в голову христианский храм называть тюркским словом.

Однако мало кто знает о том, что в Армении есть город с одноимённым названием – Алаверди. И город этот основали как раз турки – кочевники, и в городе этом тоже есть храм – монастырь Санаин. И некоторые очень часто именно этот монастырь и называют «монастырём Алаверди».

Нередко грузинский храм Алаверди называют ещё и Алаверды. Но это опять же большая ошибка. На самом деле Алаверды – это устаревшее название того самого города в Армении под названием Алаверди. А вот застольное слово «алаверды», которое тоже по каким-то причинам относят к названию храма в Грузии, здесь вообще не при чём.

Однако есть и ещё одна версия происхождения названия, и она кажется самой убедительной. По ней слово «Алаверди» – это искажённое Алва – Хварди, что означает «Алванская равнина». А если вспомнить, что храм построен именно на Алванской равнине, то всё встаёт на свои места.

Алаверди сегодня

Алавердский собор по свои архитектурным формам и стилю относится к первой половине XI века. Три апсиды собора заключены в строгие очертания прямоугольника внешних стен. Они приблизились друг к другу и слились с мощными подкупольными устоями.

Алавердский зодчий сумел создать, пожалуй, самый грандиозный во всей грузинской архитектуре и исключительно впечатляющий интерьер со стройными, необычайно устремлёнными ввысь пропорциями.

Снаружи собор очень скупо украшен, как и все вообще кахетинские памятники, орнаментальной резьбой. Но широкие, оформленные лишь арками и нишами поверхности огромных стен одного из самых высоких соборов Грузии (высота его 50 метров с лишним) способствуют впечатлению монументальности и грандиозности.

На восточном фасаде Алаверди  по сторонам центральной высокой арки расположены двойные валики, как бы вырастающие из пучка полуколонн, на которые опирается эта арка, которые очерчивают довольно сложную конфигурацию в виде арок и кругов. 

За всё время своего существования храм Алаверди несколько раз разрушался врагами и столько же раз восстанавливался практически из пепла. Так, в конце XV века здесь вновь был возведён купол из кирпича, своды и часть фасада. Крупный ремонт был произведён и после землетрясения, которое случилось в 1742 году. В XIX веке у храма были разрушены боковые пределы.

Архитектурный ансамбль Алаверди включает в себя епископский дворец, примыкающий к южной стене ограды, в котором расположена, сохранившая свой первоначальный вид, Трапезная XVI века. К северо-западу от собора находятся руины летнего дворца персидского наместника Фейхар-хана. Он был построен в 1615 г. вместе с низким восьмиугольным кирпичным павильоном. Так же здесь расположена Колокольня. Вокруг собора стоит крепостная стена.

После того, как здесь были проведены реставрационные работы, интерьер собора был практически полностью восстановлен. На стенах были обнаружены многочисленные изображения отцов Церкви  и апостолов, а также остатки надписи на древнегрузинском языке.

В жертвеннике храма были найдены изображения Богоматери и Иоанна Крестителя, но росписи сохранились не очень хорошо. И, конечно, очень часто на фресках храма можно встретить изображение виноградной лозы. Все эти росписи были забелены и нашли их только в момент тщательной реставрации внутренних стен здания. Сами же фрески и роспись храма относятся к разным эпохам, и это делает кафедральный собор ещё более интересным для туристов и историков.

Здесь же представлены такие изображения, как Христос Пантократор, Рождество Богоматери, Воскрешение Лазаря, Вознесение Святого Духа и Сошествие Святого Духа. Рядом можно увидеть и вполне жизненный сюжет – коронование царя и царицы. Вот только определить, кто именно изображён на фреске, пока не получилось.

Долгое время Алаверди являлся главным христианским собором Кахетии и поэтому в его стенах хоронили царей и цариц. Алаверди является последним приютом для таких знаменитых личностей Грузии, как: 

-  Святой Иосиф Алавердский;

-  Великомученица Кетеван, царица из рода Багратиони, жена царевича Давида. После смерти мужа эта женщина посвятила себя строительству церквей, монастырей и больниц. Царица Кетеван – героиня очень многих грузинских сказаний, песен и стихов;

-  Епископ Алавердский Иоанн, которого лезгины в 1480 году убили прямо в соборе;

-  Царь Кахетии Александр I (1445/1456 — 27 апреля 1511), который был убит после заговора своего сына Георгия;

-  Георгий II Авгиорги  или Злой Георгий (1469 — 1513), царь Кахетии, сын Александра I. Своё прозвище получил за убийство отца и ослепление и пленение младшего брата Дмитрия. Умер в Мухранской крепости, куда его заточил Баграт Мухранбатони;

- Теймураз I (1589—1663), царь Кахетии и Картли, поэт – лирик, умер в Иране в Астрабадской крепости через несколько лет, как полностью отошёл от дел государства;

-  Царевна Макрина, христианская святая.  

и другие.

Кафедральный собор Алаверди в список Объектов всемирного наследия ЮНЕСКО пока не включён, но находится на рассмотрении.

www.tamartour.ru

Алаверди - Грузия

ALQUIMIA Travel

ALQUIMIA Travel > Грузия > Алаверди 

Алаверди — кафедральный собор первой четверти XI века (собор Святого Георгия) и монастырский комплекс в Ахметском муниципалитете Кахетии, Грузия.

Недалеко от гостеприимного грузинского села Алаверди, расположенного в Ахметском районе, находится мужской монастырь Алаверди святого Георгия, основанный в VI веке.

Само слово «Алаверди» дословно переводится, как «дарованный богом».

Давным–давно, в начале XI века, царь Квирике — Кахи на том месте, где стояла небольшая церковь Святого Георгия, возвел великолепный кафедральный собор, который считается и по настоящее время одним из крупнейших соборов в Грузии. Изумительная церковь Святого Георгия была основана известной личностью — Иосифом Алавердели, одним из 13 каппадокийских отцов, который основал грузинское монашество.

Придя в Грузию со своим учителем, святым Иоанном Задазнийским, Иосиф Алавердели благополучно остался в Кахетии в совершенно бесплодной и безлюдной Алавердской степи, где вёл жизнь аскета. Его духовная сила была настолько велика, что его обходили стороной даже дикие звери, а красивые степные лани постоянно посещали его и нередко питали его своим чудодейственным молоком.

Однажды, один из знатных кахетинских вельмож во время охоты оказался в бескрайней Алавердской степи. Он был так сильно поражен, когда увидел святого Иосифа, что решил остаться с ним и дал обет Иосифу непременно воздвигнуть величественный храм в полюбившейся Алавердской пустыне, что впоследствии и сделал: заложил фундамент потрясающего Алавердского монастыря.

Чуть позже местное люди узнали о пребывании святого старца в Алаверди. Туда устремились толпы народа, чтобы воочию увидеть его и реально услышать назидания и удивительные проповеди старца. Большинство из тех, кого чрезвычайно привлекала  строгая жизнь монаха–пустынника, чудотворения и безграничная любовь старца, с ним оставались здесь. Число пустынников постепенно увеличилось, и образовалась достаточно большая община. Первым добродетельным настоятелем этой братии и был Иосиф Алавердский, который с большой отеческой любовью заботился о братии созданного монастыря и о всестороннем  духовном просвещении всей Кахетии. С крестом в руках, Святой Иосиф часто оставляя родное монастырское уединение, отправлялся в разные стороны на проповедь Слова Божия.

В 570 году Иосиф скончался и погребен был здесь же, в храме святого Георгия в Алаверди. На месте старого храма в IХ веке был успешно воздвигнут потрясающий Алавердский собор, в котором, непосредственно слева от превосходного алтаря, у самой его северной стены, под спудом блаженно покоится тело святителя Иосифа. Множество чудотворений происходит на скромной могиле преподобного старца и по, сей день.

Великолепный монастырь Алаверди сразу же стал в Кахетии главным храмом — там была одна из внушительных епархий в Грузии.  Не раз, из–за вражеских набегов Алаверди претерпевал сильные разрушения.

Алаверди, изначально был сугубо  мужским монастырем, чрезвычайно мощным очагом рукописной и просветительской  деятельности, здесь в разное время плодотворно работали очень известные грузинские каллиграфы и писатели.

Весь удивительный архитектурный ансамбль окружен прочной крепостной стеной и органично состоит из построек   различного назначения, среди которых  изумительные трехэтажные палаты. Здесь в  XVII–XVIII столетиях долгое время функционировала женская обитель, где благополучно проживали знатные особы царского рода, реально принявшие иночество. Собор с  XI века был и блаженным местом погребения кахетинских царей. Как говорят, здесь же захоронены, когда–то  привезенные в Кахетию мужественными монахами–августинцами святые мощи царицы Кетеван.

Собор Алаверди представлен на включение в список Всемирное наследие ЮНЕСКО.

Монастырский и епископальный комплекс Святого Георгия, расположенный в Кахетии, местечке Бодбе — это общенациональная грузинская святыня. Здесь в кафедральном соборе Святого Георгия покоятся останки равноапостольской Нино Каппадокийской — великой крестительницы Грузии — предвестницы христианской эпохи.

Задать вопрос

Задать вопрос

www.olegcherne.ru

Епископ и святитель Иосиф Алавердский

ИОСИФ (ИОСЕБ) АЛАВЕРДСКИЙ (?–570)

Епископ Алавердский, святитель

Память 7 мая (20 мая) и 15 (28 сентября)

Святи́тели – сонм святых из епископского чина, почитаемых церковью как предстоятели отдельных церковных общин, которые своей святой жизнью и праведным пастырством осуществили промысел Божий о Церкви в ее движении к Царству Небесному. Епископ являет своей Церкви образ Божий, символизируя Христа во время евхаристического богослужения и возглавляя общину во всей ее духовной жизни. Епископ уподобляется Христу, а пресвитеры, помогающие ему в управлении церковью, – апостолам. Вместе с тем епископ соединяет в себе церковную общину, предстательствует за нее перед Богом. Святость святителей как предстоятелей церкви (при условии беспорочной жизни и праведной кончины) есть прежде всего выражение святости самой Церкви как Тела Христова. Будучи ходатаями перед Богом за свою паству при жизни, епископы остаются таковыми и после кончины. Епископы получают дар учительства и продолжают апостольское служение.

ИОСИФ АЛАВЕРДСКИЙ с ранних лет избрал иноческий (монашеский) жребий. Затем стал учеником преподобного Иоанна в Антиохии. В числе 13-ти святых ассирийских отцов - основателей грузинского монашества - пришел в Иверию (Древнюю Грузию) со своим учителем святым Иоанном Зедазнийским. Когда Богородица возвестила Иоанну, что он должен послать своих учеников по землям иверийским для упрочения христианства, святитель Иосиф поселился в Кахети, в совершенно бесплодной и безлюдной Алавердской степи, где вёл жизнь аскета. Духовная сила его была столь велика, что его не трогали даже дикие звери, а степные лани приходили к нему и питали его своим молоком.

Однажды один из знатных кахетинских вельмож во время охоты оказался в Алавердской степи и был так поражен, увидев святого Иосифа, стоящего на молитве, что остался с ним и дал обет Иосифу непременно воздвигнуть величественный храм в полюбившейся Алавердской пустыне, что впоследствии и сделал: заложил фундамент потрясающего Алавердского монастыря. Вскоре молва о пострижении этого вельможи и о святой жизни преподобного Иосифа распространилась по Кахети. В Алавердскую степь устремились толпы народа, чтобы воочию увидеть его и реально услышать назидания и удивительные проповеди старца.

Большинство из тех, кого чрезвычайно привлекала  строгая жизнь монаха–пустынника, чудотворения и безграничная любовь старца, оставались жить подле него. Число пустынников постепенно увеличилось, и образовалась достаточно большая община. Так возникла обитель, и был сооружен храм в честь святого великомученика Георгия.

Первым добродетельным настоятелем этой братии и был Иосиф Алавердский, который с большой отеческой любовью заботился о братии созданного монастыря и о всестороннем  духовном просвещении всей Кахети. Языческие суеверия еще не были искоренены, и святой Иосиф, с крестом в руках, часто оставлял монастырское уединение и отправлялся на проповедь Слова Божия. Народ кахетинский, видя святую и непорочную жизнь преподобного Иосифа и его искреннее желание послужить им, с охотою и радостью принимал Евангельское учение, оставлял свое неверие и языческие обычаи.

Святой Иосиф составил катехизис (утраченный в XVI веке), по которому учил вверенную ему паству. Завершив под конец жизни свое высокое служение, святитель Иосиф затворился в тесной келлии для полного безмолвия.

В 570 году Иосиф мирно и блаженно скончался и был погребен здесь же, в храме святого великомученика Георгия в Алаверди. Слева от алтаря, у северной стены, под спудом покоится тело святителя Иосифа. На могиле преподобного старца происходят множество чудотворений.

 МОНАСТЫРЬ АЛАВЕРДИ

Монастырь Алаверди (VI век) – это святыня Кахети. Монастырь расположен недалеко от села Алаверди (20 км от г. Телави). На его территории находится один из самых знаменитых средневековых храмов Грузии – кафедральный собор Алаверди – собор святого Георгия (XI век). Само слово «Алаверди» дословно переводится, как «дарованный богом». На данный момент это действующий мужской монастырь.

Монастырь Алаверди святого Георгия был основан в VI веке Иосифом Алавердским, одним из 13 ассирийских отцов. Иосиф в числе учеников Иоанна Зедазнийского пришел из Сирии в Иверию для укрепления христианства. После проживания на горе Зедазени (около Мцхета) Иосиф отравился проповедовать в Кахети и построил небольшой храм святого Георгия в Алавердской степи. Вокруг храма начал собираться народ и так появился монастырь Алаверди. Иосиф Алавердийский умер в 570 году и был похоронен в храме.  

В XI веке кахетинский царь Квирике III Великий Кахи (1010-1037) построил на месте скромной церкви святого Георгия огромный крестово-купольный храм – Алавердский собор святого Георгия Победоносца (Цминда Георги).

Это была эпоха, когда Кахетия была периферийным грузинским государством, зажатым между Тбилиским Халифатом и горцами-аланами, и удивительно, что оно позволило себе проект "Великий кафедрал", на который решались только крупные царства вроде Тао-Кларджетского или Абхазского. Долгое время Алавердийский собор считался самым высоким в Грузии (его высота 50 метров). Алаверди сразу же стал главным храмом Кахети, здесь находилась одна из крупнейших епархий в Грузии. 

Изначально Алаверди был мужским монастырем, а также мощным очагом просветительской и рукописной деятельности. В разное время здесь работали известные грузинские писатели и каллиграфы. С XI века собор стал местом погребения кахетинских царей. Здесь же захоронены привезенные в Кахети монахами-августинцами святые мощи умершей мученической смертью царицы Кетеван (?-1624). Мощи Кетеван находятся под алтарем собора.

Алавердский храм неоднократно страдал от нашествий и землетрясений. Первая его реставрация была проведена в XV веке кахетинским царем Александром. В 1614 году разорительное нашествие шаха Аббаса коснулось Алаверди. Царь Теймураз I (1589-1663) бежал в Имерети, а иконы из монастыря увез в храм Светицховели. Персы переселили на Алванскую равнину племена туркменов, которые превратили монастырь в коровник и тюрьму. В 1659 году произошло Бахтрионское восстание против персов и туркменов, и Алаверди был освобожден.  

Землетрясение 1742 года вновь повредило храм, и в 1750 году царица Тамара начала новую реставрацию, которая была закончена ее сыном, царем Ираклием II (1720-1798). Реставрационные работы несколько изменили облик собора. В XIX веке после потери автокефалии Грузинской Церкви собор был полностью выбелен изнутри. В ходе исследовательских работ, проведенных в 1966 году, было обнаружено несколько слоев настенной живописи, некоторые фрагменты которой относятся к XI веку, другие – к XV-XVI векам. В XVII-XVIII веках здесь функционировала женская обитель, в которой проживали особы царского рода, принявшие иночество. В 1929 году монастырь был закрыт. Монашеская жизнь в нем была возобновлена только в 90-х гг. XX века.

Весь удивительный архитектурный ансамбль монастыря Алаверди окружен прочной крепостной стеной и органично состоит из построек   различного назначения. В ансамбль входят средневековая трапезная, летний дворец, винохранилище («марани»), колокольня и ограда. Главное здание собора прямоугольного плана. В центре его возвышается купол на высоком барабане. Но в действительности поражает не столько внешняя, сколько внутренняя его часть. И без того грандиозное пространство увеличивается высотой купола, создавая ощущение необъятности. Несмотря на все катаклизмы, собор сохранил свою первоначальную форму. Пропала только галерея, которая окружала его с трех сторон - остался только западный ее фрагмент. Наверное, именно поэтому сейчас не видны могилы кахетинских царей (Александра I, Александра II и Теймураза I) - они могли находиться в этой пропавшей галерее. В настоящее время основная территория монастыря закрыта для посещения, а подойти можно только к собору с западной стороны.

 Монастырские вина

Монастырь Алаверди, на протяжении веков находившийся под особым покровительством грузинской царской династии Багратиони, издревле известен своими винными погребами. Во дворе монастыря археологи обнаружили остатки древнейшего погреба VIII-X веков, в котором находились квеври различной величины. В XI веке царь Квирике III Великий Кахи вместе с кафедральным собором святого Георгия построил здесь хозяйственные здания и большой погреб, полностью соответствовавший величию царского монастыря. В 2006 году началось археологическое изучение этого древнейшего погреба. В процессе раскопок было обнаружено до пятидесяти квеври, которые вмещали около 60 тонн вина. Найденные квеври отличаются изысканностью форм и особым способом расположения сосудов в земле.

Алавердийские монахи решили возродить традицию производства вина в глиняных сосудах «квеври» (ныне эта технология известна как кахетинская). Работы по восстановлению погреба XI века проводились при финансовой поддержке винной компании «Бадагони». Обновленный погреб стал функционировать с 2006 года.

Каждый год в октябре в монастыре Алаверди проходит большой фестиваль монастырского вина, который называется "Алавердоба".

 

-

delicatours.ru


Смотрите также